Файл: Левиафан выпуск 4.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2334

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

131

континуальности  континента,  вторая  же  является  силой  из-

менения  —  мобилизирующего,  конструктивистского,  механи-

стического, — которое растворяет цельность континентальной 

основы  в  конструктивисткой  подвижной  дискретности  про-

странства. Талассократическая геополитика строится на прин-

ципе  разделения  и  не  учитывает  природную  и  историческую 

континуальность  пространства.  В  евразийской  геополитике 

континуальность и движение вынуждены сосуществовать. Мы 

знаем из законов термодинамики, что именно движение струк-

турирует систему, а покой и стагнация, наоборот, ее разрушают. 

Психоанализ  показал,  что  стремление  к  желанию  порождает 

само  желание,  а  неподвижность  является  признаком  смерти. 

Возникает  вопрос,  правомерно  ли  в  геополитике  смешивание 

понятий  статичности  и  неподвижности.    Статичность  может 

быть созидательной. На медленной скорости и при замедлении 

происходят  различные  явления.  Системам  необходим  покой, 

чтобы избежать перегрузки. Для человека покой — это момент 

созерцания и принятия окружающего мира. Между зрителем и 

созерцаемым  объектом  появляется  своеобразная  синхрониза-

ция, а затем происходит ускорение связи. Нельзя не восхищать-

ся тем, как покой может стать фактором ускорения и движения.

Власть трансформации и хаос

Геополитика,  понимаемая  как  «власть  трансформации», 

становится сама по себе результатом осмысления. Таким образом, 

мобильность  не  является  временным  и  пространственным 

концептом,  это  концепт  продуктивный,  а  у  существования 

в  пространстве  появляются  новые  отношения.  Вопрос 

мобильности в геополитике влечет за собой и вопрос созидания 

на всех уровнях: пространственно-материальном, психическом 

и  социальном,  политическом  и  культурном.  В  таком  случае, 

можно  констатировать,  что  геополитика  конструктивистских 

изменений,  проводимая  талассократическими  державами,  не 

смогла  создать  на  завоеванных  территориях  (я  имею  в  виду 

Ирак, Ливию и Афганистан) работающую модель построения 

Юре Вуич

 Осознать по новому евразийское пространство


background image

132

государственных  отношений,  приспособить  инновации  к 

культурной,  религиозной  и  исторической  континуальности 

завоеванных  пространств.  Геоконструктивистские  изменения, 

которые  разрушили  результат  тысячелетней  политической, 

культурной  и  исторической  деятельности,  лишь  усугубили 

беспорядок  и  раздробление  завоеванного  пространства. 

Действительно,  философия  изначально  говорила,  что  для 

успешной  трансформации  необходима  стабильность  и 

континуальность.  Философские  и  метаполитические  труды 

немецкой  Консервативной  революции  (в  эпоху  Веймарской 

республики)  показали  желание  провести  социальную 

революцию  в  рамках  консервативного  проекта,  который  бы 

учитывал традиции культуры, социальный факт и политическое 

пространство.  В  материальном  плане  идентичность  никогда 

не  появляется  случайно  —  необходима  континуальность 

жизни, динамизм материи. В геополитике понятие абсолютной 

статичности — нонсенс. Допустить и осуществлять абсолютный 

статус-кво  означало  бы  небытие  и  отказ  от  власти,  которая 

является сущностью геополитической динамики, остановку, до 

и после которой ничего бы не существовало. На самом деле, мы 

находимся во всеобъемлющем геополитическом динамизме, в 

состоянии постоянной войны, при котором покой, мир — лишь 

видимость.  Конечно,  мы  наблюдаем  некоторые  замедления: 

Лейбниц говорит, что с точки зрения человека покой существует, 

но это лишь замедление, а не полная остановка.

Любая  геополитическая  идентичность  вовлечена  в  дина-

мизм. Лейбниц говорит, что мы всегда воспринимаем явления, 

даже до того, как начинаем делать это осознанно. Явления сами 

закрепляются  в  нашей  памяти  вне  процесса  восприятия,  мы 

даже  не  осознаем  этого.  Другими  словами,  если  бы  природа 

сама  не  способствовала  восприятию  и  закреплению  в  нашей 

памяти,  мы  бы  не  смогли  ее  воспринимать.  Таким  образом, 

человеческая идентичность, восприятие и сознание возможны 

только на фоне динамизма. На экономическом и политическом 

Стратегии в геополитической турбулентности


background image

133

уровне, необходимая территория, государство или обществен-

ное пространство возможно только если геопространственная 

и  геополитическая  структура  предшествует  экономической  и 

политической.  Государство  невозможно  без  геополитического 

динамизма, продуктивного в пространственном плане. В проти-

воположность таким философам, как Платон, Декарт и Гегель, 

предполагающим  существование  предшествующей  движению 

статичности,  некоторые  философы  (Делёз,  Гераклит  и  другие 

досократики,  Юм,  Маркс)  считают,  что  изменения  и  покой 

являются  результатом  динамизма,  движения.  Для  этих  фило-

софов  понятие  динамизма  связано  с  понятием  континуально-

сти. Абсурдно предполагать, что явления падают с неба, а не 

происходят из континуальности с природой, с историей, с бес-

сознательными силами индивидуума и народов, со скрытыми 

историческими силами, — необходимо исходить из понятия ди-

намизма и движения. Продуктивная мобильность нашей куль-

туры стала возможной только после интеллектуальной револю-

ции. Результат этой революции — то, что мы сегодня называем 

мобильностью. Не будем забывать, что в Древней Греции при 

Аристотеле приоритет отдавали местоположению, а мобильно-

стью обладал только Бог. Бог являлся движущей силой всякого 

творения. Будучи неподвижным, он наслаждается самим собой 

и приводит в движение всякую вещь, привлекая ее к себе. В тер-

момеханике именно движение организует систему, а не покой, 

а чтобы система была жизнеспособной, ей необходима гетеро-

генность.  И  наоборот,  если  система  замкнута  на  самой  себе, 

она будет постепенно разрушаться. Гетерогенность и порядок 

противопоставлены замкнутости и беспорядку. На геополити-

ческом  уровне,  конец  идеологий  не  является  катастрофой,  — 

это лишь обнаружение невозможности существования замкну-

той на себе геополитической системы. Необходимо отказаться 

от утопичного идеала полиса, чтобы, наконец, научиться созда-

вать динамические геополитические структуры, позволяющие 

интеграцию, дифференциацию и плюрализм в Евразии.

Юре Вуич

 Осознать по новому евразийское пространство


background image

134

Пространство-время и космическое тело

В философии Бергсона есть идея о том, что время тоже соз-

дает пространство. Всякая великая геополитика, сакральная и 

светская,  основывается  на  создании  особого  пространствен-

но-временного  континуума.  Речь  идет  о  подлинно  ницшеан-

ской,  дионисийской  концепции  пространства-времени.  Делёз 

говорит, что проблема Эйнштейна в том, что он не дошел до 

конца своего открытия, потому что ограничился количествен-

ной  множественностью  и  не  вышел  на  уровень  качественной 

множественности. Бергсон критикует Эйнштейна за то, что он, 

а за ним и вся современная наука, проигнорировал стадию ка-

чественной множественности и не смог обобщить взаимодей-

ствие пространства-времени, открытое на физическом уровне, 

на  весь  пространственно-временной  континуум.  В  «Материи 

и  памяти»  Бергсон  говорит,  что  все,  что  мы  знаем  о  материи 

является лишь потоком образов. Если материя — это поток об-

разов,  и  если  наше  сознание  воспринимает  эти  образы,  тогда 

наше сознание сливается с вселенной. Далее, если наше созна-

ние сливается с вселенной, то наша личность и есть вселенная. 

Анри Бергсон через анализ материи и сознания делает феноме-

нальное открытие, что наша личность, наше сознание — это и 

есть вселенная. Мы являемся космосом. Когда я познаю, мое 

сознание  является  сознанием  земного  шара,  галактики.  Я  не 

гармонирую с миром, я являюсь миром, «человеком мира» по 

Мерло-Понти.  Открытия  Бергсона  и  Делёза  отсылают  нас  к 

понятию космического тела. Глубинная сущность человека — 

быть космическим телом, «телом без органов» по Делёзу. Но 

этот космизм, присущий любой истинной евразийской геополи-

тике, полностью отсутствует в талассократической геополити-

ке, которая является светской и материальной.

Евразийская геофилософия?

Диалектика  движения/покоя,  войны/мира  прошла  через 

историю всего евразийского континента. Континент развивался 

в духе эллинизма посредством конфликтов, через серию разно-

Стратегии в геополитической турбулентности


background image

135

гласий  философского,  религиозного,  политического,  экономи-

ческого и территориального планов. Желание снизить уровень 

конфликтности  противодействующих  сил  путем  их  примире-

ния и гармонизации привело к обратному результату и вызва-

ло  волну  разрушительных  сил,  порожденных  самой  Европой. 

Если мы рассмотрим древнегреческое понятие Оγών [воспита-

ние] у Платона, мы заметим, что оно представляет собой Оγών 

[состязание], борьбу противоположных сил в рамках единой и 

гармоничной души. Борьба, по своей природе, стремится  упо-

рядочивать и гармонизировать. Любая борьба — это порыв к 

целостности,  Еξις  [способность]  и  κоματος  [напряжение,  уси-

лие] к гармонии: любое состязание начинается с надежды по-

бедить, но победить врага значит обратить врага к себе, объеди-

ниться с ним. Поэтому борьба и конфликты ценны только тогда, 

когда они направлены на создание единения и гармонии.

С этой точки зрения, невозможно не осуждать опасное раз-

рушительное действие στάσις [раздор], национальных распрей 

и экономического соперничества, которые подорвали и продол-

жают подрывать основы органической общности евразийского 

континента.  При  рассмотрении  геополитических  и  политико-

юридических  тезисов  Карла  Шмитта,  основанных  на  оппози-

ции  суша-море[1],  на  антагонизме  между  англо-саксонскими 

талассократическими силами и европейскими континентальны-

ми силами, нельзя не заметить, что, в противоположность евро-

пейской аристократической концепции политики и государства, 

талассократия  навязывает  демократические  формы  политиче-

ской  организации  и  провозглашает  приход  власти  множества. 

Согласно конституции Афин, морское главенство требует, что-

бы управление принадлежало народу [δеμος, демос], который 

приводит в движение корабли. Речь идет о духе ναυτική  τέχνη 

[искусство мореплавания], о царстве пиратов, которые все даль-

ше уводят свои корабли от суши, теряя органическую связь с 

землей и теллурическое сознание.

Юре Вуич

 Осознать по новому евразийское пространство