ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1091
Скачиваний: 2
31
Индия
целью сокращения двусторонней напряженности. Во-вторых, это сознательное
усилие не делать чрезмерного акцента на то, что Индия — это враг, что неизбеж-
но дает преимущество армии и поощряет ее позиции по отношению к политиче-
ским силам в Пакистане.
За последние несколько месяцев, в Пакистане, казалось, был достигнут баланс
интересов политических партий с интересами армии. Хотя может быть доволь-
но трудно отделить эти два интереса в водонепроницаемые отсеки, тем не менее,
большинство в армии все же твердо убеждены, что Индия является экзистен-
циальной угрозой для Пакистана, несмотря на признание того, что внутренние
угрозы безопасности остаются самой важной задачей, с которой Пакистан стал-
кивается сегодня.
Это не отрицает того факта, что есть заинтересованные группы в Пакистане,
которые в прошлом пытались придумать связь между затягиванием кашмирского
вопроса и стабильностью в Афганистане. Даже Зардари, возможно, по воле этих
сил решил поднять вопрос о Кашмире в Организации Объединенных Наций.
Попытка министра иностранных дел Пакистана Джалил Аббас Джиллани встре-
титься с лидерами конференции Хуррият в Дели в июле 2012 года имела целью
не только заверить этих лидеров, что Пакистан не отказался от своих умыслов,
но и послать сигнал пакистанскому истэблишменту, что правительство осознает
«основной интерес», несмотря на то, что заинтересовано в мирном процессе.
В то время как пакистанская армия негативно восприняла решение Ислама-
бада о предоставлении режима наибольшего благоприятствования Индии и рас-
ширении торговых связей, было ясно, что она была не в состоянии противосто-
ять принятию этого решения в то время, когда ее отношения с Соединенными
Штатами ухудшились из-за нападения в Салала, где погибло 22 солдата. Вместо
этого армейские чины решили выступить против политики правительства через
своих военных протеже, т. е. Совет Difa-e-Pakistan (DPC) — конгломерат ради-
кальных групп боевиков, которые полностью выступали против решения о пре-
доставлении режима наибольшего благоприятствования для Индии. Это привело
к задержке подписания упрощенного визового режима и предоставление режима
наибольшего благоприятствования для Индии в начале 2013 года. Пакистанская
истерия по этому вопросу стала очевидна во время посещения Индии Рехманом
Маликом, когда он сделал возмутительные замечания, приравняв террористи-
ческую атаку в Мумбаи со сносом Бабри Масджид и указав на связь между Абу
Джундал и индийской разведкой. Это привело к возмущению в Индии, поставив
под сомнение будущий процесс взаимодействия.
Тем не менее, факт остается фактом, что обе страны слишком много поста-
вили на карту мирного процесса. Для Индии это дает возможность подняться
над узкой парадигмой безопасности и установить прочные отношения с Паки-
станом. Для Пакистана это выход из многочисленных кризисов, с которыми он
Индия и Пакистан: на пути к мирному процессу
32
Геополитика XIX
сталкивается. Ситуация в сфере внутренней безопасности за это время ухудши-
лась и угрожает стабильности государства и социальной структуры. В 2012 году
в результате террористических актов погибло 6211 человек. Армия находится под
постоянной атакой боевиков ТТП. Экономическая ситуация довольно быстро
приходит в упадок. На данном этапе можно предположить, что улучшение по-
литических и экономических отношений с Индией пойдет Пакистану на пользу.
Однако, никто не видит никаких изменений в доктрине безопасности армии, не-
смотря на заявления в Пакистане, что существует необходимость «пересмотреть
и переработать новую оборонную доктрину».
Нынешний всплеск нарушений режима прекращения огня, кажется, был вы-
зван желанием в армии создать возможность для интернационализации кашмир-
ской проблемы. Это было очевидно когда министр иностранных дел Хина Рабба-
ни Хар предложил ООН расследовать случаи нарушения режима прекращения
огня, прекрасно отдавая себе отчет, что Индия крайне болезненно воспримет
любые такие предложения. Речь Зардари в ООН ранее показала Кашмир как сим-
вол основной мировой ошибки, что должно рассматриваться как возрождение
прокашмирского лобби в Индии в политике правительства за последние месяцы.
Несмотря на недавнюю стрельбу вдоль ЛК Индия должна продолжать зани-
маться втягиванием Пакистана в диалог, особенно в этот момент, когда экспери-
мент Пакистана с демократией, кажется, становится более понятным в условиях
постоянной травли со стороны Верховного суда и якобы тихим вмешательством
военных в политику посредством таких событий, как длинный марш Кадри. Под-
держание существующей политической нестабильности в Пакистане повысит
ставки против Индии и укрепит те силы, которые стремятся испортить процесс
взаимодействия. Это может иметь катастрофические последствия для демократи-
ческих сил в Пакистане.
Важно создать гражданское правительство в Пакистане, так как это в интере-
сах Индии, несмотря на бывшие ранее случаи травли от имени мощной армии.
Для того, чтобы сохранить армию вне политики, Индии необходимо инвести-
ровать в демократический электорат Пакистана. Руководство в обеих странах
должно признать, что мирный процесс будет сталкиваться с проблемами, и будут
непрерывные попытки его срыва. Переход к деэскалации является отрадным со-
бытием. Таким образом, даже если будут приняты меры против лиц, ответствен-
ных за казнь индийских солдат, Индия должна заботиться о том, чтобы не отры-
ваться от процесса диалога.
Смрути С. Паттанаик
33
Индия
Индия, Южная Африка
и уравнение IBSA-BRICS 2013
Фрэнсис Корнигэй
Для Южной Африки и Индии 2013 год обещает быть годом «интересных
китайских времен» в навигации уравнения IBSA-BRICS в качестве поворот-
ного момента для обеих групп. Форум БРИКС проходит в марте в Южной
Африке, где собираются пять лидеров. Позднее в этом году, в октябре, Индия
проведет 6-й саммит IBSA по случаю 10-й годовщины Декларации Бразилиа, с
которой началась эта тройка. Между тем, факт, что проведение в Южной Аф-
рике БРИКС особо отражает афроцентричный поворот в своем тематическом
акценте на «БРИКС и Африка» привлек резкую реакцию со стороны одного
из ведущих интеллектуалов гражданского общества Индии Самира Сарана. И
это хорошо.
Чаще всего кружки ученых и интеллектуалов связывают БРИКС и IBSA во-
круг противоречий между собой, которые могли бы расстроить индивидуаль-
ные и коллективные усилия, известные как «вежливая компания». Это, избегая
откровенные выражения, то, что пожирает нас.
Подобная сдержанность, как правило, имеет тенденцию быть за счет дей-
ствительно поучительного интеллектуального дискурса для продвижения вза-
имопонимания, и Самир Саран сделал столь необходимые усилия для озвучи-
вания «Африканского вопроса» в индийских СМИ. А SAFPI сделал большую
услугу в распространении этого «вопроса» внутри всей своей африканской
сети.
Саран, старший научный сотрудник и вице-президент Observer Research
Foundation (ORF), мозгового центра, который сделал изначальную грязную
работу для BRICS перед его учредительным саммитом в России в 2009 году, на-
писал статью в декабре 2012 г. в издание Indian Express, выразив мнение, что
Южная Африка взяла на себя «обременительные задачи по выявлению и пред-
ставлению единого африканского голоса».
В процессе утверждения этой точки зрения Саран показывает, почему важ-
но, чтобы интеллектуальная, а также правящая элита из пяти стран действитель-
но сделала усилие, направленное на то, чтобы лучше познакомиться друг с дру-
гом, откуда все мы пришли — и действительно пришли к мнению, что БРИКС
это просто общность национальных интересов, направленных, в основном,
на реформирование глобального управления и глобального экономического
управления, в частности.
34
Геополитика XIX
С точки зрения Cарана есть несколько недостатков в подходе Южной Африки
к БРИКС:
•
Она самонадеянно берет на себя обязанность говорить от имени всей Аф-
рики;
•
Недопонимание, почему она была включена в БРИКС, — не как «посред-
ник» для Африки, но, как эмерджентная держава с уникальной точки зре-
ния, что повышает ценность БРИКС само по себе;
•
Это недоразумение отражает отсутствие признательности за цель BRICS,
которая состоит в передаче контр-нарратива по глобальному управлению.
Если самонадеянно, как это может показаться для Южной Африки, брать на
себя ответственность говорить от имени Африки, тот же вопрос может быть по-
ставлен в отношении стран БРИКС — кто им дал «добро» на включение в в ие-
рархическую «глобальную таблицу» Запада и от чьего имени? Их индивидуаль-
ные и коллективные действия не считаются с интересами других развивающихся
и эмерджентных стран?
И какова цель, если глобальное управление не связано с тем, как различные
национальные интересы должны согласовываться и, если возможно, гармонизи-
роваться таким образом, что признают факт, что глобальная экономическая инте-
грация подорвала прерогативы национального суверенитета? Ни одна страна не
является островом в современном мире, и прежде всего в своем регионе.
Некоторые страны более приспособлены, чем другие в своих регионах для
формулировки устремлений, которые являются транснациональными, хотя они
могут быть (и на самом деле являются) национальной ревностью по поводу спо-
собности данных региональных держав управлять повесткой дня, которая, со-
вместно с другими региональными программами, может быть добавлена к кон-
тинентальной теме. Это не случайно, что в Южной Африке есть Сообщество
Развития Юга Африки, к которой принадлежит Южная Африка, или Меркосур
к которому принадлежит Бразилия, которые, в свою очередь, связаны с соответ-
ствующими континентальными повестками дня Африканского союза и Союза
южноамериканских наций. То же самое относится к Индии в Южно-Азиатской
ассоциации регионального сотрудничества, хотя часто отмечалось, что Индия
стремится вырваться из этого региона к более «высокому уровню».
Нет, никто не помазывает эти члены IBSA, а также БРИКС на то, чтобы
представлять их в «глобальной таблице» Тем не менее, существует негласное, если
не часто неохотное понимание того, что по умолчанию Южная Африка, Бразилия
и Индия находятся в лучшем положении, чем их соседи на уровне глобального
управления, который включает в себя другие развивающиеся державы в рамках
G20: Индонезию, Турцию, Южную Корею, Саудовскую Аравию, Мексику,
Аргентину.
Фрэнсис Корнигэй
35
Индия
Теперь посмотрим, в частности, на Южную Африку, которая сообщает об
этой «уникальной перспективе», добавляющей цену к БРИКС: не передает ли
эта уникальность африканской идентичности континента с его историческим
уникальным набором проблем, в то же время, когда все страны БРИКС делают
все возможное, чтобы воспользоваться ресурсами Африки? Этот вопрос бьет в
самое сердце, что и составляет «Африканский вопрос», где указано, что Южная
Азия не может сравниться в контексте истории Индии и Южной Азии с их соб-
ственными уникальными проблемами, которые, опять же, должны указывать на
южно-азиатскую региональную способность обосновывать усилия, направлен-
ные на возможность прийти к соглашению с этими проблемами.
Теперь, возможно, Индия является настолько большой, что охватывает собой
субконтинентальный регион, что некоторые из его сыновей и дочерей, возмож-
но, не в состоянии оценить транснациональное призвание в той же степени, что
относится и к Южной Африке в Африке. Как бы то ни было, национальный суве-
ренитет, к которому индийцы так привязаны, просто не работает в отношениях
Южной Африки внутри фрагментированной Африки, где национальный суве-
ренитет по сути является слабостью этого континента; слабостью, над которой
Южная Африка вместе с другими членами Африканского Союза должны рабо-
тать, чтобы ее преодолеть.
Эти современные и исторические обстоятельства неодолимы для панафри-
канской перспективы и повестки дня для любой страны на континенте, которая
стремится к континентальному лидерству так же, как и Южная Африка. Это то,
что Южная Африка приносит в БРИКС, где это четко понимается, если не оцени-
вается некоторыми из членов блока.
Поэтому Южная Африка в рамках своего африканского контекста стоит особ-
няком от других стран БРИКС, чьи перспективы указывают на то, что можно на-
звать «большим суверенитетом страны», который равносилен континентально-
му суверенитету. Это то, к чему Африка стремится и посылает сигналы Южной
Африке и африканской повестке дня стран БРИКС. Эта перспектива выросла из
реалий глобальной экономической интеграции, которая диктует панафриканское
будущее как единственный сценарий, который имеет смысл для Южной Африки
и Африки в целом — что, кстати, не требует в качестве такового «единого афри-
канского голоса».
Если БРИКС в виде отдельных стран и как коллективное целое начинают бо-
лее осознанно подходить к глобальному управлению от позиции преимущества,
делающую экономическую интеграцию рабочей в рамках их соответствующих
континентов и регионов, долгосрочная роль блока как ревизионистского актора
в политике глобальной экономики может быть ограничена. На самом деле, это
задача, стоящая перед странами IBSA в рамках БРИКС, так как это относится
к трехсторонним отношениям, а Декларация Бразилиа приближается к своему
Индия, Южная Африка и уравнение IBSA-BRICS 2013