Файл: Геополитика номер 15.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

помимо всего, зачастую является единственным для этих стран серьез­ным каналом и кодом социального диалога. Неразвитость институтов гражданского общества порождает новую религиозную монополию на форму выражения социальных ожиданий. Вместе с тем, мы являемся свидетелями слияния двух потоков: становление национальной араб­ской идентичности и исламского цивилизационного пространства. Идут сложные интеллектуальные поиски сочетания национальной и религиозной идентичности, поиски «особого» пути развития, особой, иной демократии в рамках исламской цивилизации.

Исламская цивилизация предложила человечеству принципиаль­но иную модель мирового порядка, основанную на трансцендентной воле, подчиняющей человека. Коллективистская ценность семьи, рода, племени или этнической общности, общественная солидарность и ин­дивидуальное самоограничение здесь ставятся гораздо выше прав и ин­тересов отдельной личности. На мусульманском Востоке интуитивное (чувственное) восприятие мира доминирует над рационалистическим подходом, характерным для Запада. Для арабской ментальности, рож­денной и устоявшейся на открытых всем ветрам афроазийских просто­рах, присуща имманентная любовь к сильному вождю, способному удер­жать народ в многоликом этническом котле. Если на Западе президента избирают на основе демократической процедуры, то на мусульманском Востоке считают, что правителем может быть избран лишь тот, кто при­знан и призван народным волеизъявлением, причем процедуры этого во­леизъявления могут варьироваться весьма широко. Мировые (западные СМИ) заполонены угрозами радикального исламизма и экстремистских исламских организаций. Но забывается, что ислам на Ближнем Востоке воспринимается населением, в первую очередь, как форма, причем единственная, сохранения своей идентичности в условиях «мерцаю­щей реальности» глобализирующегося мира. В связи с этим меняется и расклад новых геополитических акторов, где вместо ставших уже тради­ционными США и Европы активную роль играют Россия, Китай, Иран, Турция и другие новые акторы, недовольные или хотя бы несогласные с однополярным миром.

В своем шоу на «Фокс Ньюс» Глен Бек заявил, что ожидает измене­ния расстановки сил в мире. Первая — это Исламский халифат, который будет контролировать Ближний Восток и часть Европы. Вторая — это Китай, который поставит под свое влияние Восточную Азию, Южную Африку и, возможно, Австралию и Новую Зеландию. А третья — это Россия, которая утвердится на постсоветском пространстве.

Таким образом, меняется и геополитическая расстановка сил, су­щественное влияние на регион оказывают страны не обремененные


«колониальной памятью» (например, Китай), проявляющие антиглоба­листскую солидарность (Россия, Китай, Иран), а также декларирующие единство исламских геополитических ориентиров (Турция, Иран).

Реальным считает возрождение политического единства исламского мира Джоэл Ричардсон, который отмечает в статье «Что будет дальше на Ближнем Востоке?» в "Word Net Daily", что главной опасностью яв­ляется создание коалиции между Ираном, Турцией и новыми демокра­тически-исламистскими правительствами. Хотя этот союз и не будет на­зываться халифатом, но в случае его заключения мусульмане ближе всего подойдут к возрождению халифата за 80 лет. В таком случае, мы имеем дело не с ливийской или сирийской революцией, а, прежде всего, с но­вым цивилизационным переломом, и изменением привычной картины мира.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что ближнево­сточные события (революция, беспорядки, волнения и т.д.) имеют си­стемный масштабный характер, отражающий:

Мир все больше осознает ущербность гедонистической цивилиза­ции, идут поиски идеократических обществ.

Однополярный мир утрачивает свой потенциал, ибо не отвечает ди­намике современных процессов.

Бурный демографический рост на Ближнем Востоке, а следователь­но, появление значительного молодежного слоя, не может долгое время ужиться с отжившими, устаревшими политическими структурами.

«Глобальная деревня» управляется уже иными коммуникационны­ми институтами. Интернет-пространство создает новое поле для соци­альных технологий, возникает технология «опосредованной виртуаль­ной агрессии».

Общество становится все более сложным, оно не сводимо лишь к каким-то простым одномерным измерениям и требует другого систем­ного управления, нежели непотические и трайбалистские элиты с их коррупцией и закрытостью.

Утратили свое былое значение различные международные институ­ты. Складывается ощущение, что мы вернулись к временам Фридриха II: «Когда я хочу захватить какую-то провинцию, я ввожу в нее войска, а потом уже мои историки докажут, что провинция эта должна была при­надлежать нам с незапамятных времен». Оправдывается любая агрес­сия, любое нарушение суверенитета, поэтому необходимо находить новые нетрадиционные пути институализации конфликтов, как-то меж­конфессиональные ассамблеи, молодежные форумы и т.д., способные противостоять диктату сильных стран


Социальная справедливость, вернее, ее требования, всегда будет ка­тализатором социальных волнений, будь то Уолл Стрит или Мисрата. Поэтому мир должен находить альтернативные, принципиально иные социальные технологии.


Литература:

The Middle East in Global Perspective // Carnegie Moscow Center. 14/4/2010 - Beirut / http://www.carnegie.ru/events/?fa=show&id=2854

Бадран Т. Мир без Америки = Россия на Ближнем Востоке // International expert Center for Electoral Systems, 26 мая 2010 / http://www.elections-ices.org/russian/ publications/textid:4988/

Бак Т. Ближний Восток: туманные перспективы // Financial Times, 24 февраля 2011 / www.inopressa.ru

Исаев Г. Что такое «Ближний Восток»? // Информационный портал «Полярная звезда». 19 мая 2009 / http://zvezda.ru/geo/2009/05/19/middleeast.htm

Итоги недели // Информационно-аналитический портал «Геополитика». 23 апре­ля 2011 / http://geopolitica.ru/Articles/1223/

Как не нужно продвигать демократию в Египте // «The Washington Post», США. 25 февраля 2011.

Кому выгодны революции на Ближнем Востоке. Информбюро «Восток-Центр» // Общественно-политический журнал «ЗНАТЬ». 11 марта 2011 / http://www.znat. ru/165-revolutions.html

Ливни Ц. Кодекс для молодых демократий Ближнего Востока // The Washington Post, 24 февраля 2011 / www.inopressa.ru

Феррари А. Лихорадка на Ближнем Востоке: сбить температуру трудно, регион в опасности // Corriere della Sera, 26 января 2011 / www.inopressa.ru

Филатов С. Ближний Восток: «Идеальный шторм» // Информационный портал «Русский обозреватель». 1 марта 2011 / htp://www.rus-obr.ru/ru-web/9913


Переформатирование политического пространства Ближнего Востока в неоколониальном контексте


Александр Кузнецов

В последнее время появляется все больше аналитических и научных статей, посвященных фундаментальным политическим изменениям, происходящим, начиная с 2011 года на Ближнем Востоке и получив­шим название «арабской весны». По мнению автора данной статьи, эти политические изменения имеют глубокие внутренние причины. Они объясняются, во-первых, исчерпанностью существовавших до этого в регионе политических проектов (либеральных, социалистических, на­ционалистических). Во-вторых, глубоким недовольством арабских на­родных масс сложившимися авторитарными режимами, в рамках кото­рых все важнейшие политические решения принимались в кругу пары десятков олигархов, зачастую приходившихся родственниками друг другу. В этом смысле необходимо решительно не согласиться с мнени­ем тех, кто считает происходящие революции результатом «заговора» ЦРУ США или консервативных монархий Персидского Залива. Вместе с тем, революционные изменения, происходящие в арабских странах, были использованы некоторыми внешними акторами для достижения своих далеко идущих целей. Одной из этих целей является уничтожение суверенитетов крупных арабских государств для создания в регионе си­туации «управляемого хаоса». Подобные планы вписываются во внеш­неполитическую стратегию, проводимую в регионе западными держава­ми с начала двадцатого века.

Начало формирования суверенных государств на Ближнем Востоке было положено англо-французским соглашением Сайкс-Пико 1916 года (названо так по имени британского министра иностранных дел Р.Сайкса и министра иностранных дел Франции Ф.Пико). Основной целью согла­шения было разграничение сфер влияния Великобритании и Франции в регионе после неизбежного поражения Османской империи в Первой Мировой войне. Интересно, что именно в тексте этого соглашения впервые в мировой дипломатической практике появляется термин «Ближний Восток». В качестве научного понятия он впервые был при­менен в 1902 году американским геополитиком адмиралом А.Мэхеном1 [5;224].


Английское вмешательство в дела Арабского Востока началось в 1915 году, когда резидент британской разведки Г.Т.Лоуренс (Лоуренс Аравийский) направлял восстания арабских племен, направленные на ослабление Османской империи. Интересно, что сам Лоуренс считал необходимым создание единого общеарабского государства под эгидой авторитетной арабской династии Хашимитов, но руководители и раз­работчики британского внешнеполитического курса думали по-иному2. Создание государства под руководством Хашимитов, потомков Пророка Мухаммада, контролировавших в то время священные для мусульман го­рода Мекку и Медину, представлялось им слишком рискованным с точ­ки зрения появления могущественной политической силы, способной в будущем конкурировать в регионе с Великобританией. В связи с этим был взят курс на дробление региона и создание ряда мелких государств.

Осуществление этого плана показано в книге английского историка и юриста-международника Дэвида Фрумкина «Мир, который покончил со всеми надеждами на мир» (The peace to end all peace). В 1915 году англичане поддерживали кандидатуру главы рода Хашимитов эмира Хусейна на пост главы объединенного арабского государства, однако уже в 1916 году их позиция изменилась. По соглашению Сайкс-Пико, Сирия отошла во французскую зону влияния (территория французско­го мандата). В 1920 году французские войска бесцеремонно вытеснили сына Хусейна эмира Абдаллу из Дамаска3. В 1922 году племена бедуи­нов во главе с кланом аль-Саудов захватили Мекку и Медину, вытеснив оттуда принца Фейсала, сына Хусейна. Следует отметить, что в отличие от Хашимитов, пользовавшихся безусловным религиозным и политиче­ским авторитетом в арабском мире, клан аль-Саудов воспринимался в то время в качестве выскочек и предводителей разбойничьих шаек. Их имидж не становился лучше и от покровительства ваххабизму, воспри­нимавшемуся в то время исламскими религиозными авторитетами как тяжкая ересь. Англичане позволили армии аль-Саудов оккупировать Мекку и Медину, находившиеся в подданстве их формального союзника. Фейсал стал по договоренности с английскими властями королем Ирака, а его брат Абдалла получил в управление Иорданию. Тактику невмеша­тельства британский премьер-министр Дэвид Ллойд-Джордж объяснял это тем, что «Аравия слишком засушливая страна, чтобы держать в ней постоянную армию». Кроме того, в то время еще ничего не было из­вестно об огромных запасах нефти, находящихся на Аравийском полу-острове4. Однако главной причиной такого внешнеполитического курса английских властей было намерение продолжить дробление арабского