ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2417
Скачиваний: 5
Главный доклад
182
10. Тезис о закономерности большевистской революции. Критика
этого тезиса сводиться к тому, что октябрьский переворот был «заго-
вором». Сначала этой версии придерживались монархисты, антисе-
миты, неонацисты потом к ним присоединились некоторые либералы,
большинство современных православных, многие западные христиане.
11. Тезис о геополитической преемственности СССР в отношении
России. Этому тезису противопоставляется то, что СССР ни имеет
ничего общего с дореволюционной Россией. Все события, войны, про-
цессы имели иной смысл и иное значение. В основном так считают те,
кто обращает внимание на идеологическое различие досовет-
ской и советской России, это: монархисты, правые национали-
сты, часть современных православных, марксисты. Вполне
естественно, что монархисты это освещают в негативном
ключе, а марксисты в позитивном, но и те и другие подчерки-
вают, что преемственности никакой между Россией и
СССР не было.
Таким образом, в этих 11-и пунктах мы видим как фор-
мируется евразийская критика, которая практически вся сво-
дится к первому пункту, к антиевразийскому тезису о единстве
цивилизации. И эта топика свойственна очень широкому спек-
тру идеологий. Евразиские тезисы напротив, вытекают из
утверждения цивилизационного плюрализма, который яв-
ляется главным и фундаментальным.
Современное евразийство полностью заимствует все те-
зисы первого, классического евразийства становиться объ-
ектом
критики,
которому
инкриминируется
все
вышеперечисленные антитезисы.
Рассмотрим подобным образом тезисы и критику не-
оевразийства, которое возродилось в конце 80-х гг.:
1. Антиамериканизм и многополярность. Неоевразийцы
утверждают, что нужно бороться с США и отстаивать много-
полярный мир. Фундаментальный антиевразийский тезис за-
ключается в том, что необходимо отстаивать однополярность,
глобализм, права человека, прогресс, модернизацию и западничество.
Что в принципе является поддержкой той же самой универсальности
западноевропейской цивилизации, только сегодня выраженной на со-
временный манер. Это фундаментальный апгрейд, если угодно, идео-
логического
дискурса
о
единственности-множественности
Се
минар Левиафан
Семинар №4 Евразийство в XXI веке
183
цивилизаций. Сегодня в России, впрочем, как и в любой другой стране
мира части элит либо за однополярный, либо за многополярный мир.
К критикам этого неоевразийского тезиса относятся: либералы, право-
защитники, ИНСОР, евроцентристы, сети атлантистских агентов влия-
ния, прогрессисты, эволюционисты, модернисты, сторонники
Просвещения (modernity), христиане-эйкуменисты.
2. Антилиберализм и противостояние либеральной демократии.
Антитезис это либерализм, да здравствует либеральная демократия.
Совершенно понятно кто сторонники этого утверждения, а именно:
либералы, правозащитники, ИНСОР, евроцентристы, сети ат-
лантистских агентов влияния, большинство российских СМИ,
олигархи, Эхо Москвы, Новая газета.
3. Отвержение пере-
стройки, реформ 1991 года и
ельцинского этапа правления.
Евразийцы считают, что в
ходе этих событий Россия по-
теряла свой геополитический
статус, утратила свое место в
мире, сократило зону влия-
ния, пала жертвой абсолютно
антироссийской политики. Антитезис – Россия получила
в 1991 г. свободу, капитализм и избавилась от коммуни-
стической диктатуры. С этим согласны: либералы, неко-
торые православные, монархисты, правозащитники,
Хакамада, Немцов, Каспаров, Чубайс, ИНСОР, Эхо
Москвы, ВШЭ.
4. Геополитика как научный метод. Это основной
принцип евразийцев. Антитезис сводится к тому, что гео-
политика псевдонаучна. Научность или ненаучность гео-
политики доказывается сложным образом, интересно, что
Сорос, который участвует в американских геополитиче-
ских проектах, приезжая в Россию заявляет, что геополитика
псевдонаука. Так что часть дискурса о том, что геополитика
псевдонаука является еще и, мягко говоря, нечестным, попро-
сту пропагандистским. Кто считает геополитику псевдонау-
кой? Это: невежды, марксисты, некоторые либера лы,
агенты влияния США.
Се
минар Левиафан
Либералы
Юргенс и Гонтмахер
Главный доклад
184
5. Антисоветизм. Евразийцы и неоевразийцы не были никогда
сторонниками коммунистического мировоззрения. Антитезис - марк-
сизм-ленинизм – безупречная идеология, СССР пал в результате заго-
вора. Так считают: коммунисты, пожилые, слабо соображающие люди.
6. Филосоветизм. Казалось бы, парадоксальный тезис, так как
евразийство является не только антисоветским, но и филосоветским.
Евразийцы спокойно иерархизируют этот пункт, так как не являются
марксистами, не разделяют советскую догматику, одновременно испы-
тывают симпатию к советскому периоду, особенно по сравнению с ли-
беральным. 5-й и 6-й пункты противоречат друг другу, но
противоречие является не случайным, а по здравому глубокому
размышлению и ответ евразийцы получают фрагментарный от
различных групп своих противников. Антитезис - советизм –
абсолютное зло, так считают: либералы, некоторые православ-
ные, западники, монархисты, неонацисты, правозащитники,
Хакамада, Немцов, Каспаров, Чубайс, ИНСОР, Эхо Москвы,
ВШЭ, христиане-эйкуменисты.
7. Антилиберализм. Этот тезис очень похож на 2-й пункт,
соответственно противники выдвигают антитезис, что либера-
лизм это самая правильная и гуманная система, не имеющая
альтернатив. Так считают: либералы, олигархи, ИНСОР, Эхо
Москвы, Немцов, Яблоко.
8. Антифашизм и антинационализм. Евразийство, как
противостояние фашизму и национализму. Противники этого
тезиса считают, что фашизм и национализм это оптимальные
идеологии. К сторонникам антиевразийского тезиса относятся:
расисты, неонацисты, скинхэды, ДПНИ.
9. Позитивная оценка полиэтнической структуры Рос-
сии. Так считают неоевразийцы, антитезис - полиэтнизм –
конец России, на этом основании она рухнет. С разных сторон
неоевразийский тезис атакуют: либералы-русофобы, либе-
ралы-расисты, националисты, расисты.
10. Традиционализм. Евразийцы симпатизируют традиционным конфес-
сиям, считая, что где-то между ними возможен обменный диалог. Это отрица-
ется с разных сторон, если угодно справа и слева, сторонниками абсолютности
одной конфессии – православные, исламские фундаменталисты-ваххабиты или
либералы, космополиты, прогрессисты, модернисты, которые выдвигают
антитезис, что Традиции не существует или она есть зло и инерция.
Се
минар Левиафан
Семинар №4 Евразийство в XXI веке
185
11. Обращение к постмодерну, структурализму, феноменологии,
социологии. Это очень важная часть неоевразийства. Антитезисом яв-
ляется утверждение, что нужно держаться либо модерна, либо чистой
Традиции, так считают: консерваторы, модернисты, «отсталые» уче-
ные-гуманитарии, традиционалисты. Как мы видим евразийство не
всякий традиционализм, а очень специфический.
12. Позитивное отношение к традиционным конфессиям. Этот
тезис ближе к традиционализму. Антитезисом является утверждение,
что необходима светское общество – вариант: необходимо поддержи-
вать какую-то одну конфессию. Так считают: либералы, про-
грессисты, модернисты, ИНСОР; вариант – православные и
исламские фундаменталисты, националисты, расисты, вахха-
биты.
13. Этнофилетизм. Еще один важнейший тезис неоевра-
зиства это любовь к этносу. Этнофилитизм был признан в Гре-
ции как ересь, в рамках фанарского греческого, точнее
турецкого православия направленного против национально
освободительных восстаний в рамках Осмнской Империи. Про-
тив этого неоевразийского тезиса можно выдвинуть антитезис,
что этнос ничего не значит, важны только права человека, или
можно утверждать, что все этносы и народы в лоне христиан-
ства равны. Так считают: либералы, модернисты, сторонники
Просвещения (modernity); варианты христиане-эйкуменисты,
православные грекофилы, мессианствующие западные хри-
стиане.
14. Поддержка Путина. Неоевразийцы позитивно рас-
сматривают фигуру В.В. Путина. Контртезис - Путин зло для
России. Справа – националисты, расисты, коммунисты. Слева
- либералы, социал-демократы, западники. К сторонникам этого
антитезиса относятся: современные националисты, ДПНИ,
Белковский, расисты, олигархи, «несогласные», Алексеева,
Гонтмахер, Юргенс, Павловский, ИНСОР, Касьянов, Ходорковский.
Следующая часть доклада посвящена не критике евразийства как
такового, а критике неоевразийства. Евразийство в целом принимается
и предлагается не опровержение, а альтернативное евразийство.
1. Российское неоевразйиство. Антитезисом является казахстан-
ское евразийство, со стороны которого критика формулируется как то,
что Хартлэнд лежит не в России, а в Казахстане; тюрки, а не русские
Се
минар Левиафан
Главный доклад
186
главный этнос Евразии; степь, а не лес сделала евразийское простран-
ство единым; российское неоевразийство прикрывает собой русский
империализм и «колониализм». Типичная система аргументаций для
данного типа критики.
2. Русское неоевразйиство. Этому противопоставляется тюрское
неоевразийство. Есть две версии: татарское и турецкое. Так же как и в
предыдущем пункте утверждается, что тюрки, а не русские главный
этнос Евразии; Степь, а не Лес сделала евразийское пространство еди-
ным; русское неоевразийство прикрывает собой русский империализм
и «колониализм»; русские «узурпаторы» евразийской миссии
тюрок. Кстати говоря, ученик Гумилева Курчи отстаивал такие,
тюркоцентричные версии евразийства.
3. Неоевразийство. Противопоставляется миноритарное
гумилевское евразийство, которое является не идеологиче-
ским, мировоззренческим, а скорее научным воззрением. Это
особое, малораспространенное направление, критика со сто-
роны которого сводится к утверждению, что современное не-
оевразийство, признавая Льва Гумилева не принимает
полностью его догматику; слишком политизировано, слишком
отошло от классики, неправомочно распространяет евразий-
ские тезисы на геополитику и историю СССР (химеры по Гу-
милеву); слишком позитивно относится к континентальной
Европе и Японии; напрасно вступает в диалог с новыми пра-
выми.
4. Неоевразийство. Этому противопоставляется попытка
вернуться к классическому евразийству, основная критика:
слишком отошло от классики, слишком позитивно относится
к континентальной Европе и Японии; напрасно вступает в диа-
лог с новыми правыми; напрасно обращается к геополитике,
традиционализму, структурализму, является слишком «запад-
ническим». Здесь мы имеем дело с попыткой вернуться к клас-
сическому дискурсу классического евразийста и отмести все
то новое, что привнесли в него неоевразийцы. Вполне закономерная
критическая позиция.
5. Неоевразийство. Еще одно экстравагантное противопоставле-
ние это исламское евразийство, основными принципами которого яв-
ляются утверждения, что главную роль в объединении Евразии
суждено играть не русским и не православным, но исламским этносам;
Се
минар Левиафан