Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2638

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

206

Часть II. Евроцентризм

ценности  по-настоящему  важны,  тем  не  менее,  они  всегда 

должны  следовать,  а  не  предшествовать  позитивистскому 

анализу.  В  последующем  выступлении  он  также  произнес 

страстную  и  впечатляющую  речь,  касавшуюся  множества 

нормативных  проблем,  которые  включали  в  себя  важность 

различных форм западной интервенции на «Юг». У меня сразу 

возник  вопрос  (хотя  я  и  не  осмелился  его  задать!):  что  если 

ценности,  которых  придерживаетесь  вы  и  другие  теоретики 

МО,  исходят  не  из  априорного  позитивного  метода  свободы 

от  ценностных  суждений,  а  от  базового  евроцентристского 

метанарратива?  Если  это  так,  то  претензия  на  научность/

рациональность,  свободу  от  ценностных  суждений  просто  не 

имеет  права  на  дальнейшее  существование.  Хотя  на  самом 

деле  мой  риторический  вопрос,  как  кажется,  подтверждается 

страстными 

аргументами 

Кеохейна, 

что 

западный 

гуманитарный  интервенционизм  и  программы  структурной 

перестройки  (приведем  только  два  этих  примера)  были 

необходимы  для  того,  чтобы  изменить  не-западный  мир  в 

сторону прогрессивного западного пути развития либерального 

капитализма  и  демократии.  Он  также  добавил,  отвечая  более 

смелому,  чем  я,  человеку,  задавшему  вопрос,  что  даже  если 

это  отдает  нео-империалистским  институционализмом,  то 

все  равно  будет  лучшим  вариантом,  чем  альтернативная 

«политика злокачественного пренебрежения»

1

, которая просто 

не предоставляет отсталому Востоку привилегии в развитии по 

прогрессивному западному образцу!

Абстрагируясь  от  этого,  логическим  следствием  моего  ут-

верждения  является  следующее:  дисциплина  направлена  на 

прославление  и  защиту  западной  цивилизации  как  высшего 

идеала и  образца, на который  стоит  равняться  в  мировой  по-

литике;  это  означает  принципиальный  вызов  укоренившимся 

убеждениям, одно из которых, в частности, касается гегемонии 

США, в том, что теория МО свободна от ценностных суждений 

1

   Хотя, если быть честным, это понятие ему приписываю здесь я.


background image

207

и производит позитивное, универсальное объяснение мировой 

политики, которое применяется во всех ситуациях, несмотря на 

культурное и расовое различие. Выходит, что если посмотреть 

на проблему с позиции не евроцентризма, то большинство те-

орий МО проводит ограниченный или местный анализ Запада, 

который маскируется под всеобщий.

3. «миф о больших спорах» и переосмысление понятия 

столкновения в теории мо

Данный  троп  дисциплины  заключается  в  том,  что  теория 

МО  движется  вперед  посредством  напряженных,  но  «здоро-

вых»  интеллектуальных  столкновений,  которые  известны  под 

названием «большие споры» и принимают форму манихейских 

героических  сражений.  Как  считается,  это  и  составляет  фор-

мирующую генеалогию дисциплины; таким образом, студенты 

могут  получить  представление  о  ней,  всего  лишь  изучив  эти 

великие битвы. Условно предполагается, что существовало три 

больших спора или даже четыре, если мы включим сюда так 

называемый «межпарадигмальный спор» 1970-х гг. Они вклю-

чают в себя ряд дискуссий: между «реализмом и идеализмом» 

в  межвоенный  период

1

;  между  «историей  и  сайентизмом»  в 

1960-х гг.; между тремя лидирующими парадигмами в 1970-х 

гг. и между «позитивистами и постпозитивистами» в 1990-х гг. 

Мы не будем заострять здесь внимание на важности областей 

данных споров. Кроме того, я считаю, что если рассматривать 

эти дебаты с не евроцентристской точки зрения, то они пред-

ставляются менее существенными и достаточно поверхностны-

ми. Следствием моих аргументов является то, что за шумом и 

яростью манихейских «больших споров» скрывается гул бара-

банов консенсуса практически всех сторон, касающихся защи-

ты и прославления западной цивилизации в мировой политике. 

Более того, пока введение в дисциплину представляется через 

столкновение между радикально различными теориями, будь то 

1

    Несмотря  на  то,  что  немало  предположений,  лежащих  в  основе 

«первого спора» оказывается весьма проблематичным (см. главу 6 и 7).

Джон Хобсон

 Конструирование евроцентризма и МО


background image

208

Часть II. Евроцентризм

реализм, либерализм, марксизм или конструктивизм — выхо-

дит, что при обзоре проблемы с не евроцентристской позиции, 

эти теории во многом проявляют незначительные отклонения 

от согласованного содержания евроцентристской темы.

4. «миф суверенитета/анархии»

Несомненно,  фундаментальной  аксиомой  дисциплины  яв-

ляется то, что теория МО имеет дело с изучением и теорети-

зацией  отношений  между  суверенными  государствами,  суще-

ствующими  в  анархическом  мире.  Также  основополагающей 

аксиомой является, в частности, то, что анархия подразумевает 

суверенитет. Главная идея этой книги заключается в том, что 

все  основные  теории  международных  отношений  последней 

четверти тысячелетия начинают свой анализ не с суверенного 

государства, а с социального анализа, где межгосударственные 

отношения  являются  производным  от  применения  априорной 

концепции «социального стандарта цивилизации»

1

. Хотя и по-

разному, теории МО по сути ориентированы на игровое поле 

юридически  равноправных  суверенных  государств,  но  нерав-

ное  поле  глобальной/цивилизационной  иерархии  и  градации 

суверенитетов.

В частности, я полагаю, что империалистские евроцентрист-

ские  и  расистские  теории  МО  продвигают  концепцию  «фор-

мальной иерархии», которые наделяют «гипер-суверенитетом» 

западные  государства,  а  также  отрицают  суверенитет  восточ-

ной  формы  правления  (например,  в  нео-империалистской  те-

ории МО после 1989 года) или предоставляют им «условный 

суверенитет», который может быть отменен, если не выполня-

ются «цивилизационные» условия (например, в нео-империа-

листской теории МО после 1945, а особенно после 1989 года). 

В  отличие  от  анти-империалистских  евроцентристских  и  ра-

систских теорий МО, которые, как на первый взгляд кажется, 

уважают  политическое  самоопределение  восточного  устрой-

ства, тем не менее, лишают его культурного самоопределения 

1

   См. также Кин (2005); Лонг и Шмидт (2005b).


background image

209

и требуют отказа от цивилизационной идентичности в пользу 

ассимиляции или культурного приспособления к западным ци-

вилизационным нормам. Выходит, что западные государствам 

получают  «полный  суверенитет»,  в  то  время  как  восточному 

политическому устройству предоставляется лишь «ограничен-

ный» или «неполный суверенитет». Таким образом, мы сталки-

ваемся с концепцией «неофициальной иерархии» и градацией 

суверенитетов.  Я  уточняю  эти  вариации,  поскольку  они  фор-

мируют важную часть дискуссии, предпринимаемой в каждой 

главе (общее резюме представлено в 13 главе). В целом, идея о 

том, что теория МО связана с изучением и теоретизацией отно-

шений между суверенными государствами, сосуществующими 

в анархическом мире, является четвертым мифом.

5. «миф о глобализации»

«Мифом  о  глобализации»  я  не  утверждаю  то,  что 

глобализации не существует. Я говорю здесь о совсем другом. 

В рамках дисциплины естественным образом предполагается, 

что  проблема  глобализации  лишь  недавно  в  той  или  иной 

форме стала занимать умы теоретиков. Но к своему удивлению 

я  обнаружил,  что  во  многих  случаях,  включая  некоторых 

реалистов,  теоретики  МО  с  1760  года  делали  значительный 

акцент  на  глобализации,  даже  если  и  использовали  разные 

термины.  Более  того,  я  считаю,  что  глобализация  была 

политически  сконструирована  различными  способами.  Таким 

образом,  одно  направление  теории  МО  создает  конструкт 

«глобализации  как  варварской  угрозы»,  выраженный  отчасти 

в  расистском  реализме  и  современном(после  1989  года) 

«западном реализме», расистском культурном реализме(до 1945 

года)  и  евроцентристскомкультурном  реализме  (после  1989 

года).  Другое  направление  теории  МО  изобретает  конструкт 

«глобализации  как  возможности  для  Запада  переделать 

мир  по  западному  образцу»:  сюда  входит  патерналистский 

евроцентризм Маркса, Хобсона, Энджелла, Циммерна и Вульфа, 

а также либерально-империалистский наступательный расизм 

Джон Хобсон

 Конструирование евроцентризма и МО


background image

210

Часть II. Евроцентризм

Райнха, Ирланда, Сиджвика, Стронга, Вильсона и Кидда, а также 

в некоторых вариантах социалистических расизм/евроцентризм 

и  в  большей  части  расистский  реализм.  Примечательно,  что 

этот троп находит свой современный эквивалент в манифесте 

патерналистского  евроцентризма  либеральной  теории  МО, 

включая  сюда  Ролза,  Тесона,  Фукуяму,  Нуссбаума  и  многих 

других.  Отметим,  что  с  позиции  не  евроцентризма  в  рамках 

теории  МО  глобализация  стала  рассматриваться  в  качестве 

пятого мифа дисциплины относительно недавно, с тех пор, как 

он появился в той или иной форме в 1760 года.

6. «миф теоретических великих традиций»

Наконец, одним из ключевых результатов этой книги являет-

ся неизбежность пересмотра всех главных теорий международ-

ных отношений, что определенно приводит к альтернативным 

дискретным мировоззренческим концепциям, так как это нару-

шает стандартную линейную идею относительно непрерывно-

сти теоретических «великих традиций» сквозь время 

1

Этим я обращаюсь к позиции, которую ключевые теории — 

либерализм,  реализм  и  марксизм  —  часто  представляют 

с  точки  зрения  антиисторических  непрерывных  «великих 

традиций», которые появились несколько столетий назад, если 

не  тысячелетий  в  случае  либерализма  и  реализма.  На  такое 

толкование умело ссылаются как на «эпическое представление» 

МО  (Шмидт  1998a:  гл.1).  Так,  например,  реализм  восходит  к 

Тациту,  затем  обращается  к  Гоббсу  и  Макиавелли,  чтобы 

достигнуть кульминации у Уолтса, Джилпина и Маршаймера, 

с помощью Кара и Моргентау. В процессе, все неоднородности 

становятся  неотчетливыми,  и  каждый  теоретик  представляет 

изоморфные  свойства.  Ключевое  изменение,  которое  я 

совершаю  здесь,  должно  показать  разнородные/полиморфные 

или разносторонние свойства главных теорий, в соответствии 

с чем, каждая теория формулируется в радикально различных 

и  дискретных  формах  с  течением  времени  —  также  как 

1

  См. Шмидт (1998a: гл.1); Кин (2005: гл. 1).