ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1086
Скачиваний: 2
71
Индия
двадцатого века. Наша нынешняя глобальная финансовая система возникла, как
последствие многих различных факторов: коллапс Бреттон-вудской системы,
успех оффшорных финансовых рынков, политическое решение прекратить
регулирование финансовых рынков, глобальное телекоммуникационное развитие
и введение нового поколения финансовых инструментов и продуктов (Корбридж
и др. 1994; Лейшон и Трифт 1997). Эти факторы «детерриториазовали»
старую международную финансовую систему, где государства были более
могущественными регулирующими акторами, чем они являются теперь, и
создали гораздо более гибкую и изменчивую транснациональную финансовую
сеть, где доминируют частные акторы и рынки сверх регулирующей власти даже
самых властных государств. Благодаря своей власти и досягаемости, эта сеть
представляет собой тип «государства-фантома» (Лейшон и Трифт 1997).
Геополитические условия модерна могут быть охарактеризованы общим со-
ответствием государственной власти и капиталистической территориальности.
Каждая из великих держав обладает своей собственной особенной экономиче-
ской базой и государственной формой капитализма (включая инспирированный
Фордом государственный капитализм как «социализм» в Советском Союзе). Ге-
ополитические условия постмодерна, напротив, отмечены растущим разделени-
ем между государственной властью и капиталистической территориальностью.
Экономические структуры и финансовая власть организованы в масштабах, пре-
вышающих власть даже самых могущественных государств. Проблематичное
определение геополитических условий постмодерна не является преувеличен-
ным «концом национального государства», а скорее глобализацией государства
(Омэ 1995). Это процесс, в соответствии с которым национальные учреждения,
политика и практики вынуждены приспосабливаться к развивающейся динамике
и спросу мировой капиталистической экономики (Хэрод и др. 1998). Эта глоба-
лизация, тем не менее, имеет множество неопределенностей. В частности, четы-
ре, заслуживают упоминания.
Первая неопределенность касается мировых рынков, частных акторов и сетей
по отношению к международному регулированию. С одной стороны, междуна-
родная финансовая система, прямые иностранные инвестиции и торговые отно-
шения нуждаются в прогнозируемом и стабильном наборе правил для ведения
бизнеса прозрачным и эффективным способом. С другой стороны, многие из
ключевых частных акторов мировой экономики стремятся избежать регулиро-
вания, уйти от прозрачности, затенить правила для максимизации потенциаль-
ной прибыли. Структурная нестабильность и риск имеет тенденцию к распро-
странению как последствие этого поиска суперприбыли. Сегодняшняя мировая
экономика имеет в своем центре «сложную, разросшуюся, изменчивую и реф-
лексивную международную финансовую систему, которая теперь, в сущности,
непрерывно спроектирована на опережение господствующих государственных
Геополитические условия постмодерна
72
Геополитика XIX
норм и правил» (Лейшон и Трифт 1997: 299). Это является рецептом изменчи-
вости и нестабильности в грядущем столетии. Транснациональный капитализм,
в общем, имеет глубокое богатство и неравенство в доходах по всему миру в по-
следние два десятилетия, обостряющиеся классовые, экологические и региональ-
ные конфликты. Историческая тенденция капитализма вызывать перепроизвод-
ство и кризис недостаточного потребления, что в свою очередь влекло глубокую
институциональную нестабильность, политический экстремизм и массовое на-
силие, испугала двадцатый век и несет такую угрозу даже большими темпами и
яростным способом в XXI век.
Вторая неопределенность касается так называемого «Вашингтонского кон-
сенсуса» между международными регуляторами, транснациональными бизнес-
элитами и национальными политиками Большой Семерки (теперь, с включени-
ем России, Восьмерки) ведущих промышленных государств. Организованный
вокруг неолиберальных принципов свободной торговли, реформ управления и
большей открытости государств в мировой экономике, этот консенсус всегда был
элитарным, он успешно изменялся для приспосабливания к новым силам, про-
блемам и повесткам дня, поставленным вызовом управления мировой экономи-
ки за последнее десятилетие. Тем не менее, существуют признаки уязвимости
этого консенсуса. Это явно, к примеру, в США, где популистская односторон-
ность имеет сильную политическую поддержку со стороны Конгресса США, и
в особенности, Палатой представителей. При меньшинстве левых, выступающих
за права рабочих, и правых, порицающих международных бюрократов и финан-
совую помощь, это кредо обеспечило некоторые существенные победы за по-
следние несколько лет, вынудив президента Клинтона изменить свои планы на
мексиканскую финансовую помощь, и завоевать быстрый авторитет, чтобы пре-
зидент провел переговоры о торговых соглашениях. Тот факт, что президенту
США приходится постоянно бороться, чтобы финансировать международные
институты, такие как Международных Валютный Фонд или ООН, а также для
международных миротворческих операций американскими военными, является
показателем глубочайшего нежелания гегемона играть роль мирового стабили-
затора. Создающие помехи международные институты, пытающиеся продвигать
свой мировой порядок, могут доставить значительные проблемы в будущем. Аме-
риканской гегемонии и долларовой дипломатии, конечно, также противодейству-
ют многие государства и некоторые группировки в международных институтах.
Едва ли «Вашингтонский консенсус» все еще является элитарным консенсусом.
Третья неопределенность касается тех двухуровневых государств, которые
глобализируют себя, при этом борясь с этим процессом в тех местах, которые
касаются существования их политического, экономического и культурного по-
рядков. Политические и экономические элиты таких государств как Мексика,
Южная Корея, Индонезия, Таиланд и Китай стремились использовать глобали-
Герард О’Туатайл
73
Индия
зацию для расширения и увеличения их власти, в то же время поддерживая вну-
тренние властные структуры и влияние, которое их обеспечивает. Результатом
явились формы развращения «клановой глобализации», в которой местные эли-
ты использовали иностранные инвестиции и насаждали структурные реформы
для собственного обогащения и их социальных и фамильных сетей. Когда такие
стратегии развития вышли за свои пределы, они уже сгенерировали финансовый
и, впоследствии, кризис законов, как было на опыте Таийланда, Южной Кореи
и Индонезии в 1997 и 1998 гг. Способность МВФ «решать» будущие кризисы,
такие как эти, сомнительна, когда он перекладывает свои неолиберальные обяза-
тельства, бюджетные ограничения и склонность обвинять в кризисах на «госу-
дарства», а не «рынки».
Четвертая неопределенность касается государств вне отобранной группы
государств первого и второго уровней, борющихся со сложностью развития
или провалом современных государств в целом. Для многих из этих государств
глобализация означает снижение уровня жизни и повышение уровня задолжен-
ностей, углубляющуюся деиндустриализацию, а также растущую преступность
и коррупцию. Некоторые бывшие коммунистические государства Центральной
Европы и Евразии испытывают серьезные проблемы при переходе от плановой к
рыночно-капиталистической экономике (Пиклс и Смит 1998). Эти государства
сталкиваются с укрощением вызовов институциональных реформ, изменений в
управлении, демократизацией и экологическим менеджментом в условиях, где об-
щественное финансирование недостаточно. Добавить к этим вызовам растущую
власть мафии, незаконную капиталистическую торговлю, а также притеснение
меньшинств, и тогда получим условия значительной геополитической нестабиль-
ности (Фриман и Андреас 1999). Во многих подобных ситуациях, геополитиче-
ские споры о территориях и границах популяризируются и манипулируются эли-
тами для краткосрочной выгоды, как иллюстрирует трагичный пример бывшей
Югославии. Неудавшиеся государства второго мира, такие как Сербия, Север-
ная Корея, Белоруссия, и все более, Россия, вступают в ряды неудачников стран
третьего мира, от Афганистана до Гаити и Судана, как геополитические черные
дыры, где политическая карта современного мира разворачивается и преобладает
преимущественно хаос (Байар и др. 1999). То, что когда-то бывшая супердержа-
вой Россия находится на пути к состоянию «неудавшегося государства», навер-
ное самая драматическая геополитическая история всех времен, и американские
аналитики в области безопасности описали сценарий «Веймарской России»,
чтобы подчеркнуть опасность падения российской демократии и возможность
реваншистского и жесткого национализма.
Геополитические условия постмодерна, таким образом, характеризуются
процессами глобализации с системными противоречиями, идеологическими уяз-
вимостями, политической нестабильностью, а также все более проявляющимся
Геополитические условия постмодерна
74
Геополитика XIX
кризисом государственного управления. Для интернационалистских элит в пра-
вительстве США, неопределенности глобализации представляют пугающие вы-
зовы и проблемы. Как минимум два ясных набора геополитического дискурса и
практик обращают эти вызовы. Первое, значительное усилие посвящено попытке
скоординировать управление, в той степени, в которой это возможно, все более
сложной и неурегулированной мировой экономикой. Американские лица, при-
нимающие решения, более осведомлены о силе финансовых сетей и нестатичных
акторов (менеджеры взаимных фондов, агентства по оценкам кредитоспособно-
сти, финансовая пресса и спекулянты страховых фондов) в формировании ми-
рового (не)порядка. В 1990-х гг. новые дискурсы, размазывавшие старомодную
геополитическую риторику новыми геофинансовыми предприятиями, добились
выдающегося положения, а с появлением колеблющихся рынков были описаны
как «домино» с угрозой быть брошенными в терминах финансовой близости
(«мы должны поддерживать экономику Бразилии для собственной защиты»).
Такой гибрид дискурсов является элитными конструкциями, которые необя-
зательно пользуются широкой популярностью и поддержкой. Независимо от
того, могут ли они быть успешны в гальванизирующем политическом действии
во время кризиса, который неизбежно предстанет. С точки зрения критической
геополитики эти дискурсы насыщены взаимоотношениями власти, которая пред-
ставляет интересы транснациональной экономической элиты за счет более демо-
кратичных, эгалитарных и жизнеспособных видений мировой экономики.
Вторая группа новых дискурсов относится к бурлящим проблемам «неудав-
шихся государств», от голодания и геноцида в суб-Сахаре до этнических чисток
в юго-восточной Европе и публичного банкротства среди прибыльных частных
преступников в Евразии. Критическая геополитическая динамика в следующем
веке будет представлять собой ответ развитых государств на «грядущую анар-
хию», вызванную разрушающимися государствами и гангстерским капитализ-
мом, внедряющимся в их мир в форме иммигрантов и беженцев, транснациональ-
ной преступности, ежедневной картинки неуправляемого хаоса (Каплан 1994).
Политические импульсы отступления за укрепленные границы и существующую
политику сдерживания развяжут борьбу с более интернационалистской полити-
кой, которая защищает выборочный интервенционизм для установления между-
народного протектората и опекунских мер, борьбу полностью очевидную как
ответ на кризисы Косово и Восточного Тимора 1999 г. Влиять на ответ богатого
мира будет динамика «хаоса», представленного в медиа.
Государственное управление:
информационализация, телевидение и геополитика
В начале ХХ века Хэлфорд Маккиндер (1904 г.) обрисовал в общих чертах гео-
политические условия модерна как «закрытое пространство» и конкурирующие
Герард О’Туатайл
75
Индия
территориальные империи, это «пост-Колумбовая эпоха», где распространяю-
щиеся сети железных дорог и коммуникаций перемещали баланс силы в сторо-
ну Хартленда Евразии. В конце ХХ века развитые системы транспортировки и
коммуникации разграничивают геополитические условия, где «киберпростран-
ство» и технологические империи кажутся все более и более важными, эпоха
постмодерна информационализованной геополитики проиллюстрирована меж-
континентальными баллистическими ракетами, так называемой «революцией
в военном деле» и CNN. Информационализация, как и глобализация, является
удобным названием для сложной и многомерной проблематики, которая изме-
няет спатиальные взаимоотношения между масштабами и местоположениями в
конце ХХ века. Порожденная сходящимися в одно компьютерными, коммуника-
ционными и транспортационными технологиями, информационализация имеет
значения для геополитики, что не было достаточно артикулировано [2]. Как и
проведение государственного управления государствами-гегемонами, геополи-
тика обусловлена рядом технологических систем, от аппаратов по сбору данных
до военных защитных комплексов и транснациональных телекоммуникационных
систем. Но геополитика является больше чем практикой государственного управ-
ления среди технологических систем; эти высоко технологические системы пред-
ставляют собой расширенные государства и цивилизации. Они формируют то,
что может быть определено как «геоинформационные империи», окутывающие
мировое политическое пространство электронными сетями и культурными ко-
дами, что вместе с государственным управлением имеет власть определять и раз-
граничивать то, что воспринимается как «реальное». Взаимоотношения между
этими геоинформационными империями и практикой государственного управ-
ления в представляемой мировой политике являются важным аспектом геополи-
тических условий постмодерна. Один из крайне важных аспектов таких условий
являются взаимоотношения между государственным управлением США и так на-
зываемым «глобальным телевидением» в последнем десятилетии.
Появление телевидения как доминантного способа массовой коммуникации
между лидерами и населением сперва воздействовало на геополитическую прак-
тику в значительной степени во время Вьетнамской войны (широкие взаимоот-
ношения между общедоступным медиа и геополитикой отсылают в XIX век). В
1990-х гг. развитие транснациональных телевизионных сетей и возможность ос-
вещения горячих международных кризисов в реальном времени расширило этот
импульс. Телевидение вызвало то, что Игнатьев (1997, 10) определяет как «элек-
тронный интернационализм», связывающий сознание мировых «прирученных
зон» со страданиями мировых «диких зон», где война, анархия и голод являют-
ся правилом. Это «способствовало слому барьеров гражданства, религии, рас и
географии, которые раньше разделяли наше моральное пространство на части,
за которые мы были способны нести ответственность, и части, которые были за
Геополитические условия постмодерна