ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2629
Скачиваний: 8
дугин а. Г.
КонтрГеГемония
1
1. Грамшизм в мо
Прежде чем начать говорить о контргегемонии в первую оче-
редь нужно обратиться к Антонио Грамши, который ввел поня-
тие гегемонии в широкий научный политологический дискурс.
В своем учении Грамши говорит о том, что в рамках марксист-
ко-ленинской традиции существует три зоны осуществления
доминации:
Традиционная для марксизма экономичная доминация, ко-
торая определяется собственностью на средства производства,
что предопределяет сущность капитализма. По Марксу это эко-
номичное господство в сфере базиса.
Политическая доминация, которую Грамши связывает с
ленинизмом и рассматривает как относительную автономию
надстройки в сфере политики. Когда политическая воля опре-
деленных пролетарских сил способна изменить политическую
ситуацию даже в том случае, если базис для этого не совсем
готов. Грамши трактует это как автономизацию определенного
сегмента надстройки. Речь идет о политической власти, выра-
женной в партиях, в государстве, в классических атрибутах по-
литической системы.
Доминация в сфере третьего сектора в структуре надстрой-
ки, которую Грамши соотносит с гражданским обществом, при
этом делая акцент на фигуре интеллектуала.
1
Текст выступления А.Г. Дугина на заседании Центра Консервативных
Исследований МГУ им. М.В. Ломоносова 28. 02. 2013.
8
Часть I. Контргегемония
Грамши считает, что гегемония — это доминация установок
неравенства и господства, но не в сфере экономики и политики,
а в сфере культуры, интеллектуального и экспертного
сообщества, искусства и науки. Этот третий сектор обладает
такой же степенью относительной автономии, как и ленинизм
в политике. Революция, в таком случае, с точки зрения Грамши
имеет три аспекта: в экономической сфере (классический
марксизм), в политической сфере (ленинизм) и в сфере
гражданского общества, которое представляет собой сферу
свободы, а интеллектуал может сделать свой выбор между
конформизмом и нонконформизмом, выбор между гегемонией
и контргегемонией, между обслуживанием статус-кво и
выбором революции. Выбор, который делает интеллектуал,
не зависит ни от его экономического положения, т.е. его
отношения к собственности на средства производства, ни от его
политической принадлежности к той или иной партии.
Грамши рассматривает западный мир, как мир устоявшейся
гегемонии, в котором в сфере экономики установилась капита-
листическая система, в политике доминируют буржуазные по-
литические силы, в интеллигентной среде интеллектуалы об-
служивают интересы буржуазных политических сил и служат
капиталу. Все это в целом в международных отношениях созда-
ет некий контекст, в центре которого находится полюс устано-
вившейся гегемонии. Грамши предлагает нонконформистким и
революционно настроенным интеллектуалам создать истори-
ческий блок, противостоящий этой гегемонии. К этому момен-
ту вернемся несколько позже, а сейчас рассмотрим несколько
иной аспект грамшисткой мысли.
С точки зрения Грамши существуют такие ситуации, когда
возникают отношения между развитой капиталистической си-
стемой и теми обществами, которые еще не до конца интегри-
рованы в ядро гегемонии. Эти современные типы обществ, в
которых гегемония победила не до конца, Грамши описывает
как модель цезаризма. Он говорит о том, что в таких проме-
9
жуточных государствах политическая верхушка еще не по-
настоящему включена в капиталистический западный мир, где
капитал, гегемония и политические буржуазные партии, пред-
ставляющие интересы среднего класса задают повестку дня.
Чарльз Капчен в своей книге «Ничейный мир» предлагает
эту модель, которую Грамши называет цезаризмом, разбить на
три типа:
Это российская современная коррупционная автократия и
аналогичные модели на постсоветском пространстве, которые
представляют собой клано-коррупционные верхушки,
Система китайского тоталитаризма, которая сохраняет тота-
литарную власть на государственном уровне,
Система петромонархий Ближнего Востока, которые вклю-
чают в структуру своей доминации, в свой цезаризм, еще и ре-
лигиозные или династические аспекты, как например, Саудов-
ские султанаты. Иран может быть соотнесен к промежуточной
форме, между моделью монархий залива и российской автокра-
тией.
Цезаризм оказывается в очень интересных условиях: с од-
ной стороны он испытывает давление, исходящее от растущего
среднего класса, с другой стороны — исходящее от более разви-
того Запада. Гегемония извне и изнутри принуждает цезаризм
идти на уступки, десуверенизироваться, входить в общий гло-
бальный процесс в угоду глобальной гегемонии. С точки зре-
ния Грамши, цезаризм не может просто настаивать на своем,
игнорируя эти процессы, поэтому он идет по пути, который в
современной политологии называется trasformismo (берется
итальянский термин и иго написание сохраняется в английском
контексте).
Термин trasformismo, отсылает нас к грамшизму и
неограмшизму в теории международных отношений, где
под этим подразумевается игра цезаризма с вызовами
гегемонии, т. е. частичная модернизация, частичное движение
в сторону гегемонии, но так, чтобы сохранить политический
Дугин А. Г.
Контргегемония
10
Часть I. Контргегемония
контроль. Таким образом, trasformismo это то, чем занимается
Китай с 1980 г., чем занимается путинская Россия, особенно
в эпоху Медведева, чем занимаются исламские государства
в последнее время. Они вбирают какие-то элементы Запада,
капитализма, демократии, политических институтов разделения
властей, помогают состояться среднему классу, идут на
поводу у национальной буржуазии, внутренней гегемонии и
интернациональной внешней гегемонии, но делают это все не
до конца, не по-настоящему, на уровне фасада для того, чтобы
сохранить монополию на политическую власть, которая не
является строго гегемонистской.
Проделанный базовый анализ грамшистких терминов: геге-
мония, цезаризм и трансформизмо был необходим как прелю-
дия к разработке контргегемонистской теории.
2. исторический пакт
Поскольку все люди обладают политическими правами и
делегируют их партиям путем участия в выборах, а обладание
экономическими правами дифференцируются в экономической
сфере, Грамши считает, что и в третьем секторе существует точ-
но такой же процесс делегирования своих прав. Представители
гражданского общества уполномочивают интеллектуалов пред-
ставлять себя в сфере интеллекта в неком условном парламенте
гражданского общества.
Согласно теории неограмшизма существует понятие истори-
ческого пакта, а поскольку речь идет о гражданском обществе,
он может иметь два принципиально разных вектора: либо исто-
рический пакт направлен в сторону гегемонии, либо историче-
ский пакт может быть осуществлен в интересах революции.
Гегемония с точки зрения Грамши это не фатум, а выбор,
такой же, как выбор политических партий. Один из предста-
вителей неограмшизма Стивен Гилл (Stephen Gill) описывает в
качестве такого исторического пакта интеллектуал-конформи-
стов в пользу гегемонии Трехстороннюю комиссию. Это един-
ственные исследования этой организации, которые сами члены