ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2620
Скачиваний: 8
11
этой организации не считают параноидальной формой теории
заговоров и признают ее академический статус.
В конечном итоге каждый человек, по Грамши, свободен
быть за капитализм или за коммунизм, причем, даже если че-
ловек не принадлежит к пролетарскому классу, он может быть
членом коммунистической партии в своей стране и участвовать
в политических битвах за социалистов или коммунистов. Про-
летарская классовая принадлежность не является обязательной
для включения в политическую партию. Точно так же на уровне
интеллектуализма, совершенно не обязательно быть обездолен-
ным, не обязательно быть выброшенным из системы общества
для того, чтобы встать на сторону контргегемонии, которую, и
это главный грамшисткий принцип, может выбрать любой ин-
теллектуал и включиться в исторический пакт революции.
В 60-е, а особенно в 70-е гг., когда грамшизм получил огром-
ное распространение в Европе, сложилась уникальная ситуация.
Тогда интеллектуальная сфера была полностью оккупирована
левакамии и было просто неприлично быть не коммунистом.
Коммунизм и мораль в сфере гражданского общества были ото-
ждествлены, при том, что в политической сфере компартии не
доминировали, а в экономической сфере продолжали сохра-
няться буржуазные отношения. Именно с этим, в значительной
степени, были связаны события 1968-го г. и приход к власти
Миттерана. Левый поворот во Франции начался не с победы
левых сил в парламенте и не с самой власти, а с создания фран-
цузскими интеллектуалами контргегемонистского историче-
ского блока, на тот момент марксистского. Они сделали свой
выбор, при этом их никто не выгонял из буржуазных газет, ко-
торые продолжали финансироваться различными буржуазными
кругами.
Эта степень свободы подводит нас к тематике конструктивизма
социальной реальности, которая не является некой фатальной
данностью. Процесс конструирования социальной реальности
обнаруживается в свободе интеллектуала осуществить свой
Дугин А. Г.
Контргегемония
12
Часть I. Контргегемония
фундаментальный выбор в пользу исторического пакта:
гегемонистского или контргегемонистского.
3. Контргегемония/контробщество
Концепцию контргегемонии вводит специалист в области
международных отношений Роберт Кокс (Robert W. Cox) как
обобщение грамшизма и применение его к глобальной ситуа-
ции. Он говорит, что на сегодняшний день вся система между-
народных отношений построена на обслуживании гегемонии.
Все, что нам говорится об отношениях государств, о смысле
истории, о войнах и вторжениях, есть чистая пропаганда геге-
монии мировой олигархической элиты. В значительной степени
этот конструкт держится на оси интеллигенции или интеллек-
туалов, выбирающих гегемонию.
Р. Кокс ставит вопрос о создании интеллектуальной
конструкции глобальной альтернативной революционной
реальности и для этого он вводит термин контргегемонии,
давая ему фундаментальное обоснование. Он говорит о
необходимости глобального исторического блока мировых
интеллектуалов, выбирающих революцию, выбирающих
критику статус-кво, причем, что самое важное, не обязательно
на марксисткой основе, потому что марксизм предполагает
некую экономическую фатальную запрограммированность
исторических процессов. Р. Кокс считает, что исторический
процесс открыт и в этом отношении доминация капитала есть
конструкт. В этом он очень резко отличается от неомарксистов,
в том числе от Валлерстайна.
Эта постпозитивистская, конструктивистская, постмодер-
нистская идея Р. Кокса, суть которой заключается в том, что в
условиях глобализации необходимо ставить вопрос о контрге-
гемонии столь же глобально, так как буржуазно-либеральная
гегемония, осуществляя трансформизмо (trasformismo), рано
или поздно сломит цезаризм.
Второй принцип, который вводит Кокс, это контробщество
(countersociety), так как сегодняшнее глобальное общество ос-
13
новано на доминации буржуазно-либеральных принципов, т.е.
является обществом гегемонии. Это общество гегемонии в язы-
ке, в образах, в технологиях, в политике, в нравах, в искусстве,
в моде, во всем.
Соответственно нужно построить контробщество. Все, что
хорошо в глобальном обществе, должно быть разрушено, и вме-
сто него должно быть построено новое общество, если угодно,
общество с обратным знаком. Вместо доминации универсаль-
ных принципов нужно возвести локальные коммуны, вместо
либерального монолога мы должны выстроить полилог органи-
ческих культур. Таким образом конт-общество будет представ-
лять собой альтернативу тому обществу, которые существуют
сегодня, во всех его основных принципах.
Термины Роберта Кокса это контргегемония и контробще-
ство.
4. Помыслить контргегемонию
Джон Хобсон (John M. Hobson), специалист в области меж-
дународных отношений, автор книги о евроцентризме в миро-
вой политике (The Eurocentric Conception of World Politics), в
которой он критикует западный расизм, а так же говорит о том,
что блестящая идея о построении в международных отноше-
ниях новой модели конт-гегемонии на основании работ Кокса,
Гилла и нео-грамшистов является благопожеланием. Критика
замечательная, но вот что делать, какой должна быть контргеге-
мония, мы в их работах не найдем, разве что две-три страницы.
Поэтому необходимо помыслить контргегемонию.
Для того чтобы помыслить контргегемонию, нужно сначала
помыслить гегемонию. Мы опять возвращаемся к этой теме для
того, чтобы как следует понять против чего мы мыслим.
Так что же такое гегемония?
Гегемония есть универсализация либерализма, понимаемого
как единственный монологальный контекст. Либерализм — это
абсолютное заблуждение, говоря о контргегемонии и контроб-
ществе мы подразумеваем тотальный демонтаж либерализма.
Дугин А. Г.
Контргегемония
14
Часть I. Контргегемония
Таким образом помыслить контргегемонию значит помыслить
нон-либерализм, помыслить общество, которое было бы ради-
кально противоположно либерализму. Здесь следует оговорить-
ся, что нон-либерализм, который мы должны помыслить при
построении контргегемонии должен быть нон-либерализмом
завтрашнего дня. Т.е. нон-либерализм вперед, а не нон-
либерализм назад.
Что такое нон-либерализм назад? Это давно исчезнувший за
горизонтом истории консерватизм, менее давно исчезнувший
фашизм и национал-социализм, и совсем недавно исчезнувший
коммунизм, советизм и социализм. Все это было преодолено
либерализмом не случайно, гегемония не случайно раствори-
ла, разложила, взорвала и отправила на историческую свалку,
во внеисторическое небытие те нон-либеральные идеологии,
которые были перечислены. Обращение к ним, при всей лег-
кости такого хода, не приблизит нас к решению задачи по соз-
данию контргегемонии. Мы будем носителями архаического,
марксистского, нацистского, фашистского или консервативно-
монархического дискурса, которые сами по себе уже продемон-
стрировали, что историческую битву с гегемонией они выдер-
жать не могут. Соответственно это неэффективное средство с
точки зрения reality-check для противостояния либерализму.
Основная победа либерализма заключается в том, что в цен-
тре его дискурса находится принцип: свобода против несво-
боды. Эта простая диалектика оказалась очень эффективной,
что наглядно продемонстрировал ХХ век. Для того, чтобы по-
бедить своих идеологических врагов, либерализм использовал
идею тоталитаризма как концепт. Поэтому, как только либера-
лизм нащупывал этот тоталитарный аспект в идеологиях, кото-
рые предлагали свою нон-либеральную альтернативу, он тут же
включал самую сильную часть своей идеологии, которая назы-
вается свобода, liberty.
Для того, чтобы более детально рассмотреть эти процессы,
необходимо вспомнить содержание свободы Джона Стюарта
15
Миля. Liberty — это «свобода от», негативная свобода, а для
того, чтобы работала негативная свобода, должна быть пози-
тивная не-свобода, т.е. тезис тоталитаризм. Когда есть обще-
ство, основанное, к примеру, на фашистской, расовой идентич-
ности, но конкретно вы под нее не подходите, в таком случае
ваша свобода будет направлена против этой идентичности. То
же самое в отношении коммунизма. Если вы не разделяете эту
идеологию, то вы к этому позитивному тезису тоталитарного
общества применяете негативный тезис свободы и в результате
вы рано или поздно побеждаете. Негативная свобода действует,
потому что «свобода от» приобретает содержание путем диа-
лектического отрицания.
Сегодня либерализм победил все, что мог победить и ста-
вил перед собой такую задачу. «Свобода от» сейчас дана нам
по определению, как факт. Сегодня мы живем в либеральном
мире, где в принципе, не от чего освобождаться, т.е. «свобода
от» выработала весь свой релятивно-созидательный потенциал,
потому что она освободилась от всех тех форм, которые, так
или иначе, держали индивидуума в некотором несвободном со-
стоянии. В этот момент обнаружилась чистая сторона liberty,
«свободы от» как свободы от чего бы то ни было, т.е. это на са-
мом деле нигилизм. Нигилизм, который не был на поверхности
именно потому, что кто-то препятствовал этой свободе. Соот-
ветственно, свобода в победившем либерализме обозначает ни
что иное, как абсолютизацию нигилизма. Освобождение ничто.
То, что мы проживаем сегодня, это абсолютная победа ге-
гемонии в сочетании с ее фундаментальной имплозией. Эта
имплозия либерализма является главным фактором его гегемо-
нистского триумфа. Но пока либерализму противостоит вялый
цезаризм на последних стадиях, как временная недоработка, ко-
торая является объектом доводки глобального либерализма для
того, чтоб конец истории наконец-то мог состоятся.
Кстати говоря, обратите внимание на то, что слово the end в
концепции The End of History Фрэнсиса Фукуямы мы понимаем
Дугин А. Г.
Контргегемония