Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пространственных императивов. Карл Шмитт в своей работе «Номос Земли в правах народов» подчеркивает, что «Море не знает такого очевидного единства пространства и права, поряд­ка и локализации».

В фундаментальном труде «Теория Многополярного Мира» Александр Дугин пишет: «Империя в контексте Постмодерна является сетевой (а не пространственной) структурой. Она прак­тически совпадает с гражданским обществом, так как основана на абсолютизации либеральных ценностей и принципов, а от­нюдь не на архаических принципах иерархий» (А.Дугин, ТММ)

Однополярный мир, каким мы его знаем, имеет в своей ос­нове «мягкий» либерально-демократический террор. Претен­зия западной идеологии на универсальность отрицает Justus hostis — законность врага, признаваемую старым международ­ным правом (Jus publicum europaeum) за каждым политическим субъектом. Вместо этого США, уверенные в необходимости насаждения демократии по всему миру без учета социальных, культурологических и политических особенностей того или иного народа, пользуется правом justa causa (справедливое дело).

Ален де Бенуа: «Шмитт показывает, что идеологические и «гуманитарные» войны нынешнего времени, которые лишают врага моральных качеств вместо того, чтобы признавать в нем противника, мотивы которого, даже ведя с ним борьбу, можно признавать, приняли эстафету от религиозных войн. Они де­монстрируют точно такой же безжалостный и тотальный харак­тер».

Такое позиционирование означает выход за рамки Полити­ческого. Необходимая для постулирования Политического пара «Друг-Враг», которая представляет собой экзистенциальную дифференциацию, в условиях постмодерна размывается.В со­временном политологическом дискурсе концепт Империи име­ет вес лишь в постмодернистском ключе, как глобальная Импе­рия, описанная Негри и Хардтом.


Тем не менее, в ХХ веке можно было наблюдать рост инте­реса к имперским проектам, в частности, в Веймарской Респу­блике.

После 1933 года уже официальные круги Германии стали активно обсуждать идею Рейха. Карл Шмитт, разрабатываю­щий понятие «больших пространств» (Grossraum), выдвигал концепт империи в качестве основной отправной точки для нового политического порядка в международном праве. Фун­даментальным расхождением шмиттианского концепта «Рей­ха» с Рейхом национал-социалистов, стало постулирование последними в качества централизующей силы национального приоритета, тогда как Рейх в консервативно-революционной оптике обладал цивилизационным измерением, основанным на альянсе народов, что в гораздо большей степени соответствует актуальному потенциалу международных отношений.

Циничный и уже давно не скрываемый отказ лидирующей сверх-державы признавать за другими государствами уникаль-нуюсубъектность приводит в наше время к пробуждению их са­мосознания и возможности построения многополярного мира. Самюэль Хантингтон еще в 90х годах писал, что «глобальная политика стала многополюсной и полицивилизационной». Французский философ, политик и теоретик движения «Новые правые» («Nouvelle Droite») Ален де Бенуа выдвигал «концепт плюриверсума», в противовес унификации и гомогенизации мировых процессов.

Основой для построения Больших Пространств становится цивилизационная, культурная общность. Это в первую очередь геополитическое объединение, основанное на фундаменталь­ном противостоянии англо-саксонсокой и евразийскойпара-дигм.

ТММ: «Большое пространство оперирует с исторической и сакральной картиной мира. Для теории Больших Пространств субъект — это народ, конкретный органический коллектив».


Народ, противостоящий гражданскому обществу как обезли­ченной массе постмодерна. «Мыслящее присутствие» — про­тив двухмерной фрагментации, «метаязыка банальности».

Итак, в области международных отношений мы имеем Ци­вилизации (Хантингтон) — культурное, социологическое объ­единение ОБЛАСТЬ МО.

Империю же мы предлагаем в качестве наиболее конгени­альной Цивилизациям и Большим Пространствам формы поли­тического объединения. Империя представляет собой наднаци­ональное политическое образование, которое, как подчеркивает Ален де Бенуа, «apriori совместимо с разными формами правле­ния», то есть может быть как монархической, так и аристокра­тической или демократической, в соответствии с цивилизаци-онным кодом.

Идея Империи как политической формы цивилизации, кон­цептуально противостоящей Новому Мировому Порядку пост­модерна, сейчас представляет из себя преконцепт — по Шмитту, предшествующий правовому статусу в МО. Для полноправного обоснования этих идей и преодоления глобальной сетевой си­стемы, которая автономизируется от какого-либо центра власти, правительства и пространственных императивов, необходимо обращение к интеллектуальному ядру каждой из цивилизаций в процессе противопоставления. Это будет радикальным ответом высшего гуманизма, категорическое «нет» виртуальной пост­реальности.

Американские политологи уже вынуждены признавать нача­ло многополярной эры. Но в качестве серьезных акторов готовы рассмотреть лишь Америку, Европу и Китай, полностью сбра­сывая со счетов Евразию. Место для неё отводится лишь в так называемом «втором мире». Но за этим скрывается панический ressantiment к возрождению Хартленда, не собирающегося ста­новиться западной колонией.

Построение четвертого, евразийского полюса требует в первую очередь обнаружения и активизации стратегического


центра евразийской цивилизации. Совершенно ясно, что таковым может быть только Россия, которая в сложившейся геополитической ситуации обязана со всей ответственностью взять на себя роль структурирующей оси, «Pivotarea». Известнейший французский политолог и геополитик Эмерик Шопрад настаивает на том, что именно Россия является залогом дальнейшего развития событий. От её стратегической ориентации зависит установление многополярного миропорядка.

О стратегическом полюсе цивилизации, в задачи которого входит оформление идеологии, а также разработка стратеги­ческого проекта и тактических решений, Александр Дугин в «ТММ» пишет:

«Эта инстанция является условной и выводимой чисто умоз­рительно, как умозрительное пространство, где концентриру­ются решения, затрагивающие в той или иной степени сферу международных отношений. Этот стратегический полюс и есть полюс многополярного мира, поскольку мир цивилизаций от­крывается как многополярный именно за счет пересечения интересов или оформления конфликтов, проходящих через ин­станцию полюса».

Парадоксальность и отказ от действия прямыми, логически выверенными, чисто западными путями вот та особенность России, что всегда ужасала и восхищала весь мир. Россия всег­да действует не благодаря, а вопреки всем законам и правилам.

Станем ли мы утверждать, что порядок Империи наше бу­дущее? Мартин Хайдеггер строго разделял понятия Будущего и Грядущего, Прошлого и Бывшего. Только то, что наличествует в со-бытии, имеет свой вечный, непреходящий лейтмотив, неу­ничтожимо вне зависимости от факта проявления в настоящем.

Империя оперирует с Вечностью. Преходящее для неё глу­боко второстепенно. И сейчас, когда туман иллюзий начинает рассеиваться, мы заявляем о своем намерении реконструиро­вать вечный порядок — порядок Империи.


Есин C. Ю.


ЛИБЕРАЛЬНАЯ ГЕГЕМОНИЯ ИЛИ МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР?


Спустя 20 лет после окончания Холодной Войны и перехо­да от биполярности к однополярной системе международных отношений, мир так и не подошел к ожидаемому «концу исто­рии», а сама однополярная система глобального управления оказалась не в состоянии эффективно противостоять глобаль­ным вызовам XXI века. На фоне стремительного роста Китая, усиления Индии, возвращения России и появления таких но­вых игроков как Бразилия, становится все более очевидной не­обходимость пересмотра существовавшего последние 20 лет международного дисбаланса сил, вызванного однополярной гегемонией США. После провала неоконсервативной команды Буша младшего, внешняя политика США перешла под влияние либерального окружения Барака Обамы. В последние годы в этой среде резко увеличилось количество научных работ и ис­следований в отношении будущего формата международной си­стемы. Эти работы можно условно разделить на две категории: либеральные пессимисты и либеральные оптимисты1.

1 В США по отношению к пессимистам используют также термин declinists (упадничество).


Данная статья представляет краткое содержание двух возможных сценариев будущего устройства мира, предложенных Чарльзом Купчаном и Джоном Айкенберри. Оба эти специалиста являются широко известными политическими экспертами в области геополитики и международных исследований, чьё влияние на формирование внешней политики США трудно переоценить. Так, например, Чарльз Купчан является