Файл: Геополитика номер 15.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

женщин (феминизм). По мнению Джеймса Петраса «это позволяет со­хранить устоявшийся климат в обществе, манипулируя новыми "есте­ственными" политическими лидерами из религиозно-базарной элиты, которые имеют свои структурированные сети. Новые исламистские коллаборационисты называются "умеренными и респектабельными" потому, что они согласны участвовать в выборах в рамках установлен­ного политического и экономического порядка. Но они выгодны Западу также для того, чтобы направлять их против светских режимов, а так­же подавлять левые движения и профсоюзы, основанные на принципах классовой борьбы»44.

Следует учитывать, что пристальное внимание к мусульманскому миру со стороны оборонных, разведывательных и гражданских анали­тических экспертных центров США на протяжении последних десяти лет (что частично связано и с глобальной войной с терроризмом, объ­явленной Дж. Бушем в 2001 г.), а также полевые исследования в афган­ской и иракской кампаниях позволили американским стратегам создать более менее цельную картину возможных сценариев, а также широкого спектра намерений внутри мусульманского общества. Это означает, что ряд процессов можно будет искусственно смоделировать. Как пример можно привести находчивость Белого дома, для которого народные вол­нения в Тунисе и Египте оказались неожиданностью, однако для предот­вращения появления возможных движений они инициировали военные бунты небольших вооруженных групп. Эта стратегия была успешно протестирована в Ливии, а потом применена и для Сирии.

Но какую бы стратегию США ни проводили для мусульманских стран, очевидно, что сами попытки создания «умеренного ислама» представляют собой не что иное, как организацию еретических толков и сектантского мышления, о чем проектировщики из Вашингтона забыли спросить самих мусульман.


Теория секьюритизации

в международных отношениях



Ольга Якушина

Введение


Вопреки нашим ожиданиям, мир не становится более безопасным и стабильным, несмотря на все призывы к миру и согласию. Человечество сталкивается с новыми серьезными угрозами как регионального, так и мирового масштаба.

Безопасность не является строго определяемым понятием с точным и неизменным значением, и оно применяется с различными целями в разных контекстах. Однако традиционное использование безопасности было связано с приданием ей узкой и осязаемой объективности, что и было зафиксировано в общем понимании данного термина. Это в пер­вую очередь объясняется господствовавшим позитивистским подходом, который стремился к объективности и применению методов естествен­ных наук при изучении отношений между государствами. Но на самом деле понятие безопасности вызывает к жизни множество комплексных отношений, в связи с чем появилась потребность радикального пере­смотра такого подхода. Используя идеи философии и социологической теории, представители ряда направлений в теориях международных отношений, обратились к критике традиционного понимания безопас­ности. В большинстве случаев это было вызвано событиями холодной войны, поскольку существовавшие рамки безопасности не позволяли проследить истинные причины и следствия происходивших событий. Узкое, государство-центричное и сфокусированное лишь на военном факторе понимание безопасности не могло отвечать потребностям дис­циплины и ее способности раскрыть сущность международного поряд­ка. Помимо того возникли вопросы, сопряженные с социологической теорией, поскольку идея, что социальный порядок устроен отличным образом по отношению к природному порядку материальной реаль­ности, представляет собой одну из центральных тем таких социологов, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Происходил постепенный от­ход от позитивизма, и всё чаще в теориях международных отношений, например в рамках конструктивизма, стали обращаться к концепции социального конструирования реальности, которая была предложе­на П. Бергером и Т. Лукманом. Лишь благодаря появлению таких идей


в теориях международных отношений стала прослеживаться мысль

0 том, что объектом может выступать социальный порядок, который включает в себя не только внутреннюю сферу не меньше, чем междуна­родную, но и внутрисоциетальные процессы не меньше, чем социеталь-ные.45 Такой объект как социальный порядок по своей сути нестабилен в отношении любой попытки наблюдателя создать модель, способную на осуществление процедуры анализа естественных наук, как это пред­лагал позитивизм. Здесь источником послужили также и идеи Р. Кокса46, что позволило поставить под сомнение исключительно позитивистский подход. Через К. Маркса и А. Грамши, Р. Кокс пришел к сходной пози­ции, как Т. Лукман через идеи Э. Дюркгейма, и к сходному осознанию, что социальный порядок, а вместе с этим и международный порядок, является конструктом социальных практик. Понимание различных концептов требовало анализа, способного произвести деконструкцию и раскрыть данные социальные практики, скрываемые позитивистской объективностью. Критика преимущественно позитивистского подхода была направлена на познание того, как акторы конструируют свои вза­имоотношения и как они причастны к созданию мира, в котором они существуют. Безопасность и небезопасность, с точки зрения такого под­хода, представляют собой относительные качества, а не материальное распределение возможностей, угроз и уязвимостей.

Часть I


Теоретические основы секьюритизации


Одной из самых новаторских разработок в связи с концепцией без­опасности по праву считается теория секьюритизации, которая была предложена в рамках Копенгагенской школы Б. Бузаном при совмест­ной разработке с О. Вэйвером. Более того, пишут о том, что Б. Бузан своей работой «Люди, государства и страх» (1983 г.) открыл «ящик Пандоры», то есть он был тем, кто инициировал множество последу­ющих исследований по вопросам проблемы безопасности, и он с радо­стью признает свою «вину».47

Для того чтобы понять, почему именно разработки в рамках теории секьюритизации считаются столь инновационными и значимыми, следу­ет сначала обратиться к той теоретической базе, которая лежала в осно­ве данного подхода.


Отнести фигуру Б. Бузана к одному направлению в рамках теорий международных отношений не представляется возможным. Его кон­цепция находится на пересечении идей реализма и конструктивизма, в последнее время столь удачно сочетаемых Английской школой, но сама теория секьюритизации чаще всего обозначается просто как «разработ­ка Копенгагенской школы». Б. Бузан сам отмечает, что не относит себя к определенной школе международных отношений. Он утверждает, что выбор теории должен зависеть от характера вопроса, а не априорно вы­бранной теории.

Международные отношения рассматриваются Б. Бузаном как об­ширное поле, которое не может повторять остальные дисциплины в со­циальных науках, большинство из которых сосредотачиваются на одном определенном направлении исследований. Он сравнивает такое функци­онально-дифференцированное понимание мира по аналогии с различ­ными областями специализации. Право отделено от социологии, кото­рая в свою очередь отделена от политики и т.д. Говоря о международных отношениях, некоторые люди думают о них, как, к примеру, междуна­родной политике, то есть о разделе политики. Но другие, как в случае Английской школы и конструктивистов, разрабатывают иной подход. Б. Бузан считает международные отношения не отдельной дисциплиной, а междисциплинарным полем, и предлагает наиболее инклюзивную кон­цептуализацию международных отношений. Он говорит, что это обо всём: о том, как человечество в принципе организует себя.48

В связи с этим самый большой вызов для международных отноше­ний состоит в воссоединении их с мировой историей и социологией. Необходимость первой связи Б. Бузан обосновывает тем, что без этого исследователь в своем понимании процессов оказывается ограничен­ным лишь Вестфальской системой, не видя за ней всей мировой исто­рии. Большинство теорий международных отношений предполагает определенные обстоятельства Вестфалии, что означает разделение мира на суверенные и автономные «ячейки» под названием «государства». Такой статичный взгляд на текущие международные отношения не представляется возможным. Большая часть мировой истории, истории Европы и современного развития в различных частях мира подтвержда­ет это. По мнению Б. Бузана, лишь связь с всемирной историей позволит увидеть и снять многие из ограничений теорий, которые лежат в осно­вании нашего понимания мира. Вторая связь представляется еще более значимой. В этом состоит причина того, почему Б. Бузан в последние годы активно сотрудничает с Английской школой международных отно­шений, разрабатывающей концепцию интернационального общества, в


центре внимания которой находится именно общество, а не интернаци­ональная (международная) политика, которая сводится к государствам. Социологический взгляд оказывается наиболее подходящим мыслитель­ным инструментом, в отличие от государство-центричного.49

В связи с этим следует отметить, каким образом Б. Бузан сопоставля­ет международные отношения и социологию. Например:

Социология исходит из внутренней перспективы, рассматривается структура уже данного объекта, обозначенного как общество. А теории международных отношений в основном исходят из внешнего, и постро­ение идет в терминах системы.

Для социологов общество всегда состоит из индивидов. В свою оче­редь в международных отношениях, если речь идет об обществах, то исследователи обращаются к обществам государств или к мировому обществу, которое чаще всего понимается как состоящее из негосудар­ственных акторов и государств. Это подтверждает, что международные отношения всё равно остаются замкнутыми в рамках государство-цен-тричной модели.

Социология предлагает холизм по отношению к обществу, включая в себя весь спектр человеческой деятельности, а теории международных отношений в основном стоят на позициях механицизма и сконцентри­рованы на политике.

Следствием предыдущего пункта оказывается, что все явления зам­кнуты на политической сфере, а не как в социологии, где политика лишь одна из сфер и далеко не самая главная. Таким образом, всё сводится лишь к военно-политическому фактору, что объясняет, почему пред­лагается механистический концепт системы, а не социологический, т.е. общество.50

Именно связью международных отношений с историей и социологи­ей Б. Бузан обосновывает, почему в последние годы он работает в рамках Английской школы, истоки которой были заложены ещё в 1930-е годы. В отличие от теорий, имеющих свои основания в бихевиористской или позитивистской традиции, Английская школа обращается к моральным, политическим, социальным особенностям интернационального обще-ства.51 При этом многие представители Английской школы нового поко­ления сочетают исходные положения реализма с опорой на конструкти­визм. Для данной школы в последние десятилетия характерен взгляд, что