Файл: Геополитика номер 19.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

Геополитика XIX

возможно, он сыграл в наращивании протестов в Каире. Анвар Алам, академи-

ческий ученый из Университета Джамия Миллия Исламия в Центральном Дели, 

в мае 2011 г. заметил: «гнев вспыхнул в Египте по трем причинам. Во-первых, 

закрытие границы с Радой (sic!) правительством Мубарака в 2010 г. ввиду изра-

ильской блокады Сектора Газа, которая использовалась в качестве единственного 

выхода для жителей Газы и для обеспечения необходимыми товарами для повсед-

невной жизни». 

Среди 1,2 миллиарда граждан Индии (примерно одна шестая часть населения 

мира) есть люди, практикующие все вероисповедания. Мусульмане составляют 

самое крупное меньшинство. С точки зрения голых цифр Индия обладает вторым 

по величине мусульманским населением в мире после Индонезии. Индийцы при-

надлежат к более чем 2000 этническим группам и говорят на 22 «официальных» 

языках. Светская республика Индия является чрезвычайно чувствительной в под-

держке любых международных инициатив, которые могут нарушить равновесие 

внутри страны.

В то же время Индия не разделяет мнение о том, что реформы должны быть 

ограничены в связи с сектантской напряженностью. Хотя страна не является 

вестником демократии, Индия поддерживает требования смены власти и само-

управления, если это то, чего хочет население. Тем не менее, Индия не предпи-

сывает и не одобряет внешнее участие в качестве средства для достижения таких 

перемен. По идеологическим и национальным чувствительным причинам, Индия 

осуждает все формы внешнего вмешательства в дела другого государства.

Государственный суверенитет versus Ответственность защищать

Идеологически индийское государство не устраивает понятие «ответствен-

ность защищать» (Responsibility to Protect, R2P). Индия продолжает быть заци-

кленной на Вестфальской системе  целостности суверенитета и территориальной, 

согласно которому внутренние дела являются исключительной прерогативой го-

сударства. 

(R2P дает международному сообществу полномочия по предотвращению 

крупномасштабных нарушений прав человека в государстве путем принуждения, 

если государство не смогло или не пожелало сделать это самостоятельно. Эта 

идея поддерживает внешнее вмешательство с целью предотвращения или оста-

новки четырех типов злодеяний, а именно, геноцида, военных преступлений, пре-

ступлений против человечности и этнических чисток). 

Индия критиковала селективное использование R2P. По словам постоянного 

представителя в ООН г-на Хардипа Сингха Пури, R2P «избирательно применя-

лось для продвижения национальных интересов, а не защиты гражданских лиц». 

В то время как к R2P призывали (в основным западные страны) для поддержки 

Адит Чарли


background image

47

Индия

интервенции в Ливии и Сирии, наблюдалось непропорциональное молчание по 

применению того же принципа когда государственные силы безопасности раз-

громили бунты в Бахрейне и Йемене.

Индия опасется, что доктрина R2P может быть использована для вмешатель-

ства в ее внутренние дела. В стране происходили вооруженные конфликты и 

движения за свободу на северо-востоке Индии в течение многих лет. Маоистское 

повстанческое движение бушует в девяти индийских штатах. Индия отказала в 

международном вмешательстве в проблемы с Пакистаном по поводу контроля 

над «спорными территориями» Джамму и Кашмир. Индия не хочет принимать 

сигналы от международного сообщества о том, как решать свои двусторонние 

конфликты и внутренние вызовы. Кроме того, правительство Индии имеет пло-

ху репутацию в области прав человека в Джамму и Кашмир. Силы безопасности 

обвинялись в системных нарушениях прав человека, которые варьируются от 

массового убийства, исчезновения людей, пыток, изнасилований и сексуального 

насилия до политических репрессий и подавления свободы слова.

Фиксация Индии с Вестфальской системой прекрасно проанализирована 

г-ном Кумарасвами в его работе 2012 г.: «... Индийское молчание по таким во-

просам как демократизация, права человека и управление перед лицом арабской 

весны следует рассматривать в контексте внутренней ситуации страны, страх 

государства поощрять похожую интервенционистскую политики мирового со-

общества. Как и многие другие страны третьего мира и уязвимые государства, 

Нью-Дели находит убежище в суверенитете и невмешательстве».

Серединный путь

Можно сделать вывод, что позиция Индии по арабской весне во многом за-

висит от стремлений в области энергетической безопасности, соображений со-

циальной стабильности и ее истории внутренних и трансграничных конфликтов. 

Высокие ставки заставляют Индию стимулировать направление, которое ни по-

такает, ни препятствует намерениям арабских государств. Выбор серединного 

пути не является знаком одобрения для тоталитарных режимов. Не может эта по-

зиция и резонировать в равнодушии к популистским настроениям. Это, вероятно, 

является единственным возможным вариантом для Индии.

Это объясняет то, почему правительство доктора Сингха воздержалось от 

голосования в Совете Безопасности ООН в отношении главы 7 Резолюции, 

которая стремилась обеспечить создание бесполетной зоны над Ливией. В 2012 

году Индия воздержались от разработанной Саудовской Аравии резолюции, 

которая ввела санкции в отношении Сирии и призывала президента Башара Аль-

Асада уйти. Кроме имеющих веские причины для обеспечения своего положения, 

позиционирование Индии, к сожалению, вновь подтверждает стереотипы о ее 

Ответ Индии на арабскую весну


background image

48

Геополитика XIX

неспособности принять руководящую роль в международных делах. Если она 

будет выглядеть нерешительной и ограниченной в решающие моменты, то это 

может поставить под угрозу Индии искомую заявку на постоянное членство в СБ 

ООН. Но на данный момент чиновники в Нью-Дели имеют небольшой выбор...

Адит Чарли


background image

49

Индия

Балансирующие конкуренты: 

Индия между Ираном и США

Харш Пант, Джулия Супер

Индия и Соединенные Штаты Америки: конвергенция и ограничения

Индия продолжает уделять 

большое значение отношениям 

с Соединенными Штатами, не-

смотря на давнее чувство обиды 

за поддержку США Пакистана. 

На данный момент, существует, 

по крайней мере, определен-

ное согласование интересов по 

ключевым вопросам, которые 

естественно связывают Соеди-

ненные Штаты и Индию. Не в 

последнюю очередь являются 

и общие желания уравновесить 

рост Китая и предотвратить 

развитие программы ядерного 

оружия в Иране. Экономиче-

ские интересы в виде торговли и 

инвестиций также занимают не 

последнее место в отношениях, 

и, в конечном счете, обе страны заинтересованы в стабилизировании региональ-

ных соседей Индии, чтобы ограничить терроризм, продвигать экономическую 

стабильность и создавать условия, в которых Индия может успешно набирать вес 

как влиятельный демократический глобальный игрок.

Так как интересы выстраиваются в один ряд с этими вопросами, Индия хоро-

шо позиционируется, получая пользу от своих отношений с Соединенными Шта-

тами. Политически статус сверхдержавы Соединенных Штатов в еще-однополяр-

ном мире может помочь Индии обезопасить глобальное признание как центра 

азиатской безопасности и законной международной силы. 

Этот потенциал особенно стал очевиден в 2010 году, когда президент США 

Барак Обама поддержал усилия Индии на получение постоянного места в Сове-

те Безопасности ООН вслед за укреплением индийско-американских связей. В 

военном плане регулярные совместные учения помогли Индии продвигать свои 


background image

50

Геополитика XIX

военно-морские возможности в Индийском океане и предоставили армии и во-

енно-воздушным силам тренинги по борьбе с повстанцами и радиолокационные 

технологии. Развитие более тесных связей умножает возможности для США по-

ставлять оружие и технологии. 

Хотя Индия отклонила предложения Lockheed Martin и Boeing заключить 

контракт на 126 средних многоцелевых боевых самолетов на сумму более $10 

млрд, несмотря на усиленное лоббирование военно-промышленного комплекса 

США и риторическую поддержку от самого Обамы, Соединенные Штаты ока-

зались готова продавать наукоемкие технологии оборонного назначения и стре-

мится рассмотреть условия по передачи лицензий на производство и совместное 

развитие отраслевых технологий. Кроме того, соглашение по сотрудничеству в 

области мирной ядерной энергии с Соединенными Штатами, которое было под-

писано в 2008 году, предоставляет Индии возможность покупать ядерные тех-

нологии на мировом рынке и направлено на оказание поддержки в расширении 

гражданских энергетических программ. 

Сделке не хватает энтузиазма чтобы двигаться вперед, отчасти из-за внутрен-

них проблем в сфере ядерной безопасности и нового ядерного законодательства 

в Индии, которое установило более высокие лимиты по финансовой ответствен-

ности за несчастные случаи, чем промышленные стандарты, и позволяет ядерным 

операторам подавать иски в суд на поставщиков. Однако, это действительно зна-

менует собой важный новый уровень сотрудничества, который мог бы помочь 

Индии развивать свои секторы энергии и технологии. На этих основаниях со-

глашение ставит Индию в сильную позицию, которая утверждает собственную 

гражданскую ядерную программу.

Тем не менее, в индийско-американского отношениях проблемы имеются на 

нескольких фронтах. Впечатляющий экономический рост Индии, который ле-

жит в основе укрепления связей с Соединенными Штатами в последние годы, 

поставлен под угрозу политическим параличем в Нью-Дели. Хотя некоторые на-

дежды, возлагаемые на соглашение между Нью-Дели и Вашингтоном являются 

явно нереальными, большая часть ответственности за очевидный откат в тоне и 

теноре этого критического отношения лежит на политических коридорах Нью-

Дели. Интенсификация администрации Обамы ограничений на въезд хорошо 

образованных индийских специалистов в Соединенные Штаты для работы в ИТ-

секторе вызвала опасения в Индии и спекуляции среди «торговых войн». Реше-

ние Индии задним числом изменить налоговое законодательство, связанное с 

иностранными слияниями и поглощениями, подорвало энтузиазм для иностран-

ных инвестиций в Индию.

С точки зрения энергетической безопасности, действия Соединенных Штатов 

и Европейского союза (ЕС) значительно препятствует стремлению Индии 

Харш Пант, Джулия Супер