ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1115
Скачиваний: 1
Дальний Восток
в тихоокеанской стратегии России
Иван Золотухин
Исторически для России Азиатско-Тихоокеанский регион и в особенности Северо-Восточная Азия представляют сферу жизненно важных интересов. Однако после распада СССР российский Дальний Восток (РДВ) превращается в заброшенную окраину, оставленную на произвол судьбы и вынужденную самостоятельно развивать связи с Китаем, Японией, странами Корейского полуострова.
Как отмечал С.Б. Переслегин, «освоение Россией Сибири и Дальнего Востока носило сугубо колониальный характер. Речь шла... об эксплуатации, и причем хищнической эксплуатации природных ресурсов... Ситуация несколько изменилась в последние годы — в связи с демонстрируемым Москвой безразличием к судьбе восточных и северных земель. Дальний Восток перестал быть колонией, поскольку перестал быть нужным Москве».34
Как результат в настоящее время уровень социально-экономического развития территорий РДВ по многим показателям значительно отстает даже от европейских регионов России. Уровень и качество жизни здесь ниже, хуже развита инфраструктура. Численность населения снижается более быстрыми темпами (в том числе и за счет оттока населения с территории РДВ), чем в среднем по России, что в перспективе грозит депопуляцией и превращением дальневосточных территорий в антро-попустыню (по данным всероссийской переписи населения 2010 года во всем ДВФО проживало примерно 6,3 млн. человек; за 8 лет (с момента предыдущей переписи) население сократилось на 400 тыс. человек. Самый густонаселенной территорией считается Приморье, где в настоящее время проживает чуть меньше 2 млн. человек).
Дальневосточное общество отличает высокий уровень криминализации и криминогенности. Среди криминогенных факторов выступают низкий уровень культуры (независимо от социальной принадлежности) и высокая степень маргинализации населения. Нежелание высококвалифицированных специалистов жить и работать на территории РДВ, и, напротив, приток низкоквалифицированной рабочей силы из стран Центральной Азии (при условии отмены квот) влечет нагнетание социальной конфликтности в регионе за счет того, что трудовые и прочие ми
гранты в этническом и культурном отношении являются чужеродным (зачастую маргинальным) субстратом.
В то же время, во многом от состояния дел на РДВ зависит способность России играть ключевую роль в динамично развивающемся АТР и вносить конструктивный вклад в безопасность региона. Уже в проекте аналитического доклада Совета Федерации «Стратегия развития России в АТР в XXI веке» можно следует выделить ряд направлений, призванных создать глубокую взаимозависимость российской и азиатско-тихоокеанской экономик и через эту взаимозависимость обеспечить выгодное место России в АТР и способствующих формированию чувства причастности РДВ к интеграционным процессам в Тихоокеанском регионе без дистанцирования от России.35
В документе ставка делалась на природные ресурсы, рассматриваемые, как гипотетический стартовый потенциал в рамках долговременной проектности; использование «геотранспортного» положения России как естественного сухопутного моста между Европой и Восточной Азией; привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонаселенных российских дальневосточных регионов (главными партнерами России здесь назывались Китай, Вьетнам и Северная Корея) и, наконец, извлечение краткосрочных и стратегических выгод от обладания Россией научным потенциалом.36
Как мы видим, стратегические преимущества России в азиатско-тихоокеанской интеграции выражаются, прежде всего, в наличии у нее уникальных возможностей для реализации энергетических и транспортных проектов. Благодаря своему географическому положению Россия может сыграть ведущую роль на международном рынке перевозок, выступив как сухопутный мост для транспортировки грузов между АТР и Европой. Дальневосточные территории России играют своего рода роль геополитических «окон» на Тихом океане. Военно-стратегическое значение имеют Камчатский полуостров, остров Сахалин, Приморский край.37
В начале XXI века высшее политическое руководство страны взяло курс на значительное повышение активного присутствия России в АТР. Если в Концепции внешней политики России 2000 года указывалось, что «все возрастающее значение во внешней политике Российской Федера
ции имеет Азия», и Россия должна сделать упор на активизацию своего участия в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона38, то в Концепции внешней политики России 2008 года АТР отводилось первостепенное значение в контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации в Азии, как динамично развивающемся районе мира, в возможностях которого Россия должна быть заинтересована при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, укрепления регионального сотрудничества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями39. Также подразумевалось продолжение активного участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона — форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», механизмах партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включая региональный форум АСЕАН.40
В отношении развития РДВ с внешним миром федеральная власть сделала ставку на управляемую интеграцию, при которой международные отношения России развиваются сообразно национальным интересам и потребностями развития РДВ. Для успешной реализации данной модели государство вынуждено соизмерять управленческие импульсы с достаточным количеством финансовых ресурсов, качеством стратегических решений и императивом долгосрочного присутствия России в АТР.
Дальнейшие решения показали наличие у руководства нашей страны как минимум планов поднять общий уровень дальневосточных территорий, что нашло выражение в очередном программном документе, на реализацию которого был выделен значительный ресурсный потенциал. В соответствии с принятой в 2007 г. программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» из федерального бюджета более 400 млрд. рублей было выделено на строительство и модернизацию транспортной, энергетической и других инфраструктурных отраслей, а также создание новых промышленных производств. Таким образом, впервые за долгое время в условиях постсоветской России правительство пошло на масштабные финансовые вливания в экономику и социальную сферу Дальнего Востока, с целью реализации в регионе крупнейших проектов.
Ключевое место среди этих проектов занимает подпрограмма «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества
в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которая, в частности, призвана подготовить столицу Приморского края к проведению саммита АТЭС в 2012 году (через 20 лет с того момента как Владивосток перестал быть закрытым городом). В прошлом году расходы федерального бюджета на указанную подпрограмму выросли на 3,6 миллиарда рублей, а внебюджетных источников — на 106,5 миллиарда рублей. Теперь объем ее финансирования составляет свыше 662 миллиардов рублей.41 С 2009 г. ведется строительство объектов саммита в рамках ранее утвержденных правительством России планов, в том числе строительство зданий кампусов Дальневосточного федерального университета на острове Русском, мостов во Владивостоке, нефтяного терминала и нефтеперерабатывающего завода близ Находки, газопровода Сахалин-Приморье и др.
В новую редакцию программы развития были включены такие проекты, как строительство судостроительных верфей «Восток — Раффлз» и «Звезда — DSME», организация скоростного железнодорожного движения между Владивостоком и аэропортом «Кневичи» (г. Артем) и создание рекреационной зоны на территории «Дальзавода». Также в перечень вошли объекты магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», строительство сети высоковольтных линий и электроподстанций, топливно-заправочного комплекса в аэропорту «Кневичи» и инженерного центра на острове Русском.
Решение о проведении во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС стало важнейшим шагом на пути стимулирования развития города и превращения его в один из центров международного сотрудничества в
АТР.42
Ускоренное развитие Владивостока подчинено необходимости конкурировать с такими центрами АТР как Гонконг, Токио, Сеул, Сан-Франциско, Шанхай. Столица Приморского края является важным центром дипломатического сотрудничества: здесь расположены 8 генеральных и 11 почетных консульств иностранных государств. Город имеет побратимские связи с 12 городами и одним автономным округом, а также договоры о дружбе и сотрудничестве заключены с городами Китая, Японии, Кореи, Вьетнама.
Владивосток активно развивает торговые отношения с соседями по региону, является площадкой экономических форумов, программ межкультурного взаимодействия, туристическим центром Дальнего Востока России. Среди существующих транспортных узлов здесь расположены опорная точка Транссибирской железнодорожной магистрали, крупный морской порт, грузооборотом около 10 млн. тонн в год, Международный аэропорт «Владивосток» расположенный в 44 км к северу от города.
Важно отметить, что утвержденные российским руководством и реализуемые планы по развитию дальневосточного региона уделяют особое внимание инновационной «экономике знаний» и человеческого капитала. В 2010 г. на базе Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) был создан Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), в состав которого в 2011 г. вошли также Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), Тихоокеанский государственный экономический университет (ТГЭУ) и Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ). В распоряжение ДВФУ будут переданы объекты, построенные для проведения саммита АТЭС-2012 на острове Русском.
ДВФУ должен стать передовым научно-образовательным учреждением мирового класса, актором инновационного регионального развития. Выделенные ДВФУ правительством дополнительные полномочия и ресурсы позволяют университету стать открытой площадкой для налаживания взаимодействия, разработки и реализации совместных проектов между образованием, бизнесом и властью не только в Дальневосточном, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, ДВФУ может рассматриваться как некая «точка входа» в российский социум для стран АТР.
Во многом реализация инициированных и финансируемых федеральным Центром масштабных проектов становится важнейшим фактором повышение уровня развития РДВ и создания условий для его эффективной международной интеграции. В то же время, участие в международных интеграционных процессах подразумевает как минимум восприятие российской политической элитой дальневосточных территорий не просто как проектной зоны, но как объекта стратегических интересов нашего государства, с учетом существующих угроз и возможностей.
К основным угрозам можно отнести относительную слабость геополитических позиций России в регионе, низкую конкурентоспособность РДВ по качеству жизни с другими регионами России, Европой, Америкой, многими регионами Азии, периферийное положение тихоокеанского побережья России в отношении экономических интеграционных