ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2220
Скачиваний: 2
и совершенной промышленной и сельскохозяйственной базой. Взаимодействие между Китаем и Россией не только будет способствовать продвижению безопасности и развитию двух государств, но и может привлечь внимание других стран на территории Евразии, в том числе Ирана и Пакистана, чтобы нарушить стратегические планы США в регионе» [13]. И далее, продолжая региональный анализ через призму геополитических императивов, Сюй вполне логично указал, что Латинская Америка представляет собой внешнюю силу Евразийского сообщества, Африка является дружественной силой, а в Азии есть много сторонников России и Китая.
Таким образом, формирование Евразийского Союза вместе с другими интеграционными процессами в других частях света будет представлять собой движение в сторону создания многополярного (полицентричного) мира. Чем быстрее будет создан Евразийский Союз, тем быстрее государства, в него входящие, а также другие страны, вносящие свой посильный вклад в формирование нового миропорядка, смогут выйти из под прямого (hard power) или опосредованного (soft power) влияния США.
Экономика
Должны ли мы следовать немецкой идее об автаркии (самодостаточности), изложенной в книгах Иоганна Фихте («Закрытое торговое государство») и Фридриха Листа(«Национальная система политической экономии»), преодолевая различные на-ционализмы (русский, казахский и др.) и выходя на уровень коллективного хозяйственного суверенитета, или придерживаться концепций Николая Трубецкого и Петра Савицкого, которые говорили не только об экономически выгодном решении для Евразии, но и об общечеловеческом идеале, который может воплотиться в особом мире евразийского сверхнационализма? [14]
Гезелевская система свободных денег или этическая экономика, в которую будут заложены различные функционалы в зависимости от региональной специфики, — так или иначе,
необходимо преодоление логики неолиберального капитализма. Недавнее обсуждение возможности создания банка BRICS является хорошим началом для выхода из-под зависимости спекулятивных активов Запада. В целом, как отмечал Грегори Глизон, доктор политических наук из США, «создание единого экономического пространства на всей территории Евразии уже давно назрело» [15].
Но если на данный «официальная формула нынешнего проекта интеграции в рамках Евразийского союза обозначает экономическую интеграцию при сохранении политического суверенитета и гарантированной коллективной безопасности» [16], то в будущем она должна быть расширена и включать в себя политические и социальные объединительные процессы, в том числе и на уровне публичной дипломатии. Это позволит выйти на уровень системной интеграции и выработке своих правил игры.
Как ответ на вызов глобализации также необходимо: 1)стиму-лировать производство на внутренних рынках; 2) задействовать принцип субсидиарности; 3)защищать локальную торговлю от разрушительного действия транснациональных корпораций и низких тарифов; 4) поощрять внедрение экологических технологий; 5) формировать тип смешанной экономики [17].
Что бы ни говорили об умной экономике и информационных технологиях, двумя столпами производства всегда будет пищевая промышленность и энергетика. Без еды адекватное функционирование любой рабочей силы невозможно, а без энергетической составляющей фабрики, заводы и транспорт остановятся. Россия и Казахстан являются крупнейшими мировыми производителями и экспортерами пшеницы. Кроме того, Россия и Казахстан обладают обширными запасами углеводородов и радиоактивных материалов, и имеют соответствующую инфраструктуру для их переработки. Сырьевая составляющая имеет амбивалентный характер, из-за чего Россия и Казахстан расцениваются Западом как собственный нефтяной и газовый
придаток. А атомная энергетика, несмотря на инцидент в Японии [18], еще долгое время будет оставаться перспективной и относительно малозатратной, в связи с чем, будущее создание альтернативной зерновой (и шире — сельскохозяйственной), а также энергетической бирж будет означать новую роль и новый статус Евразийского Союза. В этом контексте вступление России в ВТО многими российскими политиками и экспертами оценивается как ошибка.
Этносы в политических процессах Евразийского Союза В большой степени будет влиять на успех то, какой будет выработан подход к решению этнических и традиционных культурных вопросов народов будущего Союза. Исходя из теории Льва Гумилева, нам, скорее всего, удастся избежать конфликтов в хантингтонианском стиле, хотя попытки раздувания этнокон-фликтов и дестабилизации извне исключать никогда нельзя.
Среди ненасильственных методов управления этническими различиями можно выделить следующие: 1) интеграция и/ или ассимиляция; 2) гегемонистский контроль; 3) арбитраж (подключение к процессу третьей стороны); 4) кантонизация и/или федерализация; 5) консоционализм или разделение власти [19]. Первый вариант в несколько «гуманизированной» версии был опробован в Западной Европе и известен под названием мультикультурализм. Его провал признали в 2010 году президенты Франции Николя Саркози и Германии Ангела Меркель. Второй и третий варианты для нашего случая совершенно не подходят. Четвертый хотя и достаточно изучен на примере стран Западной Европы, не совсем адекватен к реалиям евразийского пространства. Консоционализм, который часто связывают с корпоративизмом, более интересен, так как базируется не на экономических принципах, которые позволяют регулировать классовые конфликты, но «на основе согласования социальной фрагментации по этническому и религиозному признаку» [20], которая уже существует, причем даже в России. Как отмечают специалисты по альтернативному
праву Существует ряд условий, по которым консоционализм может быть эффективным. Это:
-
Сегментная изоляция этнических общин;
-
Множественный баланс сил;
-
Наличие внешних угроз, общих для всех общин;
-
Общая лояльность к государству;
-
Традиция элитного проживания;
-
Социально-экономическое равенство;
-
Небольшая численность населения, снижение политической нагрузки;
-
Умеренная многопартийность с сегментными партиями [21].
Еще один немаловажный аспект — это гибридизация границ, которые представляют собой не административную линию, а социальные пространства с особой спецификой (если между Беларусью и Россией подобный феномен гармонизирован общей этнической славянской спецификой и православной религиозной культурой, то между Россией и Казахстаном существует больше различий, не только по линиям славяне-тюрки, православные-мусульмане, но, например, в связи с наличием казачьего элемента и разделения общего тюрского суперэтноса на различные составляющие. Тем не менее, феномен гибридов-границ может оказать позитивный эффект. Исторический опыт показывает, что взаимное проникновение культур способствует налаживанию полилога [22] народов, несмотря на их специфические бытовые, культурные, мировоззренческие и обрядовые различия.
Критики и противники
Что касается нынешней критики идеи Евразийского Союза, то ряд политиков и экспертов, в основном из США и Западной Европы, уже назвали данную инициативу попыткой воссоздания Советской Империи с принципиальной ролью Москвы в качестве основного центра принятия решений.
Более проницательные аналитики рассматривают данную инициативу в контексте международной ситуации, роста могу
щества ряда государств и региональной геополитики. Лорен Гу-дрич из разведывательно-аналитического центра «Стратфор», назвал план создания Евразийского Союза воссозданием Империи по возможности. Он считает, что из-за уникальных географических условий Россия имеет незащищенные границы, поэтому должна максимально расширить свою территорию, создав на своих «окраинах» стратегическую глубину. Гудрич пишет, что «конечный план России состоит в том, чтобы восстановить контроль над большей частью своих бывших территорий... Россия начнет эту новую интеграцию русской империи, создав союз с бывшими советскими республиками на основе текущих ассоциаций Москвы, таких как Таможенный Союз, Союзное Государство и Организация Договора о Коллективной Безопасности. Это позволит ЕАС стратегически охватить как экономическую сферу, так и сферу безопасности» [23]. Тем не менее, американский эксперт признает, что Евразийский Союз не будет являться новой копией СССР, так как Москва учла все ошибки, связанные с контролем, поэтому «Москва будет влиять на внешнюю политику и безопасность, но не будет нести ответственность за большую часть внутренних дел в каждой стране».
Украина в лице действующих властей также ведет политические интриги — позиция «ни да, ни нет» и заигрывание с ЕС, по сути, является продолжением политики Леонида Кучмы «сидения на двух стульях». Однако, Киеву в ближайшее время необходимо будет определиться с приоритетами. Действия Москвы по созданию трубопроводов Северный и Южный поток показывают, что время двусмысленностей в стратегических вопросах подходит к концу. Пока предложение войти в евразийский клуб остается в силе, но ставки в любое время могут быть понижены.
На повестке дня в перспективе также присоединение государств Средней Азии, что не ускользает от внимания политологов. С Кыргызстаном на данный момент установлено взаимопонимание по принципиальным вопросам, включая региональную безопасность. Таджикистан тоже является членом ЕврАзЭС и