Файл: Геополитика номер 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

растет естественным образом по мере увеличения объемов российской торговли с сопредельными странами. Уже около 70% безналичного обо­рота между Россией и Белоруссией осуществляется в рублях64. В конце 2011 г. было объявлено о создании Венчурного фонда стран «таможен­ной тройки».

Многое предстоит сделать и для совершенствования правовой базы ТС-ЕЭП-ЕЭС, исключить появления неконтролируемых участков на внешних таможенных границах, например, в казахстанском Хоргосе, который, как опасаются, грозит превратиться в своего рода «черную дыру» Таможенного союза, куда под видом сырья смогут беспошлин­но завозиться практически готовые товары из КНР и, подвергаясь здесь минимальной доработке, также беспошлинно распространяться по об­щей таможенной территории уже в качестве казахстанской продукции. Другим «тонким местом» на внешних таможенных рубежах может стать в будущем киргизско-китайская граница, через которую традици­онно следуют контрабандные потоки из КНР. По всей вероятности, Мо­скве придется нести финансовые затраты на техническое обустройство этого участка и настаивать на контроле за ним со стороны российских структур.

Сказанное в отношении совершенствования механизмов экономических интеграционных объединений в полной мере относится и к ОДКБ, где давно обсуждается необходимость реформирования порядка принятия решений, в частности перехода от принципа консенсуса к большинству голосов, распределяемых между государствами в зависимости от их вклада в общую безопасность. Особая позиция отдельных участников и в частности Узбекистана не должна сдерживать развитие организации, а выгоды от участия в ОДКБ в виде льгот по закупке российской военной техники и обучения военнослужащих уравновешиваться соответствующими обязательствами, в том числе по формированию коллективных сил. В документы ОДКБ уже сейчас могли бы быть внесены юридических ограничения на предоставление территории государства-участника Организации в целях снабжения иностранных военных контингентов без согласия других членов, что позволит блокировать некоторые опасные инициативы США по наращиванию поставок для своего контингента в Афганистан через Кавказ и ЦА в обход контроля России. Другая важнейшая сфера укрепления сотрудничества России с ЦА — борьба с наркотрафиком. Для нас неприемлема ситуация, когда Вашингтон через такие проекты как Центрально-Азиатская антинаркотическая


инициатива (CACI)65 и частично Центральноазиатский региональный информационно-координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств (ЦАРИКЦ), открытый в декабре 2009 г. в Алма-Ате, стремится перехватить у проявляющей активность России инициативу по созданию собственных обновленных механизмов борьбы с наркотиками в ЦА. Посредством CACI Вашингтон, имеющий источник наркопроизводства на подконтрольной территории, пытается отодвинуть фронт борьбы с наркотиками ближе к границам России, что в корне противоречит предложенному Москвой подходу по уничтожению посевов опиумного мака в самом Афганистане. Учитывая стратегическую незаинтересованность США в ослаблении наркоагрессии против России как своего геополитического конкурента, усиление роли Америки в вопросах борьбы с наркотиками в регионе в долгосрочной перспективе лишь усугубит проблему. Напротив, наиболее эффективные решения в этой области могут быть реализованы только странами, непосредственно затронутыми наркотрафиком — Россией и центральноазиатскими республиками без участия США. А значит, в этой сфере существует как потребность, так и значительный потенциал для развития совместных институтов.

Четвертое. Углубление интеграции должно идти не только на госу­дарственном, но и на отраслевом и корпоративном уровне. В частности, создание зернового пула России и Казахстана или интеграция «Роса-тома» и «Казатомпрома» повлекут усиление общих переговорных по­зиций двух стран при определении цены на ресурсы для внешних по­купателей и, прежде всего, Китая. Не исключено, что Пекин, со своей стороны, попытается не допустить международную торговую коопера­цию Москвы с республиками ЦА в части поставок сырья в КНР, для чего будет максимально использовать существующие между бывшими со­ветскими республиками, в т.ч. в сфере торговли, противоречия. Россия уже столкнулась с неблагоприятными последствиями торгово-сырьевой конкуренции с ЦА, когда в результате появления здесь китайских трубо­проводов были ослаблены позиции Москвы на непростых переговорах об условиях поставок в КНР российских нефти и газа по дальневосточ­ным маршрутам.

Пока же, действительно, например, переговоры России и Казахстана по интеграции «Росатома» и «Казатомпрома» и созданию объединен­ного атомно-энергетического комплекса явно затянулись. Предпосыл­ки к такой интеграции есть: Россия в отличие от Казахстана имеет все технологии ядерного топливного цикла, а Казахстан с 2009 г. занимает


первое место в мире по объемам добычи урана (28% мировой добычи)66. Тем не менее, существенные результаты достигнуты только в коопера­ции по обогащению казахстанского урана на территории России, тогда как в области конверсии Астана создает совместные предприятия с ка­надской Cameco, а производства топливных сборок для АЭС — фран­цузской AREVA67.

Наконец, пятое. Как было отмечено, свои интересы в Центрально-Азиатском регионе имеет не только Россия, но и США, ЕС, Китай и ряд других игроков. При этом, скажем, китайский и западный региональные проекты во многом конкурируют между собой. Отсюда, России выгод­но отслеживать и использовать противоречия между Вашингтоном, Пе­кином и Брюсселем в своих интересах.

Показательный пример — строительство газопровода из Туркме­нистана в Китай и получение китайскими компаниями исключительных прав на работу в Восточном Туркменистане, которые в комплексе сни­жают шансы на появление Nabucco. Китай может выступить союзни­ком Москвы в части противодействия проекту трубопровода в Европу, поскольку он также не заинтересован в прямой продаже туркменских энергоносителей по высоким ценам в ЕС и опасается впоследствии по­пыток Ашхабада пересмотреть стоимость газа для самой КНР. Веро­ятно также, что Пекин предпримет шаги для получения доступа к наи­более перспективным казахстанским нефтяным проектам на шельфе Каспийского моря, что приведет к столкновению его интересов с ранее доминировавшими здесь западными корпорациями.

Целесообразно развивать сотрудничество с Китаем и по предупреж­дению попыток США разместить в регионе новые военные базы или вновь применить здесь сценарии «цветных революций» (а также «араб­ской весны»). Китай, как и Россия, выступает против дестабилизации региона или его отдельных территорий, поскольку опасается роста сепа­ратизма и экстремизма вблизи своих неспокойных западных областей. Кроме того, основные поставщики нефти в КНР (Тунис, Алжир, Ливия, Судан, Венесуэла, Сирия, Иран, Ирак) подвержены риску политической нестабильности и вмешательства во внутренние дела со стороны Запада, а в Центральной Азии у КНР вместе с Россией остается больше шансов влиять на политическую ситуацию. Общие шаги в указанном направ­лении уже предпринимались Москвой и Пекином, когда в июле 2005 г. они выступили с совместной декларацией, призывающей западную ко-


алицию определиться с конечными сроками пребывания военных кон-тингентов на территориях стран-членов ШОС, т.е., по сути, обратились с требованием вывести американскую военную базу из Киргизии.

В целом же принципиально важно четко расставить акценты и разгра­ничить направления, по которым мы можем сотрудничать с Вашингто­ном и Пекином, и направления, где мы обязаны им противодействовать, отстаивая свои национальные интересы и интересы наших центрально-азиатских партнеров. Разграничить ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Занять адекватную позицию по американской инициативе «Нового шелкового пути», газопроводу TAPI и ЛЭП CASA-1000. Однако стратегические подходы геополитических конкурентов России в ЦА и меры по нивели­рованию их негативных последствий для нашей страны — это самосто­ятельная тема, достойная отдельной публикации, возможно, в одном из следующих выпусков «Геополитики».


Геополитическоеизмерение Европейской Политики Добрососедства

Марчин Домагала

Под названием Европейской политики добрососедства (ЕПД) скры­вается официальная политика Европейского Союза, ведущаяся по отно­шению к соседним странам Союза, находящихся вдоль северо-западно­го Атлантического побережья Африки, в бассейне Средиземного Моря и группы западных стран бывшего Советского Союза на территориях Восточной Европы и Западной Азии (Кавказ)68. Начало ЕПД приходит­ся на март 2003 года и связано с объявлением Европейской Комиссией

0 новых отношениях с Восточными и Южными соседями69, посвящен­ное основанию Европейской Политики Добрососедства70. Особенно последний документ, который определяет объем этой политики и гео­графическое пространство политических и экономических интересов Европейского Союза. В этом тексте мы рассмотрим страны, охваченные ЕПД, в том числе в рамках особых планов Восточных партнеров и Со­юза по отношению к району Средиземного моря.

Мир-системы вокруг ЕС

Согласно классической дефиниции, касающейся анализа мир-систем, созданной Имануилом Валлерстейном, современный земной шар, явля­ется однородной, капиталистической мир-системой, в которой суще­ствует разделение труда, а также внутренний обмен основных и необхо­димых благ, потоки капитала и труда71. В дальнейшей части теории автор замечает существующую разницу в культуре, религии и политике, кото­рые взаимосвязаны между собой достаточно свободно, однако подчер­кивает, что они вырабатывают общий пример, складывающийся в одно целое, названное геокультурой. Однако не стоит искать однородной политической и культурной экономики мира. В большой степени укре­пляет ее разделение труда, однако связывает настоящую мир-систему ка-питализм72. С этого места мы попытаемся опровергнуть эту теорию, так как в настоящее время не существует одной мир-системы . Их несколько,