Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

банальной тупости до опасений реприватиза-

ции. 

Никто уже не спорит с тем, что государство –

не  самый  эффективный  менеджер.  Но  при

этом почему-то упускается из виду тот факт,

что государство может и должно быть эффек-

тивным собственником. На данный момент в

мире не известно ни единого примера, когда

бы в производственной сфере собственник

был эффективным менеджером (такие при-

меры есть в финансовом секторе, в IT секторе,

но нет в промышленности). Тем не менее это

ничуть не мешает «владельцам  заводов, газет,

пароходов»  нанимать на работу эффективных

менеджеров. Никто при этом даже не задумы-

вается над таким беспредельно глупым актом,

как передача своей собственности  менеджеру.

Менеджер работает за зарплату, опционы, «зо-

лотые парашюты», за возможность участво-

вать посредством акций в получении прибыли

от собственности, которой он управляет – и

не более. Государство вместо приватизации

должно поступать точно также – нанимать на

работу эффективных менеджеров. В мире –

полно современных Ли Якокк. И этим надо

пользоваться. Конечно, это возможно только

в том случае, если стоит задача эффективного

использования  ресурса  на  благо  граждан

страны.

Очень часто, когда речь заходит о каких-то со-

вместных  проектах  с  участием  России,

Украины и Белоруссии, используется понятие

«интеграция». По моему мнению, оно катего-

рически лишнее – как мешающее как адекват-

ному  пониманию  происходящего,  так  и

несущее излишнюю политическую и культу-

ральную нагрузку. 

Вместо интеграции рациональнее было бы ис-

пользовать  понятие  «кооперация»,  которое

априори предполагает получение выгод всеми

сторонами. Здесь следует четко понимать, что

для получения выгод для наших стран имеет

смысл проводить четкое тактическое разделе-

ние на кооперацию внутреннюю и конкурен-

цию  с  внешними  акторами.  В  этой  связи

именно  элиты  трех  стран  должны  для  себя

определиться с источником, откуда они полу-

чают  прибыль  и  сознательно  пойти  на

ограничение нормы прибыли внутри коопе-

ративной зоны ради увеличения ее на внеш-

нем рынке. 

Подобная стратегия даст возможность при су-

ществующей ресурсной базе не только увели-

чить эффективность ее использования, но и

снизить  социальное  напряжение  внутри

стран, вызванное тем, насколько паразитиче-

ски на данный момент используются внутрен-

ние ресурсы. 

Следует  признать,  что  естественным  путем

(благодаря невидимой руке рынка) коопера-

ции добиться невозможно. Здесь потребуется

достаточно жесткое государственное регули-

рование,  состоящее  в  определении  правил

игры для местных олигархов и защите внут-

реннего рынка от действий транснациональ-

ных  корпораций,  интересы  которых  всегда

лежат вне интересов национальных государств

или их объединений. 

Кроме того, экономическая кооперация невоз-

можна без кооперации в военной сфере, по-

скольку, несмотря на декларируемые Западом

принципы свободной торговли, она заканчи-

вается тогда, когда вы не можете подкрепить

свои экономические интересы силой своего

оружия. Особенно это касается продажи на

внешних рынках таких стратегических това-

ров, как сырье, продовольствие и вооружение. 

Здесь можно вспомнить замечательный при-

мер с продажей украинских кольчуг Ираку. Из

абсолютно  рядовой  коммерческой  сделки

устроили целый политический процесс, еще

и  с  угрозой  применения  различного  рода

санкций. В реальности же продажа оружия –

абсолютно рядовой бизнес, и если США, к

примеру, не нравится, что с помощью украин-

ского оружия уничтожается американская во-

енная техника, то в строгом соответствии с

законами либерального рынка можно посове-

товать Америке перекупить эти заказы. США

– страна не бедная, может себе это позволить,

но  чтобы  развитие  событий  было  именно

таким, любой другой вариант попытки реше-

http://interaffairs.ru

11

 

    

 


background image

ния должен быть чреват угрозой применения

адекватного санкциям или к созданию каких-

либо еще искусственных препятствий отве-

том. 

Именно для этого и необходимо сотрудниче-

ство в военной сфере. Как минимум для этого.

Разговоры о развитии внутреннего рынка (под

таковым я сейчас подразумеваю рынки Рос-

сии, Украины и Белоруссии) почему-то всегда

начинаются  с  обсуждения  тарифной  поли-

тики, таможенных сборов и прочих, дезинтег-

рирующих факторах. Да, они важны. Но на

данный момент, я уверен, второстепенны, по-

тому что так называемый рост благосостояния

граждан, определяющий структуру и объем

внутреннего потребления,  о котором любят

говорить политики и чиновники, вызван от-

нюдь не ростом внутреннего производства в

наших странах и совсем не им.

Развитие  общего  внутреннего  рынка,  по

моему мнению, должно начаться с объедине-

ния усилий в области формирования образо-

вательного поля, имеющего общие стандарты

для наших стран и учитывающее как настоя-

щую ситуацию с дефицитом кадров в препо-

давательской  сфере,  так  и  отвечающего

интересам государств в области не только эко-

номической политики, но и стратегического

развития.

Здесь следует учесть, что и Россия, и Украина

практически  полностью  утратили  базу  для

подготовки профессионально-технического

образования молодежи и излишне увлеклись

катастрофически вредоносными по своим по-

следствиям  «западными  стандартами».  К

счастью,    есть  опыт  Беларуси,  позитивный

опыт, но у нее не хватит ресурсов самостоя-

тельно сохранять Status Quo в этом вопросе.

Следует немедленно отказаться от тестовой

системы оценок в школах и ВУЗах как не со-

ответствующей    современным  реалиям,  не

обеспечивающей достаточно квалификации

кадров.  Напомню,  что  экс-глава  ФРС  Алан

Гринспен в своей книге «Эпоха Потрясений»

всячески  критиковал  такую  систему,  утвер-

ждая, что благодаря ей начальное и среднее

образование в США практически нивелиро-

вано  до  уровня  «угадайки»,  а  американские

вузы вынуждены искать студентов за рубежом,

потому как уровень подготовки абитуриентов

внутри  страны  не  дает  возможности  им

учиться, так как они просто не понимают, о

чем идет речь на занятия в вузах. 

Также следует буквально уничтожить все «ин-

новации»  Болонской  системы,  которая  в

принципе не подходит для подготовки спе-

циалистов для реального сектора экономики:

инженер, не знающий высшей математики, но

прослушавший курс культурологи, не может

работать ни в качестве инженера, ни как куль-

туролог. Если этого не сделать вовремя, то уже

в ближайшие 10–15 лет ни о каком внутрен-

нем производстве речь уже идти не будет – в

самом прекрасном варианте останется только

крупноузловая сборка и все. Собственное про-

изводство умрет.

Вступление в ВТО много лет провозглаша-

лось панацеей для национальных экономик

стран  эск-СССР.  Но  результат  оказался  на-

много более прозаическим и плачевным. Вме-

сто «панацеи», как лекарства от всех болезней,

Украина, вступив в ВТО, получила изрядную

порцию избирательно действующего яда за-

медленного  действия,  который  постепенно

разрушал и разрушает национальную эконо-

мику и препятствует рациональному исполь-

зованию  собственных  ресурсов  для

увеличения национального богатства.  Пере-

ход на некие «международные стандарты» ока-

зался  очень  дорогостоящим  и  фактически

ненужным,  поскольку  советские  ГОСТы  во

многом не уступали, а то и превосходили за-

падные  аналоги  (потому  ликвидация  их  и

была одним из основных условий вступления

в  ВТО),  а  западные  рынки  как  были,  так  и

остались закрытыми для наших товаров. Мало

того, уничтожение системы собственных стан-

дартов  лишило  Украину  фактически  един-

ственного 

инструмента 

нетарифного

регулирования импорта, разрешенного в рам-

ках ВТО.

Использование общих стандартов на внутрен-

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

12


background image

нем рынке необходимо как один из путей для

нивелирования недобросовестной конкурен-

ции среди местных производителей. В част-

ности,  отсутствие  необходимости  получать

европейские  сертификаты  качества  суще-

ственно  снизит  финансовую  нагрузку  на

предприятия-изготовители. Если кому-то ка-

жется, что от этого пострадает качество, то он

может сравнить на вкус, к примеру, похожую

на пластилин вареную колбасу, произведен-

ную по «европейским технологиям» в Украине

и нормальную вареную колбасу, сделанную

по советским еще ГОСТАм из Белоруссии…

К тому же, общие стандарты позволят решить

проблему с совместимостью полуфабрикатов

и комплектующих да и существенно упростят

подготовку  кадров  и  повысят  мобильность

трудовых ресурсов.

15 октября Кабинет министров Украины на-

звал  условия  вступления  ее  в  Таможенный

союз с РФ, Беларусью и Казахстаном. Первое

- отмена экспортных пошлин на нефть, это 3

млрд долларов, второе - отмена экспортных

пошлин на нефтепродукты... Далее - сниже-

ние цен на газ. Кроме того, по словам замми-

нистра  экономики  Украины  Мунтияна,

необходимо также добиться отмены россий-

ских защитных мер и урегулирования вопроса

о гарантиях погашения возможных - в случае

вступления Украины в ТС - компенсационных

требований ВТО, цена этого вопроса - около

2 млрд долларов. «В Украине дефицит бюд-

жета,  этих  двух  миллиардов  долларов  нет.

Украина может пойти на переговоры со стра-

нами ВТО, сказать, что мы вступаем в новую

организацию при условии, если у нас будут га-

рантии,  что  эти  компенсации  будут  обес-

печены», - сказал он. Мунтиян назвал и еще

одно условие - «обеспечение загрузки украин-

ской газотранспортной системы», поскольку

Украина не может себе позволить потерять

свой транзитный потенциал.

Примечательно, что как только ЕС озвучило

свое недовольство приговором Тимошенко,

украинская власть моментально сменила свой

курс на диаметрально противоположный и ре-

шила вступать в Таможенный союз. Это глу-

пейшая позиция никак не соответствует ни

интересам Украины, ни интересам других чле-

нов Таможенного союза, поскольку Таможен-

ный союз рассматривается не как инструмент

экономической кооперации, а как политиче-

ский институт и элемент в торговле Украины

с Россией и ЕС за некие бонусы и преферен-

ции. 

До тех пор, пока ТС будет рассматриваться

именно в политическом контексте, вреда от

него будет намного больше, чем пользы, по-

скольку любые переговоры из сферы рацио-

нального  будут  переходить  в  категорию

иррационального, а также будет смещен ак-

цент с государственных интересов на личные

интересы  политиков,  поддерживающих  их

олигархов и принадлежащих им бизнес-струк-

тур. В таких условиях сам по себе факт вхож-

дения Украины в Таможенный союз не только

не даст ни ей, ни остальным участникам тех

выгод и преимуществ, которых можно было

бы ожидать от данного шага, а вызовет лишь

большую  напряженность  в  отношениях

между странами. 

К  сожалению,  и  российское  руководство  в

определенной мере рассматривает Таможен-

ный союз как политический инструмент, что

еще больше усугубляет и без того сложную

ситуацию. 

До тех пор пока руководство наших стран не

придет к консенсусу относительно того, что

согласованная экономическая политика при-

несет больше выгод всем, нежели конфронта-

ция или взаимные интриги, пользы от таких

инструментов, как Таможенный союз, будет

немного.  

Нельзя быть сильным везде. Этот нехитрый

военный принцип в полной мере применим

и в сегодняшней ситуации на мировых рын-

ках. Прежде чем говорить о том, что и как де-

лать  на  внешних  рынках,  желательно  бы

определиться с приоритетами (которые осно-

ваны  не  на  «виртуальном  прожектерстве»,

очень популярным сейчас у политиков, а на

аудите  имеющихся  возможностей  и  рацио-

http://interaffairs.ru

13

 

    

 


background image

нальных, просчитанных и подкрепленных ре-

сурсами планах на будущее).

На сегодня я вижу такие возможные приори-

теты  сотрудничества  на  внешних  рынках:

рынок продовольствия (зерна и масличных);

рынок вооружений; рынок энергоносителей;

рынок металла; рынок химических удобрений;

рынок авиапрома (самолеты и ремонт); рынок

строительных материалов; рынок сервисных

IT-технологий; рынок продовольствия (зерна

и масличных)

Основным  инструментом  на  этом  рынке

может быть зерновой пул. Но… на его пути

встал  вопрос  о  приватизации  земли  в

Украине. По факту, это будет не приватиза-

ция, а закрепление итогов многолетней ра-

боты черного рынка земли и ее распродажа

иностранцам и иностранным компаниям. Те

ограничения,  которые  предусмотрены  в  за-

коне «о рынке земли»  обходятся элементарно,

особенно с учетом того, что регистрация объ-

ектов собственности и прав собственности на

землю  в  Украине  разделена.  Корреляция

между этими процедурами – максимально не-

прозрачна.

Даже далекому от зернового рынка человеку

понятно,  что  интересы  латифундистов  в

Южной Америке, к примеру, которые войдут

на украинский рынок земли, будут в корне от-

личаться от интересов как украинских компа-

ний, так и российских. Так что в интересах

именно  российского  бизнеса  –  сделать  все

возможное для блокирования продажи земли

в Украине в нынешних условиях.

Что касается  рынка вооружений……Еще пя-

тилетка противостояния на этом рынке, и Рос-

сия,  и  Украина,  и  Белоруссия    вообще

рискуют лишиться его, кроме каких-то совер-

шенно мелких и незначительных сегментов.

Причем лишиться – исключительно по своей

собственной инициативе, за счет самостоя-

тельного уничтожения оборонпрома, задача

которого  продавать  столько  вооружений,

чтобы полученная прибыль шла на обеспече-

ние выполнения госзаказа по перевооруже-

нию собственных армий. Это и есть задача

номер 1. Не получение прибыли как таковой,

а  поддержание  паритета.  Избыточная  при-

быль  должна  инвестироваться  в  разработку

новых видов вооружений. 

Касательно рынка энергоносителей…  Я не

специалист в климатологии, но неплохо вла-

дею методами статистического анализа. А они

говорят  о  том,  что,  не  смотря  на  все  про-

граммы  экономии  энергии  и  вывод  про-

изводств  из  ЕС  в  Китай  и  т.д.,

энергопотребление Европы не падает, а рас-

тет.  Следовательно,  все  «газовые  войны»  -

только вредят нашим странам и вместо при-

былей приносят убытки. Всем. Либо мы соз-

даем 

консорциум 

в 

формате

«производители+транзитеры», либо сюда вла-

зят «западники». В итоге, пытаясь нажиться

друг на друге, наши страны теряют стратеги-

ческие деньги.

Рынок металла. Не думаю, что тут нужны осо-

бые выкладки. Если не снизить себестоимость

металла, то скоро с этого рынка нас выкинет

Китай,  помочь  ему  в  этом  процесс  сможет

Турция.

Рынок  химических  удобрений.  Этот  рынок

будет развиваться. Проблема нехватки продо-

вольствия уже есть и с течением времени она

будет усугубляться. Согласованная политика

на этом рынке должна обеспечивать низкие

внутренние цены и конкурентные внешние,

так как на продовольствии можно зарабаты-

вать больше – рынок лабильнее.

Рынок авиапрома (самолеты и ремонт). Если

сейчас не слить в единый картель оставшиеся

КБ,  производственные  мощности  и  подго-

товку инженеров и рабочих, то с собствен-

ными самолетами можно будет вскоре просто

попрощаться. 

Рынок  строительных  материалов.  Пример

строительной империи Елены Батуриной по-

казывает, что и этот рынок вполне возможно

расширять вовне и отвоевывать у европейцев

и азиатов.

Оганесян А.Г.: 

Всеобъемлющий доклад, ко-

нечно, провоцирует дискуссию. Но это будет

немного позже. Следующий доклад на тему

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

14

 

 


background image

«Интеграция как инструмент поддержания ре-

гиональной безопасности (проблемы и под-

ходы).

Я  постараюсь  отметить  три  основных  мо-

мента своего доклада: это момент теории, мо-

мент 

позитивных 

воздействий

интеграционных процессов в системе между-

народных отношений и негативные воздей-

ствия, которые могут возникнуть.

В настоящее время система международных

отношений как в теории, так и на практике

является предметом достаточно сильных из-

менений. Сегодня изменилась конфигурация

как самой системы, так и конфигурация без-

опасности. В частности, в международных на-

учных кругах все больше идет разделение на

так называемые «силовую коннотацию без-

опасности» или «hard power» и на так назы-

ваемые «мягкие угрозы, вызовы» или мягкие

компоненты (разнятся переводы) – «soft secu-

rity». В блок мягкой безопасности междуна-

родники включают, в том числе, проблемы

мягкой интеграции. 

Эти процессы и явления могут как позитивно,

так и негативно воздействовать как на регио-

нальную систему безопасности, так и на гло-

бальную  структуру  безопасности.  Здесь,

прежде всего, надо отметить, что сам по себе

термин «интеграция» как таковой означает не

только объединение некоторых общностей,

групп, регионов, стран и т.д. В основном базу

интеграции составляет восполнение утрачен-

ного, восстановление того, что было разру-

шено в ходе предыдущих трансформаций,

изменений, революционных явлений и т.д.

Трактовка  интеграции  как  восстановитель-

ного элемента наиболее применима к России,

Украине и Белоруссии. Если брать более ши-

роко, то и на всем пространстве СНГ, это яв-

ление  именно  восстановительное,  даже

больше носит охранительную коннотацию.

Интересно, что сегодня интеграция рассмат-

ривается как символ реализации матричной

теории международных отношений, т.е. за-

данность интеграции международных отно-

шений  и  способствование  укреплению,

усилению субъектов на постсоветском про-

странстве. Если Россия, Украина, Белоруссия

действуют в одиночку, безусловно, они могут

добиваться определенных успехов в вопросах

международного права и в других вопросах.

Сила и потенциал с точки зрения матричной

теории усиливается кратно.

Известный  политолог  и  исследователь  си-

стемной истории М. Каплан писал, что мак-

симилизация политическая и экономическая

кратно  усиливается  при  наличии  интегра-

ционной группировки. В настоящий момент

это принципиально важно.

Процесс интеграции может менять всю кон-

фигурацию безопасности на региональном

уровне,  он  воздействует  как  изнутри  этого

процесса  и  может  являться  выражением

внешнеполитической,  внешнеэкономиче-

ской  деятельности  государств,  которые  яв-

ляются субъектами этой интеграции. 

В 1990-х годах процесс интеграции рассмат-

ривался как текущий, незавершенный, из ко-

торого  сложно  делать  какие-либо  выводы,

http://interaffairs.ru

15

 

    

 

Пискунова 

Наталья Игоревна

кандидат  политических  наук,

заведующая  сектором  Инсти-

тута  международных  исследо-

ваний, МГИМО (У) МИД РФ

(Россия):