ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1116
Скачиваний: 1
растет естественным образом по мере увеличения объемов российской торговли с сопредельными странами. Уже около 70% безналичного оборота между Россией и Белоруссией осуществляется в рублях64. В конце 2011 г. было объявлено о создании Венчурного фонда стран «таможенной тройки».
Многое предстоит сделать и для совершенствования правовой базы ТС-ЕЭП-ЕЭС, исключить появления неконтролируемых участков на внешних таможенных границах, например, в казахстанском Хоргосе, который, как опасаются, грозит превратиться в своего рода «черную дыру» Таможенного союза, куда под видом сырья смогут беспошлинно завозиться практически готовые товары из КНР и, подвергаясь здесь минимальной доработке, также беспошлинно распространяться по общей таможенной территории уже в качестве казахстанской продукции. Другим «тонким местом» на внешних таможенных рубежах может стать в будущем киргизско-китайская граница, через которую традиционно следуют контрабандные потоки из КНР. По всей вероятности, Москве придется нести финансовые затраты на техническое обустройство этого участка и настаивать на контроле за ним со стороны российских структур.
Сказанное в отношении совершенствования механизмов экономических интеграционных объединений в полной мере относится и к ОДКБ, где давно обсуждается необходимость реформирования порядка принятия решений, в частности перехода от принципа консенсуса к большинству голосов, распределяемых между государствами в зависимости от их вклада в общую безопасность. Особая позиция отдельных участников и в частности Узбекистана не должна сдерживать развитие организации, а выгоды от участия в ОДКБ в виде льгот по закупке российской военной техники и обучения военнослужащих уравновешиваться соответствующими обязательствами, в том числе по формированию коллективных сил. В документы ОДКБ уже сейчас могли бы быть внесены юридических ограничения на предоставление территории государства-участника Организации в целях снабжения иностранных военных контингентов без согласия других членов, что позволит блокировать некоторые опасные инициативы США по наращиванию поставок для своего контингента в Афганистан через Кавказ и ЦА в обход контроля России. Другая важнейшая сфера укрепления сотрудничества России с ЦА — борьба с наркотрафиком. Для нас неприемлема ситуация, когда Вашингтон через такие проекты как Центрально-Азиатская антинаркотическая
инициатива (CACI)65 и частично Центральноазиатский региональный информационно-координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств (ЦАРИКЦ), открытый в декабре 2009 г. в Алма-Ате, стремится перехватить у проявляющей активность России инициативу по созданию собственных обновленных механизмов борьбы с наркотиками в ЦА. Посредством CACI Вашингтон, имеющий источник наркопроизводства на подконтрольной территории, пытается отодвинуть фронт борьбы с наркотиками ближе к границам России, что в корне противоречит предложенному Москвой подходу по уничтожению посевов опиумного мака в самом Афганистане. Учитывая стратегическую незаинтересованность США в ослаблении наркоагрессии против России как своего геополитического конкурента, усиление роли Америки в вопросах борьбы с наркотиками в регионе в долгосрочной перспективе лишь усугубит проблему. Напротив, наиболее эффективные решения в этой области могут быть реализованы только странами, непосредственно затронутыми наркотрафиком — Россией и центральноазиатскими республиками без участия США. А значит, в этой сфере существует как потребность, так и значительный потенциал для развития совместных институтов.
Четвертое. Углубление интеграции должно идти не только на государственном, но и на отраслевом и корпоративном уровне. В частности, создание зернового пула России и Казахстана или интеграция «Роса-тома» и «Казатомпрома» повлекут усиление общих переговорных позиций двух стран при определении цены на ресурсы для внешних покупателей и, прежде всего, Китая. Не исключено, что Пекин, со своей стороны, попытается не допустить международную торговую кооперацию Москвы с республиками ЦА в части поставок сырья в КНР, для чего будет максимально использовать существующие между бывшими советскими республиками, в т.ч. в сфере торговли, противоречия. Россия уже столкнулась с неблагоприятными последствиями торгово-сырьевой конкуренции с ЦА, когда в результате появления здесь китайских трубопроводов были ослаблены позиции Москвы на непростых переговорах об условиях поставок в КНР российских нефти и газа по дальневосточным маршрутам.
Пока же, действительно, например, переговоры России и Казахстана по интеграции «Росатома» и «Казатомпрома» и созданию объединенного атомно-энергетического комплекса явно затянулись. Предпосылки к такой интеграции есть: Россия в отличие от Казахстана имеет все технологии ядерного топливного цикла, а Казахстан с 2009 г. занимает
первое место в мире по объемам добычи урана (28% мировой добычи)66. Тем не менее, существенные результаты достигнуты только в кооперации по обогащению казахстанского урана на территории России, тогда как в области конверсии Астана создает совместные предприятия с канадской Cameco, а производства топливных сборок для АЭС — французской AREVA67.
Наконец, пятое. Как было отмечено, свои интересы в Центрально-Азиатском регионе имеет не только Россия, но и США, ЕС, Китай и ряд других игроков. При этом, скажем, китайский и западный региональные проекты во многом конкурируют между собой. Отсюда, России выгодно отслеживать и использовать противоречия между Вашингтоном, Пекином и Брюсселем в своих интересах.
Показательный пример — строительство газопровода из Туркменистана в Китай и получение китайскими компаниями исключительных прав на работу в Восточном Туркменистане, которые в комплексе снижают шансы на появление Nabucco. Китай может выступить союзником Москвы в части противодействия проекту трубопровода в Европу, поскольку он также не заинтересован в прямой продаже туркменских энергоносителей по высоким ценам в ЕС и опасается впоследствии попыток Ашхабада пересмотреть стоимость газа для самой КНР. Вероятно также, что Пекин предпримет шаги для получения доступа к наиболее перспективным казахстанским нефтяным проектам на шельфе Каспийского моря, что приведет к столкновению его интересов с ранее доминировавшими здесь западными корпорациями.
Целесообразно развивать сотрудничество с Китаем и по предупреждению попыток США разместить в регионе новые военные базы или вновь применить здесь сценарии «цветных революций» (а также «арабской весны»). Китай, как и Россия, выступает против дестабилизации региона или его отдельных территорий, поскольку опасается роста сепаратизма и экстремизма вблизи своих неспокойных западных областей. Кроме того, основные поставщики нефти в КНР (Тунис, Алжир, Ливия, Судан, Венесуэла, Сирия, Иран, Ирак) подвержены риску политической нестабильности и вмешательства во внутренние дела со стороны Запада, а в Центральной Азии у КНР вместе с Россией остается больше шансов влиять на политическую ситуацию. Общие шаги в указанном направлении уже предпринимались Москвой и Пекином, когда в июле 2005 г. они выступили с совместной декларацией, призывающей западную ко-
алицию определиться с конечными сроками пребывания военных кон-тингентов на территориях стран-членов ШОС, т.е., по сути, обратились с требованием вывести американскую военную базу из Киргизии.
В целом же принципиально важно четко расставить акценты и разграничить направления, по которым мы можем сотрудничать с Вашингтоном и Пекином, и направления, где мы обязаны им противодействовать, отстаивая свои национальные интересы и интересы наших центрально-азиатских партнеров. Разграничить ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Занять адекватную позицию по американской инициативе «Нового шелкового пути», газопроводу TAPI и ЛЭП CASA-1000. Однако стратегические подходы геополитических конкурентов России в ЦА и меры по нивелированию их негативных последствий для нашей страны — это самостоятельная тема, достойная отдельной публикации, возможно, в одном из следующих выпусков «Геополитики».
Геополитическоеизмерение Европейской Политики Добрососедства
Марчин Домагала
Под названием Европейской политики добрососедства (ЕПД) скрывается официальная политика Европейского Союза, ведущаяся по отношению к соседним странам Союза, находящихся вдоль северо-западного Атлантического побережья Африки, в бассейне Средиземного Моря и группы западных стран бывшего Советского Союза на территориях Восточной Европы и Западной Азии (Кавказ)68. Начало ЕПД приходится на март 2003 года и связано с объявлением Европейской Комиссией
0 новых отношениях с Восточными и Южными соседями69, посвященное основанию Европейской Политики Добрососедства70. Особенно последний документ, который определяет объем этой политики и географическое пространство политических и экономических интересов Европейского Союза. В этом тексте мы рассмотрим страны, охваченные ЕПД, в том числе в рамках особых планов Восточных партнеров и Союза по отношению к району Средиземного моря.
Мир-системы вокруг ЕС
Согласно классической дефиниции, касающейся анализа мир-систем, созданной Имануилом Валлерстейном, современный земной шар, является однородной, капиталистической мир-системой, в которой существует разделение труда, а также внутренний обмен основных и необходимых благ, потоки капитала и труда71. В дальнейшей части теории автор замечает существующую разницу в культуре, религии и политике, которые взаимосвязаны между собой достаточно свободно, однако подчеркивает, что они вырабатывают общий пример, складывающийся в одно целое, названное геокультурой. Однако не стоит искать однородной политической и культурной экономики мира. В большой степени укрепляет ее разделение труда, однако связывает настоящую мир-систему ка-питализм72. С этого места мы попытаемся опровергнуть эту теорию, так как в настоящее время не существует одной мир-системы . Их несколько,