Файл: Геополитика номер 15.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1293

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как следствие, имеющую право и обязанность говорить и действовать от имени и во имя всего человечества. В американской политике глубоко укоренилась склонность апеллировать к принципам и интересам США, как будто они универсальны, что дает политике безопасности страны не­обычайно моралистический и манихейский тон. Поскольку в теории се-кьюритизации речевой акт и дискурс о безопасности в целом занимают центральное положение, то их можно проиллюстрировать конкретны­ми примерами. Это прослеживается в ультиматуме бывшего президента Дж. Буша: «Вы или с нами, или вы с террористами», или в заявлении — «наша ответственность перед историей нам ясна: ответить на эти атаки и избавить мир от зла.»74 В этом аспекте следует обратить внимание на Стратегию национальной безопасности США 2002 года, где постоянно подчеркивается, что США нет равных по мощи и что они будут защи­щать мир, ведя борьбу с террористами, что именно США «выпала честь возглавить это великое дело». Ясно, что при таком дискурсе терроризм уже установлен экзистенциональной угрозой глобального уровня, более того — даже описано то, как следует выйти за рамки нормального по­литического процесса и что необходимо применять в этой войне против терроризма. Правда, при этом появляется ощущение, что США все-таки осознают хрупкость своей позиции, и что война с терроризмом может не оказаться макро-секьюритизированной, и поэтому между делом в этом документе упоминается проблема ВИЧ/СПИДа. Тем самым такое фор­мулирование войны с терроризмом сразу показало отчаянное положе­ние США в плане отсутствия достаточно глобальных угроз. Терроризм конструировался с претензией на свою значимость не просто как секью-ритизации, а именно макро-секьюритизации.

Война с терроризмом — не одна из множества невоспринятых, пу­танных секьюритизаций 1990-х гг., а возврат к традиционной связи безопасности с военной сферой. Возможно, это было попыткой вос­создания модели холодной войны, потому что такая секьюритизация возродила готовность сил мира вмешиваться во внутренние и внешние дела других стран в погоне за террористами. Война вновь вернулась в центр политической сцены, однако, это не война в традиционном смыс­ле. Применялся военный подход, но основное действие происходило не только в традиционной военной форме.75

В общем, о терроризме можно было говорить как успешной макро-секьюритизациии, и терроризм был принят как угроза для западной цивилизации. Часть успеха объясняется тем, что проблема терроризма связывает вместе несколько давних проблем в области безопасности:


преступность, торговлю наркотиками, оружием массового пораже­ния. Ясно, что открытие государственных границ для торговли, пото­ков финансов, информации и миграции имеет свою темную сторону. Преступники и террористы тоже могут воспользоваться такими пре­имуществами либеральной открытости. Секьюритизация терроризма смогла связать все эти проблемы воедино.76 Подтверждением служит Европейская стратегия безопасности 2003 г. Среди пяти ключевых угроз были названы терроризм, пролиферация оружия массового по­ражения, региональные конфликты, провал государства, организован­ная преступность (связанная в первую очередь с незаконным оборотом наркотиков, женщин, нелегальных мигрантов и оружия), где всё кон­центрируется вокруг проблемы терроризма.77 Этот документ стал про­должением европейского образца формирования комплекса угроз для проведения секьюритизации в мире после 11 сентября 2001 года. И, если сравнить тексты Европейской стратегии безопасности за 2003 и 2010 годы, то можно увидеть, что перечень ключевых проблем видоиз­менился, но терроризм по-прежнему остался на первом месте. Список основных угроз в 2010 г. состоит из: терроризма (в любой форме), ор­ганизованной преступности, кибер преступности, трансграничной пре­ступности, насилия, стихийных (естественных) и созданных человеком бедствий.78 Сразу после 11 сентября НАТО сослалось на статью 5 (если одна из сторон подверглась нападению, то осуществляется индивиду­альное или совместное действие, которое будет сочтено необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и по­следующего сохранения безопасности Североатлантического региона), помогая тем самым узаконить секьюритизацию войны с терроризмом, а речевые акты европейских лидеров лишь усилили этот шаг.79 К при­меру, в тот момент президент Франции Ж. Ширак высказался следую­щим образом: «Франция знает, что борьба с терроризмом эффективно может быть осуществлена только путем определенного, коллективного действия»80, а премьер-министр Великобритании Т. Блэр заявил: «Этот массовый терроризм является новым злом в нашем мире. Люди, которые совершают его, не знают никакой святости и ценности человеческой жизни, и мы — демократии мира, должны объединиться, чтобы побе­дить его и уничтожить. Это не борьба между Соединенными Штатами Америки и терроризмом, но и между свободным и демократическим


миром и терроризмом. Поэтому мы здесь, в Великобритании, стоим плечом к плечу с нашими американскими друзьями в этот час трагедии, и мы, как и они, не успокоимся, пока это зло не будет изгнано из нашего мира.»81

Нет сомнений в том, что с сентября 2001 года война с терроризмом добилась значительного прогресса в качестве объекта макро-секьюри-тизации, и получила широкое признание в международном сообществе. Но означает ли это, что терроризм и сейчас остается таковым?

Б. Бузан предлагает к обсуждению следующие факторы и возможные сценарии развития событий в вопросе макро-секьюритизации терро­ризма, которые могут ее как укрепить, так и ослабить:

Влияние новых террористических атак.

Спектр вариантов возможного развития следующий. На одном его конце находится нормализация, в которой террористическая угроза уходит на второй план и становится приемлемой частью повседнев­ных рисков жизни человека. На другом конце находится эскалация, в которой мотивация и организация террористов останется сильной, а контр-меры — лишь частично эффективными. Путь эскалации, ко­нечно, усилит и укрепит секьюритизацию войны с терроризмом, а нормализация — ослабит. На долговечность секьюритизации терро­ризма напрямую будет влиять успех террористических организаций в поддержании достаточного уровня нападений и провокаций. При этом не стоит исключать и такую возможность, что правительства, заинтере­сованные в сохранении войны с терроризмом, будут прибегать к дезин­формации с целью усиления террористической «угрозы». Закрытость организаций, которые раскрывают террористические заговоры, дает широкие возможности для манипуляций, начиная от искажения фактов до полной их фабрикации.

Приверженность США к секьюритизации войны с терроризмом.


Поскольку после событий 11 сентября именно США были иници­атором объявления «войны терроризму», то от их действий в ее под­держку, зависит, будет ли такая макро-секьюритизация процветать или потерпит неудачу. Риторика администрации Дж. Буша повлияла на восприятие США по обе стороны Атлантики, и далеко не всегда в по­ложительном свете, что оказывает определяющее влияние на процесс секьюритизации терроризма. Позиция США как борца за свободу и мир во всём мире после интервенций в другие страны оказалась деле-гитимизированной. Например, вторжение США в Ирак, отчётливо


проявило их некомпетентность и роль оккупантов, в результате чего право Соединенных Штатов проводить макро-секьюритизацию сильно пошатнулось. Причем этого было достаточно для того, чтобы дискре­дитировать секьюритизацию войны с терроризмом даже в самих США просто потому, что ее связывают с деятельностью администрации Дж. Буша. Можно вспомнить чудовищные действия по отношению к во­еннопленным, пытки и защиту США своего права на эти меры. А если аудитория не готова принять речевой акт от такого актора, значит, что секьюритизация не сможет успешно завершиться. Дискурс, конечно, стал видоизменяться, и США начинают говорить не о «глобальной во­йне с терроризмом», а о «борьбе против глобального экстремизма» или «глобальной борьбе с врагами свободы, врагами цивилизации». Это может рассматриваться либо как отход от секьюритизации войны с терроризмом, или, вероятнее, как попытка сформулировать ее таким об­разом, чтобы найти отклик в широких массах и противостоять критике.

3. Легитимность США как лидера секьюритизации в рамках между­народного сообщества.

Данный вариант во многом сходен и был изложен в предыдущем пункте. Однако даже если сами США придерживаются секьюритизации терроризма, неизвестно, добьются ли они достаточной степени согласия для поддержки другими странами такой доминирующей макро-секью-ритизации. Это, конечно, зависит от авторитета и легитимности США как лидера в международном сообществе. Раньше США успешно вели макро-секьюритизацию холодной войны против коммунизма и военной мощи Советского Союза. А война с терроризмом обладает потенциа­лом для того, чтобы собрать вместе еще более широкую группировку, состоящую не только из западных, но и других крупных государств, та­ких как Россия, Китай, Индия. Большинство стран могут использовать макро-секьюритизацию терроризма как способ разрешения собствен­ных внутренних конфликтов. Однако легитимность США в качестве лидера резко сократилась с 2000 года, когда правление администрации Дж. Буша привело к потере многих союзников. Правда, этот аспект можно рассматривать с двух взаимосвязанных сторон. Одна состоит в ослаблении легитимности американского лидерства и, соответственно, потери ведущей роли США в секьюритизации терроризма, а другая — в вероятности того, что сам факт секьюритизации терроризма (или более конкретно — определенный образ, которым администрация Дж. Буша определила и преподносила его) подрывает легитимность и привле­кательность США. Отрицание многостороннего подхода и утверж­дение, что решение проблемы может быть достигнуто единственным


способом — основанным только на политике силы и под руковод­ством США, ставит эту страну еще дальше за пределы международ­ного сообщества.

4. (Не)приемлемость и (не)легитимность как секьюритизации
войны с терроризмом в целом, так и частных секьюритизаций, с ней
связанных.

Макро-секьюритизация терроризма во многом была довольно успешной, но это не значит, что она не встречала на своем пути сопро­тивления. Оппозиция относилась к ней как к фреймированию «войны», а не обобщенной секьюритизации. Очевидный пример — вторжение в Ирак на основании предполагаемого обладания им оружием массового поражения и связи с Аль-Каидой. Оппозиция критиковала проведенные чрезвычайные меры, легитимированные войной с терроризмом. Если война с терроризмом означает, что военнопленный полностью лишен прав, обозначенных в Женевской конвенции, что в качестве методов допроса можно применять бесчеловечные пытки, что государство полу­чает право нападать на других просто по подозрению в связях с терро­ристами, что гражданские и экономические свободы ограничиваются во имя безопасности, то для большинства людей секьюритизация терро­ризма будет выглядеть как нечто, приносящее больше вреда, чем пользы. Звучат высказывания о том, что если продолжать процесс разрушения с трудом завоеванных свобод и прав человека во имя безопасности в борьбе с терроризмом, то террористы обретут ту победу, которую они никогда не могли получить бомбами и оружием. В этом плане отличие от холодной войны не может быть более поразительным. После собы­тий 11 сентября секьюритизация сосредоточена не на альтернативной сверхдержаве или идеологии, а на силе хаоса озлобленных и отчужден­ных меньшинств, отверженных правительств, на их способности ис­пользовать открытость, технологии, неравенство, несправедливость, по­рождаемые западной системой политической экономии. Помимо этого возникает проблема взаимосвязи секьюритизации терроризма с такими действиями Соединенных Штатов, как, например, вторжение в Ирак, которое отрицательно повлияло на восприятие людьми образа США. Стало очевидным, что данная страна совершает свои действия в одно­стороннем порядке, без консультаций с другими, и принимает реше­ния, основываясь на своем собственном взгляде на мир, отказываясь от многосторонних переговоров, которые могли бы ограничить их свободу действий. Такая ассоциация в массовом сознании может быть достаточ­ной, чтобы отвергнуть макро-секьюритизацию терроризма.

5. Сила конкуренции других секьюритизаций по отношению к войне
с терроризмом.