ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1107
Скачиваний: 2
46
Геополитика XIX
возможно, он сыграл в наращивании протестов в Каире. Анвар Алам, академи-
ческий ученый из Университета Джамия Миллия Исламия в Центральном Дели,
в мае 2011 г. заметил: «гнев вспыхнул в Египте по трем причинам. Во-первых,
закрытие границы с Радой (sic!) правительством Мубарака в 2010 г. ввиду изра-
ильской блокады Сектора Газа, которая использовалась в качестве единственного
выхода для жителей Газы и для обеспечения необходимыми товарами для повсед-
невной жизни».
Среди 1,2 миллиарда граждан Индии (примерно одна шестая часть населения
мира) есть люди, практикующие все вероисповедания. Мусульмане составляют
самое крупное меньшинство. С точки зрения голых цифр Индия обладает вторым
по величине мусульманским населением в мире после Индонезии. Индийцы при-
надлежат к более чем 2000 этническим группам и говорят на 22 «официальных»
языках. Светская республика Индия является чрезвычайно чувствительной в под-
держке любых международных инициатив, которые могут нарушить равновесие
внутри страны.
В то же время Индия не разделяет мнение о том, что реформы должны быть
ограничены в связи с сектантской напряженностью. Хотя страна не является
вестником демократии, Индия поддерживает требования смены власти и само-
управления, если это то, чего хочет население. Тем не менее, Индия не предпи-
сывает и не одобряет внешнее участие в качестве средства для достижения таких
перемен. По идеологическим и национальным чувствительным причинам, Индия
осуждает все формы внешнего вмешательства в дела другого государства.
Государственный суверенитет versus Ответственность защищать
Идеологически индийское государство не устраивает понятие «ответствен-
ность защищать» (Responsibility to Protect, R2P). Индия продолжает быть заци-
кленной на Вестфальской системе целостности суверенитета и территориальной,
согласно которому внутренние дела являются исключительной прерогативой го-
сударства.
(R2P дает международному сообществу полномочия по предотвращению
крупномасштабных нарушений прав человека в государстве путем принуждения,
если государство не смогло или не пожелало сделать это самостоятельно. Эта
идея поддерживает внешнее вмешательство с целью предотвращения или оста-
новки четырех типов злодеяний, а именно, геноцида, военных преступлений, пре-
ступлений против человечности и этнических чисток).
Индия критиковала селективное использование R2P. По словам постоянного
представителя в ООН г-на Хардипа Сингха Пури, R2P «избирательно применя-
лось для продвижения национальных интересов, а не защиты гражданских лиц».
В то время как к R2P призывали (в основным западные страны) для поддержки
Адит Чарли
47
Индия
интервенции в Ливии и Сирии, наблюдалось непропорциональное молчание по
применению того же принципа когда государственные силы безопасности раз-
громили бунты в Бахрейне и Йемене.
Индия опасется, что доктрина R2P может быть использована для вмешатель-
ства в ее внутренние дела. В стране происходили вооруженные конфликты и
движения за свободу на северо-востоке Индии в течение многих лет. Маоистское
повстанческое движение бушует в девяти индийских штатах. Индия отказала в
международном вмешательстве в проблемы с Пакистаном по поводу контроля
над «спорными территориями» Джамму и Кашмир. Индия не хочет принимать
сигналы от международного сообщества о том, как решать свои двусторонние
конфликты и внутренние вызовы. Кроме того, правительство Индии имеет пло-
ху репутацию в области прав человека в Джамму и Кашмир. Силы безопасности
обвинялись в системных нарушениях прав человека, которые варьируются от
массового убийства, исчезновения людей, пыток, изнасилований и сексуального
насилия до политических репрессий и подавления свободы слова.
Фиксация Индии с Вестфальской системой прекрасно проанализирована
г-ном Кумарасвами в его работе 2012 г.: «... Индийское молчание по таким во-
просам как демократизация, права человека и управление перед лицом арабской
весны следует рассматривать в контексте внутренней ситуации страны, страх
государства поощрять похожую интервенционистскую политики мирового со-
общества. Как и многие другие страны третьего мира и уязвимые государства,
Нью-Дели находит убежище в суверенитете и невмешательстве».
Серединный путь
Можно сделать вывод, что позиция Индии по арабской весне во многом за-
висит от стремлений в области энергетической безопасности, соображений со-
циальной стабильности и ее истории внутренних и трансграничных конфликтов.
Высокие ставки заставляют Индию стимулировать направление, которое ни по-
такает, ни препятствует намерениям арабских государств. Выбор серединного
пути не является знаком одобрения для тоталитарных режимов. Не может эта по-
зиция и резонировать в равнодушии к популистским настроениям. Это, вероятно,
является единственным возможным вариантом для Индии.
Это объясняет то, почему правительство доктора Сингха воздержалось от
голосования в Совете Безопасности ООН в отношении главы 7 Резолюции,
которая стремилась обеспечить создание бесполетной зоны над Ливией. В 2012
году Индия воздержались от разработанной Саудовской Аравии резолюции,
которая ввела санкции в отношении Сирии и призывала президента Башара Аль-
Асада уйти. Кроме имеющих веские причины для обеспечения своего положения,
позиционирование Индии, к сожалению, вновь подтверждает стереотипы о ее
Ответ Индии на арабскую весну
48
Геополитика XIX
неспособности принять руководящую роль в международных делах. Если она
будет выглядеть нерешительной и ограниченной в решающие моменты, то это
может поставить под угрозу Индии искомую заявку на постоянное членство в СБ
ООН. Но на данный момент чиновники в Нью-Дели имеют небольшой выбор...
Адит Чарли
49
Индия
Балансирующие конкуренты:
Индия между Ираном и США
Харш Пант, Джулия Супер
Индия и Соединенные Штаты Америки: конвергенция и ограничения
Индия продолжает уделять
большое значение отношениям
с Соединенными Штатами, не-
смотря на давнее чувство обиды
за поддержку США Пакистана.
На данный момент, существует,
по крайней мере, определен-
ное согласование интересов по
ключевым вопросам, которые
естественно связывают Соеди-
ненные Штаты и Индию. Не в
последнюю очередь являются
и общие желания уравновесить
рост Китая и предотвратить
развитие программы ядерного
оружия в Иране. Экономиче-
ские интересы в виде торговли и
инвестиций также занимают не
последнее место в отношениях,
и, в конечном счете, обе страны заинтересованы в стабилизировании региональ-
ных соседей Индии, чтобы ограничить терроризм, продвигать экономическую
стабильность и создавать условия, в которых Индия может успешно набирать вес
как влиятельный демократический глобальный игрок.
Так как интересы выстраиваются в один ряд с этими вопросами, Индия хоро-
шо позиционируется, получая пользу от своих отношений с Соединенными Шта-
тами. Политически статус сверхдержавы Соединенных Штатов в еще-однополяр-
ном мире может помочь Индии обезопасить глобальное признание как центра
азиатской безопасности и законной международной силы.
Этот потенциал особенно стал очевиден в 2010 году, когда президент США
Барак Обама поддержал усилия Индии на получение постоянного места в Сове-
те Безопасности ООН вслед за укреплением индийско-американских связей. В
военном плане регулярные совместные учения помогли Индии продвигать свои
50
Геополитика XIX
военно-морские возможности в Индийском океане и предоставили армии и во-
енно-воздушным силам тренинги по борьбе с повстанцами и радиолокационные
технологии. Развитие более тесных связей умножает возможности для США по-
ставлять оружие и технологии.
Хотя Индия отклонила предложения Lockheed Martin и Boeing заключить
контракт на 126 средних многоцелевых боевых самолетов на сумму более $10
млрд, несмотря на усиленное лоббирование военно-промышленного комплекса
США и риторическую поддержку от самого Обамы, Соединенные Штаты ока-
зались готова продавать наукоемкие технологии оборонного назначения и стре-
мится рассмотреть условия по передачи лицензий на производство и совместное
развитие отраслевых технологий. Кроме того, соглашение по сотрудничеству в
области мирной ядерной энергии с Соединенными Штатами, которое было под-
писано в 2008 году, предоставляет Индии возможность покупать ядерные тех-
нологии на мировом рынке и направлено на оказание поддержки в расширении
гражданских энергетических программ.
Сделке не хватает энтузиазма чтобы двигаться вперед, отчасти из-за внутрен-
них проблем в сфере ядерной безопасности и нового ядерного законодательства
в Индии, которое установило более высокие лимиты по финансовой ответствен-
ности за несчастные случаи, чем промышленные стандарты, и позволяет ядерным
операторам подавать иски в суд на поставщиков. Однако, это действительно зна-
менует собой важный новый уровень сотрудничества, который мог бы помочь
Индии развивать свои секторы энергии и технологии. На этих основаниях со-
глашение ставит Индию в сильную позицию, которая утверждает собственную
гражданскую ядерную программу.
Тем не менее, в индийско-американского отношениях проблемы имеются на
нескольких фронтах. Впечатляющий экономический рост Индии, который ле-
жит в основе укрепления связей с Соединенными Штатами в последние годы,
поставлен под угрозу политическим параличем в Нью-Дели. Хотя некоторые на-
дежды, возлагаемые на соглашение между Нью-Дели и Вашингтоном являются
явно нереальными, большая часть ответственности за очевидный откат в тоне и
теноре этого критического отношения лежит на политических коридорах Нью-
Дели. Интенсификация администрации Обамы ограничений на въезд хорошо
образованных индийских специалистов в Соединенные Штаты для работы в ИТ-
секторе вызвала опасения в Индии и спекуляции среди «торговых войн». Реше-
ние Индии задним числом изменить налоговое законодательство, связанное с
иностранными слияниями и поглощениями, подорвало энтузиазм для иностран-
ных инвестиций в Индию.
С точки зрения энергетической безопасности, действия Соединенных Штатов
и Европейского союза (ЕС) значительно препятствует стремлению Индии
Харш Пант, Джулия Супер