ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2334
Скачиваний: 6
131
континуальности континента, вторая же является силой из-
менения — мобилизирующего, конструктивистского, механи-
стического, — которое растворяет цельность континентальной
основы в конструктивисткой подвижной дискретности про-
странства. Талассократическая геополитика строится на прин-
ципе разделения и не учитывает природную и историческую
континуальность пространства. В евразийской геополитике
континуальность и движение вынуждены сосуществовать. Мы
знаем из законов термодинамики, что именно движение струк-
турирует систему, а покой и стагнация, наоборот, ее разрушают.
Психоанализ показал, что стремление к желанию порождает
само желание, а неподвижность является признаком смерти.
Возникает вопрос, правомерно ли в геополитике смешивание
понятий статичности и неподвижности. Статичность может
быть созидательной. На медленной скорости и при замедлении
происходят различные явления. Системам необходим покой,
чтобы избежать перегрузки. Для человека покой — это момент
созерцания и принятия окружающего мира. Между зрителем и
созерцаемым объектом появляется своеобразная синхрониза-
ция, а затем происходит ускорение связи. Нельзя не восхищать-
ся тем, как покой может стать фактором ускорения и движения.
Власть трансформации и хаос
Геополитика, понимаемая как «власть трансформации»,
становится сама по себе результатом осмысления. Таким образом,
мобильность не является временным и пространственным
концептом, это концепт продуктивный, а у существования
в пространстве появляются новые отношения. Вопрос
мобильности в геополитике влечет за собой и вопрос созидания
на всех уровнях: пространственно-материальном, психическом
и социальном, политическом и культурном. В таком случае,
можно констатировать, что геополитика конструктивистских
изменений, проводимая талассократическими державами, не
смогла создать на завоеванных территориях (я имею в виду
Ирак, Ливию и Афганистан) работающую модель построения
Юре Вуич
Осознать по новому евразийское пространство
132
государственных отношений, приспособить инновации к
культурной, религиозной и исторической континуальности
завоеванных пространств. Геоконструктивистские изменения,
которые разрушили результат тысячелетней политической,
культурной и исторической деятельности, лишь усугубили
беспорядок и раздробление завоеванного пространства.
Действительно, философия изначально говорила, что для
успешной трансформации необходима стабильность и
континуальность. Философские и метаполитические труды
немецкой Консервативной революции (в эпоху Веймарской
республики) показали желание провести социальную
революцию в рамках консервативного проекта, который бы
учитывал традиции культуры, социальный факт и политическое
пространство. В материальном плане идентичность никогда
не появляется случайно — необходима континуальность
жизни, динамизм материи. В геополитике понятие абсолютной
статичности — нонсенс. Допустить и осуществлять абсолютный
статус-кво означало бы небытие и отказ от власти, которая
является сущностью геополитической динамики, остановку, до
и после которой ничего бы не существовало. На самом деле, мы
находимся во всеобъемлющем геополитическом динамизме, в
состоянии постоянной войны, при котором покой, мир — лишь
видимость. Конечно, мы наблюдаем некоторые замедления:
Лейбниц говорит, что с точки зрения человека покой существует,
но это лишь замедление, а не полная остановка.
Любая геополитическая идентичность вовлечена в дина-
мизм. Лейбниц говорит, что мы всегда воспринимаем явления,
даже до того, как начинаем делать это осознанно. Явления сами
закрепляются в нашей памяти вне процесса восприятия, мы
даже не осознаем этого. Другими словами, если бы природа
сама не способствовала восприятию и закреплению в нашей
памяти, мы бы не смогли ее воспринимать. Таким образом,
человеческая идентичность, восприятие и сознание возможны
только на фоне динамизма. На экономическом и политическом
Стратегии в геополитической турбулентности
133
уровне, необходимая территория, государство или обществен-
ное пространство возможно только если геопространственная
и геополитическая структура предшествует экономической и
политической. Государство невозможно без геополитического
динамизма, продуктивного в пространственном плане. В проти-
воположность таким философам, как Платон, Декарт и Гегель,
предполагающим существование предшествующей движению
статичности, некоторые философы (Делёз, Гераклит и другие
досократики, Юм, Маркс) считают, что изменения и покой
являются результатом динамизма, движения. Для этих фило-
софов понятие динамизма связано с понятием континуально-
сти. Абсурдно предполагать, что явления падают с неба, а не
происходят из континуальности с природой, с историей, с бес-
сознательными силами индивидуума и народов, со скрытыми
историческими силами, — необходимо исходить из понятия ди-
намизма и движения. Продуктивная мобильность нашей куль-
туры стала возможной только после интеллектуальной револю-
ции. Результат этой революции — то, что мы сегодня называем
мобильностью. Не будем забывать, что в Древней Греции при
Аристотеле приоритет отдавали местоположению, а мобильно-
стью обладал только Бог. Бог являлся движущей силой всякого
творения. Будучи неподвижным, он наслаждается самим собой
и приводит в движение всякую вещь, привлекая ее к себе. В тер-
момеханике именно движение организует систему, а не покой,
а чтобы система была жизнеспособной, ей необходима гетеро-
генность. И наоборот, если система замкнута на самой себе,
она будет постепенно разрушаться. Гетерогенность и порядок
противопоставлены замкнутости и беспорядку. На геополити-
ческом уровне, конец идеологий не является катастрофой, —
это лишь обнаружение невозможности существования замкну-
той на себе геополитической системы. Необходимо отказаться
от утопичного идеала полиса, чтобы, наконец, научиться созда-
вать динамические геополитические структуры, позволяющие
интеграцию, дифференциацию и плюрализм в Евразии.
Юре Вуич
Осознать по новому евразийское пространство
134
Пространство-время и космическое тело
В философии Бергсона есть идея о том, что время тоже соз-
дает пространство. Всякая великая геополитика, сакральная и
светская, основывается на создании особого пространствен-
но-временного континуума. Речь идет о подлинно ницшеан-
ской, дионисийской концепции пространства-времени. Делёз
говорит, что проблема Эйнштейна в том, что он не дошел до
конца своего открытия, потому что ограничился количествен-
ной множественностью и не вышел на уровень качественной
множественности. Бергсон критикует Эйнштейна за то, что он,
а за ним и вся современная наука, проигнорировал стадию ка-
чественной множественности и не смог обобщить взаимодей-
ствие пространства-времени, открытое на физическом уровне,
на весь пространственно-временной континуум. В «Материи
и памяти» Бергсон говорит, что все, что мы знаем о материи
является лишь потоком образов. Если материя — это поток об-
разов, и если наше сознание воспринимает эти образы, тогда
наше сознание сливается с вселенной. Далее, если наше созна-
ние сливается с вселенной, то наша личность и есть вселенная.
Анри Бергсон через анализ материи и сознания делает феноме-
нальное открытие, что наша личность, наше сознание — это и
есть вселенная. Мы являемся космосом. Когда я познаю, мое
сознание является сознанием земного шара, галактики. Я не
гармонирую с миром, я являюсь миром, «человеком мира» по
Мерло-Понти. Открытия Бергсона и Делёза отсылают нас к
понятию космического тела. Глубинная сущность человека —
быть космическим телом, «телом без органов» по Делёзу. Но
этот космизм, присущий любой истинной евразийской геополи-
тике, полностью отсутствует в талассократической геополити-
ке, которая является светской и материальной.
Евразийская геофилософия?
Диалектика движения/покоя, войны/мира прошла через
историю всего евразийского континента. Континент развивался
в духе эллинизма посредством конфликтов, через серию разно-
Стратегии в геополитической турбулентности
135
гласий философского, религиозного, политического, экономи-
ческого и территориального планов. Желание снизить уровень
конфликтности противодействующих сил путем их примире-
ния и гармонизации привело к обратному результату и вызва-
ло волну разрушительных сил, порожденных самой Европой.
Если мы рассмотрим древнегреческое понятие Оγών [воспита-
ние] у Платона, мы заметим, что оно представляет собой Оγών
[состязание], борьбу противоположных сил в рамках единой и
гармоничной души. Борьба, по своей природе, стремится упо-
рядочивать и гармонизировать. Любая борьба — это порыв к
целостности, Еξις [способность] и κоματος [напряжение, уси-
лие] к гармонии: любое состязание начинается с надежды по-
бедить, но победить врага значит обратить врага к себе, объеди-
ниться с ним. Поэтому борьба и конфликты ценны только тогда,
когда они направлены на создание единения и гармонии.
С этой точки зрения, невозможно не осуждать опасное раз-
рушительное действие στάσις [раздор], национальных распрей
и экономического соперничества, которые подорвали и продол-
жают подрывать основы органической общности евразийского
континента. При рассмотрении геополитических и политико-
юридических тезисов Карла Шмитта, основанных на оппози-
ции суша-море[1], на антагонизме между англо-саксонскими
талассократическими силами и европейскими континентальны-
ми силами, нельзя не заметить, что, в противоположность евро-
пейской аристократической концепции политики и государства,
талассократия навязывает демократические формы политиче-
ской организации и провозглашает приход власти множества.
Согласно конституции Афин, морское главенство требует, что-
бы управление принадлежало народу [δеμος, демос], который
приводит в движение корабли. Речь идет о духе ναυτική τέχνη
[искусство мореплавания], о царстве пиратов, которые все даль-
ше уводят свои корабли от суши, теряя органическую связь с
землей и теллурическое сознание.
Юре Вуич
Осознать по новому евразийское пространство