ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1314
Скачиваний: 1
доверяет этой стране. Более того, он пытался создавать независимую позицию, «свой голос» для африканских государств как не контролируемых ни США, ни другими государствами. В 1999 году он инициировал создание Африканского союза для укрепления связей бывших колониальных африканских государств. На Панафриканском саммите 2009 года М. Каддафи призвал к созданию Соединенных Штатов Африки, чтобы объединить экономические силы, а это, пожалуй, сегодня самый богатый континент мира, с точки зрения неиспользованных минерального и сельскохозяйственного потенциалов. Если в случае Туниса или Египта была пусть частичная правда о том, что население подавлялось и страдало, то с Ливией ситуация обстоит иначе. В этой стране был самый высокий жизненный уровень на африканском континенте, большинство медицинских услуг, образование и топливо были субсидируемы государством. Среди других африканских стран Ливия обладала самым низким уровнем детской смертности и высокой продолжительностью жизни. Менее 5% населения недоедало, и эта цифра ниже, чем в США; а в ответ на рост цен на продовольствие М. Каддафи отменил все налоги на продукты питания.
Но М. Каддафи не обладал лучшими западными PR-агентствами, чтобы использовать красивые фразы, скрывая за ними истинные цели своих речевых актов, что так успешно делают такие видные фигуры мировой политики, как Б. Обама или Н. Саркози. М. Каддафи не был фотогеничным, как другие политики, а значит, это еще больше упрощает достижение Соединенными Штатами их цели, объявляя его новым Гитлером в СМИ. Пока Ливия управлялась М. Каддафи, это создавало для США крайне неудобную обстановку. Как и в случае с объявленными «спонтанными и демократическими» восстаниями в Египте, США проработали секьюритизацию Ливии. Вмешательство США, очевидно, не было нейтральным поступком стороннего наблюдателя для защиты мирных жителей. Это было целенаправленным ускорением смены режима. Препятствуя всеми возможными способами правительству М. Каддафи по восстановлению контроля над вооруженным восстанием, они незаметно отбросили все принципы международного суверенитета и заменили их на туманное понятие «обязанность защищать». Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что применение силы в Ливии было предпринято исходя из принципа гуманитарности, и сослался именно на это понятие как формулу новой международной безопасности. На самом же деле это была всего лишь незаконная военная агрессия под руководством США. Такой подход разрабатывался годами. Первым был Г. Эванс, бывший министр иностранных дел Австралии и член Международной кризисной группы. В 2002 году, за год до агрессии
против Ирака, Г. Эванс опубликовал статью в «Foreign Affairs», в которой призывал начать дебаты о том, можно или нельзя вторгаться в страну на основании нарушения прав человека, даже если происходящие события в стране носят внутренний характер, и предложил свой тезис не как аргумент о праве вторжения, а об обязанности защищать.
Дискурсивные практики снова выстраивались так, чтобы всё выглядело искренней борьбой за права человека. Б. Обама открыто заявил
0 поддержке США ливийской оппозиции всего через несколько часов после появления резолюции ООН, не оставляя никаких сомнений, что США когда-либо рассматривали свою роль как нейтрального посредника мира. Затем в интервью CNN в Сан-Сальвадоре он упомянул о своих «надеждах» что оппозиционное движение Ливии при защите США сможет сместить режим М. Каддафи. Это было выгодно также и Франции, Н. Саркози призывал последователей М. Каддафи присоединиться к оппозиции. Резолюция ООН о бесполетной зоне над Ливией была де-факто объявлением военной, экономической и финансовой войны против суверенного государства. И, конечно, весь дискурс строился на основаниях того, то эта резолюция принята для обеспечения защиты мирного населения. Только такое обоснование могло найти понимание и отклик среди всех стран.92
Таким образом, формировалось мировое общественное мнение, которое поддерживало принятые по отношению к Ливии меры, которые, по сути, были актом открытой военной агрессии против суверенной страны, актом неоколониализма, «гуманитарной» войны. И только потом пришло осознание всех последствий согласия с такими мерами. Произошел прецедент, который означал, что теперь вряд ли что-то сможет остановить США в применении подобных мер по отношению к Китаю, России и любой другой стране, ведь всегда можно совершить интервенцию под предлогом предотвращения «нарушения прав человека», раз уж США приняли на себя тяжкое бремя «обязанности защищать». Так называемая гуманитарная «обязанность защищать» открывает новый «ящик Пандоры» с возможностями контролировать мировое общественное мнение и тем самым легитимировать военные интервенции. Это было важным шагом для США на пути к их Новому Мировому Порядку, восстановлением власти США как сверхдержавы посредством распространения войны и хаоса. Речевым актом о «нарушении прав человека» секьюритизируется угроза — тезис, который будет всеми поддержан — ведь никто не хочет потерять свою свободу. На такой технике управления индивидуальной эмоциональной реакцией и
восприятием значения слов и фраз основывается весь процесс секью-ритизации. Это очень важный инструмент манипулирования нашим восприятием — актор получает невероятную власть над аудиторией, многократно повышая шансы успешности секьюритизации.
Второй пример относится к инвайронментальному сектору, от которого зависит благополучие среды обитания человека. Возможно, что проблема глобального потепления покажется не столь значимой по сравнению с войной и терроризмом, но и с ее помощью можно достигать аналогичных целей. Преимущество состоит в большей вероятности успеха секьюритизации ввиду неочевидной связи с политическими и военными угрозами. Аудитория просто не поймет, что на самом деле стоит за секьюритизацией глобального потепления. В действительности — это геополитический инструмент, чтобы широкие слои населения добровольно поддержали отрицательное для себя явление, например, ухудшение их уровня жизни. Если бы это произошло без объективной причины, просто по решению политиков, то это могло бы вызвать забастовки и протесты населения. В последнем отчете ООН о глобальном потеплении обосновывается необходимость и требование выделить огромные средства (12% мирового ВВП), чтобы «предотвратить вредные последствия изменения климата». Было подсчитано, что выполнение рекомендаций ООН по снижению выбросов в атмосферу будет стоить около $ 2750 в год на семью при настоящем уровне цен на энергоносители.
Поскольку США отчетливо ощущают, что мир начинает выскальзывать из их рук, остается проблема того, как же можно далее навязывать свой контроль и закрепить его. Эта логика распространяется Соединенными Штатами на такую проблему окружающей среды как глобальное потепление. Сегодня есть две основные фракции в западном политическом истеблишменте власти, которые сотрудничают и имеют глобальные цели, но принципиально отличаются в вопросе о том, как их достичь. Итак, существует два варианта политики США. Первый представлен фигурами Дж. Буша, Д. Чейни и стоящими за ними нефтяным и военным промышленным комплексом. Его также можно назвать «фракцией Рокфеллера», которая вот уже более века основана на власти над контролем нефти. Секьюритизация войны с терроризмом предоставила им «прикрытие» для оправдания военного контроля над главными поставщиками нефти и ее транзита по миру. От Ирака к Афганистану и Косово, планы НАТО и США состоят в будущем контроле над такими экономическими силами мира, как Россия, Катай, Индия, Бразилия и т.д. Второй вариант политики состоит в том, что появилась идея сменить тактику, и вместо жесткой агрессивной линии управления Буша-Чейни
выдвинули фигуру Б. Обамы. Смещение акцентов происходит от секьюритизации терроризма и смежных с ним проблем к секьюритизации ин-вайронментального сектора, хотя всё с теми же целями, что стояли за объявлением войны с терроризмом. Демократическое президентство Б. Обамы вовсе не означает полный отказ от военных провокаций со стороны НАТО и США. Его администрация активно пользуется советами З. Бжезинского, а Я. Бжезинский, его сын, работает в качестве помощника министра обороны США по делам НАТО и Европы. Они являются убежденными сторонниками расширения НАТО на восток и дальнейшего развертывания системы противоракетной обороны. Эта вторая фракция добивается сохранения своего контроля над большей частью мировой экономики, используя глобальное потепление и «мягкую силу», в качестве более подходящего средства, чтобы убедить людей добровольно принять резкое снижение их уровня жизни. Это дискурс проводит Б. Обама, который активно сотрудничал с А. Гором и заявлял, что они вместе будут решать проблему глобального потепления и уверял, что изменение климата реально и представляет собой угрозу для всего человечества. Таких же идей придерживается, например, премьер министр Великобритании Г. Браун, который предлагает фантастические схемы инжениринга климата, которые обойдутся гражданам Англии очень дорого. Идея глобального потепления состоит в том, что антропогенные выбросы вызывают нагревание Земли до такой степени, что полярные ледники тают, повышая уровень мирового океана и угрожая затопить как минимум четверть поверхности суши. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун утверждает, что антропогенные выбросы CO2 были причиной таяния 100 миллиардов тонн полярных льдов каждый год, и что через 30 лет в Арктике просто не останется льда. Всемирный фонд дикой природы сообщает, что арктический лед тает так быстро, что через восемьдесят лет уровень мирового океана поднимется на 1,2 метра, и вызванные им наводнения повлияют на весь мир. Всемирная метеорологическая организация совместно с Программой ООН по окружающей среде создали Межправительственную группу экспертов по изменению климата (IPCC), публикующую постоянные отчеты об оценке риска глобального потепления. На самом деле их отчеты построены на ошибочной научной методологии, но это не мешает им настойчиво продвигать свои идеи как истинную правду благодаря медийным магнатам, спонсирующим фракцию Б. Обамы. Пропаганда глобального потепления «раздута» политиками и заинтересованными лицами как, например, Голдман Сакс и другими организациями с Уолл-стрит, финансовыми компаниями, которые получают миллиарды от торговли новыми углеродными фьючерсами. Они прикладывают все усилия, чтобы
запугать мир и вынудить согласиться на подписание договора в рамках Саммита-2009 в Копенгагене, который был посвященный борьбе с последствиями глобального потепления. Такой договор является преемником Киотских лесов — Протокола по сокращению выбросов CO2. Стоит отметить, что США долгое время отказывались его подписывать и, хотя в итоге это сделали, протокол ими до сих пор не ратифицирован. Это обосновывали заявлениями, что выполнение Киотского протокола приведет к опасной зависимости США от других стран, а это — серьезная угроза для экономики США и всего мира. Очевидно, что за глобальным потеплением скрыто нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Было подсчитано, что законопроект, посвященный глобальному потеплению, поддерживаемый Б. Обамой и его покровителями с Уолл-стрит, будет стоить американским налогоплательщикам примерно 10 триллионов долларов. 93
Описанный пример — очевидная секьюритизация, где речевым актом убеждают аудиторию принять обозначенную проблему. Происходит манипуляция данными, чтобы предоставить убедительные доказательства глобального потепления, при этом скрываются те факты, которые могли бы поставить под вопрос сделанные заявления. На самом деле, с 2007 года полярные ледники росли, а не таяли, и земля охлаждалась, а никак не нагревалась. Сообщения о таянии ледников основаны на летнем времени года, когда арктический лед всегда тает перед замораживанием в начале сентября. Хотя 10 млн. кв. км морского льда начинает таять каждое лето, но в сентябре Арктика вновь замерзает. Количество льда в 2009 году увеличилось на 500 тыс. кв. км по сравнению с 2008, и, в свою очередь, увеличилось на те же 500 тыс. кв. км по сравнению с сентябрем 2007 года, когда отмечалось наименьшее количество арктического льда.94
Именно инвайронментальные угрозы выступают в роли «дикой карты» международных отношений. Они могут порождать кризисы в различных формах (изменение климата, уровня моря; быстрое распространение смертельного заболевания; отравляющие последствия атмосферы, в которой мы живем; астероиды; и т.д.). В этом секторе всегда существует вероятность быстрого изменения. 95 Кризисы могут возникнуть завтра или через десять лет, а может быть и никогда, что маловероятно. В случае с такими угрозами трудно сказать, когда и окажут ли они вообще свое воздействие, но это и помогает ими манипулировать. Если вдруг, к примеру, те же ледники действительно, начнут таять,