Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2403

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

геостратегия и начинается этносоциология или мировоззренческое кредо - для того, чтобы давать взвешенные и эффективные ответы на проблему субъектно-политической реализации геополитической сти­хийности в современных условиях.

Александр Дугин в своём капитальном своде «Основы геополи­тики» пишет: «Главным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устрой­стве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в противопоставлении «теллурократии» (сухопутного мо­гущества) и «талассократии» (морского могущества). Характер такого противостояния сводится к противопоставлению торго­вой цивилизации (Карфаген, Афины) и цивилизации военно-авторитарной (Рим, Спарта). В иных терминах, дуализм между «демократией» и «идеократией». В этой формулировке мы видим характерное для класси­ческой геополитики смелое обобщение, в котором выказывает себя стремление к фундаментализации некоторой тенденции, некоторой формы отношений, усматриваемой в - и выводимой из - различных контекстов, как то: военно-стратегический, ци-вилизационный, социально-психологический.

Я отмечу два направления, на которых может развиваться критика данного сверхобобщения. Первое из них касается тех источников, из которых складывается геополитическая картина в изводе Дугина: здесь я обращаю внимание на некоторые нюансы построений классиков геополитики, которые как будто закладывают концептуальные основы для осмысления двух ба­зовых геополитических субъектов и их взаимоотношений. Вто­рое тесно связано с первым и касается трактовки соотношения географической пространственности с одной стороны и реаль­ного сознания субъектов макрополитических отношений - с

другой.

Итак, первое: представление о сущности теллурократии и талассократии, претендующее на некую результирующую завершён­ность и всесторонний охват, находится в довольно неоднозначном от­ношении к тем концепциям, которые являются его источниками. Вот как вкратце описывает Дугин субъект сухопутного могущества: «Тел-лурократия», «сухопутное могущество» связано с фиксированностью пространства и устойчивостью его качественных ориентаций и


характеристик. На цивилизационном уровне это воплощается в осед­лости, в консерватизме, в строгих юридических нормативах, которым подчиняются крупные объединения людей: рода, племена, народы, го­сударства, империи. Твердость Суши культурно воплощается в твер­дости этики и устойчивости социальных традиций. Сухопутным (особенно оседлым) народам чужды индивидуализм, дух предприни­мательства. Им свойственны коллективизм и иерархичность». Проблематичным здесь является, во-первых, соотношение пар морской силы и сухопутного могущества с одной стороны и осёдлости и кочевничества - с другой. Известно, что автор концепции «географической оси истории» Хэлфорд Макиндер, выделяя тип «разбойника суши», говорил именно о чуждых статике кочевниках. При этом их роль в судьбе цивилизации - и это уже касается второго на­правления критики - по Макиндеру является чисто меха­нической.

Теория Макиндера об определяющем влиянии «раз­бойников суши» на развитие цивилизации выглядит до­статочно убедительной, учитывая то, какие колоссальные культурно-цивилизационные последствия имело евро­пейское «великое переселение народов», спровоцирован­ное натиском всадников с Востока, из недр континента.1

1

1

2 Однако влияние это опознаётся как чисто механическое. Природа этого импульса была не культурной, но стихий­ной. Выстроить на такой основе сухопутную идентич­ность не представляется возможным.

Что же кас ается, собственно, культурно-цивилиза-ционных аспектов сухопутной идентичности, взятых уже на основе усмотрений более поздних авторов, то здесь также следовало бы проявить осторожность, дабы воз­держаться от поверхностных спекуляций. Так, «гипер-осёдлый» архетип «осаждённой крепости», столь привычно ассоциируемый с идеалом консервативно-реакцион­ного «сухопутного» государства и, кроме того, православно-мессианским концептом «катехона», оказывается структурно аналогичным модели платоновского госу-дарс тва, чьим с имволом и ис током в с ф е ре воображе -ния являе тс я как раз корабль п осреди бушующих вод.


Далее, весьма сомнительными представляются соображения о том, что такая характерная черта либерального общества как индивидуа­лизм могла развиваться на базе отношений, которые складываются кол­лективе корабельной команды. В ситуации, когда группа людей нуждается в чёткой согласованности действий и однозначности ком­муникации в режиме противостояния враждебной стихии, развитие индивидуалистического паттерна с трудом представляется возможным

  • разве что речь шла бы о ситуации свершившегося кораблекрушения...

Возвращаясь к Макиндеру, уместно также отметить, что его тезис о «геграфической оси истории» в основе своей имеет довольно прозаическую экспликацию. Макиндер говорит о непрерывном пространстве транзита в перспективе развития железнодорож­ных сетей как о стратегическом преимуществе государства, за­нимающего срединное положение. В этом соображении о выгоде срединного положения коренится и его формула: «кто контролирует Евразию, тот контролирует весь мир». Здесь он не принимает в расчёт те преимущества, которые даёт державе развитие мореплавания. Уже установка Мэхана является пол­ностью противоречащей установке Макиндера.

Если по Макиндеру главным приоритетом является сре­динное положение государства, то по Мэхану - его морская мощь. Аргументация Макиндера обнаруживает свою привязку к историческому моменту. Таким образом, он упускает, а упус­кая сам, обнаруживает для нас значение фактора научно-тех­нического развития в истории отношений общества и пространства.

Теперь обратимся к определению Морской силы - так, как оно сформулировано автором «Основ геополитики»: «Талассокра-тия», «морское могущество» представляет собой тип цивилизации, основанной на противоположных установках. Этот тип динами­чен, подвижен, склонен к техническому развитию. Его приоритеты

  • кочевничество (особенно мореплавание), торговля, дух индиви­дуального предпринимательства. Индивидуум как наиболее подвижная часть коллектива возводится в высшую ценность, при этом этические и юридические нормы размываются, становятся относительными и подвиж­ными. Такой тип цивилизации быстро развивается, активно эволюциони­рует, легко меняет внешние культурные признаки, сохраняя неизменной лишь внутреннюю идентичность общей установки». 1


Опять же, спору нет, что нечто, соответствующее этому описа-нию, имеет место. Однако вопрос квалификации этого явления - другое дело. Сам Карл Шмитт, во многом «одушевивший» силы Суши и Моря, при­дав им животный статус и назвав их Бегемотом и Левиафаном, пред­остерегает нас от попытки внеисторической фундаментализации сухопутно-морского дуализма и рассмотрения его в синхронистском раз­резе. Шмитт настаивает: тот факт, что планета поделена между силами суши и моря, которые в действительности ведут между собой борьбу, означает лишь то, что так исторически сложилось. И Великобритания на определённое время стала воплощением талассократии не по­тому, что была предопределена к этому своим географическим положением (иначе - почему ничего подобного не произошло, например, с Японией), а потому, что оказалась к этому готова в I силу сочетания исторических обстоятельств и волевого фактора, ■Ткоторому Шмитт, как известно, отводит решающую роль.

Далее, целый ряд существенных признаков, определяющих по
Лг^Н Шмитту «номос землиц», делают более чем проблематичным его ассо-
циацию с традиционным обществом и «Востоком» дугинского резуль-
■Ттирующего ассоциативного ряда Суши. Так, военный аспект
«сухопутного законам» предполагает, во-первых, строгую определён-
ней ность и принципиальную роль государственных границ, во-вторых, на-
личие регулярной армии и определённых правил военной игры,
■Тпризванных обеспечить невовлечение гражданского населения в воен-
ные действия. Тот очевидный факт, что ничто из перечисленного не
^^^1 было свойственно системе отношений в мире традиционных обществ,
Е^Н делает невозможным утверждение о том, что «номос земли» был при-
Есущ всем политическим образованиям древности.
[ЕЯ Таким образом, получается, что комплиментарным и шмиттов-

скому видению геополитической реальности, и, кстати, евразийской I концепции месторазвития (Савицкий), является геополитический пос-сибилизм, развивавшийся в своё время во Франции (Видаль де ля Блаш) и в некотором смысле являющийся предтечей современных экс­травагантных теорий.

«Критика чрезмерного возвеличивания простран­ственного фактора у Ратцеля привела Видаля да ля Блаша к выработке особой геополитической концепции поссиби-лизма» - даёт на этот счёт краткую справку Дугин. « С о -гласно этой      концепции,      политическая история


имеет два аспекта: пространственный (географический) и временной(исторический). Географический фактор отражен в окру­жающей среде, исторический в самом человеке. Видаль де ля Блаш считал, что ошибка немецких «политических географов» в том, что они считают рельеф детерминирующим фактором политической исто­рии государств. Тем самым, по мнению де ля Блаша, принижается фак­тор человеческой свободы и историчности. Сам же он предлагает рассматривать географическое пространственное положение как «по­тенциальность», «возможность», которая может актуализоваться и стать действительным политическим фактором, а может и не актуализоваться. Это во многом зависит от субъективного фак­тора от человека, данное пространство населяющего».

Принимая во внимание справедливость сказанного, сле­дует отметить, что при всей эвристической ценности геополи­тических моделей, построение идентичности от геополитики оказывается делом если и не бесполезным, то скорее опасным, чем обязательным - в силу того, что чревато оно с одной сто­роны парализующим политическое воображение географиче­ским детерминизмом, с другой - основанными на неадекватных трактовках и историософских предрассудках спекуляциями.

Давая же непредвзятый срез комплекса классической гео­политики с учётом всех нюансов дискуссии на тему географи­ческой детерминации, мы найдём в её центре именно окказионалиста - Шмитта, который показывает себя как некое «всё», из которого могут черпать и от которого могут отталки­ваться как «дуалисты», так и «постгеополитики».


Библиография

  1. Дугин А.Г. Основы Геополитики. М.: Арктогея, 2000

  2. Роль «разбойников моря» при этом с очевидностью достаётся норманнам. Однако - обратите внимание - их «морская» принадлежность не улавливается ни в чисто географических терминах деления планетарного пространства на хартланд и внутренний и внешний полумесяцы, ни в социо-культурных: норманны позднее всех европейских народов оставили традиции предков, у германцев же научились осёдлости, освоив феодальный способ производства.