Файл: Геополитика номер 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Региональная интеграция как стратегия России для Центральной Азии


Дмитрий Попов

Россия — уникальная страна. Во многих отношениях, в том числе и как субъект мировой геополитики. Протяженность ее границ превы­шает 60 тыс. км. Это значительно больше чем экватор земли. Уже в XIX в. русские мыслители справедливо отмечали в этой связи, что с такой огромной границей никакая страна не может обеспечить безопасность своей территории и социально-экономическое процветание только за счет армии, флота, оборонительных сооружений и железных дорог. Не­обходимо большее — установить отношения добрососедства и мира со всеми сопредельными государствами, поддержать их стабильность, предсказуемость и поступательное развитие.

В определенной степени этой логикой руководствовался Советский Союз, сформировавший в Восточной Европе буфер в виде членов Ор­ганизации Варшавского договора и Совета экономической взаимопо­мощи. Но, как известно, эти структуры прекратили свое существование вместе с СССР. Отсюда, важно учесть ошибки прошлого. В современ­ных условиях, естественно, речь не может идти о создании периферий­ных марионеточных режимов, которые по определению не устойчивы, требуют постоянного спонсирования и, как показывает история, легко могут поменять патрона. В современных условиях речь должна идти об окружении России странами, кровно заинтересованными в сотрудниче­стве с ней, получающих от этого сотрудничества взаимную выгоду, тесно связанными с Россией тысячами экономических, социальных, культур­ных связей, ощущающими себя единой геополитической общностью и пространством. В терминологии сегодняшнего дня речь должна идти о региональной интеграции.

Процессы региональной интеграции представляют собой один из наиболее актуальных трендов в быстроменяющемся мире, причем рас­пространен он повсеместно. Только экономических интеграционных объединений по всей планете сейчас насчитывается около 24051. По на­стоящему значимых из них несколько — тех, которые группируются вокруг крупных геополитических игроков. «Первопроходцем» в этой части называют Европейский союз, переживающий ныне глубокий кри­зис. Но изначально ЕС во многом явился попыткой европейских госу­


дарств, объединившись, обрести экономическую самостоятельность от Вашингтона, а для Германии — еще и восстановить статус ведущей европейской державы экономическими средствами. Сами Соединенные Штаты не оставили без внимания европейский опыт и уже в 1992 г., т.е. в год подписания Маастрихтского договора о Европейском союзе, иници­ировали создание НАФТА — экономической интеграционной группи­ровки североамериканских стран (США, Канады и Мексики). С этого периода Вашингтон лоббирует расширение НАФТА на страны Цен­тральной и Южной Америки (проект FTAA, Free Trade Agreement of the Americas). А сейчас особенно активно курирует также развитие инте­грационной организации для АТР под названием Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) с подключением к ней Японии и Южной Кореи, что призвано не допустить кооперацию этих стран с Китаем и сузить ин­теграционное поле для Пекина. Со своей стороны, КНР реализует ки­тайский интеграционный проект: переходит в приграничной торговле на юань, формирует в Центральной и Юго-Восточной Азии транспорт­ную и трубопроводную инфраструктуру для вывоза сырья и торговой экспансии, в течение 2000-х годов создает зону свободной торговли со странами АСЕАН, Чили и Пакистаном. Все это говорит о том, что ре­гиональная интеграция не только составляет органичную потребность огромной России, но и есть новое содержание международных отноше­ний.

Какие страны являются естественными интеграционными партне­рами России? На этот счет сломано немало копий. В нашей стране, на­пример, существует множество сторонников общеевропейской инте­грации, объединения потенциалов России и Европы. Михаил Прохоров, один из богатейших людей России и кандидат в президенты на выборах в марте 2012 г., сравнивший в своей предвыборной программе создание Евразийского союза с планами по восстановлению СССР, призвал к строительству «Большой Европы»52. Действующая власть также не от­рицает этой привлекательной идеи, о чем свидетельствует появившаяся в ноябре 2010 г. статья премьер-министра России Владимира Путина в немецкой газете Suddeutsche Zeitung, где он предложил ЕС и России создать экономический альянс от Владивостока до Лиссабона, дополняя и усиливая конкурентные преимущества обеих сторон (ресурсы, ин­вестиции и технологии)53. Однако при всем при этом действительность такова, что Москва и Брюссель не могут согласовать даже рамочное Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (ныне действующее под­


писано в 1994 г.), а сама Единая Европа далеко не едина в вопросе о развитии отношений с Россией на партнерских началах, особенно в таких сферах как безопасность, обмен технологиями и энергетика. С другой стороны, в России немало и тех, кто не без оснований считает, что эпицентр международной хозяйственной и политической жизни перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион и что Россия должна больше прислушиваться к интеграционным инициативам Китая как локомотива азиатского мира. Действительно, КНР лоббирует созда­ние зоны свободной торговли на пространстве ШОС. Еще в 2002 г. на первой встрече министров торговли стран ШОС в Шанхае с та­кой инициативой выступил министр внешней торговли и внешнеэ­кономического сотрудничества КНР Ши Гуаншэн54. Однако может ли Росси согласиться с таким предложением? Ведь отмена и смягчение таможенных и количественных ограничений во взаимной торговле с Китаем приведет к расширению сбыта более дешевой и конкуренто­способной китайской продукции и возможному подрыву целых от­раслей российской экономики.

На этом фоне круг наших естественных интеграционных партне­ров, по крайней мере, на среднесрочную перспективу, сужается до бывших советских республик. Учитывая, что ранее мы входили в со­став единого государства, существуют факторы, облегчающие инте­грационные процессы именно на постсоветском пространстве, игно­рировать которые было бы в высшей степени опрометчиво. Среди них — коммуникативная среда, русский язык, общее историческое прошлое и особенности менталитета. Также, технологически совме­стимая экономическая база. Показательный пример — железнодо­рожная колея, шириной 1520 мм, принятая в России и СНГ. Китай, например, с конца 1990-х годов предлагающий построить железную дорогу, соединяющую Узбекистан и Киргизию с транспортной систе­мой СУАР КНР, настаивает на своей ширине колеи 1435 мм. Другой фактор — наличие инфраструктуры, созданной в советское время и стимулирующей торговые и экономические связи с Россией. Эта инфраструктура, конечно, нуждается в обновлении и Россия пла­номерно действует в данном направлении, о чем свидетельствуют в частности проекты расширения Каспийского трубопроводного кон­сорциума и газопровода «Средняя Азия — Центр». Но затрачивая средства на модернизацию уже существующей инфраструктуры мы все-таки тратим значительно меньше, чем тот же Китай на ее созда­ние с нуля. Стоимость упомянутой китайской железной дороги через


Киргизию, например, оценивается в 2-3 млрд дол.55, а вот прокладка газопровода из Туркменистана, по некоторым оценкам, обошлась Пе­кину в 20 млрд дол56.

Итак, органичными партнерами России по интеграции могут и должны стать, прежде всего, бывшие союзные республики, включая го­сударства Центральной Азии. Нам следует завершить «эпоху 90-х го­дов», когда центробежные тенденции на постсоветском пространстве достигли своего апогея, а соседние страны занялись поиском новых ориентиров взамен утраченного союзного центра, подключившись к ра­боте как реальных западных институтов ЕС и НАТО, так и откровенно фальшивых объединений, искусственно созданных для окончательного разрыва с Россией (в частности, учрежденной в 1997 г. под патронажем Вашингтона и оказавшейся недееспособной организации ГУАМ в со­ставе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы). В этот период бал­тийские республики вошли в состав ЕС и на повестку дня был вынесен вопрос о членстве Украины и Грузии в НАТО. Конечно, нельзя сказать, что Россия не предпринимала попыток собрать осколки некогда единой страны, однако в силу слабости государства и инерции распада Совет­ского Союза это вряд ли представлялось тогда возможным. Да и сфор­мированные при демонтаже советской системы структуры и, прежде всего, Содружество независимых государств (СНГ), проектировались, скорее, не для объединения, а для «цивилизованного развода»57 бывших советских республик.

Однако с постепенным восстановлением России как субъекта миро­вой политики и укреплением ее экономической состоятельности ситуа­ция стала медленно выравниваться. В экономической области в 2010 г. заработал Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. О готовности изучить возможность присоединения к нему заявили Кир­гизия и Таджикистан. С января 2012 г. Таможенный союз достиг новой ступени интеграции и функционирует теперь как Единое экономиче­ское пространство (ЕЭП). К 2015 г. на его базе планируется создать Ев­разийский экономический союз (ЕЭС). Кроме того, в октябре 2011 г. России удалось, наконец, согласовать договор о создании многосторон­ней зоны свободной торговли в СНГ, работа над которым велась почти 20 лет. Его подписали восемь стран Содружества. В оборонной сфере


Москва инициировала реформу Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят семь бывших советских республик. Здесь созданы совместные силы быстрого реагирования, введен запрет на открытие новых иностранных военных баз без согласия всех членов организации. Принципиальным моментом стало и сохранение СНГ, которое все больше играет роль политического клуба и площадки для реализации гуманитарных проектов. Таким образом, налицо развиваю­щийся самостоятельный российский интеграционный проект. Его даль­нейшее продвижение и будет приоритетом международных усилий Рос­сии в ближайшие годы во всех прилегающих областях и регионах — на Украине, Кавказе и в Центральной Азии. Каждая из этих областей имеет свою специфику, которую Москва обязана будет учитывать, корректи­руя текущую политику. Но общий курс на региональную интеграцию должен быть сохранен.

Лев Гумелев, крупный советский историк и географ, посвятивший свою жизнь изучению Средней Азии, писал применительно к этому ре­гиону планеты: «Евразийский тезис: надо искать не столько врагов — их и так много, а надо искать друзей, это самая главная ценность в жизни. И союзников нам надо искать искренних. Так вот, тюрки и монголы мо­гут быть искренними друзьями.. .»58. Многие поспорят с мнением Льва Гумелева об «искренности» центральноазиатской дружбы с Россией, но факт остается фактом — именно в Центральной Азии наша страна в последние годы смогла найти основу для реализации части своих инте­грационных инициатив, с Центральной Азией связывают и ближайшие перспективы расширения Таможенного союза.

Повышенного внимания со стороны Москвы этот регион достоин и потому, что здесь реализуются сразу три конкурирующих проекта — российский, китайский и западный, а общая картина осложняется также влиянием Индии, Ирана и Турции. Среди основных факторов, привлекающих к региону внимание крупных геополитических игроков — богатство природных ресурсов и особое географическое положение. Так, доказанные запасы нефти в ЦА составляют 5,7 млрд т (около 3% общемировых), а газа — 11,4 трлн куб. м (6,1%), где основная доля нефти (5,5 млрд) принадлежит Казахстану, а газа (8 трлн) — Туркменистану59. Казахстан по разведанным запасам урана занимает второе место на планете (21% общемировых)60. Четвертое место в мире по запасам золота удерживает Узбекистан. В регионе много меди, серебра