Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2629

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

background image

дугин а. Г. 

КонтрГеГемония

1

1. Грамшизм в мо

Прежде чем начать говорить о контргегемонии в первую оче-

редь нужно обратиться к Антонио Грамши, который ввел поня-

тие гегемонии в широкий научный политологический дискурс. 

В своем учении Грамши говорит о том, что в рамках марксист-

ко-ленинской  традиции  существует  три  зоны  осуществления 

доминации: 

Традиционная  для  марксизма  экономичная  доминация,  ко-

торая определяется собственностью на средства производства, 

что предопределяет сущность капитализма. По Марксу это эко-

номичное господство в сфере базиса. 

Политическая  доминация,  которую  Грамши  связывает  с 

ленинизмом  и  рассматривает  как  относительную  автономию 

надстройки в сфере политики. Когда политическая воля опре-

деленных пролетарских сил способна изменить политическую 

ситуацию даже в том случае, если базис для этого не совсем 

готов. Грамши трактует это как автономизацию определенного 

сегмента надстройки. Речь идет о политической власти, выра-

женной в партиях, в государстве, в классических атрибутах по-

литической системы. 

Доминация в сфере третьего сектора в структуре надстрой-

ки, которую Грамши соотносит с гражданским обществом, при 

этом делая акцент на фигуре интеллектуала.

1

   Текст выступления А.Г. Дугина на заседании Центра Консервативных 

Исследований МГУ им. М.В. Ломоносова 28. 02. 2013.


background image

8

Часть I. Контргегемония

Грамши считает, что гегемония — это доминация установок 

неравенства и господства, но не в сфере экономики и политики, 

а  в  сфере  культуры,  интеллектуального  и  экспертного 

сообщества,  искусства  и  науки.  Этот  третий  сектор  обладает 

такой же степенью относительной автономии, как и ленинизм 

в политике. Революция, в таком случае, с точки зрения Грамши 

имеет  три  аспекта:  в  экономической  сфере  (классический 

марксизм),  в  политической  сфере  (ленинизм)  и  в  сфере 

гражданского  общества,  которое  представляет  собой  сферу 

свободы,  а  интеллектуал  может  сделать  свой  выбор  между 

конформизмом и нонконформизмом, выбор между гегемонией 

и  контргегемонией,  между  обслуживанием  статус-кво  и 

выбором  революции.  Выбор,  который  делает  интеллектуал, 

не  зависит  ни  от  его  экономического  положения,  т.е.  его 

отношения к собственности на средства производства, ни от его 

политической принадлежности к той или иной партии.

Грамши рассматривает западный мир, как мир устоявшейся 

гегемонии, в котором в сфере экономики установилась капита-

листическая система, в политике доминируют буржуазные по-

литические  силы,  в  интеллигентной  среде  интеллектуалы  об-

служивают интересы буржуазных политических сил и служат 

капиталу. Все это в целом в международных отношениях созда-

ет некий контекст, в центре которого находится полюс устано-

вившейся гегемонии. Грамши предлагает нонконформистким и 

революционно  настроенным  интеллектуалам  создать  истори-

ческий блок, противостоящий этой гегемонии. К этому момен-

ту вернемся несколько позже, а сейчас рассмотрим несколько 

иной аспект грамшисткой мысли. 

С точки зрения Грамши существуют такие ситуации, когда 

возникают отношения между развитой капиталистической си-

стемой и теми обществами, которые еще не до конца интегри-

рованы  в  ядро  гегемонии.  Эти  современные типы  обществ,  в 

которых  гегемония победила не  до конца,  Грамши описывает 

как  модель  цезаризма.  Он  говорит  о  том,  что  в  таких  проме-


background image

9

жуточных  государствах  политическая  верхушка  еще  не  по-

настоящему включена в капиталистический западный мир, где 

капитал, гегемония и политические буржуазные партии, пред-

ставляющие интересы среднего класса задают повестку дня. 

Чарльз Капчен в своей книге «Ничейный мир» предлагает 

эту модель, которую Грамши называет цезаризмом, разбить на 

три типа: 

Это  российская  современная  коррупционная  автократия  и 

аналогичные модели на постсоветском пространстве, которые 

представляют собой клано-коррупционные верхушки, 

Система китайского тоталитаризма, которая сохраняет тота-

литарную власть на государственном уровне,

Система петромонархий Ближнего Востока, которые вклю-

чают в структуру своей доминации, в свой цезаризм, еще и ре-

лигиозные или династические аспекты, как например, Саудов-

ские султанаты. Иран может быть соотнесен к промежуточной 

форме, между моделью монархий залива и российской автокра-

тией.

Цезаризм оказывается в очень интересных условиях: с од-

ной стороны он испытывает давление, исходящее от растущего 

среднего класса, с другой стороны — исходящее от более разви-

того Запада. Гегемония извне и изнутри принуждает цезаризм 

идти на уступки, десуверенизироваться, входить в общий гло-

бальный процесс в угоду глобальной гегемонии. С точки зре-

ния  Грамши,  цезаризм  не  может  просто  настаивать  на  своем, 

игнорируя эти процессы, поэтому он идет по пути, который в 

современной  политологии  называется  trasformismo  (берется 

итальянский термин и иго написание сохраняется в английском 

контексте). 

Термин  trasformismo,  отсылает  нас  к  грамшизму  и 

неограмшизму  в  теории  международных  отношений,  где 

под  этим  подразумевается  игра  цезаризма  с  вызовами 

гегемонии,  т. е. частичная модернизация, частичное движение 

в  сторону  гегемонии,  но  так,  чтобы  сохранить  политический 

Дугин А. Г.

 Контргегемония


background image

10

Часть I. Контргегемония

контроль. Таким образом, trasformismo это то, чем занимается 

Китай  с  1980  г.,  чем  занимается  путинская  Россия,  особенно 

в  эпоху  Медведева,  чем  занимаются  исламские  государства 

в  последнее  время.  Они  вбирают  какие-то  элементы  Запада, 

капитализма, демократии, политических институтов разделения 

властей,  помогают  состояться  среднему  классу,  идут  на 

поводу  у  национальной  буржуазии,  внутренней  гегемонии  и 

интернациональной внешней гегемонии, но делают это все не 

до конца, не по-настоящему, на уровне фасада для того, чтобы 

сохранить  монополию  на  политическую  власть,  которая  не 

является строго гегемонистской.

Проделанный базовый анализ грамшистких терминов: геге-

мония, цезаризм и трансформизмо был необходим как прелю-

дия к разработке контргегемонистской теории.

2. исторический пакт

Поскольку  все  люди  обладают  политическими  правами  и 

делегируют их партиям путем участия в выборах, а обладание 

экономическими правами дифференцируются в экономической 

сфере, Грамши считает, что и в третьем секторе существует точ-

но такой же процесс делегирования своих прав. Представители 

гражданского общества уполномочивают интеллектуалов пред-

ставлять себя в сфере интеллекта в неком условном парламенте 

гражданского общества.

Согласно теории неограмшизма существует понятие истори-

ческого пакта, а поскольку речь идет о гражданском обществе, 

он может иметь два принципиально разных вектора: либо исто-

рический пакт направлен в сторону гегемонии, либо историче-

ский пакт может быть осуществлен в интересах революции. 

Гегемония  с  точки  зрения  Грамши  это  не  фатум,  а  выбор, 

такой  же,  как  выбор  политических  партий.  Один  из  предста-

вителей неограмшизма Стивен Гилл (Stephen Gill) описывает в 

качестве такого исторического пакта интеллектуал-конформи-

стов в пользу гегемонии Трехстороннюю комиссию. Это един-

ственные исследования этой организации, которые сами члены