ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1102
Скачиваний: 2
76
Геополитика XIX
пределом нашего понимания», создавая в процессе становящееся «глобальное
сознание» (Игнатьев 1997, 11).
Обычно концептуализируемое как «эффект CNN», после развития системы
сети круглосуточного новостного вещания медиа магнатом Тедом Тернером, фе-
номен «глобального телевидения» широко воспринимается как повлиявший на
популярность войны в Персидском заливе, решения администрации Буша вме-
шаться в гражданскую войну в Сомали, последующее решение администрации
Клинтона об уходе из Сомали в связи со смертью американских солдат, а также
американским стратегическим расчетом о вмешательстве в Гаити, Боснию, Косо-
во и Восточный Тимор. Исследования эффекта CNN самими журналистами, тем
не менее, имели тенденцию дискредитировать точку зрения, которую отобра-
жает медиа, и по которой технологии манипулируют иностранным процессом
принятия решений (Говинг 1994; Натсиос 1996; Ньюман 1996). Стробел (1996:
5) утверждает, что эффекта CNN, определенный как «утрата политического
контроля», не существует; взаимоотношение между медиа и иностранными по-
литиками более тонко и ситуационально. При правильных условиях новостные
медиа имеют мощный эффект на процесс, утверждает он, но «эти условия почти
всегда устанавливаются самими иностранными политиками или растущим чис-
лом политических акторов на международной сцене» (1996: 5). Однако, такой
аргумент кадров, работающих внутри геоинформационных империй, имеющий
тенденцию отражать свое понимание себя, рассматривает медиа скорее как зна-
чительный «трубопровод» для новостей, чем как сетевой актор, определяющий
что будет новостью, почему это новость, и как это будет представлено в качестве
новости (Люк и О’Туатайл 1997). В стремлении опровергнуть узкие линейные
модели влияния, такие исследования терпят неудачу в схватывании того, как со-
временные телекоммуникации подают мировую политику в скорости и представ-
лении медиа культуры.
Способность новых медиа организаций развертывать спутниковые системы,
которые могут ретранслировать в живом времени изображения из горячих гео-
политических точек, ускорила темп дипломатии и государственного управления
в конце двадцатого века. Эти изображения предоставляют уникальный интеллек-
туальный ресурс для иностранных политиков и обозревающей общественности,
позволяя им лучше визуализировать как определенный кризис проявляет себя в
отдаленном регионе (хотя они могут дать далеко не полную картину сложности
кризисов). Но эти изображения и информационные потоки придают кризисам
непосредственность и близость, которая может подорвать ограниченные страте-
гии и моральную географию иностранных политиков. Некоторые постоянные те-
левизионные образы могут создать императивы обязательств и ответственности,
особенно в отношении вопиющих нарушений прав человека в регионах, которые
стратегически маргинальны и географически отдаленны (Ротберг и Вейс 1996).
Герард О’Туатайл
77
Индия
Это может создать затруднительные дилеммы для иностранных политиков, так
как они попадаются в универсальную географию моральной ответственности,
ассоциируемую с «человеколюбием», а также гораздо более ограниченную гео-
графию «жизненных национальных интересов», основанных на стратегических
вычислениях и обязательствах (Най 1999).
В то время как телевизионные изображения имеют способность подстрекать
и возбуждать «глобальное сознание», «электронный интернационализм» сти-
рает пределы. Современные телекоммуникации и сетевые акторы медиа имеют
тенденцию представлять геополитический конфликт как телевизуальные спектак-
ли, в которых фигурируют ясно закодированные протагонисты в драматическом
конфликте на локальной сцене. Концептуализация и презентация геополитиче-
ской реальности имеет тенденцию быть в большей степени визуальной, с драмати-
ческими картинками и острыми сценами, управляя спектаклем и ставя проница-
тельные вопросы аудитории. Без хорошей визуальности — беженцев, рыночной
резни, концентрационных лагерей, горящих зданий, волн демонстраций, войск
на улицах — определенные события не освещаются как область соответствующе-
го и «реального». Без легко схватываемой сюжетной линии и соответствующих
картинок, определенные спектакли представляют трудности концептуализации
и репрезентации для масс медиа. Только кризисы со значительно захватывающим
значением способны пробиться на экраны общественности. Принцип развлече-
ния неизбежно заражает освещение и коммуникацию, представляя геополити-
ческие конфликты как глубоко драматичные с борющимися главными героями,
высокими ставками и потенциалом высокотехнологичных спецэффектов. Также
существенным является заполнение геополитических конфликтов в качестве
серьезных дилемм иностранной политики при помощи сенсационности знаме-
нитостей. Дело О.Дж. Симпсона, смерть принцессы Дианы и роман Клинтона с
Левински представляют собой случаи безумства манипулирования через знаме-
нитостей, которые раздули из относительно банальных и незначительных собы-
тий в мировые новости. Также затеряны в вихре предвзято поданной информа-
ции такие вялотекущие геополитические кризисы, как российский финансовый
кризис, или усугубляющаяся экологическая деградация на планете.
Сила телевизионных образов обусловливать геополитику была очевидна на
протяжении эволюции внешней политики США по отношению к Боснии и Ко-
сово. Войны в бывшей Югославии, начавшиеся в 1991 г. угрожали таким клас-
сическим стратегическим интересам западных держав, как нефтяные ресурсы
или баланс сил. Следовательно, США и НАТО первоначально следовали поли-
тике ограниченных обязательств, представляя кризис как «гуманитарный», а не
«стратегический». Однако когда Босния стала символическим местом для запад-
ных держав из-за последовательных провалов Европейского Союза, ООН и затем
НАТО решительно прекратили этнические чистки в регионе (О’Туатайл 1999).
Геополитические условия постмодерна
78
Геополитика XIX
Постоянные телевизионные изображения и медиа сообщения о резне и геноциде
в этом маргинальном регионе европейского континента подрывали оправдания
расширения НАТО на континенте. Босния стала «стратегическим знаком», ме-
стоположением, которое было значимо своей центрированностью в медиа, сим-
волическому значению и относительной географической близости к «Западу». В
конечном счете, под руководством американцев, в августе 1995 г. НАТО реши-
тельно вмешалось, проведя бомбежку боснийских сербов, и война была законче-
на подписанием Дэйтоновского мирного соглашения.
Когда телевизионные изображения новой резни граждан в Косово были по-
казаны на весь мир в 1998 и 1999 гг., доверию к НАТО, как к институту, который
может поддерживать мир в Европе, был опять брошен вызов. Для западных по-
литиков Косово было значительным в регионе как потенциальное «этническое
домино», нестабильность которого угрожало впутыванием соседствующего
населения и государств. Косово «перепрыгнуло уровень» с локального бал-
канского конфликта на уровень европейского кризиса и общемирового знака
живучести геноцида в конце века Освенцима. Как и Босния ранее, Косово было
«де-балканизировано», европеизировано и универсализировано в дискурсе за-
падной геополитики. Косово также стало «стратегическим знаком», этической
пьесой в «сердце Европы» о вековой борьбе ради создания свободной, мирной
и стабильной Европы. Косово стало сценой для войны, которая была описана
как «гуманитарная акция», реальной войны, которая была, что более важно,
символической войной для нового подтверждения кредита доверия к НАТО
как выдающегося института безопасности в Европе (не упоминая о доверии к
американскому президенту с отброшенной на него тенью). Продвигаемая теле-
визионными изображениями, эта «война» была нравственно ограниченной,
соответствующей местам из серии «стратегических знаков», ограниченная от-
носительной безопасностью в 15,000 футов в высоту от наименее неприглядных
изображений НАТО, запятнанных геополитической демонстрацией силы. Как и
многие телевизуальные драмы, войны со стратегическим знаком были спроекти-
рованы, чтобы избежать реальной смерти и смерти от западных акторов.
Обоюдные взаимоотношения между геополитическими практиками и масс-
медиа поднимают множество критических вопросов о власти и значении миро-
вой политики. Как и почему определенные геополитические кризисы становятся
глобальными медиа событиями, а другие нет? Как, например, Косово оказалось
спроектировано как глобальный кризис с использованием организованного во-
енного ответа, а события в Судане, Восточном Тиморе или Анголе, где убийства
были такими же кровавыми и ужасными, нет? Ответ на такой вопрос актуали-
зирует постоянную важность не только континентальной географии и геополи-
тики, но также неявные культурные географии идентичности и информирован-
ности общностей о том, как и что мейнстримовые медиа показывают (или что не
Герард О’Туатайл
79
Индия
показывают). «Стратегические знаки» обязаны своим символическим значени-
ем центрированности медиа, которая зависит от географических и культурных
факторов: они не являются созданиями только медиа. Хотя спроектированные
как «не имеющие границ» и «глобальные», телевизионные изображения и сети,
которые передают их, включены в определенные государства, культурные фор-
мирования и системы идентичностей. Они узко глобальны в лучшем случае, и во-
влечены в упражнение геополитической силы даже несмотря на самих себя.
Проблематика информационализации геополитики гораздо более значи-
тельна, чем вопрос телевидения и геополитических кризисов. Системы инфор-
мационных технологий, от военной C4I2 (команда, контроль, коммуникации и
компьютер, разведка и способность к взаимодействию) «системы систем» до си-
стемы глобального расположения NAVSTAR и Интернета, представляют собой
некоторые технические средства, благодаря которым США поддерживает свое
доминантное положение в мире. Пока менеджмент и манипуляция информацией
будут решающими в практике геополитики нового тысячелетия, значения и по-
следствия американского «информационного доминирования» не всегда будут
легко распознаваемы (Най и Оуэнс 1996). Информационализованные системы
команды и контроля могут открыть возможность беспрецедентной интеграции
и координации в таких областях, как военная, но незамеченные компьютерные
жучки и тайные вирусы могут вывести из строя эти самые киберсистемы. Сеть
спутников орбитального наблюдения может помочь обнаружить потенциально
угрожающий ракетный запуск, но сбой в работе такой системы, как уже проис-
ходило некоторое количество раз за последние два десятилетия, может спровоци-
ровать случайную войну. В таких случаях проблематика информационализации
размывается в проблематику глобального общества риска.
Безопасность: глобальное общество риска
и детерриториализованные угрозы
В современном геополитическом воображении преобладают нарративы, каса-
ющиеся баланса политических сил между соревнующимися территориальными
государствами. Безопасность всецело концептуализирована территориальными
понятиями, с дружественными блоками и зонами, которые должны быть защи-
щены и объединены против внешних угроз от недружественных блоков и враж-
дебных пространств. Территориальный предел и досягаемость врага должна быть
сокращена и сдерживаема. Сегодня проблематика безопасности, стоящая перед
государствами, бесконечно более сложна, с интеллектуалами по защите, объявля-
ющими «революцию угрозы» или «новую парадигму угрозы» как последствие
глобализации , информационализации и научно-технического развития (Картер
и Пери 1999; Крауз и Виллиамс 1996). Пока территориальные измерения и им-
перативы безопасности не исчезли — западный истеблишмент по безопасности
Геополитические условия постмодерна
80
Геополитика XIX
считает, что «неконтролируемые государства», такие как Северная Корея, Ирак,
Иран и Куба, все еще должны быть сдерживаемы — риски, такие как экономиче-
ские, государства и общества в целом, пережили глобализацию и угрозы более не
могут быть спатиализованы в территориальных терминах. В самом деле, послед-
нее десятилетие было свидетелем поразительного увеличения детерриториали-
зованных опасностей и попыток доминирующих военных комплексов и альянсов
безопасности действовать в понятиях глобализации риска, производимого науч-
но-техническим модерном (О’Туатайл 1998). Бывший премьер-министр Израиля
Шимон Перес (1993) заявил, что угрозы все более и более возрастают со сторо-
ны нетерриториальных «опасностей» и не только от территориальных «вра-
гов», хотя, президент Клинтон утверждает, что часто между этими двумя явле-
ниями есть взаимосвязь. Другие аналитики по безопасности описывают условия
«постмодернистского терроризма», где угрозы теперь исходят от группировок
смещенного центра из транснациональных террористов более чем от имеющих
центр и иерархически организованных государств, где угрозы ставятся не терри-
ториям и границам, а «пространству потоков»: стратегическим транспортным
системам, жизненным экономическим центрам и критическим инфраструктурам
(Грей 1997; Laqueur 1996). Образы террористов, создающих оружие массового
поражения или взламывающих центральную киберспатиальную инфоструктуру
привели некоторых интеллектуалов по безопасности к вызову волшебным обра-
зом призрака «катастрофического терроризма» (Картер и др. 1998). Многие из
этих опасностей не новы, но их значимость и профиль, накануне неопределенно-
го двухтысячного года значительно возросла.
Угроза детерриториализации, которая более всего беспокоит западные уч-
реждения безопасности, является увеличением информации, нуждающейся в
знаниях и материалах для конструирования оружия массового уничтожения.
Бетс (1998: 27) отмечает, что оружие массового уничтожения более не пред-
ставляет собой технологический признак ведения войны. Это все более оружие
слабых, единственная надежда ущемленных групп и бедных государств ответить
ударом против подавляющей военной силы США или других доминирующих
держав. Пока еще значительное технологическое знание требуется для созда-
ния химического, биологического и ядерного оружия, это знание сейчас более
распространено и доступно в наем. Сообщество национальной безопасности
США очень озабочено «свободными ядерными бомбами» бывшего Советского
Союза, а также «учеными по свободным оружиям», так как бывшие советские
эксперты по оружию ищут выгодное трудоустройство за пределами бывшего
Советского Союза (Сопко 1996). Сдерживание быстрого увеличения знаний и
материалов, нужных для создания оружия массового поражения, является при-
оритетом западной системы альянса безопасности, но этот вызов несет огром-
ные проблемы. Исследование Центра Наук и Международных дел Гарвардского
Герард О’Туатайл