ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1460
Скачиваний: 1
данному региону, исходящая, главным образом, из ее коммерческих интересов, особо не стремится к завоеванию геополитической позиции. Европа акцентирует на развитии демократических институтов и укреплении стабильности в регионе, стремясь в конечном итоге, воспользоваться возможностью получения доступа к новым источникам энергоресурсов, сократив, таким образом, свою энергетическую зависимость от стран Ближнего Востока и России. На нынешнем этапе, крупные европейские инвестиционные компании, поглощая экономический рынок региона, тем самым, лишают более слабые страны бесчисленных возможностей осуществления в нем капиталовложений. Европейская инициатива по созданию коридора сообщения Трассека позволяет открыть перед регионом пути связи с Европой, с одной стороны, обеспечивая путь к региону для Европы — с другой, тем самым, влияя и поддерживая геополитические и геоэкономические интересы Европы. К числу самых важных и успешных из них следует отнести способствование программ ЕС сокращению уровня зависимости Центральной Азии и Кавказа от стран, располагающих транзитными позициями, в частности — Ирана и Китая. С другой стороны, ЕС стремительно ищет пути разрушения российской монополии на энергетические ресурсы в Центральной Азии. Центральноазиатские нефть и газ поступают в страны Европейского Союза транзитным путем, лежащим через территорию Российской Федерации, чем объясняется обеспокоенность ЕС, вызванной чрезмерной энергетической зависимостью от России.
Соединенные Штаты Америки, представляя основную трансрегиональную силу в Центральной Азии, в поисках оптимальных экономических и геостратегических целей, стремятся к осуществлению контроля региональных процессов путем разработки своей составной стратегии.
США, руководствуемое, главным образом, тем, что XXI век неизбежно станет свидетелем борьбы государств за доступ к энергетическим ресурсам, прилагает масштабные усилия для достижения доминирующей позиции в контроле энергоресурсов Персидского залива и Каспийского моря. Так, доступ к нефтяным ресурсам района Каспия является особо важным критерием в стратегии национальной безопасности США, определяющим жизненные интересы державы и способствовавшим разработке ею многосторонней стратегии в сферах политики, экономики и безопасности своего присутствия в регионе.
В вышеуказанной стратегии предусматривается расширение НАТО на Восток в рамках реализации программы «Партнерство за мир», выступающей в качестве фактора, дополняющего Евразийское кольцо, а также обеспечивающей доминирующую роль гаранта безопасности в регионе. В то же время, данная стратегия позволяет США, наряду с осуществлением контроля над Россией, обеспечить ингибирование Ирана, что практически, способствует осуществлению в регионе их ключевой политики «Зоны без Ирана». Между тем, важнейшим моментом
остается то, что США планируют расширение своего присутствия в политической, экономической сферах, а также в области безопасности в регионе, обеспечивая тем самым почву для постепенного достижения главной доминирующей позиции. Данный план реализуется путем создания и укрепления региональных баз и их сотрудничества с такими западными институтами, как НАТО, Европейской Организацией по Безопасности и Сотрудничеству, Всемирной Торговой Организацией, а также, расширения военного присутствия в регионе.
Источники
-
Дабири, Алиакбар. Оценка места Центральной Азии, занимаемого в геополитических теориях. // Журн. «Центральная Азия и Кавказ» (на персидском языке), №73, 1390 г. от хиджры, сс. 61-84.
-
Кадири, Хаджат Мустафа; Нусрати Хамид Реза. Геополитические цели региональных и трансрегиональных сил в Центральной Азии.// Журн. «Геополитика» (на персидском языке), №2, 1391 г. от хиджры,
сс. 63-95.
-
Рой, Оливер. Геополитический диапазон Центральной Азии. Перев. Абулфазла Сидки. // Журн. «Защитная политика» (на персидском языке), №29-30, 1378-1379 г. от хиджры, сс. 99-111.
-
Дивсалар, Маджид. Центральная Азия: геополитическая связь и региональные силы. // Журн. «Заря...» (на персидском языке), 1385 г. от хиджры, сс. 16-21.
-
Иззати, Иззатуллах. Геополитика в XXI веке. — Тегеран: Самт, 1389 г. от хиджры.
Международно-правовые проблемы управления водно-энергетическими ресурсами государств Центральной Азии
Мансуров У. А.
После обретения независимости государства Центральной Азии столкнулись с одной из наиболее важных проблем — проблемой управления водными ресур-сами.1 Указанная проблема носит комплексный характер, поэтому она требует решения политическими, экономическими и правовыми средствами. Большую роль в решении данной проблемы может сыграть международное право как система норм и правил меж-
государственного построения современного миропорядка, призванная согласовывать действия равноправных суверенных государств. Как справедливо отмечает Р.А. Каламкарян, оно «продолжает оставаться самым эффективным межгосударственным инструментом сотрудничества»2.
1 Под
управлением водами (водными ресурсами),
согласно Берлинским правилам по водным
ресурсам 2004 года следует понимать
развитие, использование, охрану,
распределение, регулирование вод и
контроль за ними. Режим доступа:
www.cawater-info.net/library/rus/carewib/berlin_rules.pdf
2 Каламкарян
Р.А. Концепция господства права в
современном международном праве //
Государство и право. М., 2003. № 6. С. 51.
Развитие
добрососедских отношений и всестороннего
сотрудничества между государствами
Центральной Азии на основе принципов
и норм международного права является
одним из важнейших условий сохранения
политической и экономической
стабильности в регионе. Для этого
государствам Центральной Азии необходимо
в решении своих внешнеполитических
приоритетов важнейшее место отводить
международному праву. Как известно,
соблюдение государствами Центральной
Азии норм международного права, вернее
приведение их внешней политики в
соответствии с требованием современного
международного права положительно
влияет на состояние межгосударственных
отношений.
Весьма важной в контексте признания государствами Центральной Азии приоритетного значения для их внешней политики международного права являются нормы, закрепленные в их Конституциях. Так, согласно ст. 11 Конституции РТ Таджикистан «... определяет свою внешнюю политику на основе международных норм»1. Ст. 17 Конституции Узбекистана гласит, что ее внешняя политика исходит из общепризнанных принципов и норм международного права. В ст. 9 Конституции Кыргызской Республики указывается на то, что Кыргызстан соблюдает общепризнанные принципы международного права2.
Однако в настоящее время к решению проблем управления водными ресурсами государств Центральной Азии международно-правовой подход остается слабым и противоречивым. Действующее межведомственное Соглашение между государствами Центральной Азии3 «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» (далее — Соглашение) от 18 февраля 1992 г., подписанного в г. Ал-маты регулирует вопросы вододеления, ирригации, устанавливает режим и лимит использования вод бассейнов Амударьи и Сырдарьи в соответствии с практикой и объемами, принятыми во времена СССР. По мнению таджикских экспертов, в настоящее время, Соглашение не отвечает в полной мере национальным интересам Таджикистана, т. к. государства низовьев рек признают обязательность исполнения только части, касающейся выделяемых квот (согласованных величин расходов воды), но не признают необходимость сооружения гидроузлов4. Необходимость строительства согласованных гидроузлов было предусмотрено еще в советские времена5. Поэтому таджикские эксперты заявляют о праве выхода Таджикистана из Соглашения. Однако в нем не содержится положение о порядке выхода сторон из Соглашения. Вместе с тем, ст. 56 Венской конвенции о праве международных договоров допускает возможность подразумеваемой денонсации. В соответствии с ней участник обязан уведомить не менее чем за двенадцать месяцев о своем намерении денонсировать договор или выйти из него6.
1 Конституция
Республики Таджикистан 1994 г. Душанбе,
2003.
2 Конституции
государств-участников СНГ. М., 2001.
3 Казахстан,
Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан,
Узбекистан.
4 К
вопросу о завершении строительства
Рогунского гидроузла (экспертная
оценка)
5 Схемы
и Уточнения Схем комплексного
использования водных ресурсов рек
Сырдарья и Амударья; Протоколы заседания
НТС Минводхоза СССР № 566 от 10.09.1987 г. и
Госплана СССР № 563 за 1987 г.
6 Лукашук
И.И. Современное право международных
договоров. Т.Н. Действие международных
договоров: в 2 т. М., 2006. С. 174.
На
наш взгляд, лучше пересмотреть указанное
соглашение. Ст. 14 Соглашения дает право
сторонам путем совместного рассмотрения
внести изменения и дополнения. Это
позволит внести поправки в Соглашение,
состоящее всего из 15 статей, с целью
конкретизации его формулировок,
детализации,
избегания двоякого толкования его положений, установления такого режима управления, который позволит государствам использовать водные ресурсы не только для сельскохозяйственных, но и для промышленных нужд, в частности для производства электроэнергии. При этом следует учесть экономические и экологические интересы договаривающихся сторон.
Как известно, режим использования водных ресурсов должен быть ориентирован на обеспечение вовлеченным государствам справедливого баланса интересов и предусматривать гарантии от негативных экологических последствий. В этой связи в рамках концепции устойчивого развития1 обосновывается паритет между экологическими ценностями и ценностями экономического и социального развития. Д.С. Боклан полагает, что вопросы защиты окружающей среды не должны носить подчиненного, вторичного характера по отношению к вопросам экономики. Он же утверждает, что устойчивость экологической системы — это основа экономической безопасности2. Поэтому, на наш взгляд, водная политика государств Центральной Азии должна основываться на взаимодействии отраслевых (специальных) принципов международного экономического и международного экологического права. Однако сложность проблемы состоит в том, что государства Центральной Азии рассматривают действия этих принципов не во взаимодействии, а изолированно, что приводит к противоречиям между государствами.
Так, государства верховья Амударьи и Сырдарьи (Таджикистан, Кыргызстан) в решении проблемы использования водных ресурсов исходят из основного принципа международного права — уважения государственного суверенитета и отраслевого (специального) принципа современного международного экономического права — неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и природными ресурсами. Государства низовья (Узбекистан и т. д.) больше опираются на отраслевые (специальные) принципы международного экологического права: принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба; принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов; принцип обеспечения экологической безопасности. Рассмотрим содержание некоторых указанных принципов, применительно к решению проблемы управления водными ресурсами в Центральной Азии.
1 Определение
устойчивого развития было сформулировано
в 1987 г. Международной комиссией по
окружающей среде и развитию, учрежденной
Генеральной Ассамблеей в 1983 г.; такое
развитие подразумевает «удовлетворение
потребностей нынешнего поколения, не
угрожая способности будущих поколений
удовлетворять их собственные потребности
(Резолюция ГА ООН № 42/187 от 11 декабря
1987 г.)».
2 Боклан
Д.С. Взаимодействие отраслевых принципов
международного экономического и
экологического права. // Международное
право-International
law.
М., 2009. №1. С 50.
Государства,
расположенные вверх по течению
(Таджикистан и Кыргызстан) исходят из
того, что право государства на обеспечение
своей энергетической без