Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1460

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

данному региону, исходящая, главным образом, из ее коммерческих интересов, особо не стремится к завоеванию геополитической позиции. Европа акценти­рует на развитии демократических институтов и укреплении стабильности в регионе, стремясь в конечном итоге, воспользоваться возможностью получения доступа к новым источникам энергоресурсов, сократив, таким образом, свою энергетическую зависимость от стран Ближнего Востока и России. На нынеш­нем этапе, крупные европейские инвестиционные компании, поглощая экономи­ческий рынок региона, тем самым, лишают более слабые страны бесчисленных возможностей осуществления в нем капиталовложений. Европейская инициа­тива по созданию коридора сообщения Трассека позволяет открыть перед реги­оном пути связи с Европой, с одной стороны, обеспечивая путь к региону для Европы — с другой, тем самым, влияя и поддерживая геополитические и геоэко­номические интересы Европы. К числу самых важных и успешных из них следует отнести способствование программ ЕС сокращению уровня зависимости Цен­тральной Азии и Кавказа от стран, располагающих транзитными позициями, в частности — Ирана и Китая. С другой стороны, ЕС стремительно ищет пути разрушения российской монополии на энергетические ресурсы в Центральной Азии. Центральноазиатские нефть и газ поступают в страны Европейского Со­юза транзитным путем, лежащим через территорию Российской Федерации, чем объясняется обеспокоенность ЕС, вызванной чрезмерной энергетической зави­симостью от России.

Соединенные Штаты Америки, представляя основную трансрегиональную силу в Центральной Азии, в поисках оптимальных экономических и геострате­гических целей, стремятся к осуществлению контроля региональных процессов путем разработки своей составной стратегии.

США, руководствуемое, главным образом, тем, что XXI век неизбежно станет свидетелем борьбы государств за доступ к энергетическим ресурсам, прилагает масштабные усилия для достижения доминирующей позиции в контроле энер­горесурсов Персидского залива и Каспийского моря. Так, доступ к нефтяным ресурсам района Каспия является особо важным критерием в стратегии наци­ональной безопасности США, определяющим жизненные интересы державы и способствовавшим разработке ею многосторонней стратегии в сферах политики, экономики и безопасности своего присутствия в регионе.

В вышеуказанной стратегии предусматривается расширение НАТО на Восток в рамках реализации программы «Партнерство за мир», выступающей в каче­стве фактора, дополняющего Евразийское кольцо, а также обеспечивающей до­минирующую роль гаранта безопасности в регионе. В то же время, данная страте­гия позволяет США, наряду с осуществлением контроля над Россией, обеспечить ингибирование Ирана, что практически, способствует осуществлению в регионе их ключевой политики «Зоны без Ирана». Между тем, важнейшим моментом


остается то, что США планируют расширение своего присутствия в политиче­ской, экономической сферах, а также в области безопасности в регионе, обеспе­чивая тем самым почву для постепенного достижения главной доминирующей позиции. Данный план реализуется путем создания и укрепления региональных баз и их сотрудничества с такими западными институтами, как НАТО, Европей­ской Организацией по Безопасности и Сотрудничеству, Всемирной Торговой Организацией, а также, расширения военного присутствия в регионе.

Источники

  1. Дабири, Алиакбар. Оценка места Центральной Азии, занимаемого в геополитических теориях. // Журн. «Центральная Азия и Кавказ» (на персидском языке), №73, 1390 г. от хиджры, сс. 61-84.

  2. Кадири, Хаджат Мустафа; Нусрати Хамид Реза. Геополитические цели региональных и трансрегиональ­ных сил в Центральной Азии.// Журн. «Геополитика» (на персидском языке), №2, 1391 г. от хиджры,

сс. 63-95.

  1. Рой, Оливер. Геополитический диапазон Центральной Азии. Перев. Абулфазла Сидки. // Журн. «Защит­ная политика» (на персидском языке), №29-30, 1378-1379 г. от хиджры, сс. 99-111.

  2. Дивсалар, Маджид. Центральная Азия: геополитическая связь и региональные силы. // Журн. «Заря...» (на персидском языке), 1385 г. от хиджры, сс. 16-21.

  3. Иззати, Иззатуллах. Геополитика в XXI веке. — Тегеран: Самт, 1389 г. от хиджры.


Международно-правовые проблемы управления водно-энергетическими ресурсами государств Центральной Азии


Мансуров У. А.



После обретения независи­мости государства Центральной Азии столкнулись с одной из наи­более важных проблем — пробле­мой управления водными ресур-сами.1 Указанная проблема носит комплексный характер, поэтому она требует решения политиче­скими, экономическими и право­выми средствами. Большую роль в решении данной проблемы может сыграть международное право как система норм и правил меж-

государственного построения со­временного миропорядка, призванная согласовывать действия равноправных суверенных государств. Как справедливо отмечает Р.А. Каламкарян, оно «про­должает оставаться самым эффективным межгосударственным инструментом сотрудничества»2.

1 Под управлением водами (водными ресурсами), согласно Берлинским правилам по водным ресур­сам 2004 года следует понимать развитие, использование, охрану, распределение, регулирование вод и контроль за ними. Режим доступа: www.cawater-info.net/library/rus/carewib/berlin_rules.pdf

2 Каламкарян Р.А. Концепция господства права в современном международном праве // Государство и право. М., 2003. № 6. С. 51.


Развитие добрососедских отношений и всестороннего сотрудничества между государствами Центральной Азии на основе принципов и норм международного права является одним из важнейших условий сохранения политической и эконо­мической стабильности в регионе. Для этого государствам Центральной Азии необходимо в решении своих внешнеполитических приоритетов важнейшее ме­сто отводить международному праву. Как известно, соблюдение государствами Центральной Азии норм международного права, вернее приведение их внешней политики в соответствии с требованием современного международного права положительно влияет на состояние межгосударственных отношений.


Весьма важной в контексте признания государствами Центральной Азии при­оритетного значения для их внешней политики международного права являются нормы, закрепленные в их Конституциях. Так, согласно ст. 11 Конституции РТ Таджикистан «... определяет свою внешнюю политику на основе международ­ных норм»1. Ст. 17 Конституции Узбекистана гласит, что ее внешняя политика исходит из общепризнанных принципов и норм международного права. В ст. 9 Конституции Кыргызской Республики указывается на то, что Кыргызстан соблю­дает общепризнанные принципы международного права2.

Однако в настоящее время к решению проблем управления водными ресур­сами государств Центральной Азии международно-правовой подход остается слабым и противоречивым. Действующее межведомственное Соглашение меж­ду государствами Центральной Азии3 «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» (далее — Соглашение) от 18 февраля 1992 г., подписанного в г. Ал-маты регулирует вопросы вододеления, ирригации, устанавливает режим и лимит использования вод бассейнов Амударьи и Сырдарьи в соответствии с практикой и объемами, принятыми во времена СССР. По мнению таджикских экспертов, в настоящее время, Соглашение не отвечает в полной мере национальным ин­тересам Таджикистана, т. к. государства низовьев рек признают обязательность исполнения только части, касающейся выделяемых квот (согласованных величин расходов воды), но не признают необходимость сооружения гидроузлов4. Необ­ходимость строительства согласованных гидроузлов было предусмотрено еще в советские времена5. Поэтому таджикские эксперты заявляют о праве выхода Таджикистана из Соглашения. Однако в нем не содержится положение о порядке выхода сторон из Соглашения. Вместе с тем, ст. 56 Венской конвенции о праве международных договоров допускает возможность подразумеваемой денонса­ции. В соответствии с ней участник обязан уведомить не менее чем за двенадцать месяцев о своем намерении денонсировать договор или выйти из него6.

1 Конституция Республики Таджикистан 1994 г. Душанбе, 2003.

2 Конституции государств-участников СНГ. М., 2001.

3 Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

4 К вопросу о завершении строительства Рогунского гидроузла (экспертная оценка)

5 Схемы и Уточнения Схем комплексного использования водных ресурсов рек Сырдарья и Амударья; Протоколы заседания НТС Минводхоза СССР № 566 от 10.09.1987 г. и Госплана СССР № 563 за 1987 г.

6 Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Т.Н. Действие международных договоров: в 2 т. М., 2006. С. 174.


На наш взгляд, лучше пересмотреть указанное соглашение. Ст. 14 Соглашения дает право сторонам путем совместного рассмотрения внести изменения и дополнения. Это позволит внести поправки в Соглашение, состоящее всего из 15 статей, с целью конкретизации его формулировок, детализации,


избегания двоякого толкования его положений, установления такого режима управления, который позволит государствам использовать водные ресурсы не только для сельскохозяйственных, но и для промышленных нужд, в частности для производства электроэнергии. При этом следует учесть экономические и экологические интересы договаривающихся сторон.

Как известно, режим использования водных ресурсов должен быть ориенти­рован на обеспечение вовлеченным государствам справедливого баланса инте­ресов и предусматривать гарантии от негативных экологических последствий. В этой связи в рамках концепции устойчивого развития1 обосновывается паритет между экологическими ценностями и ценностями экономического и социально­го развития. Д.С. Боклан полагает, что вопросы защиты окружающей среды не должны носить подчиненного, вторичного характера по отношению к вопросам экономики. Он же утверждает, что устойчивость экологической системы — это основа экономической безопасности2. Поэтому, на наш взгляд, водная политика государств Центральной Азии должна основываться на взаимодействии отрас­левых (специальных) принципов международного экономического и междуна­родного экологического права. Однако сложность проблемы состоит в том, что государства Центральной Азии рассматривают действия этих принципов не во взаимодействии, а изолированно, что приводит к противоречиям между государ­ствами.

Так, государства верховья Амударьи и Сырдарьи (Таджикистан, Кыргызстан) в решении проблемы использования водных ресурсов исходят из основного принципа международного права — уважения государственного суверенитета и отраслевого (специального) принципа современного международного экономи­ческого права — неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и природными ресурсами. Государства низовья (Узбекистан и т. д.) больше опира­ются на отраслевые (специальные) принципы международного экологического права: принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба; принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресур­сов; принцип обеспечения экологической безопасности. Рассмотрим содер­жание некоторых указанных принципов, применительно к решению проблемы управления водными ресурсами в Центральной Азии.

1 Определение устойчивого развития было сформулировано в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию, учрежденной Генеральной Ассамблеей в 1983 г.; такое развитие под­разумевает «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, не угрожая способности будущих поколений удовлетворять их собственные потребности (Резолюция ГА ООН № 42/187 от 11 декабря 1987 г.)».

2 Боклан Д.С. Взаимодействие отраслевых принципов международного экономического и экологи­ческого права. // Международное право-International law. М., 2009. №1. С 50.


Государства, расположенные вверх по течению (Таджикистан и Кыргызстан) исходят из того, что право государства на обеспечение своей энергетической без­