ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1104
Скачиваний: 2
41
Индия
d. Помогая им устранять основные причины терроризма, борясь с безработи-
цей, экономической отсталостью, бедности и т.д. [7];
е. Развивая понимание с странами ЦАР по вопросу стабильности в Афгани-
стане, что, несомненно, окажет положительное влияние на проблемы терроризма.
Безопасность и стабильность в Афганистане является ключом к миру, безопасно-
сти и стабильности в республиках Центральной Азии. [8]
Индия выступила с инициативой создания совместной рабочей группы с Ка-
захстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном для обмена раз-
ведданными, информацией и проведения регулярных консультаций. Этот шаг
является очень важным для будущего сотрудничества в области обороны между
Индией и государствами Центральной Азии. Наиболее возможными аспектами
сотрудничества между двумя сторонами являются обмен оружием и оборудо-
ванием, необходимым для решения проблемы терроризма и связанными с ним
вопросами, а также проведение регулярных учений, которые могли бы помочь
укрепить нынешнее понимание проблем безопасности. Индия также может быть
важным партнером, когда дело дойдет до оказания помощи военизированным
формированиям государств Центральной Азии. [9]
[
1] Nirmala Joshi, « — India and Central Asia: Bilateral Dimensions», in V. NagendraRao
and Mohammad MonirAlam, Central Asia: Present Challenges and Future Prospects (New Delhi:
Knowledge World, 2005), p. 227.
[2] Vinay Kumar Kaul, « — Terrorism in Asia: New Threats and Challenges», in A. S. Narang
and PramilaSrivastav (ed.), Terrorism: The Global Perspective (New Delhi: Kanishka Publishers,
2001), pp. 117-21.
[3] Meena Singh Roy, « — India’s Interest in Central Asia», Strategic Analysis, vol. XXIV, No.
12, March 2001, p. 2277
[4] P. Stobdan, « — Central Asia: India’s Strategic Approach», Strategic Analysis, vol. XVIII,
No. 6, September 1999, p. 739.
[5] Meena Singh Roy, « — Commonalities of India and Russian Interest in Central Asia», in V.
D. Chopra, New Trends in Indo-Russian Relations (New Delhi: Kalpaz Publications, 2003), p. 213.
[6] Svante E. Cornell, « — Military and Economic Security Perspectives», NBR Analysis, vol.
14(3), October 2003, p. 10, available at http://www.nbr.org/publications/analysis/pdf/Preview/
vol14no3_preview.pdf
[7] Poonam Mann, « — Fighting Terrorism: India and Central Asia», Strategic Analysis, vol.
XIV, No. 2, February 2001, pp. 2047-48.
[8] Meena Singh Roy, n. 4, pp. 212-13. [9]Nirmala Joshi, n. 1, pp. 226-27.
Проблемы безопасности в Центральной Азии и роль Индии
42
Геополитика XIX
Ответ Индии на арабскую весну
Адит Чарли
«Как крупнейшая демократия мира, Индия поддерживает народные устрем-
ления к демократическому и плюралистическому порядку. Тем не менее, такие
преобразования не могут подталкиваться с помощью внешнего вмешательства,
которые усугубляет страдания простых граждан. Ухудшение ситуации в Сирии
вызывает особую озабоченность ... Мы должны призвать все стороны подтвер-
дить свою приверженность урегулированию кризиса мирным путем, через все-
объемлющий политический процесс, который может удовлетворить законные
чаяния всех сирийских граждан»
—
из выступления премьер-министра Индии
Манмохана Сингха на 16-м саммите Движения неприсоединения, Тегеран, 30 ав-
густа 2012.
Заявление премьер-министра, озвученное всего через несколько недель после
того, как Индия воздержалась от решения Генеральной Ассамблеи ООН по Си-
рии, подчеркивает осторожную точку зрения Нью-Дели на гражданскую войну.
Страна заняла сдержанную позицию, в соответствии с положением дел других
популистских движений на Ближнем Востоке. Можно утверждать, что внешняя
политика Индии в подходе к арабской весны была обусловлена внутренними
социально-политическими расчетами и страхами энергетической безопасно-
сти. Пять основных компонентов могут быть идентифицированы как часть ре-
акции Индии: забота о благополучии зарубежных граждан, защита националь-
ных интересов, сохранение равновесия внутри страны, укрепление принципов
государственного суверенитета и невмешательства, и склонность к сохранению
статус-кво.
Стратегический регион
Ближний Восток рассматривается Индией как регион стратегической важно-
сти по нескольким причинам. Для начала, богатый нефтью регион Персидского
залива является домом для более чем пяти миллионов индийских рабочих-ми-
грантов. По оценкам Всемирного банка нерезиденты индийцы переслали около
$64 млрд. в Индию в течение 2011-12 гг. Значительная часть этой прибыли посту-
пила от диаспоры в странах Персидского залива.
На начальном этапе арабской весны главным приоритетом Индии являлось
обеспечение безопасности своих граждан за границей. Количество нерезидентов
индийцев в стране, охваченной волнениями, определялось интенсивностью офи-
циальной реакция Центра на важные события. В случае с Тунисом было очевидно,
43
Индия
что там нет существенного народонаселения из числа индийцев. Таким образом,
беспорядки в Тунисе не вызвали реакции со стороны правительства д-р Сингха.
Только после того, как движение распространилось на площади Тахрир в еги-
петском Каире (страны, где проживает около 4000 индийцев) дипломатическая
машинерия Индии пришла в действие. Обеспокоенность за благополучие своих
граждан отразилось на позиции страны в отношении Бахрейна, Ливии и Йемена,
где проживает более 400.000 индийцев. Важной особенностью решения Индии
была эвакуация своих людей из Египта и Ливии. Важно отметить, что успешная
эвакуация не была бы возможна без поддержки со стороны действующего пра-
вительства. В Египте и Ливии Индии пришлось договариваться с режимами, чье
время было на исходе. Склонность Нью-Дели действовать с крайней осторожно-
стью и сдержанностью сильно повлияла на задержку официального ответа Ин-
дии на арабское пробуждение. Проще говоря, Индия ждала до тех пор, пока ее
граждане не были безопасно эвакуированы, прежде чем озвучивалась официаль-
ная позиция государства. Первое официальное заявление о Египте было сделано
30 января 2011 года, более чем через неделю после того, как протестующие нача-
ли собираться на площади Тахрир. Индия сильно критиковалась за свое «безраз-
личие» и оставалась «немым зрителем» на ранних стадиях событий.
Энергетическая безопасность
Энергетическая безопасность является национальным приоритетом для Ин-
дии, поскольку она должен обеспечивать потребности 1,2 млрд. человек. Взаи-
мосвязь между энергией, ресурсами и национальной безопасностью подчеркива-
ет политический подход страны в регионе. Внутренний спрос в Индии на нефть
составлял 3.34 млн. баррелей в день в 2010 году, 3,46 млн. баррелей в день в 2011
году и 3,58 млн. баррелей в день в 2012 году. Соответствующее внутреннее про-
изводство за тот же трехлетний период составил 0,86, 0,9 и 0,92 млн. баррелей
в день соответственно. Это увеличение дефицита будет покрываться за счет им-
порта в основном из региона Ближнего Востока, на долю которого приходится
две трети от нефтяного импорта Индии. Внешняя зависимость от нефти будет
продолжаться и в следующем десятилетии, так как Индия нацелена на модерниза-
цию гражданской инфраструктуры и расширение экономического развития сво-
его хинтерланда, т. е. глубинки.
Шаткое положение Индии в области энергии означает, что она не может
позволить себе неопределенность в поставках. Следует напомнить, что ливийские
потрясения вызвали приостановку добычи нефти, хоть и на короткое время.
Хотя Индия не является основным импортером ливийской нефти, она реально
почувствовала на себе последствия от этого. Цены на нефть подскочили до
$120 за баррель в 2011 году, впервые с 2008 года. Интересно, что цены на нефть
Ответ Индии на арабскую весну
44
Геополитика XIX
могут подняться до $200 — $300 за баррель, если основной экспортер сырой
нефти в мире Саудовская Аравия также станет жертвой серьезных политических
волнений, как сказал бывший министр нефти Саудовской Аравии шейх Ямани.
Хотя Сирия производит относительно скромные объемы нефти и газа, ее
расположение является стратегическим в плане региональной безопасности и
перспективных маршрутов транзита энергоносителей.
Индия является четвертым по величине в мире импортером нефти, и поэто-
му малейшее движение вверх цен на нефть может нарушить финансовые расче-
ты Центра. В течение последних двух лет Индия стокнулась с тем, что средняя
стоимость импорта сырой нефти выросла на $27 за баррель, подняв на расходы
импорт нефти со 100 до $140 млрд. Данные расходы выросли более чем в три
раза с $48 млрд. в 2006-2007 годах. Кроме того, центр субсидирует коммерческое
использование бензина, дизельного топлива, сжиженного нефтяного газа и керо-
сина. А исследование Goldman Sachs от 2011 г. показало связь в росте мировых
цен на нефть на $10 со снижением на 0,2% экономического роста Индии.
Соединенные Штаты также разделяют с Индией вовлечение в Ближний Вос-
ток во многом из тех же соображений. Тем не менее, последние технологические
достижения и открытия внутренних резервов ископаемого топлива (сланцевый
газ и новые газовые месторождения) могут изменить правила игры. Если США
снизят свою зависимость от импорта ближневосточной нефти, геополитика
региона будет изменена навсегда. Выступаяя на встрече, организованной ана-
литическим центром в прошлом году, советник по национальной безопасности
Индии г-н Шив Шанкар Менон, сказал: «западные развитые экономики теперь
могут позволить себе хаос под называем Арабская весна, который они несут на
Ближний Восток. Они могут активно способствовать смене режима в этом реги-
оне. В основном жертвами неопределенности в поставках будут развивающиеся
экономики, такие как Китай и Индия, которые все еще диверсифицируют свои
источники поставок в долгосрочные гибкие контракты с другими странами за
пределами региона».
Статус кво
Что г-н Менон забыл вкратце отметить, это то, что Индия имеет несколько
причин на то, чтобы поддерживать статус-кво. Индия имеет тесные связи с госу-
дарствами на Ближнем Востоке, несмотря на то, что многие из них автократиче-
ские режимы. Индия не хочет проповедовать о политических и структурных из-
менениях даже для своих ближайших соседей. Г-н Кумарасвами, исследователь из
Института международных отношений Леонардо Дэвиса намекает на это в своей
работе Reading the Silence: India and the Arab Spring (2012).
Адит Чарли
45
Индия
«Предпочтительный вариант для Индии состоит в том, чтобы позволить раз-
личным обществам определить самим их индивидуальные судьбы. Продвижение
демократии как таковое никогда не являлось внешней политики Индии».
Военная интервенция в 1971 г. в Восточном Пакистане (которая установила
республику Бангладеш) и борьба против апартеида в Южной Африке являлись
двумя существенными исключениями из этого правила.
В то же время Индия имеет глубокое чувство сопереживания по отношению
к палестинской проблеме. Индия поддержала Палестину в историческом голо-
совании Генеральной Ассамблеи ООН в начале этого года, что повысило статус
Палестинской администрации от организации до государства наблюдателя, не
являющегося членом ООН. Несмотря на это, промышленные и оборонные от-
ношения Индия с Израилем были успешными.
До недавнего времени Индия была вторым по величине импортером тяжелой
сырой нефти из Ирана. Иран также предоставляет важные торговые маршруты в
Центральную Азию, Россию и Афганистан, позволяя Нью-Дели работать в обход
Пакистана, так как Исламабад не позволяют транспортировку по своей террито-
рии.
Отношения между Нью-Дели и Риадом испытали сильный толчок в прошлом
году после выдачи разыскиваемых террористов Абу-Джундала в Индию. Саудов-
ская Аравия является домом для 2,5 млн. индийцев, что делает ее одним из круп-
нейших бастионов для индийской диаспоры.
К сожалению для Индии Иран и Саудовская Аравия имеют диаметрально
противоположные взгляды на будущее Сирии. Осажденного президент Сирии
Башар аль-Асад получает поддержку от шиитского режима в Иране, в то время
как суннитские правители Саудовской Аравии и Катара, как говорят, работают
за кулисами вместе с западными союзниками, чтобы осуществить изменения. Во
многих случаях протесты в арабском мире, кажется, переходят от идеала по уста-
новлению демократии в сторону увеличения поляризации и сектантства. Индия
не одобряет подобную загадку.
Сектантские трения
Кроме того, Индия имеет значительное количество как суннитов, так и ши-
итов. Два течения имели историю ожесточенных столкновений, особенно в се-
верных индийских штатах Джамму и Кашмир и Уттар-Прадеш. Таким образом,
Индия воздерживается от публичной поддержки шиитов и алавитов, которык
представляют сирийский режим и не придерживается мнения Саудовской Ара-
вии, доминирующей над суннитами. Индия также обеспокоена по поводу возмож-
ного мнения о заговоре с Западом против мусульманских государств. Эта точка
зрения важна, так как некоторые ученые указывают на роль Израиля, которую,
Ответ Индии на арабскую весну