ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1450
Скачиваний: 1
которому, продлен срок нахождения граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации без регистрации с 7 до 15 дней, а срок действия разрешений на работу для таджикских граждан — с 1,5 до 3 лет. Кстати, на территории России сейчас находятся 1,13 миллиона рабочих из Таджикистана, а денежные переводы мигрантов в прошлом году составили около 3 миллиардов долларов, что составляет почти половину ВВП Таджикистана.
Кроме того необходимо отметить, что в рамках совместной деятельности двух стран по противодействию распространения наркотиков, Россия выделит властям Таджикистана 5 миллионов долларов: «Мы договорились, что Агентству по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана будут выделены средства в объеме более 5 миллионов долларов США. Мы также будем помогать Таджикистану в вопросах подготовки антинаркотических кадров на базе российских учебных заведений», — сказал Пути.
Необходимо отметить и тот факт, что Россия призвала Таджикистан вступить в Таможенный союз. Официальный Душанбе, хотя и признает свои выгоды от членства в ТС, пока однозначного ответа не дает. При этом Таджикистан ссылается на отсутствие со странами-членами ТС сухопутных границ и, похоже, ждет вступления в объединение соседней Киргизии.
Также обсуждались и подписаны соответствующие документы о поставке нефти и нефтепродуктов, о проработке вопроса сотрудничества двух стран в развитии энергетики, в частности строительства ряд гидроэлектростанций средней и малой мощности на внутренних реках Таджикистана.
Сегодня вместе с Таджикистаном у России есть возможность продвижения евразийской интеграции и лечения того, что Владимир Путин назвал «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века — крушение СССР». К тому же, прагматичное сотрудничество России и Таджикистана, с первыми проростками результатов от предпринятых инициатив, создаст новые условия присутствия России в Афганистане. Появится возможность альтернативного развития — вытеснение наркоэкономики и замена ее прогрессивным экономическим ростом.
Защита прав и свобод человека в условиях глобализации
Джалилов К. Д.
Современные международные концепции прав человека основываются на Всеобщей декларации прав человека и, если посмотреть на комплекс прав, закрепленных в декларации, то нетрудно убедиться в том, что в ее Преамбуле говорится об идеальном стандарте прав человека, к достижению которого должно стремиться любое сообщество. Таким идеальным стандартом могут стать ценности и правовые институты, обеспечивающие равенство перед законом, свобода мнения, право на труд, право на демократические и политические процедуры и др.
Стандарты прав и свобод человека, предусмотренные международным правом, заключаются в поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка или религии1, а не вмешательства и навязывании своего понимания отдельными политическими силами этих стандартов.
В современном мире в развитии прав и свобод человека, существуют множество разнообразных концепций, одна из которых стала «глобализация».
В процессе глобализации важным моментам, определяющим историческую ситуацию в Центральной Азии, является права и свободы человека, безопасность и различные уровни ее организации: существования и развития человека, социальных групп, нации и народов, оценки политических и правовых режимов, создание и ликвидации тех или иных политических и правовых институтов.
Соответственно этой исторической ситуации в защите прав человека необходимо производить подбор средств и методов осуществления власти и нормирования поведения членов общества и социальных групп, учитывая, что в качестве основных универсальных принципов международного права прав человека заложены европоцентристские традиции, т. е. иудейско-христианская цивилиза-ционная культура. Цивилизационная культура стран Востока, имеющих иранско-исламские, индо-буддийские и китайско-конфуцианские традиции, практически не учтены и, по мнению российского востоковеда Л.С. Васильева, само понятие права человека по-разному трактуется в цивилизационных культурах и их «.. .не нужно втискивать в европоцентристские схемы»2.
Практически правовые принципы ирано-исламской, индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизационной культуры не получили подобающее им
место развития в науке и международном праве. Поэтому серьёзное сравнительное исследование вопросов международного права прав человека и ирано-исламские, индо-буддийские и китайско-конфуцианские понимание прав и свобод человека становится всё более необходимой и актуальной задачей современности.
В связи с глобализацией социально-политических процессов уместно говорить об идее прав человека присущей буддийской, иудейско-христианской и мусульманской цивилизационным культурам.
В частности, предвзятое отношение к мусульманскому праву Шариату -прообразу современных конституции со стороны исследователей-международников, негативно сказывается на объективности анализа и нередко искажается его суть, что приводит к неверному пониманию роли и значения мусульманского права в области прав человека. Шариат, как и любая конституция, является источником права, связан с исторической обстановкой, которая может оказать влияния на конкретные принципы и нормы законодательства.
В этом плане необходимо объективно сравнить концепции международного и мусульманского прав. При сравнении, чтобы понять сущность мусульманского права в его классическом и современном конституционном, т. е. понимании мусульманского прав, нужно показать международное значение Шариата не с позиции средневековья, а современности, учитывая, что права человека как новый правовой феномен является малоисследованной отраслью международного права.
Для глобализации, как и для терроризма, и демократии, на уровне международного сообщества единого понятия и определения не существует, нет и единого мнения в их оценке. Именно отсутствия единого определения их понятий и оценки в мировой политике, приводит к столкновению мнений, конфликту социальных и политических интересов.
К сожалению, ни один исследователь или политик не говорит каким будет в процессе глобализации защита прав и свобод человека, как индивидуум и личность в обществе и государстве, отстаивающие свои права и свободы, независимость и суверенитет3, хотя известно, что глобализационные процессы отражаются на демократизации и защиты прав и свобод человека, максимизируют экономическое, научно-техническое и культурное взаимодействия разных стран, независимо от их культурно-цивилизационной принадлежности, уровня развития и местоположения. Глобализационные процессы в основе своей связаны с научно-техническим прогрессом, особенно с развитием средств массовой информации и коммуникации, в которых в настоящее время главенствует Запад.
Считается, что глобализация представляет собой возрастание роли внешних факторов в воспроизводстве всех государств.
По большому счету, происходит становление единого взаимозависимого мира, в котором факторы глобального права и порядка не только скрепляют прежде разобщенные фрагменты, но и оказывают на них преобразующее влияние, в результате чего глобализация приобретает собственную нормативно-правовую логику, которая будет все больше влиять на внутреннее развитие сетевых правлений, защищая интересы финансового капитала, а не государства.
В процессе глобализации важным элементом реализации прав и свобод человека является нормальный или чрезвычайный правовой режим, вызванный теми или иными событиями, обстоятельствами, явлениями в обществе.
Права человека в нормальном, не чрезвычайном правовом режиме выступают как одна из ценностей правовой системы государства и общества. Поэтому права человека и демократия, как основной приоритет в условиях глобализации не должны рассматриваться как общественные отношения, которые входят исключительно в компетенцию государства или гражданского общества. Ограничение прав и свобод человека в условиях возникновения чрезвычайного правового режима, происходит временно на национальном, международном или уровне мирового сообщества, границы сфер международного и внутригосударственного права, публичного и частного права практически стираются, становятся все менее и менее четкими, что является следствием транснациональности всех связей, взаимозависимости капитала и политической власти.
Не секрет, что приоритеты интересов и прав субъектов права и политики разных уровней организаций, официально пропагандируются, поддерживаются, охраняются и насаждаются разные социальные, нравственные, политические и юридические ценности, политическими силами используются различные политические средства управления, и организации, в правовой сфере реализуются специфические правовые режимы, разнообразные методы правового регулирования.
Исходя из этого, использование концепции глобализации защиты прав и свобод человека, как это происходит в Ираке, Сирии, на Ближнем Востоке и в странах Африки, в Центральной Азии по их аналогу в политических целях, приведет к еще большему ущемлению прав и свобод человека, не только в регионе, но во всем мире. Главное, что без учета интереса народов, процесс глобализации в таком случае приведет к разрушению общечеловеческих и национальных ценностей, к возникновению управляемых и неуправляемых хаосов.
В современном мире между глобализационными и интеграционными процессами мировой экономики и мировых рынков, непосредственно оказывающих влияние на права и свободы человека, существует тесная причинно-следственная связь. Так, некоторые американские ученые рассматривают глобализацию как некий всеобщий стандарт, изобретенный в конце XX века
США, и придерживаются мнения, что в процессе глобализации цены, зарплата, продукты, услуги, потребности, процентные ставки, норма прибыли и т. д., в мировом масштабе будут установлены по единому стандарту и образцу.
В настоящее время «стандарты» международного права по правам человека в некоторых странах используется так называемым «международным сообществом» как идеологическое средство расшатывания, и разрушения государственно-правовой системы4.
Для Запада и финансового капитала глобализация права человека и демократия на международном и национальном уровне играют главную роль для достижения цели, к которым другие народы должны либо присоединяться и приспосабливаться, либо остаться ни с чем.
Идеология глобализации, как в свое время внушались идеи покорности, загробная жизнь, светлое будущее — коммунизм и т. д., внушают псевдо либеральные идеалы права человека, без учета ответственности и справедливости по отношению к правам и свободам другого человека и народа. Идеология глобализация в процессе реализации отрицает многие ценности прошлого, в частности патриотизм, понятие Родины, людям внушается, что любить Родину — это пережиток прошлого, а экономической элите внушается глобальная идеология сопричастности их к мировой финансовой олигархии и мировой элите.
Глобализация человеку — субъекту политики и права, на первый взгляд, придает обширные права и свободы, которые должны служить укреплению безопасности общества и основ национального государства. Однако в процессе реализации глобализации и ужесточения конкуренции, являющейся в современном мире основным двигателем экономического прогресса, личные интересы человека и общественных групп не всегда будут совпадать с интересами финансового капитала, не говоря об интересах национального государства в целом. Эта идеология приведет к деградации национального самосознания и поможет местной элите отказаться от национальных интересов и идей, якобы мешающих прогрессу и развитию общества под давлением и насилием так называемого «международного сообщества» позволяя легко управлять деидеологизированным обществом.
Таджикистан, как часть Центральной Азии, тесно связан с глобализацион-ными процессами, поэтому для обеспечения защиты прав и свобод субъектов и объектов политики и права, в переходном периоде установил конституционные требования к поведению человека и гражданина в обществе и взаимоотношению человека и государства, формирование и развития которых тесно связанно с глобальными процессами в регионе. Однако, в настоящее время в этом процессе происходит непонимание современной обстановки, связанной с приверженно