Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

одновременно профессором Джорджтауновского университета и старшим научным сотрудником Совета по международным отношениям (CFR), а в недавнем прошлом еще и директором европейского отдела Национального Совета Безопасности при администрации Б. Клинтона. Джон Айкенберри также преподавал в Джорджтауновском университете, где он работал профессоромпотакимдисциплинамкакгеополитикаиглобальное право1. Помимо работы в Джорджтауновском университете, Айкенберри преподавал в Принстонском университете, был старшим сотрудником Фонда Карнеги, принимал участие в нескольких проектах Совета по международным отношениям (CFR), имел опыт работы в отделе политического планирования Госдепартамента США в период с 1991 по 1992 гг. Даже краткая биография вышеупомянутых авторов показывает, что эти люди не являются просто кабинетными учеными, а наоборот — обладают достаточными инструментами для реализации своих теоретических исследований в практическую реальность.

1 англ. Global justice.

2 Оригинальное название статьи на англ. «Socialization and Hegemonic Power». (Ikenberry & Kupchan, 1990).


В этой связи представляется интересным начать рассмотре­ние выдвигаемых вышеупомянутыми авторами концепций с кра­ткого ознакомления их предыдущих работ, которое даст возмож­ность проследить за развитием американской мысли в области проектирования и реализации моделей мирового управления. Для этого стоит обратить внимание на одно научное исследова­ние под названием «Социализация и гегемонистическая сила»2. Эта работа была написана совместно Чарльзом Купчаном и Дж. Айкенберри в 1990-м году. Поначалу она не приобрела широкой известности среди американских политологов, хотя со време­нем популярность этого исследования резко возросла. В данном исследовании Ч. Купчан и Дж. Айкенберри предлагают стра­тегию, согласно которой гегемон должен укреплять и распро­странять свое влияние, проецируя свою власть на элиты других стран и заставляя их действовать в интересах гегемона не толь­


ко (и не столько) за счет использования грубой материальной силы в виде угрозы вторжения или применения экономических санкций, но и за счет взращивания новых элит, разделяющих мировоззрение гегемона, и не видящих противоречий между интересами своих стран и интересами гегемона. Не отвергая и не занижая важности манипулирования материальными стиму­лами, Купчан и Айкенберри, тем не менее, обращают внимание американской элиты на необходимость использования «скрыто­го компонента» гегемонистической власти, который «работает на уровне субстантивных убеждений, а не материальных отдач» (Ikenberry & Kupchan, 1990). Таким образом, в результате соци­ализации элит из стран «второстепенного порядка», гегемоном достигаются необходимое согласие и покорность этих стран. Такая социализация проводится через создание необходимой инфраструктуры и институтов для образования элит из других стран. Так эти элиты усваивают сформулированные гегемоном нормы и затем проводят политику, соответствующую поняти­ям гегемона о международном порядке и месте своих стран в этом порядке. Купчан и Айкенберри в этом исследовании ставят перед собой задачу четко сформулировать механизмы такой со­циализации и определить условия, при которых эта социали­зация может стать эффективным источником проецирования силы американской гегемонии. И надо признать — с момента публикации этой статьи в 1990-м году, американская однопо-лярная гегемония достигла значительных успехов, а так назы­ваемая «социализация элит стран второстепенного порядка»« была успешно применена в странах Восточной Европы и в ряде стран постсоветского пространства1. Есть все основания пред­полагать, что и в самой России эта программа социализации даёт определенные результаты, размывая национальную иден­тичность и поощряя космополитическое мировоззрение.

1 Здесь имеется в виду серия «цветных революций» на Украине, в Грузии и в Киргизстане.


Тем не менее, за последние 4 года, с момента первой кри­зисной волны 2008 года, эпоха американской однополярности


вошла в стадию серьезного системного кризиса. И если в 90-е годы Айкенберри и Купчан являлись по большому счету едино­мышленниками и в равной степени разделяли оптимизм по по­воду растущей гегемонии США, то уже в 2000-е пути двух этих специалистов стали расходиться. Если Айкенберри продолжал заниматься исследованиями по укреплению однополярного ми­ропорядка, то Купчан постепенно занимал более осторожную, часто критическую позицию по этому вопросу. Уже в 2003-м году Чарльз Купчан публикует книгу Конец американской эры1, в которой утверждает о том, что американская однополярность обречена, а рост разногласий между ЕС и США приведет в ре­зультате к ослаблению американской гегемонии и к становле­нию Европейского Союза в статусе новой глобальной супердер­жавы (Kupchan, 2003). Можно по-разному относится к такому прогнозу, но следует учесть, что этот прогноз отразил страхи многих американских геополитиков в отношении возможного раскола атлантического сообщества и поворота ведущих дер­жав Европы в сторону континентальной геополитики и сближе­ния с Россией. Стоит также отметить, что именно в этот момент был осуществлен откровенный демарш Франции и Германии, их сближение с позициями Москвы и совместная критика аме­риканского вторжения в Ирак.


Ничей Мир

1 В оригинале на англ. The End of American Era.

2 В оригинале: No One's World.


3 Здесь Купчан заимствует терминологию С. Хантингтона «The West and the Rest»«, проводя определённую цивилизационную черту между странами Запада и остальными участниками мировой политики.


Уже зарекомендовав себя в определенной степени пессими­стом однополярности, в марте 2012 г. Ч. Купчан издает книгу Ничей Мир2. В этой книге Купчан обращает внимание на про­цесс перераспределения силы в глобальном пространстве от стран Запада в пользу так называемых «остальных»3. Купчан пишет, что в этом новом мире Америка утратит свое главенству­


ющее положение и, хотя она останется одной из наиболее силь­ных и влиятельных держав, ей придется во многом уступить свои позиции другим игрокам, находящимся за пределами за­падной цивилизации. Ничей Мир не предусматривает глобаль­ной гегемонии какого бы то ни было государства, либо альянса государств. Это мир, который не принадлежит никому, но при этом является крайне взаимозависимым и взаимосвязанным (Kupchan, 2012). Автор отрицает возможность перехода одно-полярности от США к Китаю и этим подтверждает становление новой эпохи многополярности. Однако он не считает много­полярный мир чем-то положительным или желаемым. Скорее, наоборот, для Купчана это мир жестких противостояний и кон­курирующих мировоззрений. США, по мнению автора, уже не в состоянии диктовать миру свои правила игры и предлагать свою модель политического развития как единственную и без­альтернативную (Kupchan, 2012).

1 В книге автор использует термин multiple modernities, что может быть переведено как «множество современностей»«.


Весьма интересен подход Купчана к возможности параллельного существования разных государственных и мировоззренческих моделей, среди которых демократическая модель будет лишь одной из многих других. Мир, в котором не будет гегемонии США, будет миром с разными центрами силы и различными вариациями Модерна, пишет автор книги1. Другими словами, Купчан подтверждает тезис «модернизация не равна вестернизации». На протяжении последних трех столетий, западный мир выступал в роли главного двигателя прогресса, создавая современность и продвигая историю вперед, считает автор книги. В таком мире, вопрос глобального управления был достаточно ясен — поскольку Запад считал себя единственной силой, двигающей историю вперед, то весь остальной мир должен был просто следовать его рецептам и разделять его веру в секуляризм, либерализм и рыночную экономику. Однако, уже сегодня, по мнению автора книги, становится вполне очевидно, что мир, в котором мы живем, является миром с разными


реальностями и разными ценностными моделями. Купчан разделяет несколько таких моделей политического устройства, которые будут существовать параллельно друг другу во многополярном мире. Наряду с западной демократической моделью, будут существовать и такие, как коллективная автократическая модель Китая (communal autocracy), патерналистская автократия России (paternal autocracy), племенная автократия (tribal autocracy) стран Ближнего Востока и теократия (theocracy) таких стран, как Иран, где религия Ислама наиболее прочно интегрирована в политическую и повседневную жизнь общества. Все эти новые центры силы будут соперничать с Западом и продвигать собственные модели развития, собственное видение современности. Каждая из описанных Купчаном альтернативных социальных моделей имеет свои изъяны и недостатки. Однако и западная модель не лишена своих слабостей. Купчан считает, что главная проблема западной либеральной модели гораздо глубже того экономического кризиса, в который погрузился сегодня глобальный капитализм. Это системная проблема, которая заключается в слабом управлении, в растущем социальном разделении, во все более увеличивающейся апатии западного электората, которая в свою очередь вызвана некомпетентностью и несостоятельностью существующих сегодня элит. Все эти проблемы можно свести в одну формулу — кризис глобального управления. Западный мир должен сосредоточить все свои силы на собственном обновлении и прекратить попытки экспортировать свои нормы в другие регионы (Kupchan, 2012).

По мнению Купчана, предположения большинства западных политиков, что западные нормы являются универсальными, не соответствуют действительности. Купчан критикует тех запад­ных специалистов, которые считают, что не смотря на кризис в западном мире, поддерживаемые Западом нормы либерализма будут продолжать доминировать в мире, а страны вне запад­ной ойкумены — продолжать видеть в Западе единственную