ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2363
Скачиваний: 6
31
Другими словами, в основе западноевропейской онтоло-
гии лежит своеобразное гносеологическое и онтологическое
предрешенчество, можно сказать, гносеологическая выкройка,
своего рода гносеологическая манипуляция. И именно поэто-
му евразийское отношение к стратегиям западноевропейской
цивилизации как к универсальным стратегиям человечества
чрезвычайно осторожно и скептично. Признавая темпоральную
и пространственную, то есть локальную обоснованность, при-
емлемую в цивилизационных пределах западной ойкумены, мы
отказываем западной парадигме в универсальности и вселен-
ской общезначимости.
Далее, евразийский контр-гегемонический дискурс строится
на глубоком и проницательном предложении Мартина Хайдег-
гера западному человечеству выстраивать новую онтологию,
искать пути и тропы к потерянному бытию. И одновременно с
этим мы предвкушаем и глубоко убеждены, что другие цивили-
зации, другие народы выстраивают иные траектории смыкания
и размыкания человеческой реальности и Бытия. И поэтому мы
готовы к исследованию многообразия того, что Хайдеггер на-
звал «дазайном», и признаем плюрализм человеческого бытова-
ния или пребывания в мире, плюрализм специфической челове-
ческой реальности «вот-бытия».
В условиях доминации дискурса однополярности, гегемо-
нии однополярного (двух— и трех— полярного) мира, который
использует не только силу, но и убеждение и добивается опре-
деленного согласия масс на собственные стратегии, евразийцы
активно и даже агрессивно вводят понятие «контр-гегемонии».
Следует отметить, что евразийские стратегии деконструк-
ции идеи западной монополярности глубоко эшелонированы не
только в русском, но и в самом западноевропейском контексте.
Здесь можно опереться на французских постструктуралистов, и
в частности, на Ж. Деррида, с их терминами «counter-hegemony»
(в этом термине присутствует смысл «сведения счетов», кото-
рый нам очень приятен).
Мелентьева Н. В.
Деконструкция однополярной гегемонии
32
Надо понимать, что те, кто испытывают гегемонию, обычно
не ведают о том, что они ее испытывают. Гегемония есть там,
где согласие с властным дискурсом является неосознанным, не-
отрефлектированным.
Контр-гегемония предполагает высокую степень отрефлек-
тированности относительно искусственности и навязывания
гегемонического дискурса, то есть предлагает наличие крити-
ческой теории в отношении гегемонистского процесса и сохра-
нения высокой степени субъектности в рамках теории.
Мы говорим о плотной, насыщенной субъектности контр-
гегемона.
Ведь мы находимся на пороге теории многополярного мира,
что предполагает мощнейшие предварительные деструктивные
усилия против гегемонического навязывания однополярного, а
теперь уже и двух— и трех-полярного мира. Дело в том, что
западные элиты, «органическая интеллигенция» ( по Грамши),
обслуживающая власть, уже перехватила идею многополярно-
сти в удобном для нее варианте— двухполярности или трехпо-
лярности, с тем, чтобы исключить, проигнорировать евразий-
ский полюс как самостоятельный в новом мировом раскладе.
Если быть максималистами, то мы, евразийцы, разумеется,
за многополярный мир, с большим числом полюсов, равным
числу потенциальных цивилизаций. Но в современной ситу-
ации мы поднимаем на щит лозунг момента— «квадриполя-
ризм», «четырехполярный мир,» в который заведомо включен
евразийский полюс, которого теперь не просто выкинуть из
контекста.
О субъекте контр-гегемонии
Мы понимаем необходимость экзальтации субъектности
контр-гегемонии в пространстве современного мира. Как отме-
чалось, речь идет о насыщенной плотной субъектности, о кон-
солидированной группе и о консолидированном продукте этой
Гегемония и полюса власти
33
группы, о масштабных исследованиях, о создании высокотео-
ретичного продукта, многостороннего тиражирования евразий-
ского дискурса, создания культурного обрамления качествен-
ных философских поисков в виде литературных произведений,
кинопродукции, клипов, рекламных роликов, книго— и другой
арт-продукции.
Но при акценте на субъектный полюс можно параллельно
теоретически наметить еще один путь развития дискурса— те-
матику о возможности контр-гегемонического дазайна.
Тезис о полюсе субъектности и тезис о бессубъектном да-
зайне как предонтологической базе цивилизаций и культур про-
тиворечат друг другу. Однако наш дискурс и не должен быть
гладким. Точнее, догматических решений быть в нем не может.
И поэтому мы с удовольствием принимаем к рассмотрению
контроверзу: либо гегемония бессубъектна, развоплощена и
понимается как реальность несопоставимая с единичным или
коллективным субъектом как носителем дискурса,. либо мы
рассматриваем поляризацию дазайна, принимаем его неравно-
весность и фиксируем субъектность гегемонии и тогда говорим
о субъекте как носителе эпистемы или мифемы… Это тема для
обсуждения, которая, например, дискутируется американскими
политологами Коксом и Эшли: либо гегемония бессубъектно-
сти, развоплощенного дискурса, либо создание неравновесной
системы дискурса с элементами субъектного насилия.
Далее, если мы говорим о «дазайне», встает тема его
единственности или множественности. «Дазайн», в понимании
Хайдеггера, как реальность человеческого уникален. Но
если рассмотреть «дазайн» как реальность «вот-бытия»
коллективного субъекта— племени, народа, этноса, нации, то
мы получим множественность, соцветие «дазайнов». Это еще
одна тема евразийского контр-однополярного дискурса. В этом
случае в рамках Теории Многополярного Мира (ТММ) можно
получить очень интересную картину взаимодействующих
«дазайнов» разного качества. Их равноправие или выстраивание
Мелентьева Н. В.
Деконструкция однополярной гегемонии
34
в определенной иерархической соподчиненности по логике
контр-гегемонии.
Одновременно мы знаем, что из разных «дазайнов» могут
рождаться различные логосы, различная морфология речи, раз-
ные властные дискурсы и властные отношения. Соотношение
логосов и «дазайнов»— это еще одна тема евразийского контр-
однополярного дискурса. Здесь ценным вкладом является книга
А. Дугина «В поисках темного логоса» о подходах к альтерна-
тивной рациональности.
Если все же сделать акцент на субъектности дискурса контр-
гегемонии, что в настоящих условиях является предпочтитель-
ным и неизбежным, если мы хотим выиграть сражение с одно-
полярностью, то следует опираться на неравновесный дискурс
с акцентом на субъект контр-гегемонии и, соответственно, на
концепт «воли к власти». Иное дело, что воля к власти в много-
полюсной системе может быть конфигурирована по-разному:
каждый субъект может реализовывать свой тип воли к власти,
плюральность «Wille zur Macht». И вновь возникает идея того,
что из разных «воль к власти» будут рождаться разные дискур-
сы, логосы и культуры, разные властные отношения.
Мы— за цветущую сложность. Мы стоим за различные по-
люса, конфигурации власти, политических отношений, полити-
ческих дискурсов и политических дазайнов. Квадрополяризм—
это не конечный пункт нашего теоретического размышления.
Это ответ, контр-удар .
Если же вернуться к концепции «Радикального субъекта»,
составляющей стержень евразийского размышления последних
лет, то мы увидим определенную несовместимость этой кон-
цепции с концепцией «дазайна».
Как уже отмечалось, дазайн предполагает демонтаж субъ-
ектности. Радикальный субъект предполагает, напротив, посто-
янное горение в человеке субъектного полюса, жесткую упряжь
субъекта в ноуменально-онтологическую схему, как у Платона
в концепции «зюгона».
Гегемония и полюса власти
35
Но и это не должно обескураживать. Мы на подступах к те-
ории многополярного мира. Здесь нет догматических решений.
Наоборот, мы можем и должны обострить конфликт понятий,
мы— революционеры контр-гегемонии. Мы можем и долж-
ны жить в состоянии конфликта, противоречия, несчастного
сознания, где концы с концами подчас не сходятся. Болезнен-
ность проблематики интереснее применения готовых решений.
Именно в «максимально рискованном риске» мы добываем зо-
лото возможного решения. Именно в гносеологическом сдвиге,
в прыжке вверх или в сторону мы сможем вступить в Событие,
Эрайгнис.
Мелентьева Н. В.
Деконструкция однополярной гегемонии