Файл: Геополитика номер 15.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1283

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дамаске. В этом состоит историческая истина. Соглашение Сайкс-Пико, явившееся наиболее грубым насилием, осуществленным над историей, разделило это единство на различные государства. Однако договор Сайкс-Пико, носивший характер раздела Ближнего Востока на английскую и французскую сферы влияния, не может изменить реальность. Жители этого региона представляют собой один народ. Естественно, что инте­рес, который проявляет Сирия в палестинском деле, отличается от от­ношения, проявляемого к палестинской проблеме другими арабскими государствами»18. В настоящее время даже редуцированное политическое пространство, оставшееся от «Великой Сирии» внешние акторы, в числе которых находятся США и Франция, а также Саудовская Аравия и дру­гие консервативные монархии Персидского залива пытаются раздробить на бессильные мини-государства. При этом справедливую борьбу сирий­ского народа за демократизацию внешние игроки пытаются перевести в русло межконфессионального суннитско-шиитского конфликта. Об этом недвусмысленно свидетельствует статья американского военного анали­тика Брайана Даунинга, где всерьез обсуждается возможность раздела Сирии на суннитское государство, находящееся в вассальных отношениях с Саудовской Аравией и прибрежное государство алавитов, ориентиро­ванное на Иран и Россию19.

Рассмотрев тренд на переформатирование политического простран­ства Ближнего Востока, можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, глобализация трактуется Соединенными Штатами и их со­юзниками как право вмешиваться во внутренние дела других государств и уменьшать, а то и вовсе уничтожать их суверенитет. В этом смысле по­литика последних двадцати лет, осуществляемая на Ближнем Востоке, может быть охарактеризована как «неоколониальная». Такая политика вполне вписывается в уже имеющиеся стратегии.

Во-вторых, данная стратегия заключается в лишении политической субъектности потенциально значимых акторов, способных проводить не­зависимый курс (Ирака, Сирии, Ирана, Ливии).

В-третьих, осуществляется балканизация или ливанизация больших пространств, то есть их дробление по линиям конфессиональных, этниче­ских или субэтнических различий.

В-четвертых, после балканизации теоретически планируется «фин-ляндизация» или «умиротворение» конфликтных территорий, однако возможность практической реализации этого плана вызывает большие сомнения.


Кто вооружает свободную сирийскую армию?


Леонид Савин


На страницах американского издания Foreign Policy в статье, посвя­щенной сирийскому вопросу один автор, которого трудно обвинить в предвзятости, так как он является гражданином США, описывает вполне очевидную для многих складывающуюся конфигурацию в Сирии: «ин­тервенция в Ливию, осуществленная НАТО в соответствии с санкциями ООН и финансируемая Катаром теперь может произойти в Сирии, что уже реализуется США и их союзниками по НАТО путем вооружения Свободной сирийской армии». Далее речь идет о так называемой док­трине «Ответственность защищать», которую поддерживают ООН, различные неправительственные организации типа Human Rights Watch и Amnesty International, а также фонды типа «Открытого общества» Джорджа Сороса20. Автор делает вывод, что сейчас одно неверное реше­ние может привести к очень серьезным последствиям в регионе.

Издание Newsweek, пытаясь сделать прогнозы, указывает, что «жизнь после Башара Асада, вероятно, будет более неустойчивой, чем в Египте после Хосни Мубарака... Сама сирийская политическая карта довольно взрывоопасна: потенциал правления исламских экстремистов... алавиты почти полностью зависят от правления Асада... христиане напуганы тем, что сделали экстремисты с их единоверцами в Ираке и Египте...а солид­ные суннитские бизнесмены не хотят иметь лишних проблем»21.

На фоне однозначной позиции России и Китая, администрация Обамы приняла взвешенное решение - не предоставлять военной под­держки сирийской оппозиции, так как это может усугубить ситуацию. Виктория Нуланд из Госдепартамента США, в частности, заявила, что вооружение сирийской оппозиции не будет являться решением пробле­мы. Вместо этого, по ее мнению, необходим национальный демократиче­ский диалог, а также мониторинг процесса прекращения огня. Энтони Кордесмэн их Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне также вполне трезво заметил, что Россия имеет свои инте­ресы в регионе, поэтому Москва заинтересована в сохранении стабиль­ности в Сирии.


Согласно замыслам стратегов по переделу Ближнего Востока, Ирак будет разделен на три государства: курдов, шиитов (мини-государство вокруг Басры) и суннитов (мини-государство вокруг Багдада), Сирия будет разделена на шиитское государство на побережье, суннитское государство Алеппо, суннитское государство Дамаск, друзское государство (куда войдут Голанские высоты, восточная часть Иордании

и часть Ливана). Ливан будет разделен на 8 кантонов — суннитское мини-государство в Триполи, маронитское государство в Джуниех, сирийский сателлит в долине Бекаа, интернациональную зону Бейрут, палестинский кантон в районе реки Литани и города Сидон, шиитское мини-государство и государство христиан, которое будет находиться под израильским влиянием. Источник: http://www.arabic-military.com/t21165-topic Однако эта полумера вряд ли приведет к столь желанному Западом (по крайней мере, на словах) миру. Воинственная риторика, особенно от ряда арабских государств, продолжает сохраняться. Шади Хамид из Центра Брукингса в Дохе призвал «международное сообщество» быть более активными в вопросе возможной военной интервенции. А Лига Арабских Государств предпринимает новые авантюры и объявляет об «открытии каналов коммуникации с сирийской оппозицией». По их словам этот шаг направлен на дипломатическое признание сирийского национального совета как легитимный орган, представляющий сирий­ский народ. И ЛАГ призвала предоставить этому органу все виды по­литической и финансовой поддержки22.


Создается впечатление, что подобная спешка ведется не из-за обе­спокоенности проблемами безопасности населения в Сирии, а потому, что вскроется подноготная конфликта и участие в нем игроков извне, которые играют краплеными картами.

Самая главная крапленая карта в этой игре - это связь Свободной си­рийской армии с исламскими экстремистами и западными спецслужбами.

Свободная сирийская армия является военизированным крылом Сирийского национального совета, оппозиционного режиму Башара Асада. Этот совет уже получил признание от ряда западных стран. Хотя эта «армия» разрекламирована самими оппозиционерами как органи­зация, куда входят дезертиры вооруженных сил Сирии и перебежчики, это является лишь частицей правды. В ее составе находятся арабские моджахеды, убивавшие американских солдат и их союзников в Ираке и Афганистане, наемники и прочие исламские экстремисты, которые потянулись в Сирию после начала конфликта. Не случайно новый ли­дер «Аль-Каеды» Айман аль-Завахири недавно призвал мусульман из Турции, Ирака, Ливана, Иордании и других стран оказать «братьям в Сирии» любую помощь.

В Свободную сирийскую армию, которая имеет штаб-квартиру в Турции, еще в ноябре прошлого года влилось около 600 боевиков из ливийской «Аль-Каеды»23. Эта операция проходила под руководством Абдель Хакима Белхаджа, который, согласно заверению бывшего пре­мьер-министра Испании Хосе Мария Аснар подозревается в организа­ции терактов 11 марта 2004 г. в Мадриде24. Сам Бельхадж тесно связан с шейхом Али аль-Салиби, который ранее был провозглашен новым лиде­ром Ливии. В Сирии неподалеку от турецкой границы в составе группы боевиков также был замечен некий аль-Махди Хатари, ливиец по проис­хождению, проживавший до присоединения к «Аль-Каеде» в Северной Африке в Ирландии. Он возглавлял трипольскую бригаду и был персоной номер два в военном совете Триполи после Абделя Хакима Белхаджа25. Хатари сложил свои полномочия в Ливии, заявив, что хочет вернуться к жене в Ирландию, однако последовал в Турцию, а оттуда во главе с бо­евиками пробрался на территорию Сирии26. Тьерри Мейсан в одной из своих публикаций отмечал, что Хатари связан с Боевой исламской груп­пой Ливии, которая официально числится в списке террористических


организаций США, и присутствовал на борту судна Мави Мармара в составе пропалестинских активистов (среди делегатов этой флотилии находились и агенты американских спецслужб) в июне 2010 г27. Во время штурма судна израильским спецназом он был ранен и даже провел де­вять дней в израильской тюрьме.

На различных форумах джихадистов также есть информация об организации потока боевиков из арабских стран в Сирию для борь­бы с режимом президента Башара Асада. Например, на сайте Ansar al-Mujahedeen28, являющимся международным информационным ресурсом исламских боевиков, где есть видеозаписи и российских ваххабитов-экс­тремистов, появились призывы к джихаду в Сирии, а один из форуми-стов под ником Nasr al-Din al-Hosni написал, что на иракско-сирийской границе во время операции по переброски амуниции погиб эмир Абу Усама аль-Моджахар29. 12 февраля 2012 г. руководство «Братьев мусуль­ман» в Иордании в лице Хаммама Саида также призвало к джихаду про­тив сирийского правительства, назвав вступление в Свободную сирий­скую армию «исламским долгом».

Кроме того, западные СМИ указывают, что оружие просачивается в Сирию со стороны турков и арабских стран30.

Если уж эта информация попала в поле зрения западных журнали­стов, то вряд ли западные спецслужбы не в курсе каналов поставки ору­жия и других ресурсов, а также тех методов, к которым международные исламские экстремисты прибегают в ходе своих акций, тем более, что и американцы, и их союзники по НАТО все это испытали на своей шкуре.

В завершение публикации необходимо отметить еще пару момен­тов. Недавно бывший глава израильской спецслужбы МОСАД Эфраим Галеви назвал Сирию ахиллесовой пятой Ирана31. Он охарактеризовал эту страну в качестве центра, из которого Иран распространяет свое влия­ние, а также миникоминтерном, который включает такие структуры, как «Хизбалла», являющейся сейчас основной силой в Ливане, и «Хамас», контролирующий Сектор Газа и претендующий на установление своего контроля над остальными территориями Палестины. А 07 февраля 2012 г. корреспондент агентства «Рейтер» из Вашингтона Эндрю Куинн из­дал статью, в которой назвал Сирию местом, где произойдет конфликт