ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1207
Скачиваний: 1
26
Геополитика
Славянской и Российской цивилизации». Тогда в рамках небольшой
конференции удалось собрать представителей большинства православ-
ных стран, в том числе, такого малого восточнославянского народа, как
подкарпатские русины. Единым рефреном звучала следующая мысль: с
крахом глобализационного проекта и финансового кризиса Европа по-
немногу вспоминает свои корни. И идеология панславизма вызывает все
больший интерес. Пока среди относительно узкого круга интеллектуа-
лов. Но, как историк, хочу напомнить, что и работы К. Маркса в России
поначалу читали лишь единицы. Есть основания полагать, что по мере
углубления финансового, а далее, развивая мысль, политического и идео-
логического кризиса в Евросоюзе на смену идеям евроинтеграции будут
приходить давно забытые, казалось бы, интеграционные идеи. Как на-
писал в своей статье замечательный русский историософ А.И. Фурсов,
есть только две мощные идеи на европейском пространстве: идея объ-
единенной под эгидой Германии Европы и идея новой Российской импе-
рии (если угодно, Евразийского союза)
1
. Итак, перед нами два явления.
Попытаемся проследить, разумеется, в самой сжатой форме, историю их
взаимоотношений. Данная проблема, насколько нам известно, не стано-
вилась предметом специального рассмотрения исследователей. Попыта-
емся осветить ее на примере русской консервативной мысли.
В научной традиции Запада панславизм всегда трактовался как ис-
ключительно реакционное явление. Известный исследователь твор-
чества Н.Я. Данилевского, американец Р. Мак-Мастер, прямо именует
последнего тоталитарным мыслителем. В качестве одного из серьезных
аргументов он приводит ссылку на панславистские проекты великого
русского ученого и политического мыслителя. По мнению автора ста-
тьи «Панславизм» в «Encyclopedia Britannica», различные славянские
страны зачастую проводят прямо враждебную политику в отношении
других славянских народов и государств. При этом их союзниками часто
выступают соседние не славянские государства. Различия культурного и
религиозного плана, по мнению автора, гораздо серьезнее общего этни-
ческого происхождения, — подытоживает свои выводы исследователь.
Пожалуй, менее однозначно мнение западных исследователей в от-
ношении русского национализма. Национализм принадлежит к числу
явлений, научному изучения которых особенно не «повезло». Для со-
ветской науки эта тема являлась фактически табуированной; ее сегод-
няшнему научному познанию препятствует наличие многочисленных
мифов, имеющих давнее, еще дореволюционное происхождение. А само
неприятие национализма объединяет современных и дореволюционных
исследователей, придерживавшихся различных идейных убеждений.
1
Фурсов А. Наступает эпоха новых империй//Свободная пресса. 15 февраля 2012 г
27
www.geopolitika.ru
Приведем для примера выдержки из определений национализма, содер-
жащихся в двух энциклопедических словарях. Так, в классическом сло-
варе Брокгауза и Ефрона содержится следующее объяснение данного
явления: «Национализм — превращение живого народного самосозна-
ния в отвлеченный принцип, утверждающий «национальное» как безус-
ловную противоположность «универсального», и «свое родное» — как
безусловную противоположность «чужеземного»». По сути, аналогич-
ную трактовку данного понятия содержит определение, содержащееся
в «Философском энциклопедическом словаре», вышедшем в 1989 году:
«Национализм — идеология и политика в национальном вопросе, для
которых характерны идеи национального превосходства и националь-
ной исключительности. Национализм трактует нацию как высшую
внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как
гармоническое целое с тождественными основными интересами всех
составляющих ее социальных слоев».
Как мы видим, разница лишь в акцентах: в отличие от дореволюцион-
ной энциклопедии, «Философский энциклопедический словарь» 1989
г. делает упор на классовом (точнее, надклассовом) аспекте явления.
Общим является одно: национализм трактуется как искусственное про-
тивопоставление общего (общечеловеческого) частному (националь-
ному). А поскольку противопоставление проводится в пользу «част-
ного», симпатии авторов, разумеется, не на стороне националистов.
Впрочем, исследовательские оценки национализма в последнее десяти-
летие начали медленно изменяться. Во многом это вызвано влиянием
зарубежных исследований в гуманитарных дисциплинах, для которых
характерно отсутствие либо, по крайней мере, большая осторожность
в применении оценочного подхода. Замечательный отечественный ис-
следователь, не так давно ушедший от нас В.Л. Махнач, анализируя за-
рубежную историографию проблемы, выделяет в ней два «подвида»
национализма: «прогрессивный» (младотюрки, Гоминьдан) и «реак-
ционный» (нацисты). «В сравнении с этим, — заключает исследова-
тель, — в Западной Европе понятие “национализм” является безоценоч-
ным и негативной нагрузки не несет».
Итак, в целом это явление также рассматривается как отрицательное.
Вместе с тем, некоторые американские и западноевропейские авторы
склонны к поиску компромиссов, готовы признать определенную —
если не ценность, то хотя бы целесообразность — истоков и целей
русского национализма. В качестве аргументации используются
доказательства о существовании разного рода национализмов. Наряду с
«реакционным» национализмом, которому, разумеется, не приходится
рассчитывать на симпатии западных авторов, выделяется национализм
28
Геополитика
умеренный или прогрессивный. Последний видится им в отстаивании
собственных национальных и государственных интересов.
Близких подходы придерживается большинство современных рос-
сийских исследователей. Отечественные авторы постепенно отказыва-
ются от априорно негативного отношения к трактовке термина наци-
онализм, столь характерного для советской и, в значительной мере, для
русской дореволюционной историографии.
Остается выяснить, какого рода взаимоотношения связывали рус-
ский национализм и панславизм.
В научной литературе отмечалось, что первым провозвестником
панславизма на русской почве являлся знаменитый публицист и государ-
ственный деятель 17 века, выходец из Хорватии Юрий Крижанич. Пред-
теча панславизма доказывал необходимость объединения славянских
земель под властью московского царя, а русский язык видел в качестве
языка межславянской общности
2
. Однако в полной мере идеи пансла-
визма раскрылись значительно позднее, в 19 веке. Первыми провоз-
вестниками этой идеи стали революционные идеологи — в частности,
Общество объединенных славян. Позднее знамя панславизма была под-
нято родоначальником русского анархизма М. Бакуниным, неутомимого
борца не только с самодержавием, но и с германским экспансионизмом.
Характерно название одной из книг Бакунина — «Кнуто—германская
империя». (В свою очередь, теоретики германского социализма — К.
Маркс, еврей по происхождению, и Ф. Энгельс, наследник прусских
милитаристских традиций, испытывали не меньшую неприязнь к пан-
славизму в различных его проявлениях — в равной мере, как и к самой
России).
Однако по-настоящему звездным часом панславизма стали 1870-е
гг. — время деятельности так называемых Славянских комитетов. Ру-
ководитель наиболее влиятельного из них — Московского — стал И.С.
Аксаков, лидер пореформенного славянофильства. Аксаков продолжил
традиции зарубежного панславистского движения (чех В. Ганка, словак
П.Й. Шафарик и др.), а также те элементы панславизма, которые име-
лись в идеологии дореформенного славянофильства. Еще К.Н. Леон-
тьев справедливо отмечал, что если для «классического» славянофиль-
ства эти идеи не являлись системообразующими и центральными, то
таковыми их сделал Аксаков. С этим выводом были согласны и поздние
теоретики славянофильства (Д.А. Хомяков).
Если влияние (в первую очередь, на общественное мнение; в мень-
шей степени — на проводимую внешнюю политику петербургского
двора) Ивана Аксакова было очень значительным, то влияние Н.Я. Да-
2
Русская философия. Энциклопедия. М.: Республика, 1999. С. 363-364.
29
www.geopolitika.ru
нилевского было почти незаметно его современникам. Однако именно
его творчество (прежде всего, его знаменитый труд «Россия и Европа.
Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к
Германо-романскому») стало теоретическим фундаментом пансла-
визма. Не вдаваясь в анализ книги, отметим, что цели, провозглашен-
ные Данилевским — создание общеславянской федерации под эгидой
Российской империи и освобождение Константинополя из-под власти
турок, — означали окончательный переход панславизма на консерва-
тивные рельсы.
(Позднее это дало повод политическим врагам России обвинять ее в
экспансионизме. В Австро-Венгрии Данилевского именовали «апосто-
лом Славянства». После Второй мировой войны некоторые западные
советологи охарактеризовали книгу Данилевского периода — мы увере-
ны, совершенно безосновательно, — как идейное обоснование создания
Восточного блока).
Книга Н.Я. Данилевского вызвала гневную критику со стороны ли-
беральных авторов, прежде всего, Вл. Соловьева. Однако объектом кри-
тики она стала и с другой стороны. К.Н. Леонтьев, последователь Дани-
левского, один из недостатков книги усидел в чрезмерной идеализации
славянства. Критика Леонтьева панславистских проектов Данилевско-
го во многом смыкается с определением панславизма, приведенном в
«Британской энциклопедии». В двух словах ее можно свести к следующе-
му тезису: Славянство не представляет собой единого культурно-истори-
ческого типа. Оно оказалось разделенным между различными — право-
славно-византийским и романо-германским — культурными мирами.
Антитезу панславизму К.Н. Леонтьев видит в развитии своего, самобыт-
ного культурно-исторического типа. Эту идею мы считаем целесообраз-
ным определить как теорию культурного национализма.
Вместе с тем, Леонтьев не отвергает полностью идею панславизма.
Автор «Византизма и Славянства» предвосхищает возникновение еди-
ной славянской государственной общности, центром которой станет,
однако, не Санкт-Петербург, а Царьград. Именно на Балканах возник-
нет новая, славянская по преимуществу, в основе своей православная
культура.
Подведем итоги. Панславизм и русский национализм развивались
параллельно в рамках консервативной мысли. Несмотря на мощный
всплеск славянских симпатий в период Восточного кризиса середины-
второй половины 1870-х гг., идеи панславизма, не получили достаточно
мощного и постоянного влияния на русское общество. Пожалуй, по-
следний всплеск панславистских настроений пришелся на август 1914
года — начало Первой мировой войны. Покажется парадоксальным,
однако консервативные идеологи, имевшие таких предшественников,
как славянофилы (включая идеолога панславизма Ивана Аксакова), не
проявили должного внимания к панславистским проектам. Эту эстафету
приняли вожди русского либерализма — П.Н. Милюков, А.И. Гучков,
П.Б. Струве и др. Для русских же консерваторов кануна Великой войны
оказались ближе идеи русского национализма. Этим идеям оказались
подчинены идеи панславизма, причем данная тенденция наметилась уже
в трудах К.Н. Леонтьева.