Файл: Геополитика номер 19.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

Индия

d. Помогая им устранять основные причины терроризма, борясь с безработи-

цей, экономической отсталостью, бедности и т.д. [7];

е. Развивая понимание с странами ЦАР по вопросу  стабильности в Афгани-

стане, что, несомненно, окажет положительное влияние на проблемы терроризма. 
Безопасность и стабильность в Афганистане является ключом к миру, безопасно-
сти и стабильности в республиках Центральной Азии. [8] 

Индия выступила с инициативой создания совместной рабочей группы с Ка-

захстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном для обмена раз-
ведданными, информацией и проведения регулярных консультаций. Этот шаг 
является очень важным для будущего сотрудничества в области обороны между 
Индией и государствами Центральной Азии. Наиболее возможными аспектами 
сотрудничества между двумя сторонами являются обмен оружием и оборудо-
ванием, необходимым для решения проблемы терроризма и связанными с ним 
вопросами, а также проведение регулярных учений, которые могли бы помочь 
укрепить нынешнее понимание проблем безопасности. Индия также может быть 
важным партнером, когда дело дойдет до оказания помощи военизированным 
формированиям государств Центральной Азии. [9]

[

1] Nirmala Joshi, « — India and Central Asia: Bilateral Dimensions», in V. NagendraRao 

and Mohammad MonirAlam, Central Asia: Present Challenges and Future Prospects (New Delhi: 
Knowledge World, 2005), p. 227.

[2] Vinay Kumar Kaul, « — Terrorism in Asia: New Threats and Challenges», in A. S. Narang 

and PramilaSrivastav (ed.), Terrorism: The Global Perspective (New Delhi: Kanishka Publishers, 
2001), pp. 117-21.

[3] Meena Singh Roy, « — India’s Interest in Central Asia», Strategic Analysis, vol. XXIV, No. 

12, March 2001, p. 2277

[4] P. Stobdan, « — Central Asia: India’s Strategic Approach», Strategic Analysis, vol. XVIII, 

No. 6, September 1999, p. 739.

[5] Meena Singh Roy, « — Commonalities of India and Russian Interest in Central Asia», in V. 

D. Chopra, New Trends in Indo-Russian Relations (New Delhi: Kalpaz Publications, 2003), p. 213.

[6] Svante E. Cornell, « — Military and Economic Security Perspectives», NBR Analysis, vol. 

14(3), October 2003, p. 10, available at http://www.nbr.org/publications/analysis/pdf/Preview/
vol14no3_preview.pdf

[7] Poonam Mann, « — Fighting Terrorism: India and Central Asia», Strategic Analysis, vol. 

XIV, No. 2, February 2001, pp. 2047-48.

[8] Meena Singh Roy, n. 4, pp. 212-13. [9]Nirmala Joshi, n. 1, pp. 226-27.

Проблемы безопасности в Центральной Азии и роль Индии


background image

42

Геополитика XIX

Ответ Индии на арабскую весну

Адит Чарли

«Как крупнейшая демократия мира, Индия поддерживает народные устрем-

ления к демократическому и плюралистическому порядку. Тем не менее, такие 

преобразования не могут подталкиваться с помощью внешнего вмешательства, 

которые усугубляет страдания простых граждан. Ухудшение ситуации в Сирии 

вызывает особую озабоченность ... Мы должны призвать все стороны подтвер-

дить свою приверженность урегулированию кризиса мирным путем, через все-

объемлющий политический процесс, который может удовлетворить законные 

чаяния всех сирийских граждан»

 — 

из выступления премьер-министра Индии 

Манмохана Сингха на 16-м саммите Движения неприсоединения, Тегеран, 30 ав-

густа 2012.

Заявление премьер-министра, озвученное всего через несколько недель после 

того, как Индия воздержалась от решения Генеральной Ассамблеи ООН по Си-

рии, подчеркивает осторожную точку зрения Нью-Дели на гражданскую войну. 

Страна заняла сдержанную позицию, в соответствии с положением дел других 

популистских движений на Ближнем Востоке. Можно утверждать, что внешняя 

политика Индии в подходе к арабской весны была обусловлена внутренними 

социально-политическими расчетами и страхами энергетической безопасно-

сти. Пять основных компонентов могут быть идентифицированы как часть ре-

акции Индии: забота о благополучии зарубежных граждан, защита националь-

ных интересов, сохранение равновесия внутри страны, укрепление принципов 

государственного суверенитета и невмешательства, и склонность к сохранению 

статус-кво.

Стратегический регион

Ближний Восток рассматривается Индией как регион стратегической важно-

сти по нескольким причинам. Для начала, богатый нефтью регион Персидского 

залива является домом для более чем пяти миллионов индийских рабочих-ми-

грантов. По оценкам Всемирного банка нерезиденты индийцы переслали около 

$64 млрд. в Индию в течение 2011-12 гг. Значительная часть этой прибыли посту-

пила от диаспоры в странах Персидского залива. 

На начальном этапе арабской весны главным приоритетом Индии являлось 

обеспечение безопасности своих граждан за границей. Количество нерезидентов 

индийцев в стране, охваченной волнениями, определялось интенсивностью офи-

циальной реакция Центра на важные события. В случае с Тунисом было очевидно, 


background image

43

Индия

что там нет существенного народонаселения из числа индийцев. Таким образом, 

беспорядки в Тунисе не вызвали реакции со стороны правительства д-р Сингха. 

Только после того, как движение распространилось на площади Тахрир в еги-

петском Каире (страны, где проживает около 4000 индийцев) дипломатическая 

машинерия Индии пришла в действие. Обеспокоенность за благополучие своих 

граждан отразилось на позиции страны в отношении Бахрейна, Ливии и Йемена, 

где проживает более 400.000 индийцев. Важной особенностью решения Индии 

была эвакуация своих людей из Египта и Ливии. Важно отметить, что успешная 

эвакуация не была бы возможна без поддержки со стороны действующего пра-

вительства. В Египте и Ливии Индии пришлось договариваться с режимами, чье 

время было на исходе. Склонность Нью-Дели действовать с крайней осторожно-

стью и сдержанностью сильно повлияла на задержку официального ответа Ин-

дии на арабское пробуждение. Проще говоря, Индия ждала до тех пор, пока ее 

граждане не были безопасно эвакуированы, прежде чем озвучивалась официаль-

ная позиция государства. Первое официальное заявление о Египте было сделано 

30 января 2011 года, более чем через неделю после того, как протестующие нача-

ли собираться на площади Тахрир. Индия сильно критиковалась за свое «безраз-

личие» и оставалась «немым зрителем» на ранних стадиях событий.

Энергетическая безопасность

Энергетическая безопасность является национальным приоритетом для Ин-

дии, поскольку она должен обеспечивать потребности 1,2 млрд. человек. Взаи-

мосвязь между энергией, ресурсами и национальной безопасностью подчеркива-

ет политический подход страны в регионе. Внутренний спрос в Индии на нефть 

составлял 3.34 млн. баррелей в день в 2010 году, 3,46 млн. баррелей в день в 2011 

году и 3,58 млн. баррелей в день в 2012 году. Соответствующее внутреннее про-

изводство за тот же трехлетний период составил 0,86, 0,9 и 0,92 млн. баррелей 

в день соответственно. Это увеличение дефицита будет покрываться за счет им-

порта в основном из региона Ближнего Востока, на долю которого приходится 

две трети от нефтяного импорта Индии. Внешняя зависимость от нефти будет 

продолжаться и в следующем десятилетии, так как Индия нацелена на модерниза-

цию гражданской инфраструктуры и расширение экономического развития сво-

его хинтерланда, т. е. глубинки.

Шаткое положение Индии в области энергии означает, что она не может 

позволить себе неопределенность в поставках. Следует напомнить, что ливийские 

потрясения вызвали приостановку добычи нефти, хоть и на короткое время. 

Хотя Индия не является основным импортером ливийской нефти, она реально 

почувствовала на себе последствия от этого. Цены на нефть подскочили до 

$120 за баррель в 2011 году, впервые с 2008 года. Интересно, что цены на нефть 

Ответ Индии на арабскую весну


background image

44

Геополитика XIX

могут подняться до $200 — $300 за баррель, если основной экспортер сырой 
нефти в мире Саудовская Аравия также станет жертвой серьезных политических 
волнений, как сказал бывший министр нефти Саудовской Аравии шейх Ямани. 
Хотя Сирия производит относительно скромные объемы нефти и газа, ее 
расположение является  стратегическим в плане региональной безопасности и 
перспективных маршрутов транзита энергоносителей.

Индия является четвертым по величине в мире импортером нефти, и поэто-

му малейшее движение вверх цен на нефть может нарушить финансовые расче-
ты Центра. В течение последних двух лет Индия стокнулась с тем, что средняя 
стоимость импорта сырой нефти выросла на $27 за баррель, подняв на расходы 
импорт нефти со  100 до $140 млрд. Данные расходы выросли более чем в три 
раза с $48 млрд. в 2006-2007 годах. Кроме того, центр субсидирует коммерческое 
использование бензина, дизельного топлива, сжиженного нефтяного газа и керо-
сина. А исследование Goldman Sachs от 2011 г. показало связь в росте мировых 
цен на нефть на $10 со снижением на 0,2%  экономического роста Индии.

Соединенные Штаты также разделяют с Индией вовлечение в Ближний Вос-

ток во многом из тех же соображений. Тем не менее, последние технологические 
достижения и открытия внутренних резервов ископаемого топлива (сланцевый 
газ и новые газовые месторождения) могут изменить правила игры. Если США 
снизят свою зависимость от импорта ближневосточной нефти, геополитика 
региона будет изменена навсегда. Выступаяя на встрече, организованной ана-
литическим центром в прошлом году, советник по национальной безопасности 
Индии г-н Шив Шанкар Менон, сказал: «западные развитые экономики теперь 
могут позволить себе хаос под называем Арабская весна, который они несут на 
Ближний Восток. Они могут активно способствовать смене режима в этом реги-
оне. В основном жертвами неопределенности в поставках будут развивающиеся 
экономики, такие как Китай и Индия, которые все еще диверсифицируют свои 
источники поставок в долгосрочные гибкие контракты с другими странами за 
пределами региона».

Статус кво

Что г-н Менон забыл вкратце отметить, это то, что Индия имеет несколько 

причин на то, чтобы поддерживать статус-кво. Индия имеет тесные связи с госу-
дарствами на Ближнем Востоке, несмотря на то, что многие из них автократиче-
ские режимы. Индия не хочет проповедовать о политических и структурных из-
менениях даже для своих ближайших соседей. Г-н Кумарасвами, исследователь из 
Института международных отношений Леонардо Дэвиса намекает на это в своей 
работе Reading the Silence: India and the Arab Spring  (2012).

Адит Чарли


background image

45

Индия

«Предпочтительный вариант для Индии состоит в том, чтобы позволить раз-

личным обществам определить самим их индивидуальные судьбы. Продвижение 

демократии как таковое никогда не являлось внешней политики Индии». 

Военная интервенция в 1971 г. в Восточном Пакистане (которая установила 

республику Бангладеш) и борьба против апартеида в Южной Африке являлись 

двумя существенными исключениями из этого правила.

В то же время Индия имеет глубокое чувство сопереживания по отношению 

к палестинской проблеме. Индия поддержала Палестину в историческом голо-

совании Генеральной Ассамблеи ООН в начале этого года, что повысило статус 

Палестинской администрации от организации до государства наблюдателя, не 

являющегося членом ООН. Несмотря на это, промышленные и оборонные от-

ношения Индия с Израилем были успешными.

До недавнего времени Индия была вторым по величине импортером тяжелой 

сырой нефти из Ирана. Иран также предоставляет важные торговые маршруты в 

Центральную Азию, Россию и Афганистан, позволяя Нью-Дели работать в обход 

Пакистана, так как Исламабад не позволяют транспортировку по своей террито-

рии.

Отношения между Нью-Дели и Риадом испытали сильный толчок в прошлом 

году после выдачи разыскиваемых террористов Абу-Джундала в Индию. Саудов-

ская Аравия является домом для 2,5 млн. индийцев, что делает ее одним из круп-

нейших бастионов для индийской диаспоры. 

К сожалению для Индии Иран и Саудовская Аравия имеют диаметрально 

противоположные взгляды на будущее Сирии. Осажденного президент Сирии 

Башар аль-Асад получает поддержку от шиитского режима в Иране, в то время 

как суннитские правители Саудовской Аравии и Катара, как говорят, работают 

за кулисами вместе с западными союзниками, чтобы осуществить изменения. Во 

многих случаях протесты в арабском мире, кажется, переходят от идеала по уста-

новлению демократии в сторону увеличения поляризации и сектантства. Индия 

не одобряет подобную загадку.

Сектантские трения

Кроме того, Индия имеет значительное количество как суннитов, так и ши-

итов. Два течения имели историю ожесточенных столкновений, особенно в се-

верных индийских штатах Джамму и Кашмир и Уттар-Прадеш. Таким образом, 

Индия воздерживается от публичной поддержки  шиитов и алавитов, которык 

представляют сирийский режим и не придерживается мнения Саудовской Ара-

вии, доминирующей над суннитами. Индия также обеспокоена по поводу возмож-

ного мнения о заговоре с Западом против мусульманских государств. Эта точка 

зрения важна, так как некоторые ученые указывают на роль Израиля, которую, 

Ответ Индии на арабскую весну