Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Савин Л. В.


НОВАЯ ВОЛНА АМЕРИКАНСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ: ВЗГЛЯД НА КИТАЙ


На фоне различных потрясений, связанных с изменением географических границ и стремительно изменяющимся балан­сом силы в международных отношениях, научная политологи­ческая мысль пытается найти ответы на насущные проблемы, предлагая новые концепции. Хотя традиционный геополитиче­ский дуализм, выраженный в борьбе сил талассократии и те-лурократии, не снимается, некоторые акценты все же измени­лись, и политический истеблишмент государств, традиционно связанных с формированием стратегии в отношении различных регионов мира, активно ищет новые вариации для разрешения своих проблем и отстаивания интересов.

США в этом отношении скрупулезно и дотошно изучают все изменения на мировой шахматной доске и ищут возможности для применения своего классического инструментария в новом политическом оформлении. Если с приходом Обамы в Белый дом было официально заявлено о применении smart power (ум­ной или гибкой силы) во внешней политике, а доктрина превос­ходства США в официозе была заменена на более корректное, как считают вашингтонские политтехнологи, лидерство, то для конкретных регионов и задач также были предложены новые концепции. Вместе с концертом сил (Сoncert of Powers), много­сторонностью (multilateralism), новой архитектурой глобальной безопасности они вошли в обиход международного дискурса, сохранив при этом отношения «патрон-клиентела» и завуалиро­вав экспансионистские устремления Вашингтона.


Поскольку Китай стал для США заботой №1 в связи с ро­стом военно-политического могущества этой страны, многие интеллектуалы и аналитические центры тотчас начали прора­батывать возможные стратегии и доктрины, включая силовое сдерживание.

Рассматривая то, как КНР начинает устанавливать взаимоот­ношения с соседними странами, и куда простираются интересы Пекина, американские аналитики пришли к выводу, что страте­гия Китая носит неконфронтационный характер и не имеет им­перских и неоколониальных амбиций, в отличие от самих США и других стран Западной Европы. Тем не менее, интересы Ки­тая были вполне прагматичны и связаны с энергоносителями.

Для описания комплексной стратегической ситуации, кото­рая имеет долгосрочную перспективу, была предложена кон­цепция «жемчужного ожерелья» (String of Pearls). Впервые она была употреблена в докладе Energy Futures in Asia, подготов­ленного компанией Booz-Allen-Hamilton по заказу Управления общих оценок Министерства обороны США в 2005 году.

Это «ожерелье» представляет собой некую последователь­ность (цепочку) кодов, где каждая «жемчужина» является свя­зующим звеном китайского военного присутствия или геопо­литического влияния, благодаря которым Пекин выстраивает стратегические отношения и развивает возможности для уста­новления присутствия вдоль морских линий коммуникаций, ко­торые соединяют Китай и Ближний Восток.

Остров Хайнань, на котором в 2006 году были обновлены военные объекты, является одной из таких «жемчужин». Рекон­струкция взлетно-посадочной полосы на острове Вуди, распо­ложенном в архипелаге Парасельских островов в 300 морских милях к востоку от Вьетнама, является другой «жемчужиной». Контейнерная база в Читтагонге в Бангладеш, является следу­ющей «жемчужиной». Строительство глубоководного порта в Мьянме и военно-морской базы в Порте Гвадар в Пакистане яв­ляются очередными «жемчужинами», нанизанными на общую


«нить», которая простирается от побережья материковой части Китая через прибрежные воды в Южно-Китайском море, Ма-лакский пролив, далее в Индийский океан и прибрежные воды Аравийского Моря и Персидского залива.

Строительные проекты аэродромов и портов, дипломатиче­ские отношения, усиленная модернизация — все вместе пред­ставляет собой сущность китайского «ожерелья», благодаря которому Пекин строит стратегические отношения и развивает возможности для установления присутствия вдоль морских ли­ний коммуникаций, соединяющих Китай и Ближний Восток.

Не менее интересна по отношению к зоне китайского вли­яния концепция Сердцевинного моря (HeartSea), предложен­ная недавно адъюнкт-профессором Военно-морского колледжа США Джеймсом Холмсом. На эти размышления его подтол­кнуло интервью, данное бывшим командующим Тихоокеан­ским флотом Патриком Уэлшем японскому изданию The Asahi Shimbun в марте 2012 года. Патрик Уэлш, комментируя ситу­ацию вокруг спорных территорий в этом регионе, отметил, что через Южно-Китайское море проходят миллиарды долла­ров экономической активности. Следует отметить, что США официально заявили о том, что их основные интересы в XXI столетии будут сконцентрированы в Тихоокеанском регионе, а не в Атлантике, как было в прошлом столетии (что связано со смещением экономической и торговой активности в Азию, под­твержденное исследованиями Всемирного банка), а сам Китай связывает эту зону со своими жизненными интересами.

Крайне интересно, что США, утверждающие именно Sea Power в качестве основы своей власти и благосостояния, ра­нее не выдвинули подобную концепцию HeartSea в противо­вес сухопутному Heartland Хэлфорда Макиндера, который он соотносил с Россией. Данная геопространственная привязка Сердцевинного моря позволяет сделать вывод о том, что стра­тегическое преимущество перейдет от США к той силе, которая будет доминировать в этом регионе, а если возникнет союз с


Хартлендом, то на глобальном господстве США можно будет поставить крест.

Безусловно, речь идет не просто об интересе Вашингтона к азиатскому региону. Как выразился бывший индийский дипло­мат Т. Шринивасан, в действительности в США ведутся разго­воры только о том, какими методами лучше всего охватить этот регион и установить там свое влияние.

В подтверждение можно привести и стратегию Вашингтона в отношении очередного форпоста США в регионе — Японии. Например, в связи с японско-американским сотрудничеством в различных сферах, автор концепции soft power Джозеф Най и его коллега Ричард Эрмитаж предложили модель «расширен­ного сдерживания» (extended deterrence) в отношении страте­гии нераспространения ядерного оружия, которая описывается как «комбинация возможностей и убедительности». Япония, по замыслу американских проектировщиков, должна продолжать диалог с США в этом вопросе, и наилучшей гарантией для это­го будет не что иное, как присутствие американских военных на японских островах. При этом в недавнем исследовании «Аме­рикано-японский альянс», который авторы выпустили в Центре стратегических и международных исследований, говорится о необходимости сдерживать и Китай, поощряя, однако, его мир­ные намерения.

Что касается силового противостояния с Китаем, то Обама в начале 2012 года официально призвал американских военных переместить внимание в Азию — и здесь как нельзя кстати пригодилась доктрина «Сражение воздух-море» (Air-Sea Battle), разработанная Эндрю Маршаллом. Этот почтенный футурист, как его величают в американской прессе, возраст которого перевалил за 90, на протяжении 20 лет занимался в Пентагоне разработкой военной кампании против Китая с учетом его наступательных возможностей и наличия тяжелых вооружений. Война против КНР должна проходить с применением бомбардировщиков      системы      стэлс      и      подводных лодок,


которые, согласно теории, выведут из строя радары дальнего обнаружения и системы точного наведения, установленные в глуби страны. Первоначальная «кампания по ослеплению» должна быть поддержана более широкой воздушной и морской атакой.

В среде китайских военных эта концепция вызвала бурю негодования, в США ее раскритиковали из-за дороговизны, а в странах Азии пришли к мнению, что подобный конфликт мо­жет перерасти в ядерную войну. Тем не менее, несмотря на за­верения Вашингтона о дружбе с Китаем на высоких встречах, в этом году в США были проведены симуляционные игры, а с партнерами из Южной Кореи, Японии и Филиппин военные маневры на их территории, явно направленные против Китая.

Впрочем, в США есть сторонники и более умеренных мер, выраженных термином «офшорное сдерживание» (синони­мы — контроль и балансирование). Доктор Гэммс из Центра стратегических исследований Национального Оборонного Уни­верситета США ссылается на последнюю инструкцию Пента­гона, где в отношении Китая указано, что США и Китай «име­ют чрезвычайный интерес к миру и стабильности в Восточной Азии и заинтересованы в создании совместных двусторонних отношений».

Гэммс называет концепт «Сражение воздух-море» антите­зисом стратегии и предлагает следующий вариант: «Согласно предложению, «оффшорный контроль» позволяет снизить эска­лацию и давление на лиц, принимающих решение, в то же время уменьшая зависимость от космического и киберпространства и сохраняя определенную прозрачность в условиях мира, кризи­са и войны. Эта модель предназначена для замедления кризиса, чтобы решения принимались не в течении секунд, а за недели.

Кроме того, «оффшорный контроль» предназначен для луч­шего согласования стратегических требований с имеющимися в наличии ресурсами, а также местом США и союзных войск, ис­ходя из благоприятных тактических позиций, если дело дойдет