ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2647
Скачиваний: 8
186
Часть II. Евроцентризм
Мо н о п ол и я
Запада на дей-
ствие
Присуще
Запад обладает гипер-
действием, Восток —
нет
Условно
Запад всегда перехва-
тывает инициативу в
действии, в то время
как на Востоке про-
исходит вариация от
низкого до высокого
уровня действия; но
когда уровень высок,
оно считается регрес-
сивным и варварским
Склонность к
империализ-
му
Присуще
Условно
Может быть импери-
алистической и анти-
империалистической
Чувствитель-
ность
(Склонность
к
западной
вере в превос-
ходство)
Присуще
Условно
Расизм часто является
защитной реакцией и
отражает беспокойство
западного общества.
Некоторые расистские
идеи и во многом евро-
центристскийинститу-
ционализм выставляет
западную самоуверен-
ность, если не веру в
превосходство.
Чтобы выдвинуть свое возражение относительно дваж-
ды редуктивной концепции Саида я начну с разложения его
ориентализма на две составные части, научный расизм и ев-
роцентристский институционализм, а затем разделю эти кате-
гории на их империалистические и анти-империалистические
компоненты. Евроцентристский институционализм, который
начинает появляться в своей начальной форме после «откры-
187
тия» Америки испанцами
1
, стремительно возрос в течение во-
семнадцатого века во время европейского Просвещения и был
консолидирован в девятнадцатом веке
2
. Сведенный к своей
сути, дискурс находит различие в институциональных/куль-
турных факторах, а не в наследственных/биологических. Важ-
но отметить, что в подавляющем большинстве евроцентрист-
ские институционалисты верили, что все человечество и все
общества движимо универсальными причинами, поэтому все
общества способны к переходу от дикости/варварства к циви-
лизации. Однако, нельзя сказать, что климат и окружающая
среда не имели значения для евроцентристскогоинституцио-
нализма. Для некоторых, например, Фридриха Листа и баро-
на Монтескье, климат в конечном счете определял культуру и
институты.
Таблица 1.2. Четыре варианта типичного евроцентризма
в теориях международных отношений
Про–империалистиче-
ский
Анти–империали-
стический
Этноцентрист-
ский институци-
онализм
Научный расизм
(А) Патерналистский
(С) Наступательный
(В) Анти–патерна-
листский
(D)Оборонительный
1
См. Ян (2000); Инаятулла и Блейни (2004); Анги (2005); Боуден (2009);
ср. Пагден (1995)
2
Ср. Саид (1978/2003); Амин (1989); Бернал (1991).
Джон Хобсон
Конструирование евроцентризма и МО
188
Часть II. Евроцентризм
Но это было скорее исключением, нежели правилом, поэтому
климат представлял собой неустановившуюся переменную
1
.
Тем не менее, в то время как обычно предполагается, что
данный дискурс по своей сути является империалистическим,
как внутри, так и за пределами постколониальных кругов,
я определил два подраздела: империалистический и анти-
империалистический. Предыдущий я обозначил как
«патерналистский евроцентризм», который приписывает
1
Так, например, в то время как климатические аргументы мелькают
лишь на заднем плане в исторической теории Карла Маркса, он
утверждает, что засушливость может влиять на создание «восточного
деспотического» государства в Азии, но тем не менее, ее негативное
влияние на экономический прогресс может быть преодолено с помощью
европейской цивилизаторской миссии и принесения прогрессивных
институтов. Георг Гегель, напротив, в некоторой степени считается
климатическим детерминистом. Несомненно, он придает климату гораздо
больший онтологический вес, чем Маркс, заявив, что «в холодном и жарком
поясе можно не обнаружить местонахождения всемирно-исторического
народа… Поэтому настоящим театром исторических событий является
умеренный пояс» (Гегель 1837/2001: 97). Но даже здесь Гегель подкрепляет
свое утверждение оговоркой, согласно которой «природа не должна быть
оценена слишком высоко или слишком низко». Лист и Монтескье были
явными исключениями. Лист полагал, что Европа выдвинулась вперед
благодаря тому, что промышленность может процветать только в зоне
умеренного климата. Важно сделать следующее замечание: в то время
как Лист утверждал, что европейская колонизация определенно может
принести экономическую выгоду странами, находящимся в жаркой зоне
(Лист 1841/1909: гл.22), влияние тропического климата таково, что «на
настоящий момент зависимые колонии вряд ли когда-нибудь смогут
освободиться из своего состояния» (Лист, 1841/1909: 217). В отличие от
формулировки Маркса, даже те преимущества, которые были доставлены
на Восток посредством цивилизаторской миссии в конечном счете
были недостаточны для преодоления регрессионных тисков жаркого
климата. Примечательно, что доводы, подчеркивающие климатическое
происхождение восточного деспотизма, которые были наиболее полно
разработан марксистом Карлом Виттфогелем (1963), появились еще в
работах Монтескье. Его акцент на климате был временами настолько
силен, что приближал Монтескье вплотную к расистской позиции
(напр. Монтескье 1748/1990: 221-34). Эти исключения указывают на
возможность того, что тонкая (проницаемая) зона проникновения вполне
может находиться между евроцентристскиминституционализмом и
научным расизмом, что отражено в таблице 1.2.
189
западным обществам способность развивать новаторские
действия современногохарактера, в противовес восточным
обществам, которым присуще условное действие и
неспособность к самостоятельному формированию и
саморазвитию. В этой патерналистской модели на Запад
возложена империалистическая цивилизаторская миссия по
внедрению необходимых рациональных институтов в восточные
общества, что, таким образом, пробудит их разум, и тем самым
даст толчок их прогрессивному развитию в современности.
В свою очередь, анти-империалистический вариант при-
нимает форму анти-империалистическогоевроцентризма. В то
время как постколонизм предполагает, что евроцентризм в це-
лом отвергает предположение, о томчто восточные народы спо-
собны к самостоятельному формированию и саморазвитию, я
утверждаю, что это особого рода идея, утверждающая в частно-
сти, что не-европейцы будут развиваться естественно и спонтан-
но или же «саморазвиваться» внутри цивилизации. Это влечет
за собой то, что я называю восточным производным действием,
в котором подобные общества будут развиваться только по об-
разцу «естественного западного пути», который был изобретен
европейцами благодаря своей «исключительной институцио-
нальной одаренности». То есть, Запад остается источником раз-
вития, в связи с чем его особый путь развития определяется как
универсальный или естественный, по которому автоматически
последуют и не западные общества. В целом это означает не
только то, что нет никакой необходимости в западной цивили-
заторской миссии, чтобы дать толчок развитию не-Запада, но и
то, что империализм нужно рассматривать как препятствие для
развития восточных, а также западных, обществ.
В то время как научный расизм уделяет большое внимание
наследственным и биологическим проблемам, лежащим в ос-
нове различий, он часто сопровождается сильным акцентом на
климате и физической среде. Для некоторых причинное чередо-
вания расового поведения лежит в климатических/окружающих
Джон Хобсон
Конструирование евроцентризма и МО
190
Часть II. Евроцентризм
условиях среды, в то время как для других оно зависит в боль-
шей степени от генетических предпосылок. Эта многозначная
цепочка дискурсов является гораздо более разнородной, чем
этноцентристскийинституционализм; она была разорвана на
всевозможные под-дискурсы, включая социал-дарвинизм, евге-
нику, теорию зародышевой плазмы Вейсмана, менделизм и, не
в последнюю очередь, ламаркианизм: некоторые из этих тео-
рий взаимодополняют, другие же конфликтуют между собой
1
.
Одноиз наиболее распространенных популярных
заблуждений заключается в том, что научный расизм осно-
вывается на предположении обустойчивых или неизменных ти-
пических свойствах различных рас. Хотя это является верным
для евгеники, при этом игнорируются положения ламаркианиз-
ма (см. особ.Стокинг, 1982). Чрезвычайно важно принять это
во внимание из-за существующего беспорядка факторов со-
циальной практики ламаркианизма и по причине того, что это
было воспринято, хотя и в разной степени, многими научными
теоретиками расизма в МО. Поэтому стоит рассмотреть данное
положение более подробно.
В своей фундаментальной работе «Философия зоологии»
(1809/2011) Жан-Батист Ламарк утверждал, что культура и
социальная практика частично предопределяются расовым
поведением, в той степени, как и наследственность и окружающая
среда обладает некоторой автономией в формировании
поведения. Кроме того, это множество детерминант расового
поведения передаются последующим поколениям через
приобретенные наследственные характеристики. В качестве
типичного примера можно привести объяснение Роберта Бина о
1
Так, теория зародышевой плазмы Вейсмана, созданная в 1880-х
гг., отвергает предположение Ламарка, что приобретенные полезные
характеристики могут передаваться последующим поколениям. Точная
формулировка заключалась в том, что изменения в соме (тканях тела)
не влияют на зародышевую плазму (репродуктивную ткань). Позже
зародышевую плазму сместила ДНК. Схожим образом теория Ламарка
была опровергнута в двадцатом веке благодаря открытию законов
Менделя о генетической наследственности.