Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1455

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И третье. У нас ведется строительство широтной железнодорожной маги­страли Жезказган — Саксаульная — Шалкар — Бейнеу — Жанаозен — Тур­кменистан с выходом на Иран и Афганистан.

Представляется, что с геополитический точки зрения существуют как мини­мум две проблемы интеграции в Средней Азии.

Первая проблема связана с интеграцией собственно внутри самой Средней Азии. С сожалением приходится констатировать, что за прошедшие двадцать лет независимого развития имело место дезинтеграция, фрагментация когда-то единого экономического пространства.

Вторая — это проблема выбора направления приоритетного вектора торго­вого и экономического сотрудничества: на север, через Казахстан с Россией, или на юг через Афганистан (и Иран или Пакистан).

Двадцать лет назад, после обретения независимости и падения непроница­емого «железного занавеса» на южных границах бывшего Советского Союза новые независимые государства Центральной Азии надеялись диверсифициро­вать свои внешнеполитические и внешнеэкономические связи, получить альтер­нативный выход на мировые рынки через страны Среднего Востока и Южной Азии.

В 2001 году с вводом войск международной коалиции в Афганистан появи­лись надежды, что со стабилизацией ситуации в этой стране для стран Централь­ной Азии будет открыт выход на Юг, к портам в Индийском океане.

Давайте перечислим все экономические проекты, с которыми связывались надежды государств Средней Азии и которые так и не удалось реализовать.

Во-первых, это широко известный проект строительства газопровода Тур­кменистан — Афганистан — Пакистан — Индия. Но строится альтернативный газопровод Иран — Пакистан. Сдан в эксплуатацию газопровод Туркмени­стан — Узбекистан — Казахстан — Китай.

Во-вторых, менее известных даже среди экспертов, которые в основном ис­следуют проблемы безопасности, наркотиков и большой геополитики, строи­тельство автомобильной дороги Тургунди — Герат — Кандагар — Кветта — побережье Индийского океана.

Строительство железной дороги Тургунди — Герат — Кандагар — Квет-та — порт Гвадар. Но построена альтернативная железная дорога Серахс — Мешхед — Бафк — Бендер-Аббас. Построен порт Чарбахар в Ормузском проливе и от него ведется строительство дороги вдоль западной границы Афга­нистана к границам Центральной Азии

Строительство железной дороги Хайратон — Мазари-Шариф — Герат — Иран. Удалось построить только 75 км. от Хайратона до Мазари-Шарифа только в 2010 году. Кстати, хочу напомнить, что в 2003 году по поводу


этого маршрута в Тегеране в один день было подписано два отдельных документа на раздельных трехсторонних встречах. На уровне президентов: Афганистан — Иран — Узбекистан и Афганистан — Иран — Таджикистан. Хотя логично было бы провести одну четырехстороннюю встречу.

В 2007 году построен мост «Дружба» в Нижнем Пяндже на таджикско-аф-ганской границе. Но этот мост, как выразился американский посол, работавший в те годы в Душанбе, «мост в никуда», так как Афганистан остается нестабиль­ным.

Не удается реализовать идею строительства высоковольтной линии электро­передачи CASA-1000.

Не удалось организовать поставки природного газа из Афганистана с место­рождений Шибергана.

Не реализованным остался проект строительства автодороги из Таджикиста­на в Пакистан через Ваханский коридор,

До сих пор нет ясности по проекту железной дороги Китай — Кыргыз­стан — Таджикистан — Афганистан — Иран.

Не получили практического развития все региональные экономические про­екты в рамках союза персоязычных государств. Не создано даже единое теле­визионное вещание.

Не удалось создать Зону свободной торговли в рамках Организации Эконо­мического Сотрудничества.

Поэтому, с осторожным оптимизмом приходится говорить о строительстве железной дороги, ЛЭП и газопровода из Туркменистана в Таджикистан через северный Афганистан.

С выводом Международных сил содействия безопасности и большей части международных организаций из Афганистана, снижением объемов международ­ной финансовой помощи иссякнет и без того небольшой экспорт товаров и ус­луг из Средней Азии и Казахстана в Афганистан. Надежды на то, что создаваемая международной коалицией Северная Распределительная Сеть станет основой для развития региональной торговли, также пока остаются иллюзорными. Стра­ны Центральной Азии не способны сами оказать содействие в восстановлении и развитии экономики Афганистана, планы международного сообщества также остаются абсолютно неясными.

Прошло двадцать лет и, к сожалению, приходится констатировать, что южное направление как было непреодолимым препятствием на пути развития междуна­родных экономических связей, так и осталось им. Не оправдались надежды на развитие внешнеэкономических связей в рамках Организации Экономического Сотрудничества.


Здесь я хотел бы представить вашему вниманию свое исследование «Развитие военно-политической ситуации в Афганистане с начала антитеррористической кампании и до принятия решения о выводе войск международной коалиции». Ее электронный вариант можно найти и скачать с сайта Посольства Казахстана в Душанбе — kazakhembassy.tj. Также я хочу просить Вас зайти на нашем сайте на проект АТОМ и подписаться под петицией за запрещение ядерных испытаний.

В данной книге показано, как в конце 2009 года американская администра­ция пришла к стратегии выхода из Афганистана, так и не выполнив задачу от­крыть южное направление для Центральной Азии, о чем так много говорили в Вашингтоне. В этом плане итоги антитеррористической кампании международ­ной коалиции неудовлетворительны, она не принесла ожидавшихся результатов и лишь подтвердила тезис о принципиальной ограниченности ресурсной базы внешнего силового воздействия на обстановку в Афганистане и внутреннюю ло­гику ее развития.

Однако опыт середины прошлого века показывает, что внутренняя логика развития вполне позволяет реализацию крупных экономических, инфраструк­турных проектов, которые позволят реализовать транзитный потенциал Афга­нистана и включить его в региональное экономическое сотрудничество. Тогда в стране были построены многие объекты не только Советским Союзом, но и США, Германией, другим странами Европы и Азии. И афганцы в годы граж­данской войны пытались сохранить и сохранили некоторые наиболее ценные объекты, например элеваторы и завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе. Уверен, если в Афганистане за последнее десятилетие были бы построены про­изводственные объекты и транспортные коммуникации, население взяло бы их под свою охрану и обеспечило их бесперебойную работу.

Считаю, что в создавшейся ситуации нельзя действовать по принципу «либо — либо», т. е. вновь закрыть южные границы, жестко блокировать но­вые нетрадиционные угрозы безопасности, исходящие из Афганистана. Создать непроницаемый «пояс безопасности» вдоль афганской границы и вернуться к экономическому сотрудничеству на северном направлении, продвигать его на Востоке через Китай и на Западе через Иран и Южный Кавказ.

Именно на включение Афганистана в региональное экономическое сотруд­ничество направлены инициативы и «Евразийского движения» и «Движения развития», лидеры которых сегодня присутствуют в этом зале. Эти инициативы дополняют и расширяют идеи «Большой Центральной Азии» и «Нового Шел­кового пути», предложенные американскими политологами и политиками. Ис­ходя из такого понимания, нужно предпринимать совместные действия по рас­ширению мультимодального транспортного коридора «Север — Юг» за счет включения в него Афганистана.


На первом этапе нужно объединить усилия по строительству автомобильной и железной дороги по двум маршрутам:

  • Тургунди — Герат — Лашкаргах — Зарандж — Иран и

  • Кундуз — Мазари-Шариф — Шиберган — Герат — Иран с выходом в порты Бендер-Аббас и Чабахар.

Хотелось бы отметить, что за прошедшие годы железнодорожники Туркме­нистана, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана прибрели хороший опыт строительства на своих территориях, закупили необходимую строительную тех­нику и могли бы быстро и качественно осуществить вышеуказанные проекты в Афганистане в общих интересах.


Спасибо за внимание.


Характеристика Центральной Азии

в геополитических теориях,

региональных и трансрегиональных конфликтах


Алиасгар Шер'дуст


Геополитический регион Центральной Азии представляет собой обширную территорию, расположенную в центральной части Евразии, не имеющей пря­мого выхода на мировой океан. Несмотря на отсутствие точных определений границ, согласно общепринятому представлению, данный регион состоит из со­временных государств Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызста­на и Казахстана. На протяжении истории Центральная Азия была известна как территория, соединяющая между собой Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию благодаря Великому шелковому пути, способствуя тем самым, взаимному обмену как материальных, так и нематериальных ценностей, в част­ности — опыта, достижений и мысли населяющих их народов. Геополитика и геостратегия Центральной Азии, в особенности — наличие в ней солидных за­пасов нефти и газа, расположение транзитных и коммуникационных путей, стра­тегическое и геоэкономическое значение Каспийского моря, контроль процессов добычи ресурсов и проходящих через регион энерготрасс, способность влияния на внутренние кризисы, а также наличие общих культурных, исторических и эко­номических интересов между центральноазиатскими и соседствующими с ними странами в современных условиях послужили главным фактором в усилении кон­куренции региональных и трансрегиональных сил, претендующих на ключевую роль в Центральной Азии после распада СССР. Этим объясняется важное гео­политическое значение данного региона в современном мире. Следует отметить, что ввиду вхождения вышеуказанных стран до 1991 года в состав Советского Со­юза, большая часть существующих классических теорий по геополитике рассма­тривали Центральную Азию исходя из Хартландской теории (Heartland Theory). Согласно же более поздним теориям, интерес к Центральной Азии объясняется особенностями культуры, цивилизации, ее географическим и стратегическим по­ложением, а также геоэкономическим значением.

Центральная Азия, общую площадь которой составляют 3 994 400 кв. км, в целом занимает около 10% территории азиатского континента, представляя при этом важный геостратегический регион на карте мира. С точки зрения геогра­фического расположения, Центральная Азия на западе граничит с Европой, на востоке — с азиатскими странами, на севере — с Российской Федерацией, на юге имеет общие границы со странами мусульманского мира. Таким образом, как