Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1395

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ об обратном процессе экономической ин­теграции в регионе Центральной Азии


Ши Цзе


С начала XXI века процесс интеграции мировой и региональной экономики значительно ускоряется. Наоборот, на стыке Евразийского континента в Цен­тральной Азии экономическая интеграция двигается медленно, особенно в по­следние годы наблюдаются все больше факторов, препятствующих экономиче­ской интеграции. В некоторых планах можно отметить тенденцию к обратной интеграции экономики. Факт сдерживания процесса интеграции в Центральной Азии вызывает в международном сообществе широкую обеспокоенность.

Во-первых, основные характеристики экономической обратной интегра­ции в ЦА:

  1. В последние годы между государствами Центральной Азии в области эко­номики реже бывает совместных документов о сотрудничестве. После распада Советского Союза страны ЦА, принадлежавшие к единому экономическому субъекту, имели кратковременное сотрудничество, проводя трудное время. Если в первое время после объявления независимости государства Центральной Азии в политической, экономической и социальной областях заключили не мало согла­шений о сотрудничестве, то в последнее время аналогичных соглашений — кот наплакал. Можно сказать, что с течением времени предыдущее сотрудничество в основном заменяется конкуренцией и предотвращением.

  2. Страны Центральной Азии делают акцент на развитии экономического со­трудничества с другими странами и регионами, а не желают сотрудничать между собой. По имеющимся данным масштаб сотрудничества с внерегиональными странами больше, чем внутри региона. Более того, объекты и масштаб торгово-экономического сотрудничества в регионе находятся на относительно низком уровне.

  3. Основа добрососедских отношений между странами Центральной Азии постепенно ослабевает. Есть поговорка в Китае: «Дружба и добрососедство — драгоценность для государства». Однако реалии нынешних отношений между странами Центральной Азии отражают взаимное разорение и предосторож­ность. Историческая культурная связь и религиозная идентичность превратилась в причины отчуждения и противостояния друг другу.

  4. Оставшиеся от истории проблемы до сих пор являются тяжелым бременем и скрытой опасностью для развития нормальных отношений между государства­ми Центральной Азии. После распада Советского Союза нерешенный вопрос по


территориям и водным ресурсам то и дело вызывают этнические и религиозные распри, и по неосторожности приводят к спорам и конфликтам. Национальная отчужденность и взаимное недоверие не только нарушают объединение усилий, но и непосредственно влияют на региональное экономическое сотрудничество. Во-вторых, причины замедления экономической интеграции в регионе ЦА:

  1. Проблемы, оставленные историей, повторяются периодически. Это огром­ный барьер, который трудно преодолеть странам Центральной Азии. Вопросы с территориями и водными ресурсами существуют давным-давно, и в меняющейся ситуации как внутри, так и вне региона они становятся более чувствительными для молодых независимых государств, которые глубоко дорожат суверенитетом и территориальной целостностью. Им трудно сделать реальный шаг уступки друг другу. Можно сказать, Крутая обстановка перед странами ЦА приносит слож­ность и непредсказуемость для разрешения вышеизложенных проблем.

  2. Недостаток внутренней движущей силы в странах региона, аналогич­ная структура экономики, низкая взаимодополняемость, дефицит денежных средств, — все это заставляет страны ЦА предпочитать развитие сотрудничества с внерегиональными странами. Не хватает у них убежденности поиска взаимо­действия. Факты показывают, что при недостаточной внутренней силе движения с одной внешней силой не получается явного эффекта.

  3. За 20 лет после независимости страны ЦА развиваются каждая по-своему, и точки взаимодействия для сотрудничества разные. Например, душевой доход более развитого Казахстана в 10 раз больше, чем Таджикистана и Кыргызстана. Тем более, что Казахстан усиливает развитие страны и активно способствует трансформации структуры производства и прогрессу в науке и технологии, а Таджикистан и Кыргызстан стоят перед вызовами проживания. Поэтому их по­требность к сотрудничеству не может быть одинаковой. По трансграничным проектам сотрудничества, как транспорт, энергетика, связь, они не могут прийти к соглашению. К тому же из-за дефицита средств до сих пор еще не начаты ника­кие проекты.

  4. В течение многих лет экономическая интеграция ЦА часто подвергается помехе переполохов внутренней политики. В Кыргызстане произошли две вне­очередной смены власти. Внутренняя ситуация в Таджикистане была сложна, было существование раскольнической силы, и по причине просачивания терро­ризма были неладные отношения с соседними странами. На территории Узбеки­стана раскольническая сила в сговоре с зарубежным терроризмом создает скры­тую опасность для региона. Сложность внутренней политики всегда оказывает «трем злам» почву для экстремизма.

В-третьих, влияние экономической обратной интеграции ЦА и ее перспективы. На фоне глобальной обстановки и при окружающих условиях понятие «ре­гиона» ЦА теряет историческое значение, и внутренняя концентрирующая сила


ослабевает. Используя Афганистан как ось США стремительно содействуют кон­солидации Центральной и Южной Азии. Россия ускорила процесс всесторонне­го сотрудничества с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Сотрудниче­ство между странами ЦА и АТР набирает обороты. Разнообразие сотрудничества в странах региона нарушает традиционное понятие региона ЦА. В частности, после финансового кризиса по мере ослабевания внутренней концентрирующей силы растет роль внешней силы и влияние на региональную обстановку.

Затяжной застой в региональном экономическом сотрудничестве ЦА, отсут­ствие взаимодополняемости и преимущества сотрудничества, — все это не толь­ко причиняет негативное влияние на развитие экономики всех стран, но и все сильнее отчуждает межгосударственные отношения. Еще хуже то, что долгосроч­ное отставание в экономике приводит к проблеме жизни народа и, в конечном счете, обостряет социальное противоречие, а далее бросает вызовы к стабильно­сти власти и ее авторитету. Такой злокачественный цикл может повлечь за собой последствия: политические элиты, обременяясь внутренними делами, стремятся лишь к краткосрочным и локальным интересам, без должного внимания в отно­шении перспективных и общих интересов. Социальная и политическая обстанов­ка постоянно находится среди тревожных и дестабилизирующих водоворотов.

В связи с медленным процессом экономической интеграции регион ЦА на­ходится под угрозой маргинализации со стороны мировой экономики. Отдален­ность от мирового экономического центра — это слабая сторона для экономики ЦА. Вялый глобальный рынок после финансового кризиса делает еще хуже эко­номику стран ЦА, зависящих от экспорта ресурсов. В последние годы в некото­рых странах ЦА замечается серьезный спад экономики и дальнейшая разница от других регионов. Ныне, когда региональная экономика развивается динамично, ни одна страна в регионе не может быть изолирована. В условии слабого сотруд­ничества в региональной экономике надо найти выход поддержания устойчивого экономического роста в своей стране. Лишь объединяя усилия в сотрудничестве, в общем согласовании и взаимном дополнении, можно было бы добиться разви­тия и взаимовыгодного сотрудничества.

Вообще говоря, любая организация интеграции развивается в зависимости от следующих факторов: уровень экономического развития каждой страны, взаимо­дополняемость структур экономики, намерения и способность к сотрудничеству, минимум есть больше двух стран которые играют динамичный роль, выбор на­правления сотрудничества и осуществимость варианта, интерес каждой страны к проекту и согласованность интересов всех стран, приемлемость к документам по сотрудничеству и уставу, безопасность в регионе и социальная среда.


Теперь международное сообщество должно уделять внимание сепаративной тенденции в межгосударственных отношениях ЦА, хладнокровно и объективно давать оценку и справедливо содействовать миру, с учетом интересов каждой


стороны и, взвесив все плюсы и минусы, активно искать компромиссные варианты во избежание обострения противоречий и потери контроля. Между тем, для способствования прагматичного сотрудничества надо больше учитывать различия в интересах стран ЦА, найти проекты, интересующие все стороны, вызывать инициативу и активность у партнеров, обращать внимание на воспитательную работу в духе взаимодоверия и сотрудничества.

Когда речь идет о сотрудничестве, в связи с отсталым развитием экономики в странах региона и острой проблемой жизни народа следует дать предпочтение проектам по улучшению жизни народа. Такие сетевые проекты как связь, транс­порт и энергетика, касающиеся развития всех стран региона, могут быть взяты как пункт для прорыва. И, по возможности, добиться практичного результата для того, чтобы вывести региональное экономическое сотрудничество из застойного положения. С другой стороны, надо, чтобы результаты эффективного сотрудни­чества способствовали постепенному осуществлению трансформации эконо­мических структур в странах региона, укрепляли внутреннюю движущую силу развития и стимулировали устойчивое экономическое развитие и социальную стабильность, нужно использовать преимущество и потенциал взаимодополне­ния, чтобы поднять общий уровень экономики в регионе Центральной Азии.