ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1326
Скачиваний: 1
актором, а аудиторией, к которой обращен дискурс: Таким образом, безопасность, в конечном счете, покоится ни на объектах, ни на субъектах, а среди субъектов.64
«Лакмусовой бумажкой» для безопасности выступает успешная мобилизация аудитории во имя вопроса, изображаемого секьюритизирую-щими акторами как угрозы безопасности65. Проще говоря, без мобилизации за пределами нормальной политической процедуры проблема не может считаться проблемой безопасности. Язык выступает движущей силой эскалации угроз, т.е. он является мощным политическим инструментом. Секьюритизация может становиться «технологией дисциплины» с целью контроля и управления, социальной практикой на службе у государства. Национальная безопасность никогда не должна идеализироваться. Ее используют для того, чтобы заставить замолчать оппозицию и дать «власть держащим» множество возможностей эксплуатировать угрозы для своих целей. У секьюритизации есть тактическая привлекательность для манипуляции — например, как путь, чтобы достигнуть должного внимания к выгодным для государства (или иного актора) проблемам. Поэтому Б. Бузан и О. Вэйвер подчеркивают, что они не считают, что «чем больше [вопросов о] безопасности, тем лучше». Более того, они предлагают обратный процесс, т.е. десекьюритизацию, где угрозы возвращаются в сферу нормального политического порядка. Хотя десекьюритизация, с точки зрения Б. Бузана предпочтительна, но в определенных ситуациях можно выбрать секьюритизацию. Но никогда не стоит верить в то, что это невинное отражение проблемы, которая является угрозой безопасности: секьюритизация всегда представляет собой политический выбор.66
Выводы
Б. Бузан и его коллеги обращаются в своей концепции к социальным аспектам безопасности: как люди или общества конструируют и секью-ритизируют угрозы. Исследования секьюритизации ставят целью точно установить: кто секьюритизирует, о каких проблемах (угрозах), для кого (референтные объекты), почему, с каким результатом и не в последнюю очередь — при каких условиях. Используя теорию секьюритиза-ции, исследователю следует сконцентрироваться не на том, чем является безопасность, а какой эффект она производит.
Основная идея теории секьюритизации состоит в следующем: понимание процессов конструирования разделяемого всеми понимания
того, что названо и на что отвечают как на угрозу. Б. Бузан предлагает рассмотрение секьюритизации как дискурсивного конструирования угроз безопасности. Данная концепция включает речевой акт как способ выражения факта экзистенциальной угрозы для референтного объекта. Заявляется, что необходимы чрезвычайные меры для решения проблемы выживания объекта. Само заявление еще не означает секью-ритизации, это лишь секьюритизирующее движение (хотя опасность может существовать, но акторы должны принять ее как таковую).67
Как сам Б. Бузан отмечает, он считал важным изучить процесс, с помощью которого люди конструируют некий объект в качестве угрозы, те пути, которыми различные вещи могут быстро создаваться как проблема безопасности (как борьба с терроризмом), или наоборот будут оспариваться (как в случае Ирака), или вдруг будут десекьюритизирова-ны (как холодная война). Он высказывает не свою точку зрения на объективные угрозы, а смотрит на то, как другие отвечают на эту угрозу.68
В следующей части доклада мы обращаемся к конкретным примерам, где можно проследить процессы секьюритизации.
Часть II
Всегда, когда речь идет о безопасности, то возникает вопрос: когда цель оправдывает средства. Хотя решение такого вопроса может показаться очевидным и простым, это далеко не так. Необходимо всегда просчитывать до какой степени результат решений о безопасности оправдывает меры, применяемые для его достижения.
Поскольку процесс секьюритизации был рассмотрен и обозначена возможность десекьюритизации, то сначала мы кратко остановимся на характере секьюритизации холодной войны и на том, каковы были последствия ее десекьюритизации. Это необходимо для лучшего понимания основных черт новых отношений в сфере безопасности. Хотя сами процессы были сконцентрированы в Европе, но изменения имели место во всей интернациональной системе.
Секьюритизация и десекьюритизация холодной войны
Особенность секьюритизации холодной войны состоит в том, что это была макро-секьюритизация. В концепции Б. Бузана это означает такой тип секьюритизации, который направлен на формулирование вопросов
безопасности на уровне всей системы. Макро-секьюритизация определяет очень большую стратегическую область, в течение длительного периода времени и которая становится основным приоритетом в повестке дня всего мира. Холодная война является самым успешным примером прочной и длительной макро-секьюритизации, когда референтные объекты представляли не только национальную безопасность США и Советского Союза, но и отвечали за будущее человечества, какие принципы будут регулировать общества.69
Если обратиться к истории, то, по мнению Б. Бузана, такого рода ма-кро-секьюритизаций до холодной войны не существовало. По крайне мере он уверен в том, что они отсутствовали для системы отношений Вестфальского мира (1648 — 1945 гг.). В этот период соперничество держав формировало лишь частные и обособленные секьюритизации, которые могли обладать глобальным характером только в том смысле, что имели глобальные последствия для альянсов, колоний и т.д. Б. Бузан обращает внимание на идеологический фактор, который уже использовался в качестве инструмента конструирования угроз. Например, республиканский режим против монархического, что сыграло свою роль в образовании некоторых союзов в XIX веке. Анализируя историю Европы, он отмечает, что следовало бы ожидать большую роль идеологии в процессах секьюритизации. Но этого не произошло в идеологической триполярности либеральной демократии, фашизма и коммунизма, и, возможно, объясняется структурой альянсов, сохранением выгодного баланса сил для каждой из держав.70 Однако XX век, согласно Б. Бузану, вполне может войти в историю как эпоха войн индустриальной идеологии между державами. За короткое время войны развязали идеологическое соперничество, которое в свою очередь развязало новые войны, как «горячие», так и «холодные». Первый раунд войны, начиная с 1914 г., породил противостояние фашизма и коммунизма с либеральным капиталистическим Западом. Во втором раунде столкнулись западные и коммунистические силы, объединенные вместе в 1941 г. для ликвидации фашизма как серьезного идеологического противника. Третий раунд, т.е. холодная война, был длительным периодом, в котором ядерное сдерживание достигалось за счет гонки вооружений, технологических инноваций, экономического роста и социетальной привлекательности.71
Холодная война вынуждала весь мир поддержать одну из сторон двуполярной системы в лице США и СССР. Переход к такой секью-ритизации был успешно представлен соперничеством сверхдержав и
воплотился в макро-секьюритизацию холодной войны. В вопросах безопасности преобладала крайне милитаризированная и поляризованная идеологическая конфронтация. Ввиду интенсивности соперничества сверхдержав опасность войны была реальной и вопросы безопасности для большинства государств были самыми важными и постоянно обсуждаемыми.
Окончание холодной войны стало актом десекьюритизации. Это означает, что такая макро-секьюритизация перестала существовать и не оставила ничего равного взамен. Холодная война была ярким примером того, как что-то очень удачно было сконструировано как угроза, но после распада СССР перестало быть ею. Это показывает, что секьюритиза-ция может работать в обоих направлениях — объявить что-то в качестве угрозы, а потом развенчать ее.
Секьюритизация, особенно в ее макро варианте, — очень привлекательный инструмент для государств, удержаться от использования которого практически невозможно. Как только исчезло противостояние двух держав периода холодной войны, то появилось пустое пространство, определенный вакуум, который не может долго оставаться незаполненным. После завершения холодной войны не было примеров успешной макро-секьюритизации. Имевшие место западные военные интервенции представляли собой преимущественно конкретные и локальные секьюритизации. При этом сложно говорить об истинной се-кьюритизации, поскольку в основном это были секьюритизирующие движения, ответом на которые были дискуссии о законности, практичности и нравственности применения военной силы в погоне за правами человека.
В 1990-е гг. попытки макро-секьюритизаций происходили в основном уже не в военном, а в других секторах. Например, речь шла о правах человека или о мировой экономике, когда сторонники либеральной торговли и финансового порядка были обеспокоены стабильностью глобальных режимов, а сторонники анти-глобализации указывали на проблемы перспектив развития и влияния глобализации на распространение бедности или голода. Не забывался и инвайронментальный сектор, когда предпринимались попытки макро-секьюритизации планетарной среды как глобального референтного объекта, от которого зависит существование человеческой цивилизации. Затрагивалась, конечно, и проблема идентичности в социетальном секторе (в основном на локальном и национальном уровне). Особое внимание уделялось вопросам миграции, национальных меньшинств и мультикультурализма. Б. Бузан отдельно упоминает идеи С. Хантингтона, изложенные в работе
«Столкновение цивилизаций», считая, что они имеют некоторые элементы макро-секьюритизации.
Макро-секьюритизация терроризма
Б. Бузан предлагает в качестве наиболее вероятного кандидата на смену макро-секьюритизации холодной войны — терроризм. Поэтому он исследует, что может этому способствовать, а что помешать, и каковы будут последствия. Говоря о терроризме, невозможно не упомянуть США, которые после завершения холодной войны ощущают явный дефицит угроз. Эта страна осуществляла множество как секьюритизирующих движений, так и самих секьюритизаций, которые во многом выглядят попыткой найти новую угрозу на место СССР. Например, позиционируемая угроза со стороны Китая остается заметной в текущем дискурсе
0 безопасности США. Но такая секьюритизация не имеет практически никаких перспектив стать равнозначной статусу макро-секьюритизации холодной войны. Упомянутый выше тезис С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций» также был явным намерением секьюритизировать ислам как врага по отношению к американской силе и ценностям. Это единственная попытка, которая приблизилась к статусу макро-секьюри-тизации. Соответственно, сегодня существует катастрофический дефицит угроз, а они являются непременным элементом функционирования государства, потому что именно их наличие дает великолепную возможность обосновывать причины принятия многих решений и действий. Государства нуждаются в угрозах для того, чтобы оправдать свое существование и узаконить проводимую политику, а война с терроризмом как нельзя лучше подходит для таких целей. 72
Нападение Аль-Каиды на США 11 сентября 2001 года позволило произвести существенный сдвиг в повестке дня безопасности. Еще в начале 1990-х годов президент Б. Клинтон часто обращался к «человеческой» безопасности и призывал к «новому пониманию значения и природы национальной безопасности и роли индивидов и государств-наций». Он призывал к «концептуальному прорыву» в понимании безопасности в терминах «людей в их домах, на работе и сообществе».73 Очевидно, что 11 сентября решило проблему дефицита угроз для США, а также волну массовых протестов против политики администрации Дж. Буша. Объявленная война с терроризмом обеспечила доминирующую секьюритизацию, вокруг которой смогла организоваться вся внешняя политика. Причем секьюритизация такого рода имеет четкий характер американской однополярности. США видят себя как державу, на которую возложена миссия защиты будущего всего человечества, и,