Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1584

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

Центральная Азия

Впервые Центральная Азия появилась как отдельный регион в работах гео-

графа Александра фон Гумбольта в 1843 г. С точки зрения современного геопо-

литического анализа этот регион именуется Хинтерландом, т. е. зоной, удаленной 

от Римланда (береговая территория) и Хартланда, который по версии Халфорда 

Макниндера совпадает с Российской Южной Сибирью

1

Что касается Великого Шелкового пути, это название также было предложено 

немецким ученым Фердинандом Рихтгофеном в 1877 году. 

Крайне показательно, что Евразию тоже «придумали» немцы — впервые 

эта концепция появилась в работе Эдуарда Зюсса в его фундаментальной работе 

«Лик Земли»

2

, где он употребил это понятие, указав, в первую очередь, на услов-

ность границ между Европой и Азией. 

Если рассматривать введение новых научных терминов, необходимо обратить 

на связь с внешней политикой европейских государств. В это время (вторая по-

ловина XIX в.) шло объединение немецких земель, а также происходили частые 

конфликты с Францией, Германией и Россией по поводу колоний. К этому пе-

риоду нужно отнести и появление двух Центральных Азий, возникших в резуль-

тате Большой игры между Российской и Британской Империями. Эдвард Саид 

прекрасно проиллюстрировал в своих трудах

3

 взаимосвязь научного дискурса 

и культурных практик с империалистической политикой, где интеллектуалы тех 

или иных стран не только обосновывают свое вмешательство и контроль над дру-

гими странами (США продолжают следовать этой политике и сейчас), но некото-

рые форматы доминирования и господства производятся исходя из искусственно 

спланированного неравенства с музыке, культуре, живописи и пр. видах деятель-

ности. 

Следовательно, мы продолжаем употреблять западные концепты, имплицитно 

соглашаясь с превосходством исторической западной науки, которая продолжа-

ет довлеть над нашим геополитическим сознанием. А это не что иное, как форма 

культурно-идеологической гегемонии Запада.

Хотя есть и противоположные примеры. Американский геополитик Роберт 

Каплан указывает на культурно-лингвистическую традицию, которая связана с 

Ираном — суффикс «-стан» (istan), который повсеместно встречается на поли-

тической карте мира в Центральной Азии является не чем иным как персидским 

обозначением «места»

4

. Но по причине устойчивого западноцентризма в поли-

тических и гуманитарных науках подобные примеры остаются пока в основном в 

потенциале «местного» soft power.

1

   Mackinder, H.J. “The geographical pivot of history”. The Geographical Journal, 1904, 23, pp. 421–437

2

   Suess, Eduard. Das Antlitz der Erde. Wien, 1885

3

   См. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. ; Культура и империализм.

4

   Арзуманян Р. Возвращение географии. 19.11.2013// Геополитика

h

ttp://www.geopolitica.ru/article/vozvrashchenie-geografii?nopaging=1#.UVhDdRfwn6U


background image

22

Геополитика XX

Тысячелетний узел

Рассматривая Центральную Азию под призмой пространственного анализа, 

однозначно, можно сказать, что этот участок Евразии является важным 
пересечением маршрутов и миграций различных народов. Центральная 
Азия включает в себя Великий Шелковый Путь и сама является таковым. 
Иными словами, это субъект и предикат. Выражаясь современным языком 
геоэкономики, это, в первую очередь хаб, где связаны потоки человеческих 
и природных ресурсов. Страны, входящие в этот узел, так или иначе являются 
реципиентами этих потоков, наряду с акторами, находящимися в зоне Римланда 
и Хартланда, которые эти потоки формируют и заинтересованы в их постоянной 
циркуляции. Вполне логично, что при попытке максимизации прибылей и 
преференций со стороны наиболее удаленных акторов от хаба Центральной 
Азии, данные расходы непременно понесут государства региона. Если очертить 
концентрическими кругами Центральную Азию, то в зону первого дальнего круга 
неизбежно попадет ЕвроСоюз, который имеет свои интересы в Центральной 
Азии, а также Африка и Япония, а в зоне второго круга окажется США, страны 
Латинской Америки и Австралии. Однако вовлеченность международных 
акторов в процессы, происходящие на рассматриваемой территории, далеко не 
пропорциональна, что можно видеть по усилиям в первую очередь ЕС и США, 
установить свои правила игры в Центральной Азии. Проект Нового шелкового 
пути, разработанный американскими аналитическими центрами

1

, такими как 

Институтом Центральной Азии и Кавказа при Университете Дж. Хопкинса 
и Центром Стратегических и Международных исследований

2

 подразумевает 

особую стратегию США для стран Центральной Азии, включая противодействие 
другим важным акторам Евразии, прежде всего России, Китаю и Ирану. Научные 
работы Фредерика Старра, являющимся автором концепции Нового шелкового 
пути и Большой Центральной Азии, обосновывают интересы геополитической 
и экономической стабильности под управлением и ведущей роли США в этом 
проекте. Как и характерно для работ американских геополитиков, под Большой 
Центральной Азией подразумевается трансформация региона и пересмотр 
существующих границ

3

, а к региону присоединяется еще и Кавказ. 

1

   См. в первую очередь работы Фредерика Старра: A Strategic Assessment of Central Asia and the 

Caucasus, 1999-2000 и The New Silk Roads. Также полный список его работ можно найти на: http://

www.silkroadstudies.org/new/inside/staff/staff_web/frederick_starr.htm

2

   Следует отметить, что данные центры связаны с неоконсервативными кругами, которые являются 

сторонниками экспансионизма и жестких мер во внешней политике.

3

   Здесь, несомненно, мы видим связь с Великим Ближним Востоком (Бернар Льюис и Ральф Петерс 

являются основными авторами этой идеи), что является дополнительным обоснованием безусловно-

го неоимпериализма и западноцентризма в таком подходе.

Cавин Л.В.


background image

23

Центральная Азия

При этом в реализации данной стратегии предусмотрены следующие импе-

ративы:

— Эксклюзивность интересов США, особенно в Афганистане, которая связа-

на с экономическим, научно-техническим и коммерческим потенциалом;

— Решение проблемы построения демократии;

— Упор на координацию, а не интеграцию стран Центральной Азии;

— Замораживание текущих отношений между США и другими геополитиче-

скими акторами — Китаем, Ираном, Пакистаном и Россией.

Исходя из данного плана действий Вашингтона можно предположить, что 

упор Белого дома будет сделан на многосторонний подход в регионе, поощрение 

как правительств, так и неправительственных организаций стран на проведение 

неолиберальных реформ, которые выгодны США и ЕС, а также пассивное проти-

водействие любым интеграционным процессам, будь то российско-центральноа-

зиатские отношения или увеличение иранского присутствия.

Дополнительную сложность ситуации придает тот факт, что на геополитиче-

ские процессы и противоречия накладываются энергетические, которые включа-

ют в себя вопросы добычи и транспортировки углеводородов, а также чувстви-

тельная для всех акторов тема адекватного распределения водных ресурсов.

C другой стороны, Центральная Азия является важным геостратегическим 

регионом как таких эмерджентных стран, как Индия и Китай, которые рассма-

тривают его как логистическое звено с богатыми на углеводороды прикаспийски-

ми государствами.

Если рассматривать Цен-

тральную Азию по опреде-

лению Юнеско, то в эту зону 

также вписываются Афгани-

стан и Пакистан, а Афгани-

стан будет являться центром 

этого региона. Подобное 

очерчивание границ важно 

для понимания прежде всего 

присутствия США в регионе 

и, непосредственно, в Аф-

ганистане, который в такой 

призме обзора является своего рода геостратегическим паноптикумом, позволя-

ющим Вашингтону контролировать действия всех игроков Южной Евразии.

Турция также претендует на управление делами региона, особенно в 

контексте проекта пантюркизма, однако у Анкары не хватает инструментов 

реальной политики, чтобы оказывать влияние и на Кавказ, и на Северную Африку, 

и на арабский мир, и на тюркосферу в целом, что предусмотрено концепцией 

Новый шелковый путь и евразийская интеграция 


background image

24

Геополитика XX

«стратегической глубины» и динамической дипломатии Ахмета Давутоглу. 
Сирийский кризис показал несостоятельность этой концепции, особенно в 
отношении пункта «нулевых проблем с соседями»

1

.

Большая игра-3

Исторически регион являлся важным коридором между Восточным 

Средиземноморьем, Индией и Китаем, Персией и Кавказом. XIX век был связан 
противоборством между Российской Империей и Англией за сферы влияния в 
Центральной Азии. На данный момент несколько изменилась конфигурация и 
возможности акторов, втянутых в противоборство. Англосфера, представленная 
США и Великобританией вместе с младшим партнером в лице стран ЕС 
изменила тактику, но не стратегию. Метод «умной силы»

2

, который сочетает в 

себе как жесткие методы от военного вмешательства до экономических санкций, 
так и мягкий подход, основанный на гибкой дипломатии и гуманитарных 
программах, в последние годы достигал своей цели, подрывая возможность 
выработки собственного пути развития для стран Центральной Азии, 
особенно тех, которые ограничены в природных ресурсах и не имеют развитой 
инфраструктуры. В качестве институционального закрепления Запада была 
предложена модель развития, под общим названием «построение государства»

3

которая подразумевала технологическую, финансовую и военную помощь 
развитых стран при условии внедрения неолиберальной повестки дня. Данная 
программа оказалась неэффективной вследствие нежелания руководства стран-
целей менять механизмы власти и неадекватной работы подрядчиков из США и 
ЕС, где западные компании критиковались за утилитарный подход и разграбление 
природных ресурсов. Тем не менее, у США и их партнеров остается еще ряд опций 
для осуществления своего влияния в регионе, в основном проводимое через 
эффективное манипулирование противоречий между странами и механизмы 
коррупции лиц, принимающих решения.

Однозначно, несмотря на заявления России о наличии особых интересов в 

зоне постсоветского пространства в Азии, Москва не в состоянии справиться с 
противодействием Запада в новой Большой игре. Индия как партнер по БРИКС 
и Китай как коллега по ШОС должны гармонично дополнить усилия Москвы по 
выдавливанию геополитической агентуры Запада из региона.

1

   Davutoglu, Ahmet. Turkey’s Zero-Problems Foreign Policy.// Foreign Policy, MAY 20, 2010. http://www.

foreignpolicy.com/articles/2010/05/20/turkeys_zero_problems_foreign_policy

2

   CSIS Commission on Smart Power: a smarter, more secure America//cochairs, Richard L. Armitage, 

Joseph S. Nye, Jr. Washington, CSIS Press, 2007

3

   James Dobbins, Seth G. Jones, Keith Crane, Beth Cole DeGrasse. The Beginner’s Guide to Nation-

Building. Santa Monica, RAND Corporation, 2006

Cавин Л.В.


background image

25

Центральная Азия

Логика стратегий

От того какая школа в области международных отношений выбирается власт-

ной элитой определенного государства зависит выбор партнеров, врагов и дру-
зей, вопросов войны и мира и правил действий на глобальной арене.

Наиболее известные теории — это реализм и его деривативы под общим 

названием неореализма (наступательный, оборонный, структурный, гиперреа-
лизм), марксизм, либерализм и конструктивизм. Первая школа апеллирует к пере-
носу человеческих качеств на государство, где, в первую очередь, государство яв-
ляется рациональным игроком, которому присущи расчет, мораль и стремление 
к балансу сил. Марксизм оперирует с классовой войной, а либерализм склонен 
видеть решение всех проблем в распространении демократических принципов 
(включая их навязывание методами силы). Все три теории в основном присущи 
ХХ веку, а конструктивизм появился как критическое переосмысление междуна-
родных отношений и рассматривают мир как социальный конструкт.

Институционализм является одной из самых первых школ в теории междуна-

родных отношений, хотя в начале он больше апеллировал к социально-политиче-
ским теориям. Основной догмой институционализма является первичность зако-
нов и нормативных актов, исходя из которых акторы международных отношений 
и должны выстраивать свою политику. Согласно институционализму междуна-
родная система на практике имеет имплицитную или эксплицитную структуру, 
которая и определяет как государства будут действовать в этой системе. Институ-
ции являются правилами, которые выстраивают процесс принятия решений. На 
международной арене институции взаимозаменяемы с «режимами», которые 
согласно Краснеру являются набором эксплицитных или имплицитных принци-
пов, норм, правил, процедур принятия решений вокруг которых ожидания акто-
ров сводятся в определенную проблему

1

.

В целом под институционализмом в международных отношениях принято 

понимать не одну, а несколько различных теорий, таких как функционалистский 
подход, теория режима и теория государственного картеля. Их объединяет то, 
что они акцентируют свое внимание на структурах международной системы, но 
методы этих школ отличаются по сути. А неоинституциализм часто используют 
для обозначения интеграционных процессов в ЕС, следовательно, может 
быть применим и для евразийской интеграции. В частности, один из видных 
теоретиков неофункционализме Эрнст Хаас считал, что неоинституционализм 
построен на строгих научных обоснованиях и может иметь универсальную 

1

   Krasner, Stephen D. 1982. “Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening 

Variables.” International Organization 36/2 (Spring). Reprinted in Stephen D. Krasner, ed., International 

Regimes, Ithaca, NY: Cornell University Press, 1983.

Новый шелковый путь и евразийская интеграция