ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1459
Скачиваний: 1
опасности является одним из проявлений независимости государств и вытекает из императивной нормы (основного принципа) международного права — принципа уважения государственного суверенитета. К.А. Бекяшев среди элементов нормативного содержания принципа уважения государственного суверенитета выделяет право государства «осуществлять всякого рода деятельность, необходимую или благоприятную для проживающего на ней населения»1. Таджикистан и Кыргызстан, не имеющие углеводородных носителей энергии, не имеют экономически выгодной альтернативы гидроэнергетическому производству электроэнергии, получению тепла, возрождению промышленности, снижению уровня бедности, устойчивому развитию. Решение водных вопросов является неотъемлемой частью Национальной стратегии развития и Стратегии сокращения бедности Республики Таджикистан. В этом плане важно, что в Душанбинскую декларацию по воде 2010 года участники международной конференции включили положение о том, что «устойчивое производство гидроэлектроэнергии может внести вклад в значимый прогресс по сокращению бедности, смягчению изменений климата и достижению устойчивого развития, в частности в развивающихся странах»2.
1 Бекяшев
К.А. Принцип уважения государственного
суверенитета — основополагающий
принцип общего международного права
//
Lex Russica:
Научные труды МГЮА. — М., 2008. № 4.
2 Душанбинская
декларация по воде, п. 25 // Итоги
международной конференции высокого
уровня по среднесрочному всеобъемлющему
обзору хода выполнения Международного
десятилетия действий «Вода для
жизни», 2005-2015 (8-10 июня 2010 года, Душанбе,
Таджикистан). Режим доступа:
http://waterconference2010.tj/docs/A-65_88_rus.pdf
3 См.:
Тункин Г.И. Теория международного права.
М., 2006; Василенко В.А. Проблемы теории
международного права. Киев, 1989 и т. д..
Как
видим, в решении проблемы водопользования
Таджикистан и Кыргызстан, как и другие
развивающиеся государства наиболее
упорны в отстаивании своего абсолютного
суверенитета и независимости в их
одностороннем (консервативном) понимании.
Отметим, что советская доктрина с первых
лет существования Советского государства
последовательно придерживалась теории
абсолютного суверенитета государства
и исходила из того, что суверенитет
государства базируется на принципах
общего международного права: уважении
государственного суверенитета: равенстве
государств. Если же исходить из концепции
относительного государственного
суверенитета, то абсолютного суверенитета
вообще нет и быть не может. Суверенитет
государства во всех его проявлениях
существует лишь как относительный,
ограниченный правом3.
В этой связи бывший Генеральный секретарь
Б. Гали заявлял, что «время абсолютного
и исключительного суверенитета прошло.
Задача руководителей государств сегодня
состоит в том, чтобы понять это и
обеспечить равновесие между потребностями
благого внутреннего управления и
требованиями все
более взаимозависимого мира»1. В этом вопросе мы солидарны с мнением А. А. Моисеева о том, что суверенитет как качественная категория носит абсолютный характер. Вместе с тем абсолютный характер суверенитета не означает безграничной свободы государственной власти, т. е. абсолютной правоспособности государства в международных действиях2.
Теперь рассмотрим содержание принципа международного экономического права — неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и природными ресурсами. В соответствии с данным принципом государства имеют право на свободное и независимое развитие экономики и эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с их собственной политике. Этот принцип носит обычно-правовой характер. Указанный принцип содержится в ряде актов «мягкого» права, имеющих рекомендательный характер (резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Стокгольмская Декларация по окружающей среде 1972 г., Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. т. д.), а также в актах договорного характера (ст.1 Международных пактов о правах человека 1966 г., ст. 2 Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г.). В соответствии с п.2 ст.1 Международных пактов по правам человека 1966 года «все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды и из международного права» 3. Заметим, что все государства Центральной Азии являются участниками обеих Международных пактов, положения которых имеют обязательный характер.
Нет никаких сомнений в том, что вода отвечает всем признанным наукой критериям природных ресурсов. Еще в 1972 г. в Стокгольмскую Декларацию по окружающей среде было включено положение о том, что вода есть один из природных ресурсов, который должен быть сохранен на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости (принцип 2). В настоящее время последовательно и принципиально отстаиваются подходы к воде как к природному ресурсу, который не является чистым товаром или объектом товарно-денежных отношений, а лишь материальной субстанцией, способной приобретать форму товара, обладая при этом социальной и экологической ценностью.
1 Доклад
Генерального секретаря ООН 1992 г.
«Повестка дня для мира. Превентивная
дипломатия, миротворчество и поддержание
мира». —
www. un.org.
2 См.:
Моисеев А.А. Суверенитет государства
в международном праве. М.,
2009.
С.
58-59.
3 Международный
пакт об экономических, социальных и
культурных правах
1966
г, Международный пакт о гражданских и
политических правах
1966
г.
//
Права человека. Сборник международных
и национальных документов в 8-ми томах.
Т.1. Душанбе,
2009.
С.
15, 36.
Профессор
А.Я. Капустин отмечает, что «каждое
государство борется в первую очередь
за собственные интересы и безопасность.
Для достижения кон
кретных результатов в сфере укрепления суверенитета и государственности используются различные механизмы, в том числе рациональное использование собственных природных ресурсов»1. Одним из основных природных ресурсов Таджикистана являются его гидроресурсы, по которым республика занимает третье место в мире и второе место на постсоветском пространстве после России. В республике сосредоточены колоссальные запасы пресной воды в ледниках Памира (более 60% запасов Центральной Азии), регулирующих водный баланс рек региона. На ее территории формируется 50 % стока воды бассейна Аральского моря2.
Поэтому для Таджикистана для защиты своих национальных интересов и обеспечения энергетической безопасности, а также для эффективной эксплуатации Нурекской ГЭС необходимо быстрее завершить строительство Рогунской ГЭС. Заключенное 14 октября 2004 г. Соглашение «О долгосрочном сотрудничестве между Правительством РТ и ОАО «Русский алюминий», которое предполагало реализацию проекта окончания строительства Рогунской ГЭС, Таджикистан денонсировал в августе 2007г., мотивируя тем, что «Русал» не выполняет взятые на себя обязательства3.
Что касается отраслевых (специальных) принципов международного экологического права, то они не отражены в едином универсальном кодифицирующем международно-правовом акте. Эти принципы закреплены в Стокгольмской декларации по окружающей среде 1972 г. и Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992. Обе названные декларации относятся к категории источников «мягкого права», которые имеют рекомендательный характер для государств. Такой отраслевой принцип как право человека на благоприятную окружающую среду не закреплен в основных документах в области прав человека и пока еще не рассматривается как часть обычного права. Другой отраслевой принцип международного экологического права — принцип обеспечения экологической безопасности все еще находится в процессе формирования.
1 См.:
Капустин А.Я. Право на водные энергетические
ресурсы в современном международном
праве // Международная конференция по
стихийным бедствиям, связанным с водой
(Душанбе, 27-28 июня 2008 г.): сборник тезисов.
Душанбе, 2008. С. 58-60.
2 Потенциальная
возможность рек и озер Таджикистана
составляет свыше 64 млн. к Вт /час.
Нурекская ГЭС (мощность 3 млн.кВт/час)
регулирует около 40% воды необходимой
Узбекистану и части Туркменистана. При
завершении строительства Рогунской
ГЭС эти цифры составят 100% воды Амударьи.
3 Определенные
трудности технического характера
возникли со строительством Рогунской
ГЭС. Тип и высота плотины назывались
одним из спорных моментов между
правительством Таджикистана и ОАО
«Русский алюминий», которые так и не
сумели прийти к общему знаменателю по
данному вопросу.
Для
данного исследования важно раскрыть
содержание принципа экологически
обоснованного рационального использования
природных ресурсов. В соответствии с
Принципом 2 Декларации Рио-де-Жанейро
по окружающей
среде и развитию 1992 г., свобода развития экономики и эксплуатация природных ресурсов ограничена обязанностью не наносить ущерб окружающей среде других государств. По мнению Д.С. Боклан, «неблагоприятное воздействие на окружающую среду какого-либо государства является посягательством на его суверенитет»1. Проф. Копылов М.Н. полагает, что государства не должны «свободно» распоряжаться природными ресурсами своей территории. Народы вообще ими не распоряжаются. На его взгляд, это «сугубо политический лозунг»2. Он ставит вопрос о праве государств распоряжаться ресурсами своей территории только в пределах стандартов экологической безопасности. Иными словами, «свобода в рамках дозволенного». Полный и исключительный суверенитет государств (во всяком случае, в данном отношении) все более утрачивает свое традиционное значение3. Примерно такой позиции придерживается доцент Н.А. Соколова, определяющая, что существуют пределы осуществления суверенитета государств над природными ресурсами.
Следует отметить, что водные ресурсы ЦА являются не просто природными ресурсами, а разделяемыми природными ресурсами, которые должны использоваться с учетом интересов всех государств, на территории которых они расположены. Потому что режим их использования имеет свою специфику, которая непосредственно влияет на суверенные права государств4.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что суверенитет государства над природными ресурсами не может подвергаться сомнению, но его проявление не означает абсолютной свободы в эксплуатации природных ресурсов.
1 Боклан
Д.С. Указ. соч. С.50
2 Копылов
М.Н. Введение в международное экологическое
право. М., 2009. С.204.
3 Там
же.
4 См.:
Боклан Д.С. Указ. соч. С 50.
Государства,
расположенные вниз по течению, в частности
Узбекистан требует гарантий, что
сооружение гидроэнергетических объектов
не будет иметь непоправимых
экологических последствий и не нарушит
сложившийся баланс использования
водотока всеми государствами,
расположенными вдоль течения этих рек.
Государства, расположенные вверх по
течению (Таджикистан, Кыргызстан) в
качестве гарантий заверяют о не нанесении
трансграничного ущерба соседним
государствам. Так, Глава государства
РТ Э. Рахмон выступая на международной
конференции, которая проходила 8-10 июня
2010 года в Душанбе, отметил, что «осваивая
свои гидроэнергетические ресурсы,
Таджикистан полностью учитывает
интересы соседних стран. Именно поэтому,
проявив добрую волю и исходя из
необходимости обеспечения транспарентности,
открытости и соблюдения общерегиональных
интересов, Таджикистан обратился к
Всемирному Банку с просьбой о выполнении
технико-экономического обоснования и
оценки соци
ально-экологического воздействия строительства Рогунской ГЭС, что ныне реализуется....». В Послании Президента Таджикистана Парламенту страны в 2010 году говорится «Я еще раз, обращаясь ко всему народу региона, подчеркиваю, что Таджикистан никогда не оставит своих соседей без воды. Мы готовы решить любые возникающие вопросы путем дружественных переговоров. Народ, почитающий всегда добрую славу и мораль своих предков, в своей повседневной жизни также соблюдает их и всегда уважает своих соседей»1. Отметим, что Послание Президента в Маджлиси Оли является важным политико-правовым актом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства. Это подтверждают и таджикские ученые. Так, академик Тохиров считает, что Послание Президента имеет огромное политико-правовое значение, а по юридической природе оно носит адресный и обязательный характер.
По нашему мнению, если высказывания главы Таджикистана рассматривать как заявления политического характера, то они не влекут юридических последствий. Если же рассматривать их как обещание, представляющее собой выражение намерения воздерживаться от определенного поведения, то это связывает государство, т. е. порождает международное обязательство. Международный суд ООН в своих Решениях от 20 декабря 1974 г. признал, что заявления, сделанное в форме односторонних актов и касающиеся правовых или фактических ситуаций, могут создавать юридические обязательства. Одним из базовых принципов, определяющих создание и выполнение правовых обязательств, независимо от их источника, является принцип добросовестности (пар.43-46 Решения по заявлению Австралии, пар.46-49 Решения по заявлению Новой Зеландии)2. Следовательно, государства могут учитывать односторонние заявления и полагаться на них. Они вправе требовать, чтобы созданное таким образом обязательство соблюдалось.
На наш взгляд, более эффективно создание правового механизма гарантий в области управления водными ресурсами региона. В качестве гарантов могут выступать совместные органы (смешанные комиссии), международные организации, либо заинтересованные государства. Обычно гарантом выступают сильные государства, которые имеют большое влияние и авторитет в регионе. В данном случае в качестве таковых могли бы выступить такие великие державы, как Россия и Китай. Они оба являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, на которого Устав ООН возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
1 Послание
Президента Таджикистана Эмомали Рахмона
Маджлиси Оли РТ в 2010 году. Режим доступа:
www.prezident.tj/rus/novostee_240410.html
2 Толстых
В.Л. Курс международного права. М., 2009.
С. 198.
Теперь
дадим правовой анализ тем конвенциям
ООН, на которых так часто ссылаются
государства, расположенные вниз по
течению (Узбекистан) и с международно-правовыми
обязательствами которых, государства
верховья