Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2639

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

201

не могу сосредоточиться и на большом числе

1

. По своей сущ-

ности мое исследование требует, чтобы в каждой главе было 

представлено  достаточно  мыслителей  для  поддержки  моего 

аргумента,  что  в  совокупности  они  представляют  один  тип 

или род «евроцентризма», однако же, их должно быть не на-

столько много, чтобы утратить глубину анализа.

Наконец, я охотно соглашусь, что мое мнение в МО лишь 

единственное  из  всевозможных.  Поэтому  я  не  отрицаю,  что 

другие «метанарративы» имеют права на свое место в теории 

МО,  главным  образом,  в  качестве  патриархата

2

.  Здесь  стоит 

отметить, что дискурсы «патриархат» и «евроцентризм» пере-

секаются разнообразными способами, за исключением неко-

торого  вмешательства

3

,  что  до  сих  пор  не  до  конца  изучено 

феминистками  в  теории  международных  отношений

4

.  В  лю-

бом случае, ключевым вопросом является то, как мое исследо-

вание евроцентризма/расизма повлияет на некоторые привыч-

ные аксиомы дисциплины международных отношений.

шесть евроцентристских мифов в теории мо:  

моральные цели мо в качестве защитника и 

распространителя западной цивилизации

Чтобы обобщить введением мой альтернативный подход к 

теории МО и основным обоснованиям дисциплины я, хотя и 

несколько еретически, разберушесть ключевых дисциплинар-

ных аксиом, которые в настоящее время почитаются как само-

очевидные истины, и представлю их в значительной степени 

как евроцентристский миф.

1

   Наиболее значительные работы Шмитта (1998а) и Бодена (2009). 

2

   В частности, Тикнер (1992, 2001).

3

   См. замечательные новаторски исследования Линга (2002); Чаудри и 

Наира  (2002);  Агатенжелоу  и  Линга  (2009);  Тикнера  (2011);  Хатчингса 

(2011).

4

   См. превосходные работы Хардинга (1998); Триведи (1984); Амоса и 

Пармара (1984); Моханти (1986; 2003); Лумба (1998); Балбека (1998).

Джон Хобсон

 Конструирование евроцентризма и МО


background image

202

Часть II. Евроцентризм

1. «миф о благородной особенности» и «миф о 

первооснове» в дисциплине

Естественно,  ключевой  аспект  этой  части  связан  с 

интеллектуальной 

историей/историографией 

теории 

международных отношений. Эта область значительно развилась 

за последнее десятилетие, вызвав тем самым у одного ученого 

риторический вопрос, являемся ли мы свидетелями «рассвета 

историографического  поворота»?  (Белл  2001:  15).  Однако 

некоторые едва ли приветствуют такое повышенное внимание: 

так, один видный ученый, работающий в теории МО, признался, 

что  «он  вздрагивает  при  мысли  о  том,  что  история  (как 

дисциплина)  становится  признанным  полем  исследований» 

(Браун 200: 118). Не менее авторитетный ученый Дэвид Лэйк 

жаловался  на  следующее:  «Я  обладаю  относительно  малым 

терпением для большой дискуссии в МО или МПЭ… Я часто 

мечтаю  о  том,  чтобы  ученые  (по  историографии)  прекратили 

созерцание  того,  как  проводить  исследование,  и  начали, 

наконец,предлагать  объяснение,  понимание  и  возможности 

по  улучшению  мира»  (Лэйк  2009:  48).  Но  непосредственной 

проблемой  здесь  является  то,  что  дисциплина  стала 

функционировать  на  основе  отдельного  (душевного)  учения 

вигов о своей интеллектуальной истории. «Миф о благородной 

особенности» существует в тандеме с «мифом о первооснове»

1

Таким  образом,  самоочевидной  истиной  считается  то,  что 

дисциплина была зачата на окровавленных полях сражений в 

Европе, и еще находясь в детском возрасте, была представлена 

в  1919  году  после  изнурительного  48-месячного  периода 

беременности. В этом надуманном учении вигов предполагается, 

что теория МО родилась с благородными моральными целями; 

чтобы преодолеть  травматический  опыт  своего  рождения  она 

стремилась  найти  способы  изгнания  призрака  войны  из  тела 

политики, несмотря на то, что циник, который построил этот 

1

   Эти два мифа связаны в идиоме Дункана Белла как «прогрессистский 

миф».


background image

203

миф  первоосновы,  на  первое  место  поставил  такие  мотивы, 

которые типичны для наивных младенцев (Карр 1946/1981).

В данной работе я хочу прямо оспорить этот миф о благород-

ной особенности, указав на ее темную сторону. Это одновре-

менно даст мне возможность, хотя и косвенно, бросить вызов 

мифу о первооснове, показав, что теория МО была, по крайней 

мере с 1760 года, подкреплена различными евроцентристскими 

метанарративами, которые так или иначе совершали работу по 

защите и прославлению Запада как самого важного нормативно-

го объекта ссылки в мировой политике. В процессе этого можно 

обнаружить сильную преемственность между теорией МО до 

1914  года  и  ее  межвоенным  последованием.  В  свою  очередь, 

это утверждение вносит вклад в ревизионистскую программу 

исследований,  которая  связана  прежде  всего  с  выдающимися 

новаторскими работами Брайана Шмидта и Роберта Виталиса, 

а также Торбйорна Кнутсена (как было указано мной в 6 главе).

Наконец, стоит вновь обратиться к Дэвиду Лэйку, который 

испытывал беспокойство насчет роста значимости историогра-

фии  внутри  дисциплины.  Если  мое  утверждение  о  том,  что 

теория  МО  принимает  форму  многозначного/полиморфного 

евроцентристского  конструкта  является  убедительным,  то  это 

приводит  нас  к  фундаментальному  вопросу,  как  мы  можем 

адекватно исследовать, теоретизировать или даже изучать МО 

(и МПЭ), не говоря уже об «улучшении мира», до того, как мы 

еще  не  разобрались  с  предыдущей  основополагающей  про-

блемой,  что  дисциплина  латентно  воплощает  определенный 

метанарратив, евроцентристский или какой-либо иной. Неспо-

собность обнаружить эти скрытые дискурс(ы) власти и пред-

рассудков означает не только то, что мы не сможем адекватно 

понять МО/МПЭ, но и то, что мы продолжим, часто не заме-

чая того, воспроизводить эти дискурсы власти в собственных 

работах. В любом случае, игнорировать данную задачу — все 

равно,  что  предполагать,  что  каким-либо  образом  возможно 

нейтральное изучение дисциплинарной истории. Но приведем 

Джон Хобсон

 Конструирование евроцентризма и МО


background image

204

Часть II. Евроцентризм

в этом месте цитаты двух выдающихся мыслителей: «не может 

быть никаких нелегитимных или нейтральных позиций, с ко-

торых может быть написана дисциплинарная история. Вся та-

кая история будет носить избирательный характер и руковод-

ствоваться определенной приверженностью (или оппозицией) 

по  отношению  к  конкретной  личности»  (Драйзек  и  Леонард 

1988: 1248).

Прежде всего, существует две взаимосвязанные причины, 

которые  лежат  в  основе  необходимости  привлечения  крити-

ческой  историографии  в  МО.  Во-первых,  теория  междуна-

родных  отношений,  прошлая  и  настоящая,  никогда  не  была 

пассивным  отражением  евроцентризма  и  научного  расизма, 

но всегда играла значительную роль в конструировании этих 

дискурсов; таким образом, между теорией МО и евроцентриз-

мом  существует  избирательная  близость.  Во-вторых,  и  пре-

жде всего, теория МО изначально политически перформатив-

на, поскольку реализуется на практике или в осуществлении 

мировой политики, поэтому необходимость ее деконструкции 

становится все более актуальной.

2. «Позитивный миф» в теории международных 

отношений

В  сущности,  дисциплина,  рассказывающая  «историю 

Запада»  ведет  к  требованиямприспособить  лозунг  из 

известной критической теории Роберта Кокса, что «теория МО 

(практически) всегда служит Западу и западным интересам» 

(1981/1986:  207);  хотя,  то,  что  определено  как  «западные 

интересы»  обязательно  варьируется  с  течением  времени  в 

соответствии  с  тем,  что  превалирует  в  «евроцентристском» 

метанарративе  в  данный  момент.  Я  говорю  «практически», 

поскольку  не  вся  теория  МО  придерживается  этого 

евроцентристского  слогана  с  различными  созданными  в 

постколониальном  стиле  исключениями,  появившимися  в 


background image

205

основном  в  последнее  десятилетие

1

.  И  это  сделано  не  для 

того, чтобы скрыть количество голосов, которые критиковали 

западный  расизм  в  своих  подходах  к  международный 

отношениям  в  прошлом

2

.  Не  рассматривая  исключительные 

случаи,  немедленным  следствием  данного  утверждения, 

как первоначально полагал Кокс, должно стать обращение к 

фундаментальному вопросу, причем не просто к выдающемуся 

образу  или  своеобразию  дисциплины,  но  также  и  к  общим 

взглядам  о  том,  что  теория  МО  основана  на  позитивной, 

свободной  от  ценностей  эпистемологической  основе.  Это 

и  есть  второй  миф,  который  подвергается  критике  в  данной 

работе;  тот,  который  обязательно  прилагается  к  мифу  о 

«благородной особенности» и «мифу о первооснове».

Мне  вспоминается  недавний  визит  одного  из  наиболее 

влиятельных  представителей  теории  МО,  Роберта  Кеохейна, 

на Факультет политологии в Университете Шеффилде в 2008 

году. На своем первом выступлении, которое открывало выпуск 

Политической Школы, он произнес смелую и страстную речь, 

в которой отмечались достоинства позитивизма и опускалась 

критическая  теория;  утверждалось,  что  пока  политические 

1

   Вместо того, чтобы сослаться на объемную и растущую в количестве не 

евроцентристскую литературу, я укажу читателю на некоторые ключевые 

журналы  форумов  и  сборники,  в  которых  представлены  следующие 

теоретики:  Персо  и  Уокер  (2001);  Наир  (2007);  Чаудри  и  Наир  (2002); 

Граффидд-Джонс  (2006);  Ян  (2006а);  Холл  и  Джексон  (2007);  Тикнер 

и  Вейвер  (2009);  Сет  (2011а);  Шиллиам  (2011);  Миллениум  (2011)  — 

специальный  выпуск  «Диалоги  в  МО»  (см.  статьи  Дж.  Энн  Тикнер, 

АмитавАчарья, Кимберли Хатчингс, Робби Шиллиам, ГурминдерБамбра, 

Мустафа,  Мустафа  Камаль  Паша,  Карвальо  и  др.,  Мира  Сабаратнам  и 

ФабиоПетито).  Обратите  внимание  на  других  важных  представителей, 

которые были упомянуты в 3 части книги.

2

   В частности, группа афро-американских марксистов, самые известные 

из них: Ральф Банч (1936), У. И. Б. Дубуас (1905, 1915); ср. С. Л. Р. Джеймс 

(1938/1980) и Эрик Уилльямс (1944). Для более полного обсуждения см. 

здесь  Кренн  (1999);  Виталис  (в  скором  времени).  Обратите  внимание, 

что  вышеупомянутые  ученые  по-разному  критикуют  теории  расизма, 

выдвинутые  различными  мыслителями  былой  расы,  принадлежавших 

к  евроцентристскомуинституционализму  (включая  Джона  Хобсона, 

НорманаЭнджелла и Леонарда Вульфа).

Джон Хобсон

 Конструирование евроцентризма и МО