Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2327

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обращаясь к Эдварду Саиду, историку литературы создав­шему концепцию «ориентализма», отметим что представляется фундамен-тальной его точка зрения, согласно которой, функциони­рующее в сфере культуры понятие «Востока» является колониаль­ным конструктом, который «обеспечивает господство европейцев над колониальным миром, создавая тем самым негативные пред­посылки для формирования идентичности «современного и «запад-ного».3 Данное положение совершенно оправданно, даже вне того, особого смысла, который вкладывает в «ориентализм» Саид.

Действительно, воспринять как нечто единое совокуп­ность различных предметов, не представляющих из себя це­лого, можно, только если все они связаны с нами одного рода отношениями. Не зная ничего об этих предметах, легко перенести общность нашего отношения к ним на их самих, создав, таким образом, иллюзию искусственного единства, которая всецело поддерживается только нашим незнанием и нежеланием знать. Эти предметы вне нас и чужды нам, они не мы сами. Именно внешнее, отчужденное к ним положение в сочетании с особого рода отношением позволяет обобщать так смело.

Что может быть общего между Ираном, Индией и Япо­нией, Китаем и Саудовской Аравией? Между индуизмом и исламом мировоззренчески и догматически разверзлась го­раздо большая пропасть, чем между исламом и двумя дру­гими авраамическими религиями, христианством и иудаизмом. Что связывает то этническое, культурное, ант­ропологическое, мировоззренческое разнообразие, что на­зывают «Востоком» или «Азией»? Только внешняя инструменталисткая, колонизаторская в своей сущности по­зиция человека Запада.

Чуждые европейцам народы и культуры, с которыми они установили отношения колониального типа были объ­единены в едином инструментальном по своему характеру понятии «Восток». Этим объясняется тот факт, что зачастую к Востоку от­носят большую часть мира, не только Азиатский материк, но и Аф­рику, и пожалуй только боязнь полной нелепицы заставляет не употреблять понятие «Восток» по отношению к Латинской Аме­рике.


Точно также как применявшееся сначала только к Ближнему Вос­току, Леванту, то есть части хорошо знакомой европейцам Средизем­номорской ойкумены, понятие «Востока», «ориента» было распространено на значительную часть мира вообще, так и понятие Азии из обозначения Малоазийского полуострова стало названием значительной части Старого Света. Понятие «Азия» так же искус­ственно и чуждо всем «азиатам», которые на деле весьма разнятся между собой, как и понятие «Востока». В определенной степени они выступают как синонимы.

Понятия «Востока» и «Азии» как колониалистские кон­цепты весьма в малой степени несут в себе смысл, связанный с сущностным содержанием тех этносов и культур, которые во-люнтаристким      образом    западными    людьми      были туда I включены. Формирующий их взгляд - взгляд извне, для кото-■Трого все это многообразие выступает не в самом своем содер­жании, но как другое, как обобщенное отрицание, как отрицание той европейской культуры, с позиций которой исхо-Е^^Н дит колонизатор. Это негативные формы, формы обобществ-■мленного Другого, «они» как они-группа в том смысле, какое в это понятие вкладывал У. Самнер,4 созданные европейцами и воплощающие в себе их собственную негацию, те негативные предпосылки формирования «Запада и современного мира», о ■Ткоторых и пишет Саид. Азия и Восток - понятия совершенно

нигилистические.
^^В Большим вопросом остается, не является ли столь же ни-

Егилистическим понятие «Запада», отражающее представления, Е^В тех культур, что относятся людьми «Запада» к «Востоку». Что такое западная или европейская идентичность? Поиск ответа на это вопрос чрезвычайно труден. Европа и Запад - это тоже многообразие, не сводимое к тому выхолощенному концепту, которое под Западом подразумевают вне его. Именно там, опять-таки с внешней позиции, как определенного рода отри­цание оно может иметь некий смысл. Западники возможны только вне Запада. Идея единой Европы всегда была маргинальной и если широко и циркулировала, то только в негативном смысле, в противопоставле­нии себя воображаемому Востоку. Как отмечал Саид, в приведенном нами выше фрагменте, идея «Востока» имела значение и для негатив­ного формирования воображаемого самими европейцами образа Запада,


но этому образу не соответствовало никакое реальное единство, это значение бывшее, максимум, проектным и остающееся таковым. Даже сейчас именно в вопросе самоопределения, идентичности в главном общеевропейском проекте - Европейском Союзе возникают наиболь­шие трудности. Пока Союз был только и преимущественно экономи­ческим объединением, такого вопроса не появлялось. Но как только появились претензии на нечто большее, обнаружилась невозможность найти на него ответ.

Многообразие народов, государств, конфессий, правовых систем обладает многим сходными чертами в ряде случаев, в ряде слу­чаев их почти нет, но это «оно» не действует как одно, не яв­ляется единым. Ценности? Но европейские ценности теряют свою «европейскость» становясь универсальными. Европей­ские державы могли управлять всем миром, но не могли объ­единиться между собой в рамках Европы, а сегодняшнее их объединение наполнено существенными противоречиями.

Образ европейца, не важно «белого сахиба» или «пре­зренного гяура» - тоже негативный. Только это негация куль­тур, испытывающих колонизаторское воздействие. Их Другой. Понятия Европы и Запада столь же неопределенны и нигили-стичны как и понятия Востока и Азии.

Понятие Евразии, соединяющее эти две негации можно назвать нигилистичным к квадрате. Уже исходя только из са­мого термина, объединяющего два ничто в себе, Евразию можно понять как обобщенное ничто, обобщенное взаимное отчуждение угнетаемых и угнетателей, колонизаторов и коло­низуемых, а также множество других негаций развертываю­щихся параллельно этой оси. Дихотомия власти, правящего класса, интеллигенции, элиты и народа в России, ее внутренняя геополитика повторяет дихотомию Запада и Востока. Косная, серая, ничего не понимающая масса народа, по отношению к которой элита всегда выполняет модернизаторскую и просве­тительскую функцию - наш внутренний Восток. Народ же восприни­мает элиту как внутренний Запад - либо как «белого господина», либо как колонизаторов, высасывающих из народа все соки.

Мышление в рамках этих двух конструкций, Европы и Азии и приводит к осознанию негативного статуса России. Поэтому прав ве­ликий предтеча евразийства Чаадаев - мы не принадлежим к «двум



в еликим семьям человечества» ни к Востоку, ни к Западу.5 Запад не выбирает для себя «Запад», Восток не выбирает для себя «Восток». Этот спор возможен только в России. Только Россия может выбирать между двумя нигизизмами - нигилизмом «восточным» («Запад») и ни-гизизмом «западным» («Восток»). Выбирая «Запад» Россия становится Сверх-западом и не-Западом одновременно, потому что такого «За­пада», который выбирает Россия никогда нет и не было, потому что она выбирает восточный нигилизм, концентрированное отрицание, все то негативное, что ассоциируют с Западом его противники, то же самое

происходит и с Востоком. Не потому ли по­пытки построить в России «Западное обще­ство» оборачиваются абсорцией его негативных свойств, а попытки оторваться от него ведут в конечном счете к проявле­нию таких «Восточных» характеристик (грязь, деспотия, нищета, коррупция, лень), какими ни одно «восточное» общество од­новременно не обладало?

Определение Евразии как чего-то иного, ни «Востока», ни «Запада», может быть, конечно, помысленно и диалектиче­ски, как отрицание отрицаний. К этому и шли первые евра­зийцы, мысля Евразию как нечто особое, но их концепт, будучи даже словесно синтетичным допускал и возможность слияния двух негаций без их диалектического преодоления, в чем видно некритическое отношение к понятиям Европы и Азии, Запада и Востока. Сочетание тезисов многообразия культур и реаль­ности окциентального и ориентального сослужило плохую службу. Именно в преодолении, преодолении самой Евразии может быть найден ее смысл, который в дуальной фиктивной логике «Запада и Востока» всегда будет нигилистичным: либо как слияние двух нигилизмов, и их обобществленное ничто, либо как то, что ни является ни Западом, ни Востоком - а значит, (вспомним Чаадаева) также ничто. Смысл этот - преодоление выше­упомянутого дуализма, снятие его в пользу множественности, которое предполагает не отвержение, а осмысление, понимание, по тому, что даже фиктивное должно быть понято как таковое. Такое понимание - есть первая ступень н а пути обозначенного преодоления. Иное по отношению


к фиктивному - это и есть настоящее, бытийное. Евразия - это ничто, но в тоже время Евразия - все, это уникальная бытийная наполнен­ность, великое разнообразие народов, культур, религий, хозяйственных практик. Это «такое ничто, из которого должно произойти нечто».6 Хайдеггер, комментируя данный пассаж Гегеля дает верный совет по экзистенциальному взаимодействию с русским ничто «само бытие в своем существе конечно и раскрывается в трансцеденции здесь-бытия (Dasein), удерживающегося в ничто». Русское, евразийское ничто - полнота бытия, которая проявляет себя как ничтожное только по отношению к «Западно-Восточ­ному», «Европейско-Азиатскому» дуализму. Сняв его можно увидеть Россию и мир как невиданное богатство, полноту и щедрость плюриверсум, вне сковывающих его универсалист­ских схем, фиктивных различий и тождеств.


О бращение к многообразию и языку - это суть и смысл изначального евразийства, которое как отмечает С. Глебов и мировоззренчески и методологически выступило в качестве предтечи структурализма и поструктурализма, в том, что каса­ется России «разрушая старую славянофильскую диллему».7

8 Мы говорим на чуждом нам языке восточно-западной, азиат-ско-европейской дуальности, а потому Россия показывает нам себя как немое или бессвязно бормочущее существо. Чтобы услышать Россию, чтобы понять собственный язык, надо об­ратиться к ней самой, сняв это разделение и обратившись к собственной бытийственной множе­ственности. Слышать голос русского ничто - уже значит обратиться к нему как всему. Максима - многообразие в пределах России, и многообразие вовне, вопрос о многообразии принци­пиален, иначе, преодолев дуализм мы обратимся не к исцеляющей и пре­дельно наполненной плюральности, а к макси­мальной лишенности универсализма.

Евразия - это не цель, не что-то реально су­ществующее, не «цивилизация», не слияние За­пада и Востока, Евразия это движение и подвиг преодоления, в том числе преодоления самой себя.