Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2303

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дискурсов и конкретных исторических блоков, все время существующих на национальном и международном уровне и в подобных условиях уравновешивающихся оппозиционными дискурсом и блоками; они взаимно дополняют или заменяют друг друга в случае крушения. Необходимы широкие исторические исследования, сконцентрированные не только на странах «первого мира». Можно начать, по крайней мере, со становления современной мировой экономики, как определил это Бродель (1981) или даже раньше (см. Барри Гиллс).

Независимо от того, принимаются ли вышеприведенные гипотезы, аргументы и предложения для исследования, их се­рьезное рассмотрение предполагает необходимость последо­вательного решения онтологических вопросов, и их теорети­ческого изменения. В данной книге приведен иной, далеко не единственный способ, с помощью которого можно попытаться исследовать некоторые изменения, которые происходят в фор­мирующемся мировом порядке. Он является одной из попы­ток частичного описания кризиса мирового порядка, кризиса, отражающего изменения в интеллектуальном мире и вызова, брошенного гегемонистскому дискурсу, а также изучению по­литической экономии и международных отношений. Кроме того, в конце двадцатого века между экономикой и политикой изменилась историческая диалектика мирового порядка, были созданы новые политические условия, где только некоторые из них полностью или явно заметны.

Подобные изменения часто открывают политическое про­странство для контр-гегемонистских движений. Чтобы вы­зовы оказались значительными, необходима синергия между прогрессивным общественным движением и политической партией. Среди прочего, потребуется терпимость и уважение различий, а также сознательное усилие для преодоления раз­рыва (некоторые могут назвать его пропастью), например, меж­ду историческим материализмом и феминистским проектом эмансипации (см. Тикнер, 1991). В свете указанных событий


развитие массовых коммуникаций и образования будут иметь решающее значение, в частности, те их компоненты, которые связаны с материальной жизнью и политикой. Гуманизация управления над силами глобализации, рассмотренная в преди­словии, потребует, говоря словами Грамши, долгой и упорной «позиционной войны», чтобы прогрессивные силы могли спло­титься в более интегрированные контр-гегемонистские блоки, способные участвовать в интеллектуальной и политической борьбе на различных уровнях формирующегося мирового по­рядка: от локального до глобального.

Очерки программы научных исследований

Чтобы подвести итог, отметим, что новая историко-материа-листическая программа исследования для изучения глобальной политики должна последовательно и систематически включать в себя по крайней мере следующие теоретические и практиче­ские положения:

  1. продолжающиеся попытки пересмотра эпистемологиче­ских и онтологических аспектов мирового порядка в контексте прошлого, настоящего и будущего;

  2. непрерывные усилия по содействию методологических, теоретических и концептуальных нововведений и, таким обра­зом, преодоление разрыва между субъективной и объективной стороной анализа (и дихотомии агент-структура). Работа долж­на предпринять попытки для создания интегрированных форм объяснения. Это можно осуществить, например, путем поме­щения в центр идеи всеохватывающей истории и относящихся к ней понятий социализации;

  3. конкретное историческое исследование формирующего­ся миропорядка, с точки зрения экономических, политических и социально-культурных аспектов, с целью обзора возникаю­щих противоречий, а также пределы и возможности для раз­личных обществ. Оно предполагает изучение по следующим направлениям:

  4. анализ структуры/агентов глобализации (например, в производственнойифинансовойсфере,миграции,коммуникации и культуре, экологии, безопасности) и их отношения с более территориально ограниченными социальными структурами и силами;

  5. исследование будет связано с анализом различных со­циальных формаций, их роли и изменения в таких социальных институтах, как государство и гражданское общество, рынок и семья. Так, гипотезы, касающиеся «пост-вестфальских» форм государства, интернационализации авторитета, и изучения пер­спектив глобального гражданского общества нуждаются в даль­нейшем анализе и более тщательном исследовании. Некоторые из данных подходов будут сосредоточены на государственных/ частных форумах, касающихся управления глобальной эко­номикой, например, Большая Семерка, Всемирный экономи­ческий форум, Трехсторонняя комиссия, и некоторых других, способных заменить их;

  6. в свою очередь, пункты (а) и (b) будут связаны с анализом (сохранения и изменения) моделей интересов и идентичности, относящихся, например, к религии, национальности, этниче­ской принадлежности, гендеру. В связи с этим исследование политического использования истории и создание социальных мифов (например, о человеческих возможностях, экономиче­ском развитии и возможностях международного сотрудниче­ства) имеют существенное значение;


(4) наконец, непосредственная ориентация и развитие, отно­сящееся к этническим и практическим подходам к глобальным проблемам. Это проект необходимо выполнить с тщательным анализом существующих и потенциальных форм политической организации и действия, включая партии, общественные дви­жения и неформальные связи различных уровней: от локально­го до глобального.


Как было отмечено, подобный анализ политики может быть связан с идеей самозащиты обществ против дезинтегрирующего и распыляющего характера экономических сил глобализации.

Подобная работа не только ставит вопрос о понятии суве­ренитета, государства и рынка, но также стремиться сформу­лировать и развить идею гражданства и политической ответ­ственности в соответствии с демократическим контролем над экономическими силами, чтобы обеспечить, например, аль­тернативы «новому конституционализму» и неолиберальному господству. В этих попытках необходимо проявлять уважение к различиям, избегая этноцентризма и, возможно, способство­вать развитию (транснациональных) контр-гегемонистских исторических блоков. Данная политика способна принести рас­ширение возможностей социального выбора внутри и между различными сообществами.

Иными словами, можно рассматривать «пост-гегемонистскую» программу исследований в качестве особой точки зрения, которая должна быть понята как часть исторического процесса, то есть данная форма взаимодействия включает в себя человеческое знание, сознание и действие в процессе становления истории и формировании нашего коллективного будущего.

Примечания:

  1. Это введение опирается на работы Гилла (1991, 1992).

  2. Письмо от Алекса Фенрнандаса, Отто Холмана, Хенка Овербика, Кесван Пиджа в редакцию, 10 июня 1991.

  3. Письмо от Фернандеса и др., 10 июня 1991 года.

  4. По этой теме см. Кокс (1989) и Р.У. Кокс «Производство и безопасность», доклад, подготовленный к «Конференции по новым тенденциям в глобальной безопасности», Монтебелло, Квебек, октябрь 1990 года.

  5. Феномен Лулы относится к коалиции, сформированной в поддержку лидирующего профсоюзного движения, которое бросило вызов и фактически победило неолибералов из Колор


де Мелло в 1990 г. во время президентских выборов в Бразилии. Эта коалиция включала профсоюзы, работников государствен­ного сектора, городских и сельских бедняков и целый ряд дру­гих социальных движений.

  1. Джек Чисхольм «Куда делись все рубли?», газета Financial Times, дополнительный выходной выпуск, 7-8 марта 1992 г.

  2. Имеются некоторые исключения. Например, греческое православие исключается с тех пор, как Греция стала членом ЕС. Еще один пример: людям, которые могут доказать свое не­мецкое происхождение, конституционно гарантируется право на эмиграцию в Германию.

  3. Этот термин используется в том смысле, как его пони­мает Бараклоу (1967). Он относится к социальной структуре и силам, которые образовали конфигурацию развития мирового порядка в двадцатом веке. Бараклоу выделяет два типа фунда­ментальных изменений, которые связаны с технологическим и социо-экономическими трансформациями второй промышлен­ной революции и относящегося к ним процесса возникновения массовой политики. Оба из них прослеживаются еще в начале девятнадцатого века и, возможно, даже в Эпоху Просвещения. Среди прочего, эти события способствовали затмению европо­центристского мирового порядка девятнадцатого века, подъему сверхдержав и «бунта Третьего мира» (против европейского го­сподства).