ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2350
Скачиваний: 6
146
национальных и социальных единиц, их приведению к единой
норме рыночной демократии, экономического нео-либерализма
и общества потребления. Геостратегический приоритет,
который США отдают Европе, подтверждает концепцию мира,
сосредоточенного вокруг северной части Атлантического
океана. Тем не менее, если учитывать скорость европейского
политического строительства и если не произойдет в ближайшее
время маловероятное ускорение, есть все шансы, что в течение
этого века Китай и Азия намного сильнее продвинутся на пути
модернизации, чем Европа — на пути унификации. В таком
случае геополитическую реальность будет лучше отражать
представление с центром вокруг северной части Тихого океана.
Задача XXI века — построить осознанное пространство,
которое будет общим для всех жителей и наций Европы, и
создать альтернативные геополитические структуры, которые
смогут восстановить равновесие с гегемонистской динамикой
унификации талассократических сил.
Примечания:
[1] Карл Шмитт знал, что оппозиция суша-море является
диалектикой суши и моря, воздушно-морской и воздушно-на-
земной сил, но эта оппозиция (политическая, а не природная)
получила особое значение в 1941-42 годах, когда она связыва-
лась с «мировой войной на море» между Германией и англо-
американцами. Эта оппозиция имеет отношение к переломному
моменту в английской истории, к «пространственной револю-
ции» XVI-XVII веков в эпоху завоевания Нового Света и ре-
лигиозных войн, о которой Шмитт напишет в «Номосе Земли»
1950 года: «революционное решение перейти к чисто морскому
существованию». Так как Англия стала наследницей европей-
ского завоевания океанов, английское морское господство явля-
ется фундаментальным фактом современной истории, главным
аргументом «номоса» Земли, глобального и океанического,
который с XVII по XIX век основывался на различении суша/
море.
Стратегии в геополитической турбулентности
147
[2] Richard Marienstras, Le proche et le lointain. Sur Shakespeare,
le drame elisabethain et l’ideologie anglaise aux XVIe et XVIIe
siecles, Paris, Les Editions de Minuit, 1981
[3] Граф Герман Кайзерлинг является одним из создателей
антропоморфической концепции. Его виталистский замысел
уподобляет континенты и цивилизации организмам, находя-
щимся на разных стадиях развития. Он считает, что тело Ев-
ропы было поражено и что ее раны, как раны любого живого
существа, надо прижечь, чтобы избежать заражения и гниения.
Ей нужно обновиться с помощью «внутренней трансформации
своих составляющих», но «обновиться, не отказываясь от про-
шлого», создав «новый космос на руинах после извержения
вулкана».
[4] Антуан Винклер, статья «Империя возвращается»/
L’empire revient в Commentaire, весна 1992, том 15, n°57. Анало-
гия между европейской конструкцией и структурой средневеко-
вой империи может стать способом вывести Европу из тупика.
Это не отменяет проблемы супранациональности — необхо-
димости в едином центре политических решений, по крайней
мере, для наиболее продвинутых объединений.
[5] Концепт Пьера Майе и Дарио Вело в книге «Европа пере-
менной геометрии. Переход к интеграции»/ Europe a geometrie
variable. Transition vers l’integration, Paris, L’Harmattan, 1994. Он
вписывается в парадигму адаптивной гомогенизации, но поря-
док организации европейского пространства вызывает разно-
гласия.
Юре Вуич
Осознать по новому евразийское пространство
Дугин А. Г.
ЕВРАЗИЙСТВО И МНОГОПОЛЯРНОСТЬ —
АБСОЛЮТНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ
БУДУЩЕГО
Cоздание Евразийского Союза провозглашено одним из важ-
нейших приоритетов российской внешней политики как страте-
гия третьего срока Президента Путина. Следует присмотреться
к этому проекту внимательно и определить его значения как для
глобальной архитектуры мира, так и для основных региональ-
ных держав, напрямую граничащих с Россией и странами СНГ.
Итак, что понимают в Москве под Евразийским Союзом?
В своей программной статье, провозгласившей ориентацию
на Евразийский Союз, Президент Путин не дает всех ответов
на острые вопросы, но намечает общие подходы. Во-первых, из
статьи явствует, что Евразийский Союз не является синонимом
Евразийского Экономического Содружества (ЕврАзЭС), в
рамках которого речь идет исключительно об экономическом
партнерстве и создании Таможенного союза. ЕврАзЭС (Россия,
Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Киргизия) и Таможенный
союз (Россия, Казахстан, Беларусь) уже существуют и
действуют.
Не дублирует Евразийский Союз, по замыслу автора, и Ор-
ганизацию Договора о Коллективной Безопасности (Россия,
Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Киргизия, Армения). Речь
идет не только об экономической интеграции и едином стра-
тегическом пространстве — речь идет о новом сверхнацио-
нальном политическом образовании на пространстве СНГ, то
есть — о своего рода Евразийской Конфедерации как прямом
аналоге Европейскому Союзу.
150
Причем, будущее интеграционное образование нельзя срав-
нивать ни с Российской Империей, ни с СССР; оно создается на
основании совершенно иной политической и социальной моде-
ли, в основе которой лежат демократические принципы и про-
цедуры, признание суверенитета всех членов Союза, принцип
добровольности членства, а также отсутствие какой бы то ни
было унифицирующей идеологии.
Эти аспекты позволяют сразу отбросить возможные анало-
гии, на основании которых западная и мировая пресса приня-
лась толковать инициативу Путина. Говорить о том, что Москва
«воссоздает Империю или СССР» все равно, что рассматривать
Евросоюз как «возрождение империи Карла Великого», возврат
к «планам Наполеона» или реализацию «Пан-Европейского
Рейха», планы которого вынашивались в СС (проект Долежа-
лека). Это сравнение показывает всю абсурдность аналогий
поверхностной и недоброжелательной критики. Евразийский
Союз — проект создания совершенно нового демократического
интеграционного образования на евразийском пространстве.
В создании Евразийского Союза важнейшую роль играет
принцип цивилизации. И здесь мы вплотную подходим к фило-
софии евразийства, которая и является идейной средой, под-
готовившей проект Евразийского Союза. Согласно этой фило-
софии, Россия исторически была не просто европейской или
азиатской страной (или же гибридом того и другого), но вполне
самостоятельной цивилизацией, где большое значение наряду
с восточно-славянским и православным фактором имели тюрк-
ские и финно-угорские этносоциальные и культурные тради-
ции, а также мусульманские религиозные структуры.
Русская культура является евразийской как синтез и нечто
вполне своеобразное, а не синкретическое сочетание разроз-
ненных элементов Востока и Запада. Границы этого евразий-
ского «культурного круга» отнюдь не исчерпываются искус-
ственными пределами Российской Федерации, но включают в
себя практически все постсоветское пространство, представ-
Стратегии в геополитической турбулентности