ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1441
Скачиваний: 1
стью элиты к принципам советского строя, почитанием авторитета сильной личности. Названные факторы отражаются в политической системе, а слабая правовая грамотность основного населения и региональные проблемы представляют довольно сложную картину современной обстановки региона и Таджикистана.
Республика Таджикистан с приобретением независимости стала членом всех основных международных документов в области прав человека5, тем самым, взяв на себя обязательства по их выполнению, осуществлению и регулированию политической, экономической и социальной политики6.
В соответствии с Конституцией, законами и другими нормативными актами, с учетом обстановки в стране, регионе и мире, при реализации политической, экономической и социальной политики их регулирование осуществляется опираясь на четко действующий механизм юридической ответственности 7.
Конституция Республики Таджикистан закрепила, что Таджикистан является демократической страной, следует принципу верховенства закона, а права человека являются высшей ценностью, и определила, что международно-правовые акты, признанные Таджикистаном являются составной частью правовой системы республики, в случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам, применяются нормы международно-правовых актов8.
В конституционно-правовом плане Республика Таджикистан представляет собой молодую в современном понимании, еще слабо развитую демократию с присущим ей законодательством, в зарождении, формировании и развитии которого постоянно ощущается вмешательство зарубежных политических сил. Поэтому необходимо отметить, что права и свободы человека, хотя они не должны заменить функции общества и государства, в настоящее время в процессе глобализации ставятся во главе процесса нынешней демократизации Таджикистана.
Таджикистан как активный субъект мирового сообщества является участником большого числа международных договоров и конвенций в области прав че-ловека9, которые содержат перечень прав человека и основных свобод. Одновременно с правами человека и основных свобод, существуют также обязательства государства соблюдать эти права или воздерживаться от действий, каким-либо образом нарушающие эти права, как в отношении своих граждан, так и иных лиц, находящихся под юрисдикцией Таджикистана.
Для обеспечения исполнения Таджикистаном своих обязательств по правам человека используется международный мониторинг и система отчетов. Этот механизм контроля и надзора состоит в том, что государства, подписавшие тот или иной документ в области прав человека, периодически направляют доклады о выполнении своих международных обязательств по тому или иному международному договору и получают рекомендации от исполнительного комитета экспертов.
По состоянию на 2012 год Комиссия при Правительстве Республике Таджикистан по обеспечению международных обязательств в области прав человека направила в Комитеты ООН: Второй Периодический доклад о ходе реализации Конвенции о правах ребенка, Второй Периодический доклад о реализации Конвенции против пыток и Первоначальный доклад о ходе реализации Международной конвенции о правах всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, планировалось предоставить в договорные органы ООН Вторые Периодические доклады
0 ходе реализации Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношение женщин и Международного Пакта о гражданских и политических правах10.
К сожалению политиками, исследователями и защитниками прав человека и демократии, происходящие в конкретной исторической обстановке в стране процессы, чаще не учитываются.
Если взять события 90 годы ХХ века в Таджикистане. В этих событиях, не учитывались и не учитываются региональные факторы, которые оказывали и оказывают воздействия в управление и восстановление политической системы и защиты прав и свобод человека в стране, возвращения престижа Таджикистана на мировую арену. Не учитывается, также, то, что в тот период нужен был грамотный и жесткий политик, которого, не было в управленческой элите Таджикистана. Такой политик появился в период конфликта, им стал Эмомали Рахмон. Лучшей альтернативы у Таджикистана в тот период не было, и в настоящее время пока нет, хотя растут и работают в нашем обществе сотни перспективных молодых кадров. Некоторые Эмомали Рахмон упрекают в авторитаризме, однако невозможно представить себе, к каким последствиям могла бы привести слабая власть в Таджикистане в тот период. Именно усилия Эмомали Рахмона, направленные на достижение мирного процесса, усмирение конфликта любим путем, восстановление разрушенной экономики, поиск путей выхода из дипломатической и транспортной изоляции, сыграли важную роль и сделали Эмомали Рахмон одним из влиятельных политиков в странах Содружества. Это не голословное утверждение и восхваление. Об этом свидетельствуют многочисленные награды Эмомали Рахмона, полученные им от лидеров зарубежных стран и в частности
Почетный знак СНГ за большой вклад в укрепление и развитие дружбы, добрососедства, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ.
Следует сказать, что взятый курс Таджикистаном на достижение правового демократического светского государства будет определяющим в XXI веке и, то, что завершается тяжелый переходный период и начинается строительства новой политической системы в Таджикистане, не вызывает сомнения.
Так, в рамках второй фазы судебно-правовой реформы были внесены изменения и дополнения в Конституционный Закон РТ «О судах Республики Таджикистан», согласно которым в составе Верховного Суда РТ были образованы Коллегия по семейным делам и Коллегия по административным делам.
Семейные суды призваны комплексно, решать вопросы, связанные с семейными правоотношениями, защитой и охраной интересов детей.
К примеру, в суде города Худжанд введена специализация судей по рассмотрению семейных дел. Однако, по словам адвокатов, пока это не вызвало каких-либо существенных изменений на практике11.
В рамках Программы судебно-правовой реформы в этом году (2013) должна завершиться гуманизация уголовного законодательства РТ. Предполагается декриминализация некоторых деяний, за совершение которых в настоящее время предусмотрена уголовная ответственность. В частности, уже декриминализова-ны такие статьи как «клевета» и «оскорбление»12.
В 2011 году в Таджикистане был принят Закон РТ «О государственной защите участников уголовного судопроизводства», который регулирует правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства, меры безопасности и социальной поддержки указанных лиц и порядок их применения. Закон гарантирует защиту не только свидетелей, но и других участников судебных процессов: прокурора — государственного обвинителя, потерпевшего, частного обвинителя, подозреваемого, обвиняемого и т. д. Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, свидетеля или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты
и т. д13.
Необходим такой мониторинг общественно-политического развития республики, который бы основывался на знании истории, традиций и
В этой ситуации взаимодействия с европейскими институтами, несмотря на практику двойных стандартов в их деятельности в регионе, играют в Республике положительную роль. Сам факт европейского мониторинга выборного процесса и общественной жизни вынуждает политические силы республики стремиться к более цивилизованным формам политической борьбы. Вместе с тем, только участия Европейского Союза и европейских организаций недостаточно для того, чтобы сделать международное участие в развитии таджикской демократии и защите прав человека эффективным. По глубокому убеждению автора, путь, который избрал народ Таджикистана, является важной предпосылкой политической и социально-экономической стабильности и развития страны. Несмотря на все объективные и субъективные трудности, сегодня Таджикистан является перспективной страной с ростками демократии, высоким интеллектуальным потенциалом и богатым культурным наследием, страна по историческим меркам, за короткие сроки сумела найти свое место в общемировой политике, зарекомендовав себя миротворцем в регионе и СНГ.
Как упоминалось, мировая практика показывает, что правовое демократическое государство должно опираться на четко действующий механизм юридической ответственности и справедливости и субъектов и объектов политики и права. В соответствии с Конституцией, конституционными законами и другими нормативными актами, опираясь на четко действующий механизм юридической ответственности и справедливости, Таджикистан в настоящее время осуществляет регулирование политической, экономической и социальной политики с учетом обстановки в стране, регионе и мире. При этом учитывается, что в процессе глобализации верховенства закона в демократическом Таджикистане по отношению к правам человека, ко всем группам и категориям населения, равенства возможностей для каждого человека, защита и содействие основ свободы, справедливости и мира в обществе и их решения, становится одним из главных обязанностей власти.
Необходимо отметить, что достояния человеческой цивилизации, распространяются на всех людей, в том числе и на представители меньшинства14, однако демократизации права и свободы человека, уважение человеческой личности и верховенства закона, хотя они не должны заменить функции общества и государства, будут ставиться во главе процесса нынешней демократизации15.
Таджикистан строит демократическое правовое государство и для этого законодательно, в своей Конституции, гарантирует права человека и основные свободы, принадлежащие всем людям с рождения, и решает важную задачу: консоли
дировать политические силы и укреплять демократию как единственную систему правления в условиях глобализации16.
Человек, как субъект политики и права, в процессе глобализации получает обширные права и свободы, которые должны служить укреплению безопасности общества и основу национального государства, а не их разрушению и созданию конфликта.
В Таджикистане права и свободы человека и гражданина регулируются и охраняются Конституцией. Таджикистан единственная страна среди стран СНГ, где разработана и утверждена правительством в соответствие с Конституцией, программа «Государственная система образования в области прав человека» № 272 от 12 июня 2001года.
В соответствие Конституции РТ жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны. Общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма. По Конституции Республики Таджикистан, каждый имеет право на труд, образование и на охрану здоровья. Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами информации17.
Необходимо также остановится на вопросах религии, которые все больше влияют на мировую политику и мировые процессы. По Конституции Республики Таджикистан религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела18.
В газете Джунбиш №4 февраль 1999 года была напечатана моя статья «Таджикам не нужен спор о светском государстве». В статье указывалось, что по определению ООН, нетерпимость на основе религии и убеждений имеет два аспекта: 1) отрицательное отношение к лицам или группам лиц, исповедующим другую религию или придерживающимся других убеждений; 2) проявление такого отношения на практике. Эти проявления часто носят характер дискриминации, однако во многих случаях они идут дальше и включают разжигание ненависти или даже преследование исповедующих другую религию или придерживающихся других убеждений.
Международная и горькая практика в Таджикистане показали, что проявления нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений не только имеют серьезные последствия, но и чрезвычайно опасны тем, что приводят к грубым нарушениям прав человека или даже преступлениям против группы населения.
Проявление нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений, в первую очередь ограничивает и нарушает основное право человека на свободу