ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2231
Скачиваний: 2
Савин Л. В.
«АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МИРЫ» НАСТУПАЮТ
В начале декабря 2012 г. Национальный совет по разведке США официально представил общественности очередной доклад по будущим угрозам Global Trends 2030: Alternative Worlds1. В нем традиционно представлены взгляды американского раз-ведсообщества на то, как будет развиваться мир в следующие 15-20 лет, а его громкоговорящий подзаголовок — «Альтернативные миры» свидетельствует о действительно глобальных сдвигах в мировой геополитике. По крайней мере, в понимании авторов доклада. Его содержание уже стало причиной дискуссий и анализа в многочисленных аналитических центрах США — одни из них предлагают предпринять необходимые усилия для сохранения американского могущества, другие — с фатализмом говорят о неизбежности описываемых в докладе процессах.
Совет по международным отношениям лишь констатировал, что произойдет реверс исторического взлета Запада, который начался в 1750 г., и вместе с ним восстановится роли Азии в глобальной экономике2.
Иные акцентировали внимание на науке и экономике. В частности, издание Digital Journal отметило возможности ней-ромедицины и создания искусственных органов (сделанных на
3D принтере), что может сделать из людей новую расу, обладающую новым качеством скорости и силы3.
Атлантический Совет, который помогал в сборе и анализе информации для данного доклада, и вовсе решил собрать конференцию по этому вопросу, на которой обсудить не только этот документ, но и представить свое видение будущего, презентовав в унисон свою работу «Envisioning 2030: US Strategy for a Post-Western World».
В отличие от выводов разведсообщества, данный мозговой центр предлагает конкретную стратегию для Белого дома, которая должна заключаться в шести основных пунктах:
-
Продолжать уделять особое внимание «стрительству го-вударства у себя дома», как первый приоритет внешней политики, не забывая о глобальном контексте.
-
Признать, что Соединенные Штаты должны энергично действовать, чтобы формировать динамические, неопределенные глобальные тенденций, или в противном случае они будут формироваться в неблагоприятную сторону.
-
Проводить больше совместных форм по управлению путем углубления текущих альянсов и взаимодействуя более эффективно с разнообразным количеством акторов. Самое главное, это должно укрепить стратегическую базу: трансатлантические отношения.
-
Углублять сотрудничество с Китаем в качестве наиболее основного единственного фактора, который будет определять международную систему к 2030 году.
-
Творчески подходить к локусу нестабильности в 21-м веке: Большому Ближнему Востоку от Северной Африки до Пакистана, что представляет собой серьезную угрозу для стратегии США и мирового порядка4.
А то, что определенные политические группы в США не намерены в действительности сдавать свои позиции и делиться властью, было заключено в словах президента и исполнительного директора Атлантического совета Фредерика Кемпе, который на презентации сказал, что: «у Соединенных Штатов есть нечто редкое среди исторических великих держав — второй шанс на формирование международной системы для обеспечения своих долгосрочных интересов... И ни одна другая нация не имеет столько возможностей влиять на глобальное будущее».
Предыдущий доклад Global Trends 2025 вышел около четырех лет назад, в аккурат после начала мирового финансового кризиса. Тогда отмечался подъем новых держав, глобализация экономики, исторический переход относительного богатства и экономического могущества с Запада на Восток и растущее влияние негосударственных субъектов. В какой то мере нынешний аналитический обзор продолжает тезисы предыдущего, что видно из самого названия. И если в прошлый раз речь шла о меняющемся мире, то сегодня это уже ни у кого не вызывает сомнений формирующаяся многополярная система. В целом, это уже пятая попытка обрисовать контуры будущего мира, сделанная с учетом работы прошлых лет.
Как указано в преамбуле, обозреватели выделили ключевые «надвигающиеся» проблемы, которые, возможно, появятся в течении следующего десятилетия:
-
Больший акцент на роли США в международной системе. Одним из основных вопросов доклада состоит в том, как другие державы будут реагировать на снижение или решающее переутверждение власти США. Авторы исследования посчитали, что возможны оба варианта.
-
Четкое понимание центральных звеньев в системе международных отношений. Предыдущие работы освещали постепенное восхождение негосударственных акторов, но не уточнялось, какой будет роль государства по сравнению с негосударственными субъектами. Обозреватели предположили, что
мы углубимся в динамику управления и будем получать выгоду из сложных взаимоотношений между спектром разнообразных акторов.
-
Лучшее понимание времени и скорости. Прошлый доклад правильно предвидел направление вектора: Китай укрепляется, Россия слабеет (именно так указано в документе — Л.С.). Но могущество Китая постоянно увеличивается быстрее, чем ожидалось. С учетом четырех предыдущих докладов авторы сделали вывод, что они склонны к занижению темпов изменений.
-
Широкое обсуждение кризисов и разрывов. Обозреватели считают, что использование слова «тенденция» «в названиях подразумевает больше преемственности, чем перемен. Однако в прошлом докладе «с его пристальным вниманием на вероятность значительных потрясений и скачков, предполагает радикальный пересмотр этой точки зрения». Авторы рекомендовали разработать основу для понимания отношений между тенденциями, разрывами и кризисами.
-
Повышение внимания к идеологии. Авторы исследования признали, что «идеология является удручающе размытой концепцией, которую трудно определить и столь же трудно измерить». Они пришли к выводу, что великие «измы», такие как фашизм и коммунизм могут и не появиться на горизонте (интересно, что либерализм, который по мнению многочисленных экспертов и исследователей из многих стран мира, является более тоталитарным и деструктивным, чем, например, национал-социализм Третьего Рейха, не упоминается — Л.С.). Тем не менее, небольшие политико-философские сдвиги, которые часто не идут под эгидой идеологии, но приводят в движение «поведение», должны быть в центре внимания.
-
Больше понимание последствий второго и третьего порядка. Один подход состоит в попытке определить надвигающийся дисбаланс. Другой — в том, что должно быть больше стратегического моделирования или имитационных игр для того, чтобы
понять возможную динамику среди международных субъектов в критические переломные моменты.
Из этого можно сделать предварительные выводы о том, как власти США будут действовать на мировой геополитической доске. Что касается самих прогнозов, то они разбиты на несколько секторов. Первая часть посвящена мегатрендам. По мнению авторов, следует ожидать следующих процессов.
1) Рост индивидуальных возможностей. Они увеличатся вследствие сокращения бедности, роста мирового среднего класса, больше образования, широкого использования новых коммуникационных и производственных технологии, прогресса в области медицины; 2) Распыление власти. Больше не будет никаких держав-гегемонов. Власть будет переходить к сетям и коалициям в многополярном мире. На наш взгляд данная характеристика крайне важна. До нынешнего момента американский истэблишмент всячески старался избегать разговоров о многополярности. Крайне показательным является то, что в подобном докладе, изданным Институтом исследований в области безопасности ЕС в марте 2012 г., будущая многополярность рассматривается в позитивном контексте. Сам доклад носил название «Граждане во взаимозависимом и полицентричном мире», и в нем отмечалось, что «от того, как ЕС справится с кризисом и использует свою мощь для эффективных действий в полицентричном мире, будет зависеть будущее. Если получится ответить на вызов заслуживающим доверия образом, то на смену нынешнему кризису может прийти новое «европейское Возрождение»»5; 3) Демографические изменения. Дуга нестабильности будет сужаться. Экономический рост может замедлиться в «стареющих» странах. Шестьдесят процентов населения мира будет жить в урбанизированных районах; миграция будет расти. Указывается, что согласно прогнозам нас станет примерно на один миллиард больше (от 7,1 млрд. в 2012 г. к 8,3