Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Савин В. В.


ИНТЕГРИРОВАНИЕ ПЛАНЕТАРНОГО

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА: ОТ ДЕВЯТИПОЛЯРНОГО МИРА К ТРЕМ «ЕСТЕСТВЕННЫМ» КОАЛИЦИЯМ БОЛЬШИХ ПРОСТРАНСТВ

1 См., например, Эпштейн/Акстелл (1996).

2 См., например, Аксельрод (1997) 132пп.



Социально-экономическое, военно-политическое, культур­но-философское, религиозно-этическое, научно-техническое и т. д. развитие человечества привело к тому, что к концу ХХ века стало возможным эффективное управление большим количе­ством людей, проживающих на большей территории, чем это было возможным еще в середине ХХ века. Именно поэтому, на мой взгляд, проекты интегрирования человечества в рамках на­циональных государств потерпели сокрушительное поражение: свидетельством этого стало и нарастание (наиболее ярко в по­следние два десятилетия) локальных конфликтов и беспомощ­ность ООН, оперирующей уже устаревшими национальными схемами. Более того, все очевиднее становится (об этом свиде­тельствуют также результаты компьютерного моделирования), что итогом продолжающихся попыток интегрирования челове­чества на основе национальных государств (в недавнем про­шлом, Великобритании, Германии и СССР, в настоящий момент США, в будущем, возможно, Китая и т.д.) станет новая (третья) мировая война, чреватая полным уничтожением человечества2.


Основная, на взгляд, автора данной статьи, причина1 заклю­чается в том, что комплексность интегрирования человечества на основе национальных государств столь велика2, что не под­дается осознанному контролю, и, следовательно, создает стиму­лы к оппортунистическому поведению3.

1 Объяснение всех причин подобных прогнозов займет слишком много времени и места, поэтому в данной статье автор вынужден будет ограничиться основной и достаточной причиной этих результатов: неконтролируемой комплексностью интегрирования человечества на основе национальных государств.

2 В самом деле, если представить комплексность (K) задачи интегрирования планетарного человеческого сообщества как функцию многообразия (M) и динамики (D), т.е. K=f(M,D)=M*D, то даже при отсутствии динамики, т.е. D=1, для анализа развития человечества на основе представленных в настоящее время в ООН около 220 государств и территорий необходим учет около 20 тыс. межстрановых отношений (так как многообразие этой задачи 24090=219+218+...+2+1, то комплексность K=24090=24090*1=M*D).

3 Как известно (см. Миллер (1956)) в силу особенностей работы человеческого мозга человек в состоянии одновременно осознанно обработать порядка 7 логических элементов. Соответственно, учет и контроль человеком (даже экспертом) комплексности интегрирования человечества на основе национальных государств невозможен. Это означает, что в результате попыток реализации таких проектов интегрирования человечества должны возникнуть (и возникают) стимулы к «ловить рыбку в мутной воде», т.е. стимулы к оппортунистическому поведению (ведь нельзя понять, кто был неправ и наказать виноватого). Отсюда становится очевидным и недоверие большинства человечества к любым попыткам реализации проектов интегрирования планетарного человеческого сообщества на основе национальных государств.


Как известно, решение проблемы избыточной комплекс­ности видится в эмержентных (или эмергентных) общностях (параметрах, свойствах и т.д.), уменьшающих комплексность задачи. Действительно, в последнее время повышается интен­сивность консолидации национальных государств в, так назы­ваемые, большие пространства, объединяющие в единое целое большее или меньшее число территориально и культурно близ­ких стран: в качестве примера можно назвать ЕЭС, ЕврАзЭС, МЕРКОСУР, НАФТА, ЮжноАзиатский Союз, Лига арабских государств и т. д.


Экспертное сообщество несколько разделилось в своих мне­ниях о том, каким будет завершение процесса формирования больших пространств и какое количество полюсов предпола­гается у формирующегося многополярного мира больших про-странств1. Безусловно, окончательный ответ на этот вопрос даст история, однако, на мой взгляд, уже сейчас можно сказать, что мы постепенно становимся свидетелями формирования 9 (девя­ти) больших пространств (а следовательно и девятиполярного мира).



Р
ис. 1. Большие пространства (культурно-территориаль­ные системы) планетарного человеческого сообщества


Сюда относятся (см. рис 1):

  • Р — российско-североевразийское большое пространство,

  • К — метаконфуцианское большое пространство,

  • ОЕ — объединенное европейское большое пространство,

  • АМ — арабскомусульманское большое пространство,

  • И — индийское большое пространство,

  • А — африканское большое пространство южнее Сахары,

  • ИА — индонезийско-австралийское большое пространство,

  • СА — североамериканское большое пространство,

  • ЛА — латиноамериканское большое пространство.


К сожалению, комплексность задачи интегрирования пла­нетарного человеческого сообщества на основе больших про­странств — хотя и меньше комплексности предыдущей зада­чи — не позволяет избежать оппортунистического поведения1. Так как решение проблемы избыточной комплексности видится в эмергентных общностях (параметрах, свойствах и т.д.), умень­шающих комплексность задачи, то именно как такое решение и стоит расценивать, на мой взгляд, интенсификацию дискуссии о коалициях больших пространств: например, об АСЕАН, о ШОС, о проекте Большой Европы и т.д.

1 Как несложно заметить, по аналогии с ссылкой 4 для анализа развития человечества на основе 9 (девяти) больших пространств необходим учет 36 (M=36) межбольшепространственных отношений (так как многообразие этой задачи 36=8+7+...+2+1). Однако, если отказаться от статики и предположить, что фактор, описывающий динамику, равен 5 (D=5), то комплексность проекта интегрирования человечества на основе больших пространств также становится неподконтрольной человеку (K=180=36*5) и создает стимулы для оппортунистического поведения.

2 Мнение экспертов относительно того, каким будет завершение процесса формирования коалиций больших пространств мне неизвестно, видимо, данные «мозговых центров» до меня еще не дошли.


На мой взгляд2 процесс формирования коалиций больших пространств      завершится    созданием    трех «естественных»


  • 1      При этом я исхожу из того, что:

    • для больших пространств, соприкасающихся друг с другом, характерны пограничные конфликты (пограничные конфликты есть и между индийским пространством и китайским пространством, и между китайским пространством и североамериканским пространством, и между индонезийско-австралийским пространством и китайским пространством, и между латиноамериканским пространством и североамериканским пространством и т. д.);

    • большие пространства, не имеющие общих границ, обладают взаимной комплиментарностью (в качестве примера можно привести китайское пространство и объединенноевропейское пространство, индийское пространство и российско-североевразийское пространство, арабскомусульманское пространство и индонезийско-австралийское пространство и т. д.);

    • анализ частоты (пограничных) конфликтов позволяет сделать вывод о том, что стратегическая кооперация и комплиментарность между большими пространствами наиболее вероятны для тех больших пространств, которые не имеют общих границ и, следовательно, не конкурируют за ресурсы пограничных областей, а также наименее вероятны для тех больших пространств, которые имеют общие границы и конкурируют за ресурсы пограничных областей.