ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2354
Скачиваний: 6
Юре Вуич
ЕВРАЗИЯ: НОВОЕ ОСОЗНАННОЕ
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Когда речь заходит о геополитике, мы думаем, прежде все-
го, о расстановке сил и диалектике конфликта применительно
к определенной территории. Однако геополитика не является
точной и замкнутой научной дисциплиной. Она объясняет не
только динамику пространства, но и связанные с этим про-
странством скрытые символические представления, которые
образуют систему понятий геополитики, связывая ее с мета-
политикой, философией и герменевтикой. В таком случае, гео-
политика является также осознанием пространства. Несмотря
на то, что «онтологический» подход в геополитике (как и прак-
сиологический и полемологический подходы) еще недоста-
точно исследован, уже появились выдающиеся работы о связи
геополитики и философии. Австрийский генерал Йордис фон
Лохаузен определяет геополитику как «географический разум
государства». Еще в V веке до н.э. древнегреческий историк
Геродот говорит, что способность к синтезу предполагает уме-
ние обобщать. А философ Аристотель (IV век до н.э.) включает
географию в политический анализ. Связь геополитики с фило-
софией заключается, в частности, в фундаментальном понятии
власти, могущества. «Умение осмыслять пространство необхо-
димо для понимания власти». Это понятие встречается также
в названиях трудов, посвященных геостратегии: «Геополитика:
пути могущества» генерала Пьер-Мари Галлуа или, например,
«Империи и могущество» Йордиса фон Лохаузена. Особое ме-
сто в геополитике занимает миф как средство понимания мира,
которое вписывается в традицию и служит, таким образом, для
128
передачи определенной системы ценностей. Миф — это отра-
жение конкретного порядка по отношению к мировому хаосу.
За фактами и вымыслом стоит видение мира в целом. «Мифы
любого народа органически связаны с его видением мира и
его историей». Однако мифы могут передавать и ложные идеи
(по Платону). Следовательно, тот, кто создает и контролирует
мифы, обладает властью. О силе предрассудков писал основа-
тель философской герменевтики Гадамер: такие идеи, часто
неосознанные, управляют механизмами идентификации (о них
пишет и французский геополитик Франсуа Тюаль), которые об-
уславливают и формируют различные формы пространствен-
ных представлений. Нельзя отрицать, что геополитика — это
особый способ мышления и представления пространства путем
его организации и особой проекции в окружающую действи-
тельность. В философии пространство обрекает человечество
на разрозненность, но, вместе с тем, дарит ему различия, инди-
видуальность, самобытность и избавляет его от бесформенного
и однообразного существования, при котором невозможно по-
явление личности.
Движение, изменение и мобильность в геополитике
Стоит напомнить, что первым философским движением
была борьба против движения, сопротивление восхищению
движением, что обусловлено не столько этическими или пси-
хологическими причинами, сколько логикой. Вспомним спор
Платона и Гераклита. Гераклит говорил: «Нельзя войти дважды
в одну и ту же реку», — это было утверждением вечной мобиль-
ности и факта того, что время все превращает в ничто. На это
Платон метко ответил, что непостоянство само по себе — это
чистый вымысел. Ведь чтобы осознать непостоянное, нужно,
чтобы это непостоянное само себе соответствовало, а его не-
стабильность была относительно стабильна. Различие и мо-
бильность могут существовать только на фоне идентичности
и постоянства. Схожая философская полемика была у Юма и
Декарта. Согласно концепции Юма, человек вечно меняется, а
Стратегии в геополитической турбулентности
129
значит, не может оставаться одинаковым. Человек не является
ни ребенком, которым он был, ни стариком, которым он станет.
Наша личность меняется. В социальной и политической исто-
рии кто-то может сказать, что мы имеем дело лишь с последо-
вательностью потрясений, вселенским хаосом. Гегель ответит
Паскалю, что мы воспринимаем историю как нечто хаотичное
только потому, что есть некоторая сущность, которая сохраня-
ется в ходе истории, то есть коллективные различия обретают
форму в государстве с определенной пространственной, геогра-
фической, исторической и политической организацией.
Континуальность / консервация / дискретность
Геополитика является динамикой мобильности, движения
и, одновременно, — консервации и континуальности. Если со-
поставить дуальную геополитику Евразии (теллурократия и
континентализм) с талассократической геополитикой атлантиз-
ма, можно заметить, что их фундаментальное и эпистемологи-
ческое различие заключается в разнице на концептуальном и
философском уровне смысла, который они дают пространству.
Чтобы понять концепт мобильности, необходимо понять фило-
софскую ситуацию, в которой мы находимся. С одной стороны,
мы имеем дело с позицией консерватизма, при которой мобиль-
ность представляется как падение и деградация. Действитель-
но, у Платона, да и в так называемом «сакральном» мировоз-
зрении, мобильность зачастую равноценна смерти. Все, что
способно изменяться, воспринимается как источник деграда-
ции и беспорядка. Мобильность становится синонимом беспо-
рядка. Что касается философского и метаполитического уровня,
мы узнаем из работ Генона и Эволы, посвященным традиции,
что крайняя мобильность, лишенная смысла, сопровождает со-
стояния патологического возбуждения и истерии. На уровне
политики, излишнее возбуждение в городе является признаком
беспорядка и его саморазрушения изнутри. С другой стороны,
мы обнаружим «прогрессистскую» позицию по отношению к
мобильности, которая возвышает ее и осуждает постоянство,
Юре Вуич
Осознать по новому евразийское пространство
130
«статику» как признак стагнации в материальном и психоло-
гическом плане. Постоянство — это стремление к смерти, к
повторению; это стагнация, отказ от политического прогресса.
Изучение эпохи Просвещения в трудах Шпенглера, Юнгера и
постмодернистов Лиотара и Бодрийяра показало заблуждения
и границы этой мифологии прогресса, которая была фетиши-
зирована эпохой и стала затем причиной знаменитой западной
«разочарованности».
В сфере геополитики мы имеем дело с эпистемологическим
противопоставлением, которым надо оперировать весьма осто-
рожно из-за риска начать рассматривать движение как анти-по-
кой, а покой — как анти-движение, что приведет к патологи-
ческой ситуации колебания между двумя крайностями. Велико
искушение начать думать, что стагнация позволяет избежать
волнения, а волнение — стагнации. В геополитике стагнация
часто приводит к отказу от «власти», которая является целью
геополитики. Эту стагнацию можно наблюдать в современной
европейской про-атлантической геополитике, предписываемой
всемирными экономическими требованиями соперничающей
англо-американской талассократии. В результате, порождая на-
меренно стагнацию, чтобы уйти от волнения, мы порождаем
стагнацию, которая возмущает, а создавая волнение в ответ на
нее, мы способствуем появлению волнения, которое возвраща-
ет нас к стагнации. Иначе говоря, геополитика, лишенная миро-
воззрения и пространственного смысла, непременно порождает
неясность, при которой смешиваются понятия «движение/по-
кой» и «возбуждение/стагнация», в то время как разумная гео-
политика будет опираться на динамическую дихотомию, ловко
сочетая движение и покой, осмысленные в понятиях «власть/
континуальность» и «революция/консервация» на метаполити-
ческом уровне. Именно эта разница лежит в основе оппозиции
евразийской геополитики теллурократии и талассократической
геополитики: первая является, по сути, силой преобразующе-
го движения на основе общей исторической и органической
Стратегии в геополитической турбулентности