Файл: Геополитика номер 15.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в первую очередь конструктивизм и социология позволят произвести тщательный анализ сферы международных отношений.

Поэтому не удивительно, что во многих источниках Б. Бузан указы­вается как теоретик, который сделал очень многое для развития дисци­плины в области международной теории и безопасности. До середины 1990-х гг. большинство работ Б. Бузана были сосредоточены на огра­ниченности неореализма и идеях структурного реализма. В последние годы он стал одним из основных представителей Английской школы в области исследований интернациональной безопасности. 52

Теория секьюритизации


Б. Бузана можно назвать исследователем, который написал первую книгу, посвященную детальному изучению концепции безопасности в противовес традиционному пониманию позитивизмом этого поня­тия. Прежде чем перейти к той аналитической схеме, которую Б. Бузан выстраивает в теории секьюритизации, следует отметить следующее. Данная концепция возникла потому, что четко проявилась ограничен­ность исследований, посвященных проблеме безопасности ввиду их ориентированности только на военные угрозы в сфере интернацио­нальной безопасности в целом. Задача, которую перед собой ставит Б. Бузан и его коллеги из Копенгагенской школы состоит в деконструкции концепта безопасности. Их интересует то, как некий объект начинает рассматриваться в качестве угрозы безопасности, то, как он политизи­руется внутри определенного контекста и секьюритизируется. Б. Бузан стремится раскрыть процесс, в котором что-либо утверждается угрозой. Это представляет собой скорее конструктивистский подход, в то время как реализм сводит всё это комплексное понятие безопасности просто к синониму силы.53 Такой традиционный подход к безопасности был возможен во время мировых войн, когда государства находились в по­стоянной борьбе за силовое и властное превосходство. Однако по мере перехода от таких условий существования становилось очевидным, что сужение понятия исключает из исследования множество важных сто­рон, которые составляют его сущность. Военная повестка дня, которая была характера для традиционного дискурса о безопасности, стала те­рять свое определяющее значение, и проявились другие проблемы без­опасности, которые невозможно было игнорировать. Например, стали обсуждаться национализм, религия, идентичность и т.д. Произошло за­метное расширение современной повестки дня, а соответственно отход


от безопасности как понятия, связанного главным образом с военным фактором, и движение в направлении принятия более широкого круга проблем как части того, что относится к понятию безопасности. С этой целью Б. Бузан предлагает теорию секьюритизации, в рамки которой он включает те факты и явления, которые раньше не рассматривались как части проблемы безопасности. Принадлежность к Английской школе, которая отличается плюралистическим подходом к международным от­ношениям, прослеживается в предлагаемой им концепции. Но как неза­висимый исследователь, который находится обособленно от каких-либо школ международных отношений, он использует широкий набор раз­личных теорий и предлагаемых ими инструментов. Это позволяет ему расшить существовавший до него анализ безопасности и предоставить понимание всей ее комплексности, применяя выстроенную схему к со­временным проблемам международных отношений.

Что же такое секьюритизация? Секьюритизация — это процесс, в котором определенный объект представляется как проблема безопас­ности. Понятие безопасности всегда связано с вопросом выживания, а, значит, речь идет об угрозе существования данного объекта. Б. Бузан вводит свой понятийный аппарат, используя термин референтный объ­ект — т.е. это тот объект, по отношению к которому считается, что существует экзистенциальная угроза (то, на что можно указать и ска­зать «это должно выжить, соответственно необходимо...»54). Объект становится вопросом безопасности, поскольку принимается решение, что он важнее, чем другие и должен обладать абсолютным приорите­том. Проблемы безопасности рассматриваются с той точки зрения, что должна быть угроза для чего-то, и такие условия приводят к необходи­мости использования экстренных мер. Исходя из такого рода формулы, Б. Бузан определяет, что выступает проблемой безопасности, а что — нет. Другими словами, это попытка взять объект из области нормальной политики и придать ему статус чрезвычайного приоритета, сказав, что «мы должны сделать что-то с этим, и мы должны сделать это сейчас и быстро, потому что в ином случае, то, что нам дорого, исчезнет или бу­дет серьезно повреждено». Тем самым секьюритизация выводит нас за рамки нормальной политики. «Безопасность» — это шаг, который под­нимает политику над установленными нормами и правилами решения таких вопросов.

Секьюритизация, таким образом, может рассматриваться как экстре­мальная политизация. Теоретически любой вопрос может быть распо­ложен в континууме, начиная от неполитизированного (государство не разбирается с этим вопросом, и он ни в какой иной форме не становится


вопросом обсуждения и принятия решения), через политизированный (такой вопрос является частью государственной политики и требуется принятие решения) до секьюритизации (вопрос представлен как экзи­стенциальная угроза, требующая чрезвычайных мер и оправдывающая действия за границами нормальной политической процедуры). В прин­ципе, размещение вопросов в этом континууме является открытым, т.е. любой вопрос может оказаться в любой его части в зависимости от обстоятельств. Некоторые государства будут политизировать религию (Иран, Саудовская Аравия, Бирма), а некоторые не будут (Франция, США). Некоторые из них будут секьюритизировать культуру (СССР, Иран) а некоторые не будут (Великобритания, Нидерланды). В случае вопросов (в частности, относящихся к окружающей среде), которые резко перешли из неполитизированной категории, исследователь стол­кнется с двойным вопросом, будут ли они просто политизированы или также секьюритизированы.55

Для того чтобы осуществить секьюритизацию, конечно, необходимы акторы, которые это осуществляют, заявляя, что референтный объект находится в условиях экзистенциальной угрозы. Секьюритизирующий актор — это субъект (индивид или группа), производящий речевой акт

0 безопасности. В этой роли чаще всего выступают правительства, по­литические лидеры, лоббисты, группы давления. Но номенклатура ак­торов на этом не заканчивается, и она состоит как из государственных акторов, так и негосударственных, отдельных индивидов и групп даже никак не относящихся к сфере политики.

В процессе секьюритизации выделяется два этапа:

  1. Заявление, что возникла угроза существования референтного объекта.

  2. Завершение процесса секьюритизации, которое будет успешным, если актор смог убедить аудиторию в заявленном.

Способ, которым, Б. Бузан предлагает рассматривать секьюритиза-цию — изучение дискурса. Это означает, что секьюритизация оказыва­ется успешной, когда аргумент с определенной риторикой и семиоти­ческой структурой достигает достаточного эффекта, чтобы аудитория допустила нарушение действующих норм и правил. Дискурс, который принимает форму представления существующей угрозы для объекта, сам по себе не создает секьюритизацию — это лишь секьюритизирую-щее движение. Проблема секьюритизируется только при условии, что аудитория принимает ее как таковую. «Принять» не обязательно оз­начает свободную от подавляющего влияния дискуссию.56 Если нет при­знаков «принятия», то можно говорить лишь о секьюритизирующем


движении, второй этап не пройден, и секьюритизация не завершается. Здесь Б. Бузан обращается к теории речевого акта лингвиста Дж. Л. Остина, работы которого были вдохновлены теорией языковых игр Л. Витгенштейна. Он утверждает, что большинство концепций рассматри­вают высказывания как либо истинные, либо ложные и всегда дискрип-тивные. На самом деле словами можно производить действия, что до Дж. Л. Остина игнорировалось. Он называет их перформативными вы­сказываниями или перформативными речевыми актами. Пример, кото­рый им часто используется — свадебная церемония: высказывания не­весты и жениха «да» представляют собой перформатив. Говоря «да», совершается действие — вступление в брак.

Дж. Л. Остин выделяет три типа речевых актов:

Локутивный акт (locution — оборот речи, изречение) представ­ляет собой произнесение высказывания, обладающего фонетической, лексико-грамматической и семантической структурами. Это самый ба­зовый акт, посредством которого значение придается определенному высказыванию.

Иллокутивный акт (il — в, внутри), обладая определенной силой, обеспечивает указание не только на значение выражаемой пропози­ции, но и на коммуникативную цель этого высказывания. Акт устанав­ливает значение высказывания вместе с перформативной силой и яв­ляется конвенциональным. Пример: «Он призвал (или посоветовал, потребовал)».

Перлокутивный акт (per — посредством) служит намеренному воз­действию на адресата и достижению какого-то результата. Данный акт не является конвенциональным. Пример: «Он убедил меня». Следует иметь в виду, что перлокутивный акт — это часть речевого акта го­ворящего, а не ответное, посткоммуникативное действие адресата. Перлокуция состоит в воздействии на информационное состояние адресата, на его настроение, планы, желания и волю.

Теория секьюритизации использует только иллокутивный акт.

Как было указано, сами речевые акты не могут быть ни истинными, ни ложными. Тем не менее, они занимают определенное место в соот­ветствующих условиях и следуют правилам и предписаниям. В теории речевых актов Дж. Л. Остина это обозначается как «удачные условия». Он перечисляет шесть условий того, чтобы перформативный речевой акт стал удачным:

Речевой акт должен быть в соответствии с «принятой конвенцио­нальной процедурой», относящейся к самому высказыванию.


Конкретные лица и условия в данном случае должны соответство­вать, быть пригодными для проведения конкретной процедуры, к кото­рой происходит обращение с помощью высказывания.

Процедура должна быть выполнена всеми участниками верно.

Процедура должна быть выполнена всеми участниками полностью.

Персона, участвующая в речевом акте должна быть искренней в сво­ем высказывании.

Каждое лицо, участвующее в речевом акте, должно «жить» в соот­ветствии с высказыванием, совершать соответствующие действия57

Здесь следует отметить, что дихотомия искренности и неискренно­сти может иметь важные последствия для использования речевых актов с целью секьюритизации. Это так, потому что отсутствие последних двух «удачных условий», в отличие от отсутствия первых четырех, не делает недействительным речевой акт. То есть секьюритизация может быть успешной даже когда секьюритизирующий актор неискренен.

Теоретическая важность перформативного речевого акта в формули­ровке Дж. Л. Остина для теории секьюритизации важна в двух планах:

формулирование речевых актов вообще — идея безопасности как иллокуции, посредством которой секьюритизация достигается выска­зыванием о безопасности;

для того как и когда речевые акты успешны или терпят неудачу.

В теории секьюритизации эта идея развивается под названием благо­приятных условий. Попытки секьюритизации всегда сдерживаются теми или иными ограничениями. Поскольку второй этап состоит в принятии аудиторией секьюритизирующего движения в форме высказывания, то этому могут способствовать определенные обстоятельства. Условия для успешного речевого акта делятся на две категории:

  1. Внутренние (лингвистически-грамматические), т.е. придержи­ваться общих правил построения речевого акта (соответствует перво­му «удачному условию» концепции Дж. Л. Остина). Необходимо сле­довать грамматике безопасности, и конструировать сценарий, который включает экзистенциальную угрозу, точку невозврата и возможный выход.

  2. Внешние (контекстуальные или социальные), т.е. занимаемая ак­тором позиция (это соответствует второму «удачному условию» кон­цепции Дж. Л. Остина). Внешний аспект имеет еще два условия:

Социальный капитал секьюритизирующего актора, который должен обладать авторитетом (хотя это не обязательно официальный государ­ственный авторитет). Социальные обстоятельства позиции авторите­та — это отношение между говорящим и аудиторией, т.е. вероятность