Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2302

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не из «мощного локального экономического развития»..., а вместо этого является отражением международных событий, которые передают периферии движения, происходящие в собственной идеологии.

Группа, выступающая носителем новых идей, в подобных обстоятельствах не является изначальной социальной группой, принимающей активное участие в создании новой экономиче­ской основы с иным устройством общественных отношений. Она является интеллектуальным слоем, перенимающим идеи, которые исходят от уже произошедшей внешнеэкономической и социальной революции. Таким образом, мысли данной груп­пы принимают идеалистические формы, не относящиеся к вну­треннему экономическому развитию; и их концепция государ­ства принимает форму «рационального абсолюта» (Грамши, 1971: 117). Грамши критикует идеи Бенедетто Кроче, главной фигуры итальянских интеллектуальных кругов того времени, за высказывание подобного рода искажений.

Гегемония и мировой порядок

Применима ли концепция гегемонии Грамши к междуна­родному или мировому уровню? Перед тем, как предположить, каким образом это может быть сделано, необходимо исключить некоторые употребления данного термина, широко распростра­ненные в изучении международных отношений. Очень часто «гегемония»

используется для обозначения доминирования одной стра­ны над другими, тем самым, связывая термин с отношениями исключительно между государствами. Иногда «гегемония» ис­пользуется как эвфемизм империализма. Когда китайские поли­тические лидеры обвиняют Советский Союз в «гегемонизме», скорее всего, они имеют в виду некоторую комбинацию из этих двух слов. Эти значения настолько отличаются от смысла, кото­рый вкладывает Грамши в это понятие, что для ясности лучше всего использовать в данной работе термин «доминирование».


Применяя концепцию гегемонии мирового порядка, важно определить, когда период гегемонии начинается и когда за­канчивается. Период, в который была установлена мировая ге­гемония, можно назвать гегемонистским; а тот, в котором до­минирует не гегемонистский тип — не-гегемонистским. Для иллюстрации разделим полтора прошлых века на четыре пери­ода: 1845 — 1875 гг., 1875 — 1945 гг., 1945 — 1965 гг. и с 1965 по настоящее время [14].

Первый период (1845 — 1875 гг.) был гегемонистским: су­ществовала мировая экономика, центром которой являлась Бри­тания. Экономические доктрины соответствовали британскому господству, хотя и имели универсальную форму — сравни­тельное преимущество, свободная торговля и золотой стандарт постепенно распространились из Великобритании. Принуди­тельная сила являлась гарантом данного порядка. Британия удерживала баланс сил в Европе, тем самым, предотвращая лю­бой вызов, брошенный гегемонии со стороны сухопутных сил. Британия господствовала в море и была способна обеспечивать подчинение периферийных стран правилам рынка.

Во втором периоде (1875 — 1945 гг.) все эти особенности сошли на «нет». Другие страны стали оспаривать господство Британии. Баланс сил в Европе оказался дестабилизирован, что привело к двум мировым войнам. Свободная торговля была за­менена протекционизмом; в конечном итоге страны отказались от золотого стандарта, и мировая экономика распалась на от­дельные экономические блоки. Это был не-гегемонистский пе­риод.

В третьем периоде, после Второй мировой войны (1945 — 1965 гг.) Соединенные Штаты организовали новый гегемонист-ский мировой порядок со схожим устройством, господство­вавшим в Британии в середине XIX века, но с институтами и доктринами, приспособленными к более сложной мировой эко­номике и к национальным обществам, более чувствительным к политическим последствиям экономических кризисов.


Начиная с конца 1960-х до начала 1970-х гг., становится очевидным, что американская система мирового порядка начинает давать сбои. В последующий нестабильный период обозначились три возможности структурной перестройки мирового порядка: реконструкция гегемонии с расширением политического управления, предусмотренным Трехсторонней комиссией; увеличение фрагментации мировой экономики вокруг экономической сферы, сконцентрировавшей в себе большую мощность; и возможное утверждение контр-гегемонии стран Третьего мира с согласованными требованиями для Нового международного экономического порядка, предшествующих данному становлению.

На основании этой предварительно обозначенной идеи мо­жет показаться, что исторически для того, чтобы стать гегемо­ном, государству необходимо основать и защищать мировой порядок, который был бы теоретически универсальным, т.е. не порядок, в котором одно государство прямо эксплуатирует другие, но порядок, при котором большинство других госу­дарств (или, по крайней мере, тех, что находятся в пределах досягаемости гегемонии) могли бы найти нечто совместимое с их интересами. Такой порядок вряд ли можно осмыслить ис­ключительно на межгосударственном уровне, для этого, скорее всего, потребуется выдвинуть на первый план противопостав­ление государственных интересов. Скорее всего, это повлияет на то, что особое внимание будет уделено возможностям сил гражданского общества действовать в мировом масштабе (или в масштабах той области, в которой преобладает гегемония). Ге-гемонистские концепции мирового порядка основаны не только на регулировании межгосударственных конфликтов, но также и на глобально представленном гражданском обществе, т.е. на способе производства глобального расширения, который при­водит к установлению связей между классами охваченных им стран.


Исторически сложилось, что гегемонии такого вида осно­ваны могущественными государствами, которые подверглись социальной и экономической революции. Революция не только изменяет внутреннее экономическое и политическое устрой­ство государства, о котором идет речь, но также высвобождает энергию, которая распространяется за его пределами. Таким образом, мировая гегемония в самом своем начале внешнего распространения своей внутренней (национальной) гегемонии устанавливается с помощью доминирующих социальных клас­сов. Экономические и социальные институты, культура, техно­логия, связанные с этой национальной гегемонией становится образцом для подражания в других странах. Распространяю­щаяся гегемония проникает в периферийные страны, принимая форму пассивной революции. Эти страны не подверглись такой же полной социальной революции и не имели таких же эконо­мических изменений, но они пытаются включить элементы ге-гемонистской модели, не нарушая прежнюю структуру власти. Если же периферийные страны в состоянии принять некоторые экономические и культурные особенности гегемонистского ядра, они с меньшим успехом способны перенять их политиче­скую модель. Как фашизм стал формой пассивной революции в Италии в межвоенный период, так и в настоящее время могут существовать различные формы военно-бюрократического ре­жима, контролирующего пассивную революцию на периферии. В мировой гегемонистской модели гегемония является более интенсивной и последовательной в ядре и менее противоречи­вой на периферии.

Таким образом, гегемония на международном уровне — это не только установленный порядок между государствами. Это порядок в мировой экономике с доминирующим способом производства, который проникает во все страны и соединяется в иные подчиненные способы производства. Она (гегемония) также является комплексом международных социальных отношений, связывающих целые классы в разных странах.


Всемирную гегемонию можно описать как социальное, экономическое и политическое устройство; она не может быть чем-то одним, и должна включать в себя все три элемента. Кроме того, всемирная гегемония выражается в универсальных нормах, институтах и механизмах, лежащих в основе общих правил поведения для государств и для тех сил гражданского общества, которые действуют через национальные границы — нормы, которые поддерживают господствующий способ производства.

Механизмы гегемонии: международные организации

Одним из механизмов выражения универсальных норм ми­ровой гегемонии являются международные организации. Меж­дународная организация действительно функционирует как процесс, посредством которого институты гегемонии и идео­логия получают свое развитие. Среди особенностей междуна­родной организации, выражающей свою гегемонистскую роль, можно указать следующее: (1) они включают в себя нормы, спо­собствующие расширению гегемонистского мирового порядка; (2) они сами по себе являются результатом гегемонистского мирового порядка; (3) они идеологически оправдывают нормы мирового порядка; (4) они кооптируют элиту из периферийных стран; (5) они поглощают контр-гегемонистские идеи.

Международные институты реализуют нормы, содейству­ющие расширению доминирующих экономических и социаль­ных сил, но в то же время позволяют подчиненным интересам вносить определенные коррективы с минимальными для себя потерями. Нормы, регулирующие мировые валютные и торго­вые отношения обладают особым значением. Они выработаны главным образом для содействия экономическому росту. В то же время для регулирования проблемных ситуаций допускают­ся некоторые исключения и отступления. Они могут быть пере­смотрены в свете изменившихся обстоятельств. Бреттон-Вуд-ская конференция предоставила больше гарантий для решения внутренних социальных проблем, и касается, скорее, проблемы