ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1883
Скачиваний: 2
81
Война
отвергли обвинения в свой адрес. Средства массовой информации всей планеты
публиковали репортажи о происходящем на первых полосах. Пассивное
противостояние длилось без перерыва двадцать дней. В конце концов, военно-
морской флот США задержал судно в международных водах в Индийском Океане
и на его борт поднялись инспекторы. К вящему стыду Штатов, они обнаружили
там только сельскохозяйственное оборудование — плуги, лопаты и мини-
тракторы. Разведданные оказались дезинформацией.
После этого инцидента руководство Китая осознало, что необходимо создать
мощный океанский флот для защиты своих интересов за пределами националь-
ных границ. Модернизация флота и военно-морские планы Китая особенно по-
казательны в этом смысле. Они нацелены на дальнейший отход от традиционной
стратегии обороны собственной территории и переход к новой стратегии «Обо-
роны дальних морей». Таким образом, расширяется зона действий китайского
флота. Выступая на конгрессе коммунистов ВМС в 2006 г., президент КНР Ху
Цзиньтао назвал Китай «морской державой» и призвал к созданию «мощного
народного военно-морского флота», чтобы «отстоять наши морские права и ин-
тересы». Другие партийные лидеры, командование ВМС, правительственные до-
кументы и военные журналы НОА убеждают население в том, что экономическая
и политическая мощь страны в значительной степени зависят от доступа к морю
и его использованию в своих интересах, и что для защиты такого доступа стране
необходим мощный флот.
В 2009 г. китайские военные корабли осуществляли антипиратский конвой в
Аденском заливе. Сегодня Флот КНР перешел к постоянному сопровождению
китайских коммерческих судов не только в Восточной Азии и Юго-Восточной
Азии, но и дальше через Малаккский пролив до Индийского Океана.
Китай XXI века строит стратегические планы на море. И создает необходи-
мые для их реализации средства. Однако его военные возможности в Индийском
Океане невелики. Пекин размещает лишь 3-4 военных корабля в регионе, при-
сутствие ВМФ Китая в Индийском Океане ограничивается защитой путей снаб-
жения и граждан, как мы это уже видели у берегов Сомали и Ливии, и не нацелены
на активные действия. Китай пока не в состоянии держать значительные военно-
морские силы на большом расстоянии и на постоянной основе. У определенной
части индийской элиты сложилось мнение, что Китай проводит курс на создание
кольца агрессии вокруг Индии. Несколько десятилетий назад Китай приступил
к созданию целого ряда морских объектов, от портовых сооружений до центров
слежения и/или прослушивания. Сегодня это «жемчужное ожерелье» прости-
рается от Южно-Китайского моря до Аденского залива. Хотя сегодня некоторые
наблюдатели пытаются представить все как завоевание, он преследовал в первую
очередь торговые цели. Объекты в различных портах, в первую очередь, связа-
ны с позицией страны как крупнейшего производителя торговых судов и одного
Военно-политические отношения между Китаем и Индией
82
Геополитика XXI
из главных их операторов. 04 сентября 2012 г. во время своего визита в Индию,
министр обороны КНР Лян Гуанле заявил, что у Пекина нет планов создания во-
енных баз в Индийском Океане, Китай также не намерен брасать вызов Индии в
регионе.
1
Улучшение китайско-индийских военно-политических отношений
Специфика китайско-индийских военно-политических отношений характе-
ризуется рядом факторов, детерминирующих конфликтный потенциал.
В первую очередь, это пограничная проблема.
Из-за поражения в Китайско-индийской пограничной войне 1962 г. воору-
жённые силы Индии все время считают, что Китай является одним из главных
источников угроз для Индии. Индийское военно-политическое руководство по-
лагает, что необходимо осуществить военную модернизацию вооружённых сил
Индии, чтобы отреагировать на «китайскую угрозу», как мы это уже видели, ког-
да Индия провела ядерное испытание в 1998 г. 13 мая 1998 г. в газете «Нью-Йорк
таймс» было опубликовано письмо американскому президенту Биллу Клинтону
от премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи, где он объяснял, что Китай
был первичным фактором, который мотивировал распространение ядерного
оружия в Индии.
Для противостояния Индия ввязалась в длительный процесс модернизации
вооруженных сил и замены устаревшего оружия советского времени. Заказы на
истребители, боевые корабли, вертолеты и оружие сделали Индию мировым ли-
дером по количеству импорта оружия. Международный институт по изучению
проблем мира в Стокгольме сообщил, что на Индию приходилось 9% мирового
импорта оружия в 2010 г., и он является последним годом, за который есть дан-
ные. Индия настойчиво наращивает свои вооруженные силы в спорном штате
Аруначал-Прадеш, который Китай называет «Южным Тибетом».
После Китайско-индийской пограничной войны 1962 г. наибольшая конфрон-
тация между Китаем и Индией наблюдалась в 1986–1987 гг. в долине Самдуронг-
Чу на северо-востоке Индии. В 2012 г. Индия создала две горные дивизии для
того, чтобы увеличить уже имеющееся число войск, размещенных на большой
высоте. Около 36 тысяч солдат и офицеров дивизий были переведены на севе-
ро-восток, недалеко от штата Аруначал-Прадеш, который Китай называет своей
территорией. «Предложение о создании стрелковой дивизии находится на рас-
смотрении кабинета, а также идет создание независимой вооруженной бригады
для этого региона. Индия надеется показать, что может нанести удар далеко от
собственных границ и воспользоваться этим как средством сдерживания любой
1
Лян Гуанле: Китай не намерен создать военные базы в Индийском Океане, 04 сентября 2012 г.,
агентство «Синьхуа»
Чэнь Чжихао
83
Война
возможной агрессии со стороны Китая», — сказал Гурмит Канвал (Gurmeet
Kanwal), директор индийского Центра по изучению сухопутной войны в Нью-
Дели.
1
Для решения пограничной проблемы Китай и Индия прилагают большие уси-
лия. После политических переговоров напряженные отношения в пограничных
районах улучшались. Стороны начали переговоры по этому вопросу в 80-х годах
прошлого века. Соответственно в 1993 и 1996 гг. были подписаны соглашения,
призванные обеспечить мир и стабильность в приграничных районах двух стран.
В 2003 г. произошли взаимные территориальные признания: правительство Ин-
дии признало Тибет неотъемлемой частью китайской территории, а Китай при-
знал Сикким частью Индии. В 2005 г. во время визита премьера Госсовета КНР
Вэнь Цзябао в Индию обе страны подписали соглашение о руководящих поли-
тических принципах решения пограничного вопроса. Сейчас действуют двусто-
ронние механизмы по разрешению пограничных инцидентов.
Несмотря на прошедшие 15 раундов переговоров между государствами с
2003 г., КНР и Индия не смогли окончательно решить территориальный диспут.
Китай и Индия достигли договоренности о том, что до решения данного вопроса
стороны обязаны направить общие усилия на обеспечение мира и стабильности
в приграничных районах.
В индийских СМИ, однако, периодически появляются сообщения о конфрон-
тации между китайскими и индийскими пограничниками. Сущность постоян-
ного появления инцидентов на границе между двумя странами является в том,
что линия фактического контроля официально никогда не была демаркирована.
Существует немало спорных мест, которые обе стороны считают своей террито-
рией, из-за этого патрули обеих стран часто сталкиваются.
Например, согласно распространенному в конце апреля 2013 г. сообщению
агентства ПТИ, 15 апреля китайские военные вторглись на 10 км вглубь индий-
ской территории в Ладакхе (штат Джамму и Кашмир) в секторе Даулат-Бег-
Ольди и разбили там палаточный лагерь. После случившегося индийское внешне-
политическое ведомство потребовало вывода китайских войск из этого района.
МИД КНР, в свою очередь, заявил, что китайские войска никогда не пересекали
линию фактического контроля на границе с Индией, и что Пекин строго соблю-
дает соответствующие соглашения.
Казалось бы, апрельский инцидент на границе мог перерасти в локальный во-
оруженный конфликт, но этого не случилось. Инцидент на границе был урегу-
лирован до начала визита главы индийского внешнеполитического ведомства в
Китай. Сторонам удалось мирно и весьма оперативно решить проблему и выве-
сти оттуда своих военнослужащих. Официальный Пекин позитивно оценил дей-
1
Индия модернизирует армию, думая о Китае, 22.02.2012, xpressa
.
ru
Военно-политические отношения между Китаем и Индией
84
Геополитика XXI
ствия двух государств во время разрешения сложившейся непростой ситуации.
«Стороны действовали конструктивно и оперативно, поддерживали контак-
ты», — сказала в преддверии визита главы МИД Индии официальный предста-
витель МИД КНР Хуа Чуньин, добавив, что “чиновники соответствующих уров-
ней проводят необходимые консультации”.
1
В заявлениях МИД КНР говорится,
что стороны «приложили усилия по повышению взаимного доверия». Быстрое
урегулирование приграничного конфликта свидетельствует о готовности сторон
к сотрудничеству и эффективности рабочего механизма консультаций и коорди-
нации по пограничным вопросам.
«Индо-китайская война произошла из-за сложной череды случаев взаимного
непонимания сторон, — говорит бывший индийский дипломат и почетный
научный сотрудник Института китайских исследований в Нью-Дели Кишан С.
Рана (Kishan S. Rana). — Однако двусторонние отношения продвигаются вперед.
На границе сегодня намного спокойнее, чем раньше, несмотря на нерешенные
проблемы».
Сообщалось, что в октябре 2013 г. Индия и Китай намерены заключить «все-
объемлющее соглашение о военном сотрудничестве на границе», которое долж-
но предотвратить повторение инцидентов на линии фактического контроля. Сто-
роны достигли важного консенсуса о том, что пограничная проблема не должна
мешать развитию отношений двух стран в целом. Таким образом, ситуация на
границе в общем сохраняется мирной.
Важным направлением считается необходимость налаживания сотрудниче-
ства. Например, рассматривается возможность обмена молодыми офицерами и
проведение совместных военных учений. По мнению индийского руководства,
этот подход поможет избежать недоверия и ошибок в расчетах обеих сторон.
19-27 декабря 2007 г. в китайском городе Куньмин проходили совместные
учения сухопутных сил Китая и Индии согласно достигнутым ранее ВС двух
стран договоренностям. В учениях, проходящих под кодовым наименованием
«Рука об руку-2007», приняли участие примерно 200 военнослужащих. За их
ходом наблюдали военные наблюдатели из двух стран. Цель учений — укрепление
взаимопонимания и взаимодоверия между ВС двух стран. С 6 по 14 декабря
2008 г. Китай и Индия провели совместные военные учения в округе Белгаум
(Belgaum) на юге Индии.
Пять лет спустя военные КНР и Индии 4 ноября 2013 г. проведут совместные
учения, которые пройдут в районе города Чэнду на юго-западе Китая, сообщает
в пятницу газета Times of India со ссылкой на источник. В антитеррористических
учениях примут участие от каждой стороны от 100 до 150 человек. Индия на-
правит в Китай бойцов элитного полка Сикхской легкой пехоты. Решение о про-
1
Китай и Индия на пороге формирования нового типа отношений, 24.05.2013, ИТАР-ТАСС
Чэнь Чжихао
85
Война
ведении учений было принято в ходе визита в Пекин в июле министра обороны
Индии Арракапарамбила Энтони.
Хотя масштаб предстоящих учений невелик, эксперты отмечают их
значение — все военные обмены между Индией и Китаем были прерваны после
2010 г., когда китайская сторона не выдала визу главе Северного командования
индийской армии генералу Б.С. Джасвалу. Учения должны способствовать
нормализации ситуации и укреплению взаимного доверия на так называемой
линии фактического контроля — никогда официально не демаркированной
фактической границе между Индией и КНР. Надежные и развивающиеся
между вооруженными силами Индии и Китая отношения служат уменьшению
недоверия, увеличивают взаимное понимание и расширяют сотрудничество.
В военно-политической сфере Индия также обеспокоена тем, что Китай ока-
зывает военную поддержку Пакистану. Противостояние между Индией и Па-
кистаном продолжается уже более полувека, что подстегивает взаимную гонку
вооружений, заставляет сконцентрировать на границе крупную группировку
вооруженных сил. Пекин является крупнейшим поставщиком вооружений Па-
кистану, активно участвует в модернизации вооружённых сил Пакистана. Однако
в последние 15 лет Китай занял более нейтральную позицию по индо-пакистан-
скому конфликту вокруг Кашмира и стремится вести более конструктивный диа-
лог с Индией. Подтверждением этому является очевидное неодобрение Китаем
вторжения Пакистана в Каргил в 1999 г., нарушившего линию контроля, кото-
рая отделяет часть Кашмира, контролируемой Индией, от пакистанской части.
04 сентября 2012 г. во время своего визита в Индию, министр обороны КНР Лян
Гуанле заявил, что Китай никогда не разместит войск в части Кашмира, которая
находится под контролем Пакистана, и надеется, что Индия и Пакистан смогут
разрешить кашмирские проблемы путем переговоров. Однако Индия недоволена
продолжающимся инвестициями Китая в порт Гвадар и сотрудничеством с во-
оруженными силами Пакистана.
Что касается военно-политического сотрудничества между Китаем и Индией
в международном контексте, по словам директора программ из индийского
отделения неправительственной организации Институт Аспена Чаудхури,
Афганистан — это страна, политическая стабильность в которой служит
интересам обоих государств.
1
Войска международной коалиции будут постепенно
покидать афганские провинции, и их место займут афганские военные. Вывод
большей части войск международной коалиции из Афганистана запланирован на
конец 2014 г. Текущая обстановка в Афганистане далека от стабильной, и имеет
тенденцию к дальнейшему ухудшению. С точки зрения обеспечения безопасности
в Центральной Азии, для борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма в
1
Смогут ли Индия и Китай обменяться рукопожатием через Гималаи? Санджай
Кумар
, 24/05/2013,
“The Diplomat”,
Япония
Военно-политические отношения между Китаем и Индией