ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2648
Скачиваний: 8
джон Хобсон
КонСтрУироВание
еВроцентризма и теория
междУнародныХ отношений КаК
еВроцентриСтСКий КонСтрУКт
1
Введение: теория международных отношений как
защитник западной цивилизации
Данная
книга
представляет
двойное
ревизионистское
изложение евроцентризма и теории
международных отношений. В то
время как первый вариант представляет
собой альтернативное понимание
е в р о ц е н т р и з м а / о р и е н т а л и з м а
заложенного в концепции, которая была
создана ныне покойным новатором
Эдвардом Саидом (1978/2003), второй
утверждает, что теория, которая была
разработана как внутри, так и за
пределами дисциплины международных
отношений в последней четверти тысячелетия, по большей
части, является европоцентристским конструктом. Или точнее
говоря, теория международных отношенийв значительной
степени создала ряд евроцентристских представлений о
мировом порядке. Я говорю о них во множественном числе,
поскольку считаю, что евроцентризм является полиморфным,
1
Данный текст представляет собой введение книги Джона Хобсона
(John M. Hobson) The Eurocentric Conception of World Politics: Western
International Theory, 1760-2010. Cambridge University Press, 2012.
182
Часть II. Евроцентризм
многозначным дискурсом, которые кристаллизуется в
различные формы. Отсюда вытекает одно из центральных
положений моей концепции: теория международных отношений
не столько объясняет международную политику в объективном,
позитивном и универсалистском ключе, сколько стремится
ограниченным образом прославлять, защищать и продвигать
Запад в качестве проактивного субъекта и высшего, идеального
нормативногообразца мировой политики.
Конечно, читатель немедленно сделает предположение о
том, что для изображения теории международных отношений
как евроцентризма, я обязательно обращусь к ее рассмотрению
или пересмотру в свете империализма. Но одно из главнейших
положений моей книги заключается в том, что «евроцентризм»
принимает самые разнообразные формы, причем не только им-
периалистические, но ианти-империалистические. Такой шаг,
конечно же, непосредственно проблематизирует сутьимпериа-
листическогоопределенияевроцентризма/ориентализма, данно-
го Саидом. Конечно, я понимаю, что разрубив гордиев узел меж-
ду евроцентризмом и империализмом, мы рискуем получить
статус еретического движения в постколониальных кругах. Од-
нако в этой книге я постараюсь показать, что анти-империали-
стическая политика настолько же политически обременена, как
и так называемая «другая» империалистическая политика. Кро-
ме того, я считаю, что обычное бинарное противопоставление
евроцентристской или расистской концепции империализма к
толерантной культурно плюралистической концепции анти-им-
периализма скорее надумано и менее реально, чем кажется.
Таким образом, эта работа обращена не только к теории
международных отношений, но и к другим дисциплинам, ко-
торые заинтересованы в понимании проблемы евроцентризма/
ориентализма. Со времен публикации основополагающей кни-
ги Эдварда Саида «Ориентализм» в 1978 году, идея и критика
евроцентризма или ориентализма распространилась в социаль-
ных и гуманитарных науках среди концептуально обоснован-
ных дисциплин, таких, как политология, политическая теория
183
и теория международных отношений (МО), политическая эко-
номия/международная политическая экономика (МПЭ), по-
литическая география, социология, литература/культурология
и, не в последнюю очередь, антропология. А с учетом моего
убеждения насчет того, что евроцентризм заражает значитель-
ные области дисциплин, необходимость и даже срочность его
изучения должны лежать в основе практических подходов. Тем
не менее, многие потенциальные читатели, не работающие в
области МО, возможно, отложат чтение книги, в которой задей-
ствованы теоретики международных отношений, большинство
из которых, работают в данной области.
Здесь важно понять, что я не просто отношусь к теории МО
исключительно как к субъекту интереса, тем самым удваивая
ее роль в качестве проводника и хранилища различных евро-
центристскихметанарративов. Таким образом, теория междуна-
родных отношений в данной книге будет тем же, что и западная
литература для «Ориентализма» Эдварда Саида: работа, кото-
рую читают люди, даже не работающие в культурном или ли-
тературоведческом направлении.В любом случае, утверждение
Саида по поводу четкой связи евроцентризма и международной
политики, в данном случаем, империализма, теория МО долж-
на логически стать лакмусовой бумажкой, способной выявлять
подобный дискурс в западной академической мысли.Таким об-
разом, данная работа может быть прочтена двумя различными
аудиториями двумя различными, но дополняющими друг друга
способами: читателем, не работающим в области МО, которые
заинтересованы в изучении евроцентризма — какие многочис-
ленные формы он принимает и как его строение изменяется с
течением времени; и читателем, работающим в области МО,
который заинтересован в понимании евроцентристских основ
МО.По этой причине я попрошу от читателей, специализирую-
щихся на МО, терпения в определенные моменты, когда я рас-
сматриваю некоторых мыслителей, которые условно не связаны
с МО, например, Карл Пирсон, Бенджамин Кидд, Дэвид Старр,
Джордан и Латроп Стоддард.
Джон Хобсон
Конструирование евроцентризма и МО
184
Часть II. Евроцентризм
Чтобы подготовить читателя к путешествию, в этой главе
представлены три главные части: в первой излагаются ключе-
вые концептуальные подходы, из которых возник мой альтер-
нативный взгляд на евроцентризм. Я разобрал шесть карди-
нальных аксиом теории международных отношений с учетом
аргументов, приведенных в этой работе, прежде чем завершить
главу собственным определением империализма или анти-им-
периализма в рамках теории МО.
Пересмотр «евроцентризма»
как многозначного и разнородного дискурса
Обзор четырех типичных вариантов «ориентализма»
Следует сказать, что в центре внимания глав 2-12 лежат ос-
новные свойства, отмеченные мной справа в таблице 1.1. Та-
ким образом, каждая глава раскрывает специфические свой-
ства метанарративов, которые лежат в основе каждой теории
МО: сведения о «стандартах цивилизации»; степень действия,
приписываемая Востоку и Западу; положение по отношению
к империализму и анти-империализму; и особенная «чувстви-
тельность». Несомненно, моя плюралистическая и многознач-
ная концепция «ориентализма» отличается от одноцветного
определения Саида, на том основании, что мое построение
в сильной степени основано на случайности всех ключевых
аспектов (за исключением общепризнанного соглашения, ка-
сающегося центральности стандартных цивилизаций, лежа-
щих в основе «ориенталистских» теорий).
Источник дважды редуктивной концепции евроцентризма/
ориентализма Саида заключается в первую очередь в том, что
он объединяет то, что я называю евроцентристскиминститу-
ционализмом с научным расизмом, и во-вторых, соединяет
ориентализм с чисто империалистической политикой. Из мно-
жества примеров, которые мы могли бы привести, два ниже-
приведенных кажутся достаточно приемлемыми. При обсуж-
185
дении ориентализма в Европе в девятнадцатом веке, полагает
Саид, «каждый европеец, в отношении того, что он мог ска-
зать о Востоке, являлся… практически полностью евроцен-
тричным расистом и империалистом» (Саид 1978/2003: 203-
4). Или же: «сказать,что ориентализм был рационализацией
колониального господства — все равно что игнорировать ту-
степень, в которой колониальное господство было оправдано
ориентализмом заранее, а не впоследствии» (Саид, 1978/2003:
39). Моя собственная не редуктивная концепция изложена в
таблице 1.2 и представляет собой четыре поля матрицы; в ней
изложены четыре основных аспекта «типичного» евроцен-
тризма, который существовал в период с 1760 по 1945 гг.
Таблица 1.1 Альтернативная концепция ориентализма/
евроцентризма
Редуктивная концепция
ориентализма Саида
« Н е - р ед у кт и в н а я »
концепция
евроцен-
тристскогоинституци-
онализма и научного
расизма
О т н о ш е н и я
между ори-
ентализмом и
научным ра-
сизмом
Присуще
Расизм, особенно со-
циальный дарвинизм,
всего лишь высшее вы-
ражение империалисти-
ческого ориентализма
Условно
Расизм и евроцен-
тристскийинституци-
онализм аналитически
дифференцированы,
даже при взаимном пе-
ресечении в некоторых
областях
Центральное
место «стан-
дартов циви-
лизации»
Да
Да
Джон Хобсон
Конструирование евроцентризма и МО