Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2626

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Часть I. Контргегемония

как конец, но в английском языке у слова end есть еще другое 

значение — цель, т. е. это цель истории, ее телос, то, к чему 

она направлена. Это достижение историей своего пика, своего 

предела,  т.  е.  того,  куда  она  была  направлена.  Мы  живём  в 

либерализме  как  в  победившем  нигилизме,  и  имплозия  этого 

нигилизма осуществляется на наших глазах. 

От  чего  еще  осталось  освободиться  либеральному  челове-

честву?  От  последних  форм  коллективной  идентичности,  вы-

раженных  в  гендерной  принадлежности.  Проблематика  сек-

суальных  меньшинств  является  не  случайным  эпифеноменом 

либеральной  стратегии,  она  является  ее  центром.  Логика  в 

данном  случае  проста:  если  человек  не  освободится  от  пола, 

он останется в тоталитарном состоянии разделения с другими 

человеческими  индивидуумами  определенной  коллективной 

идентичности,  мужской  или  женской.  Соответственно,  смена 

пола — это не только право, но скоро станет еще и обязанно-

стью. Если человек не меняет пол, то он, по сути, фашист, пото-

му что, если индивидуум — это мужчина или женщина, значит, 

он согласен на рабское существование в рамках своего гендер-

ного определения. 

Не равенство пола, а именно его смена вытекает из liberty, 

«свободы от», свобода человека от гендера, от пола, так же как 

космополитическая  свобода  выбора  гражданства,  места  про-

живания,  профессии,  религии.  Все  эти  либеральные  свободы 

требуют логического этапа, свободы от пола, причем тотальной 

многократной смены гендерного пола, потому что индивидуум 

начинает привыкать и снова впадает в гендерные тоталитарные 

рамки. 

Но  и  это  еще  не  предел,  так  как  остается  последняя  не 

преодоленная  коллективная  идентичность,  принадлежность 

индивидуума  к  человеку.  Как  пример  необходимости  преодо-

леть человеческую идентичность, которая тоже является в ко-

нечном  итоге  фашизмом  с  точки  зрения  либеральной  логики, 

можно привести «Киборгманифест» Донны Харауэй (Donna J. 


background image

17

Haraway), а так же идеи, заложенные в трансгуманисткой про-

грамме.

Преодоление гендерной и человеческой коллективных иден-

тичностей  —  это  уже  просто  детали,  которые  еще  некоторое 

время будут занимать наше сознание, пугать консерваторов и 

неокончательно модернизированных либеральных элементов и, 

наоборот, вдохновлять либералов на следующие подвиги. При 

этом стоит отметить, что повестка дня сузилась, и по мере раз-

вития генетического и хирургического искусства, микротехно-

логий, биотехнологий, разгадки генома мы стоим, по сути дела, 

на пороге того, что эта программа станет техническим вопро-

сом. Предлагается не ждать этого, а мыслить так, что либера-

лизм принципиально в своей нигилистической программе осу-

ществил свою задачу. 

А что значит мыслить нон-либерализм вперед? Это значит 

мыслить нон-либерализм, который находится после этого расче-

ловечивания человека, после утраты гендерной идентичности. 

Необходимо  увидеть  горизонт  либерализма  как  абсолютную 

победу Ничто и предложить альтернативу не извне, а изнутри. 

Речь идет о том, что в конечном итоге либерализм выходит за 

пределы социологии и приводит нас к антропологической про-

блематике.  Общество  распадается,  возникает  пост-общество, 

возникает отдельный либеральный гражданин мира, космопо-

лит, который, по сути дела, не принадлежит никакому обществу.

Массимо  Каччари  (Massimo  Cacciari)  называет  это  обще-

ством тотальных идиотов, которые теряют возможность комму-

никации между собой, потому что утрачивают все общее, что 

их связывает, возникает индивидуальный язык, ризоматическое 

существование сети и так далее. В этой ситуации мы приходим 

к последней границе человека, с которой предлагается старто-

вать проекту конт-гегемонии. 

Принципиальным  курсом  контр-гегемонии  в  ее  антропо-

логическом  аспекте  является  идея  радикального  переосмыс-

ления свобод. Необходимо либерализму противопоставить не 

Дугин А. Г.

 Контргегемония


background image

18

Часть I. Контргегемония

тоталитаризм, потому что тем самым мы только подпитываем 

его деструктивные энергии, а принцип содержательной свобо-

ды, т.е. «свободы для», freedom в терминологии Дж. Миля. По-

дойдя к проблематике антропологии, в которой индивидуаль-

ный принцип ставится над человечностью, нужно либерализму 

противопоставить не консервативные ценности, а нечто ради-

кально другое, и названием для этого радикально иного являет-

ся понятие личности или персоны (person), т.е.freedom against 

liberty, person against individual.

Личность  возвращает  человека  к  сущности  его  человечно-

сти, это его революционное фундаментальное задание по соз-

данию самого себя собственными силами, это, если угодно, ме-

тафизическая  категория.  В  христианстве  личность  это  то,  где 

происходит слияние божественного начала с индивидуальным. 

Личность рождается в момент святого крещения. 

В религиях по-разному описывается личность, но, как это пре-

красно раскрыл в своих работах Марсель Мосс (MarcelMauss), 

в любом архаическом обществе именно понятие персоны стоит 

в центре внимания. Это не индивид, это пересечение данности 

и некоего духовного или обобщенного видового эйдетического 

субъекта. 

Таким  образом,  противопоставляя  индивидуальности 

какую-то  форму  социальной  интеграции,  мы  атакуем  либера-

лизм и предлагаем нон-либерализм сзади, а нужно выдвинуть 

модель  нон-либерализма  из  будущего.  Против  индивидуума 

должна восстать личность, против «свободы от» должна дви-

нуться «свобода для», а не несвобода, необщество и какие-то 

формы коллективных ограничений. Мы должны принять вызов 

нигилизма.  Это  по  Мартину  Хайдеггеру  есть  трудное  знание 

нигилизма.

Помыслить контргегемонию — это значит помыслить сози-

дательно-свободную личность как корень этой контргегемонии, 

без этого фундаментального переключения режима в условиях 


background image

19

тотального нигилизма мы никакой внятной концепции контрге-

гемонии не создадим.

5. модель контробщества

Модель контробщества должна быть обязательно открытой 

сверху, это принцип свободы, во главе этого общества должны 

стоять те, кто максимально открыт к персональному верхнему 

измерению, кто максимально не тождественен к самому себе. 

Это  философы-созерцатели.  Платонополис  как  политическое 

выражение открытого платонизма, где во главе стоит философ, 

который думает о чем угодно, только не о себе. Он не правит, он 

ничего не делает, но он открывает возможность всем быть лич-

ностями. Он открывает возможность обществу быть открытым 

сверху, он делает это общество по настоящему свободным, не 

замечая его ограничений. Он создает такое общество, это и есть 

государство, это и есть священное общество.

Контробщество должно строится сверху, оно должно быть 

абсолютно открытым по вертикали, это его главный принцип. 

Открытая  политическая  философия  вертикали  должна  быть 

платформой нового исторического пакта интеллектуалов. Если 

мы  будем  создавать  этот  пакт  на  основании  прагматических 

альянсов, мы не преуспеем, потому что либерализм рано или 

поздно захватит все эти формы.

6. Контргегемонистская диверсификация акторов в мо

Для  контргегемонистской  диверсификации  акторов  в  МО, 

можно оттолкнуться от понятий и дефиниций транснационализ-

ма и неолиберализма в международных отношениях, которые 

утверждают о расширении номенклатуры акторов в контексте 

гегемонии. Предлагается принять эту симметрию в построении 

контргегемонии и признать, что исторический блок должен со-

ставляться из акторов разных масштабов. 

Структура  контргегемонии  может  быть  такая:  в  центре 

стоят  интеллектуалы  с  открытой  вертикальной  философией, 

т.е.  исторический  пакт  интеллектуалов.  Он  должен  быть 

Дугин А. Г.

 Контргегемония


background image

20

Часть I. Контргегемония

обязательно глобальным, он не может быть национальным, ни 

в одной стране ни в одной культуре, даже, например, в большом 

исламском  мире  или  в  китайском  это  сделать  невозможно. 

Необходим  только  глобальный  масштаб  контргегемонии  и 

глобальное объединение контргегемонистских интеллектуалов 

на  основании  открытой  философии.  Вокруг  этого  главного 

актора  может  строиться  констелляция  разномасштабных 

систем,  симметрично  тому,  как  Джозеф  Най  (Joseph  S.  Nye) 

описывает  транснациональную  либеральную  систему,  где 

акторами становятся как государства, так партии и движения, 

отрасли,  группы,  религиозные  течения  и  даже  отдельные 

индивиды.

Все они не только могут, но и являются акторами в между-

народных отношениях, в гегемонистской модели глобализации. 

Мы же говорим о контрглобализации, не об антиглобализации, 

не о альтерглобализации, а именно о контрглобализации, кото-

рая признает что для того, чтобы обрушить эту гегемонию, не-

обходимо объединить разномасштабных акторов. 

7. Воля и ресурсы контргегемонии  

архипелаг массимо Каччари

Осью контргегемонистской стратегии должна быть констру-

ирующая воля, а не ресурсы. Сначала воля, потом ресурсы. Эта 

воля должна исходить из мировой контргегемонисткой интел-

лектуальной элиты в качестве депутатов глобального общества. 

Думают, конечно, все люди, но интеллектуалы думают еще и 

за других, потому и наделяются правом быть ходоками народа, 

быть представителями человечества как такового, глобальный 

дискурс которого сегодня захватили и формируют представите-

ли гегемонистского исторического блока. Кстати говоря, когда 

либералов атакуют по делу, то обязательно вскрывается скуд-

ность и несостоятельность их аргументации, и все это потому, 

что их аргументация волевая.

Тем  не  менее,  на  какие  ресурсы  может  опереться  эта  кон-

ституирующая  воля  интеллектуальной  элиты?  Прежде  всего,