Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2648

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

джон Хобсон

КонСтрУироВание 

еВроцентризма и теория 

междУнародныХ отношений КаК 

еВроцентриСтСКий КонСтрУКт

1

Введение: теория международных отношений как 

защитник западной цивилизации

Данная 

книга 

представляет 

двойное 

ревизионистское 

изложение  евроцентризма  и  теории 

международных  отношений.  В  то 

время как первый вариант представляет 

собой  альтернативное  понимание 

е в р о ц е н т р и з м а / о р и е н т а л и з м а 

заложенного в концепции, которая была 

создана  ныне  покойным  новатором 

Эдвардом  Саидом  (1978/2003),  второй 

утверждает,  что  теория,  которая  была 

разработана  как  внутри,  так  и  за 

пределами дисциплины международных 

отношений  в  последней  четверти  тысячелетия,  по  большей 

части, является европоцентристским конструктом. Или точнее 

говоря,  теория  международных  отношенийв  значительной 

степени  создала  ряд  евроцентристских  представлений  о 

мировом  порядке.  Я  говорю  о  них  во  множественном  числе, 

поскольку считаю, что евроцентризм является полиморфным, 

1

    Данный  текст  представляет  собой  введение  книги  Джона  Хобсона 

(John  M.  Hobson)  The  Eurocentric  Conception  of  World  Politics:  Western 

International Theory, 1760-2010. Cambridge University Press, 2012.


background image

182

Часть II. Евроцентризм

многозначным  дискурсом,  которые  кристаллизуется  в 

различные  формы.  Отсюда  вытекает  одно  из  центральных 

положений моей концепции: теория международных отношений 

не столько объясняет международную политику в объективном, 

позитивном  и  универсалистском  ключе,  сколько  стремится 

ограниченным  образом  прославлять,  защищать  и  продвигать 

Запад в качестве проактивного субъекта и высшего, идеального 

нормативногообразца мировой политики.

Конечно,  читатель  немедленно  сделает  предположение  о 

том, что для изображения теории международных отношений 

как евроцентризма, я обязательно обращусь к ее рассмотрению 

или пересмотру в свете империализма. Но одно из главнейших 

положений моей книги заключается в том, что «евроцентризм» 

принимает самые разнообразные формы, причем не только им-

периалистические,  но  ианти-империалистические.  Такой  шаг, 

конечно же, непосредственно проблематизирует сутьимпериа-

листическогоопределенияевроцентризма/ориентализма, данно-

го Саидом. Конечно, я понимаю, что разрубив гордиев узел меж-

ду  евроцентризмом  и  империализмом,  мы  рискуем  получить 

статус еретического движения в постколониальных кругах. Од-

нако в этой книге я постараюсь показать, что анти-империали-

стическая политика настолько же политически обременена, как 

и так называемая «другая» империалистическая политика. Кро-

ме того, я считаю, что обычное бинарное противопоставление 

евроцентристской или расистской концепции империализма к 

толерантной культурно плюралистической концепции анти-им-

периализма скорее надумано и менее реально, чем кажется.

Таким  образом,  эта  работа  обращена  не  только  к  теории 

международных  отношений,  но  и  к  другим  дисциплинам,  ко-

торые заинтересованы в понимании проблемы евроцентризма/

ориентализма. Со времен публикации основополагающей кни-

ги Эдварда Саида «Ориентализм» в 1978 году, идея и критика 

евроцентризма или ориентализма распространилась в социаль-

ных и гуманитарных науках среди концептуально обоснован-

ных дисциплин, таких, как политология, политическая теория 


background image

183

и теория международных отношений (МО), политическая эко-

номия/международная  политическая  экономика  (МПЭ),  по-

литическая  география,  социология,  литература/культурология 

и,  не  в  последнюю  очередь,  антропология.  А  с  учетом  моего 

убеждения насчет того, что евроцентризм заражает значитель-

ные области дисциплин, необходимость и даже срочность его 

изучения должны лежать в основе практических подходов. Тем 

не  менее,  многие  потенциальные  читатели,  не  работающие  в 

области МО, возможно, отложат чтение книги, в которой задей-

ствованы теоретики международных отношений, большинство 

из которых, работают в данной области.

Здесь важно понять, что я не просто отношусь к теории МО 

исключительно как к субъекту интереса, тем самым удваивая 

ее роль в качестве проводника и хранилища различных евро-

центристскихметанарративов. Таким образом, теория междуна-

родных отношений в данной книге будет тем же, что и западная 

литература для «Ориентализма» Эдварда Саида: работа, кото-

рую читают люди, даже не работающие в культурном или ли-

тературоведческом направлении.В любом случае, утверждение 

Саида по поводу четкой связи евроцентризма и международной 

политики, в данном случаем, империализма, теория МО долж-

на логически стать лакмусовой бумажкой, способной выявлять 

подобный дискурс в западной академической мысли.Таким об-

разом, данная работа может быть прочтена двумя различными 

аудиториями двумя различными, но дополняющими друг друга 

способами: читателем, не работающим в области МО, которые 

заинтересованы в изучении евроцентризма — какие многочис-

ленные формы он принимает и как его строение изменяется с 

течением  времени;  и  читателем,  работающим  в  области  МО, 

который заинтересован в понимании евроцентристских основ 

МО.По этой причине я попрошу от читателей, специализирую-

щихся на МО, терпения в определенные моменты, когда я рас-

сматриваю некоторых мыслителей, которые условно не связаны 

с МО, например, Карл Пирсон, Бенджамин Кидд, Дэвид Старр, 

Джордан и Латроп Стоддард.

Джон Хобсон

 Конструирование евроцентризма и МО


background image

184

Часть II. Евроцентризм

Чтобы  подготовить  читателя  к  путешествию,  в  этой  главе 

представлены три главные части: в первой излагаются ключе-

вые концептуальные подходы, из которых возник мой альтер-

нативный  взгляд  на  евроцентризм.  Я  разобрал  шесть  карди-

нальных  аксиом  теории  международных  отношений  с  учетом 

аргументов, приведенных в этой работе, прежде чем завершить 

главу собственным определением империализма или анти-им-

периализма в рамках теории МО.

Пересмотр «евроцентризма»  

как многозначного и разнородного дискурса

Обзор четырех типичных вариантов «ориентализма»

Следует сказать, что в центре внимания глав 2-12 лежат ос-

новные свойства, отмеченные мной справа в таблице 1.1. Та-

ким  образом,  каждая  глава  раскрывает  специфические  свой-

ства метанарративов, которые лежат в основе каждой теории 

МО: сведения о «стандартах цивилизации»; степень действия, 

приписываемая Востоку и Западу; положение по отношению 

к империализму и анти-империализму; и особенная «чувстви-

тельность». Несомненно, моя плюралистическая и многознач-

ная  концепция  «ориентализма»  отличается  от  одноцветного 

определения  Саида,  на  том  основании,  что  мое  построение 

в  сильной  степени  основано  на  случайности  всех  ключевых 

аспектов (за исключением общепризнанного соглашения, ка-

сающегося  центральности  стандартных  цивилизаций,  лежа-

щих в основе «ориенталистских» теорий).

Источник дважды редуктивной концепции евроцентризма/

ориентализма Саида заключается в первую очередь в том, что 

он объединяет то, что я называю евроцентристскиминститу-

ционализмом  с  научным  расизмом,  и  во-вторых,  соединяет 

ориентализм с чисто империалистической политикой. Из мно-

жества примеров, которые мы могли бы привести, два ниже-

приведенных кажутся достаточно приемлемыми. При обсуж-


background image

185

дении ориентализма в Европе в девятнадцатом веке, полагает 

Саид, «каждый европеец, в отношении того, что он мог ска-

зать  о  Востоке,  являлся…  практически  полностью  евроцен-

тричным расистом и империалистом» (Саид 1978/2003: 203-

4).  Или  же:  «сказать,что  ориентализм  был  рационализацией 

колониального господства — все равно что игнорировать ту-

степень, в которой колониальное господство было оправдано 

ориентализмом заранее, а не впоследствии» (Саид, 1978/2003: 

39).  Моя  собственная  не  редуктивная  концепция  изложена  в 

таблице 1.2 и представляет собой четыре поля матрицы; в ней 

изложены  четыре  основных  аспекта  «типичного»  евроцен-

тризма, который существовал в период с 1760 по 1945 гг.

Таблица 1.1 Альтернативная концепция ориентализма/

евроцентризма

 

Редуктивная  концепция 

ориентализма Саида

 

« Н е - р ед у кт и в н а я » 

концепция 

евроцен-

тристскогоинституци-

онализма  и  научного 

расизма

 

О т н о ш е н и я 

между  ори-

ентализмом  и 

научным  ра-

сизмом

 

Присуще

Расизм,  особенно  со-

циальный  дарвинизм, 

всего  лишь  высшее  вы-

ражение  империалисти-

ческого ориентализма

 

Условно

Расизм  и  евроцен-

тристскийинституци-

онализм  аналитически 

дифференцированы, 

даже при взаимном пе-

ресечении в некоторых 

областях

 

Центральное 

место  «стан-

дартов  циви-

лизации»

 

Да

 

Да

Джон Хобсон

 Конструирование евроцентризма и МО