Файл: Левиафан выпуск 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2334

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

187

неоевразийство слишком преувеличивает значение русского и право-
славного фактора, скрывает под собой «русский империализм». Иногда
исламское евразийство выступает вместе с тюркским. 

6. Неоевразийство. Еще одной версией критики неоевразийства

является критика лично Дугина, основная аргументация – Дугин оши-
бается, а я нет, (вместо «я» можно подставить фамилию разных авто-
ров).  В  основном  все  выходит  в  сферу  чистой  неприязни  или
субъектной симпатии или антипатии личности.

Анализ критических взглядов на евразийство, состоящее из тези-

сов, большинство из которых связанны между собой, точно так
же как  и большинство антиевразийских тезисов связаны между
собой, говорит о том, что существует евразийство и существует
антиевразийство, это два мировоззрения, два взгляда, две об-
основанные идеологические позиции, которые конфликтуют
между собой как две операционные системы. Это не означает,
что евразийство ущербно, наоборот это означает, что евразий-
ство представляет собой некую догматическую, концептуаль-
ную,  каноническую  ценность.  Мы  имеет  дело  с
мировоззрением, которое может быть подвергнуто критике, и
поскольку критика рациональна, питающаяся из неких предше-
ствующих аксиом, то задача сводится не столько к выяснению
аргументации за или против, сколько к спору на уровне пара-
дигм. Но как только мы в этом споре доходим до этого принци-
пиального аксиоматического утверждения, существует единая
цивилизация или несколько цивилизаций, что первично про-
странство или время, являются западные ценности универсаль-
ными или нет, мы приходим, по сути дела, к завершению этого
спора. 

Рассматривая феноменологические позиции, которые про-

тивостоят евразийству по каждому пункту, проводя социологи-
ческий  контент-анализ  критикующих,  заметим,  что  больше
всего расхождений у евразийцев с либералами. На сегодняшний

день, именно либерализм является наиболее полноценной, наиболее
широкой мировоззренческой антитезой евразийству. Расизм и евразий-
ство конфликтуют с точки зрения равенства этносов, плюральности
культур, иерархизации и неравенстве человеческих рас. Христианский
универсализм и, в меньшей степени, исламский фундаментализм тоже
принципиально слабо сопоставимы с евразийством. А вот что касается

Се

минар Левиафан


background image

Главный доклад

188

националистов, монархистов, традиционалистов и марксистов, то с
ними по некоторым пунктам у евразийства возникают мировоззренче-
ские трения, а по некоторым пунктам нет. По сути дела они являются
частичными или локальными оппонентами евразийства. 

Спор сторонников и противников евразийства не сводится к со-

поставлению аргументов, а сводится к рефлексии относительно их па-
радигмальных  истоков.  Это  позволяет  утвердить  и  ситуировать
евразийскую рациональность, евразийский способ мышления в кон-
кретном идеологическом, мировоззренческом и политическом, если
угодно, контексте, в исторической ретроспективе актуализируя
для современной России.

Се
минар Левиафан


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

189

Структурализм до структурализма: евразийское
осмысление Империи и западноевропейская
наука

Александр Бовдунов

аспирант кафедры социологии 
международных отношений
социологического факультета МГУ.

Феномен евразийства, одного из наиболее интересных яв-

лений русской мысли XX века, да и во многом всей русской ис-
тории,  остается,  и  по  сей  день,  слишком  плохо  осмыслен.
Зачастую оно воспринимается лишь в качестве одной из идео-
логических концепций, причем локально ограниченных Рус-
ским зарубежьем, в лучшем случае предпринимаются попытки
возродить старое евразийство как политико-идеологический
концепт в условиях постсоветской России. Однако существует
еще одно фундаментальное измерение, мимо которого прошли
как апологеты, так и критики евразийства в нашей стране, а оно
имеет  колоссальное  значение  не  только  для  дальнейшего
осмысления евразийской теории в совершенно новых рамках,
не только дает возможность обратиться к евразийству по-но-
вому,  но  и  позволяет  оценить  по-настоящему  колоссальный
вклад, который внесли евразийцы в европейскую науку про-
шлого столетия. Можно точно заявить, что Россия еще слабо
знает, что такое евразийство, потому что мало кто замечает ту,
очевидную связь, которая существует между евразийскими тео-
риями и структурализмом.

Общепринятой точкой зрения на возникновение структу-

рализма является следующая: Структурализм как парадигма в
общественных науках (а нас интересуют прежде всего они) воз-
ник в 50-х -60-х гг. XX  века, главную роль в этом сыграли такие

французские ученые как Клод Леви-Стросс, Жан Лакан, Ролан Барт,
Мишель Фуко. Источником развертывания структурализма как обще-
научной методологической системы стала структурная лингвистика
Фердинанда де Соссюра. Евразийство в таком контексте возникает, как
что-то отдаленно связанное с Пражским лингвистическим кружком

Се

минар Левиафан


background image

Доклады

190

Н. Трубецкого и Р. Якобсона, близ-
кого друга и учителя Леви-Стросса и
как цельная доктрина находится на
периферии тех концепций, что разви-
вались внутри кружка. Таким обра-
зом 

мы 

можем 

наблюдать

совершенно историцистскую и про-
грессистскую  картину  развития
структурализма, которая начинается
структурной  лингвистикой
Соссюра,  затем  проходит
этапы становления, опят же в

рамках лингвистики в нескольких школах, одной из которых
является Пражская, и расцветает уже в качестве общенаучной
парадигмы после Второй Мировой Войны.

Если  вы  так  и  думали  об  евразийстве,  то  вы  действи-

тельно еще ничего о нем не знали, потому что в реальности об-
стояло  как  раз  наоборот.  Задолго  до  Леви-Стросса  в
евразийстве структурализм де-факто уже был общенаучной ме-
тодологической системой и применялся в различных областях
знания: географии, истории, лингвистике. Этот структурализм
лишь частично проистекал из структурной лингвистики и ана-
лиза языка, в значительной степени, серьезное влияние на его
формирование  оказала  география,  русская  географическая
школа. Изучение языка и изучение пространства переплета-
лись между собой, оказывая взаимное влияние друг на друга,
потому не удивительно, что в деятельности Пражского кружка
принимали  участие  не  только  лингвисты,  но  и,  напри-
мер,  географ  и  геополитик  П.  Н.  Савицкий.  Рождение

евразийства  как  первого  структура-
лизма,  преструктурализма,  структура-
лизма 

до 

структурализма,

структурализма как мы его знаем, явилось от-
ветом на вызов конкретной ситуации – револю-
ции, 

гражданской 

войны, 

распада 

и

восстановления  России  почти  в  прежних  гра-
ницах и необходимости осмысления феномена

и ноуменальных констант Империи.

Се
минар Левиафан

Отцы-основатели 

Евразийства:Савицкий, 

Трубецкой, Сувчинский

Н. С. Трубецкой


background image

Семинар №4 Евразийство в XXI веке

191

Один из базовых принципов структурализма – взаимоотношение

частей и целого. Структура понимается не как способ аналитического
членения мира, но как скрытый и подлежащий описанию принцип
взаимоотношения частей. Структурализм имманентно холистичен и
антиатомистичен. Весь опыт социальной деятельности, данный нам в
кодах, утверждает это научное направление, изначально организован
внутренней структурой. Человек обладает внутренней структурирую-
щей способностью и потому, все элементы социальной деятельности
определяются набором внутренних правил, которые придают эмпири-

чески  воспринимаемым  явлениям  определенную  структуру.
Структурализм находится в оппозиции любому казуаль-
ному объяснению и предпочитает син-
хронию диахронии.

2

Осмысление  связи  целого  и  его

частей  было  основной  задачей  евра-
зийцев.  Необходимость  непротиво-
речиво свести воедино вскрывшуюся в
революции  плюральность,  множе-
ственность  и  многообразие  народов
евразийского  пространства  и  подтвер-
дить цельность и неделимость россий-
ского мира привели, как полагают ряд
западных  исследователей,  в  частности  Патрик  Серрио,

6

и как пишет российский исследователь Сергей Глебов, к
возникновению феномена евразийского структурализма.
Глебов  полагает,  что  существует  прямая  связь  между
«концептуализацией российского империализма и нацио-
нализма в евразийстве и генезисом и дальнейшим разви-
тием  структуралистского  метода».

2

В  евразийстве  и

структурализме,  как  мы  его  знаем,  сходным  образом
решается  проблема  частей  и  целого,  для  них  характе-
рен  подчеркнутый  холизм,  антисубъективизм,  анти-

историцизм,  примат  синхронии  над  диахронией,  обращение
к  структурным  особенностям  Евразии,  создающим  ее  един-
ство,  оба  направления  отличались  подчеркнутой  модерни-
стичностью,  новаторством,  отрицанием  старой  науки,
продвигали  идеи  плюрализма  культур,  множественности  и
несоизмеримости существующих порядков.

Се

минар Левиафан

Роман Якобсон