Файл: Геополитика номер 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дальний Восток

в тихоокеанской стратегии России


Иван Золотухин

Исторически для России Азиатско-Тихоокеанский регион и в осо­бенности Северо-Восточная Азия представляют сферу жизненно важных интересов. Однако после распада СССР российский Дальний Восток (РДВ) превращается в заброшенную окраину, оставленную на произвол судьбы и вынужденную самостоятельно развивать связи с Ки­таем, Японией, странами Корейского полуострова.

Как отмечал С.Б. Переслегин, «освоение Россией Сибири и Дальне­го Востока носило сугубо колониальный характер. Речь шла... об экс­плуатации, и причем хищнической эксплуатации природных ресурсов... Ситуация несколько изменилась в последние годы — в связи с демон­стрируемым Москвой безразличием к судьбе восточных и северных зе­мель. Дальний Восток перестал быть колонией, поскольку перестал быть нужным Москве».34

Как результат в настоящее время уровень социально-экономическо­го развития территорий РДВ по многим показателям значительно от­стает даже от европейских регионов России. Уровень и качество жизни здесь ниже, хуже развита инфраструктура. Численность населения сни­жается более быстрыми темпами (в том числе и за счет оттока населения с территории РДВ), чем в среднем по России, что в перспективе грозит депопуляцией и превращением дальневосточных территорий в антро-попустыню (по данным всероссийской переписи населения 2010 года во всем ДВФО проживало примерно 6,3 млн. человек; за 8 лет (с момента предыдущей переписи) население сократилось на 400 тыс. человек. Са­мый густонаселенной территорией считается Приморье, где в настоя­щее время проживает чуть меньше 2 млн. человек).

Дальневосточное общество отличает высокий уровень криминали­зации и криминогенности. Среди криминогенных факторов выступают низкий уровень культуры (независимо от социальной принадлежности) и высокая степень маргинализации населения. Нежелание высококва­лифицированных специалистов жить и работать на территории РДВ, и, напротив, приток низкоквалифицированной рабочей силы из стран Центральной Азии (при условии отмены квот) влечет нагнетание соци­альной конфликтности в регионе за счет того, что трудовые и прочие ми­


гранты в этническом и культурном отношении являются чужеродным (зачастую маргинальным) субстратом.

В то же время, во многом от состояния дел на РДВ зависит способ­ность России играть ключевую роль в динамично развивающемся АТР и вносить конструктивный вклад в безопасность региона. Уже в проекте аналитического доклада Совета Федерации «Стратегия развития Рос­сии в АТР в XXI веке» можно следует выделить ряд направлений, при­званных создать глубокую взаимозависимость российской и азиатско-тихоокеанской экономик и через эту взаимозависимость обеспечить выгодное место России в АТР и способствующих формированию чув­ства причастности РДВ к интеграционным процессам в Тихоокеанском регионе без дистанцирования от России.35

В документе ставка делалась на природные ресурсы, рассматривае­мые, как гипотетический стартовый потенциал в рамках долговремен­ной проектности; использование «геотранспортного» положения Рос­сии как естественного сухопутного моста между Европой и Восточной Азией; привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонасе­ленных российских дальневосточных регионов (главными партнерами России здесь назывались Китай, Вьетнам и Северная Корея) и, наконец, извлечение краткосрочных и стратегических выгод от обладания Росси­ей научным потенциалом.36

Как мы видим, стратегические преимущества России в азиатско-ти­хоокеанской интеграции выражаются, прежде всего, в наличии у нее уникальных возможностей для реализации энергетических и транс­портных проектов. Благодаря своему географическому положению Рос­сия может сыграть ведущую роль на международном рынке перевозок, выступив как сухопутный мост для транспортировки грузов между АТР и Европой. Дальневосточные территории России играют своего рода роль геополитических «окон» на Тихом океане. Военно-стратегическое значение имеют Камчатский полуостров, остров Сахалин, Приморский край.37

В начале XXI века высшее политическое руководство страны взяло курс на значительное повышение активного присутствия России в АТР. Если в Концепции внешней политики России 2000 года указывалось, что «все возрастающее значение во внешней политике Российской Федера­


ции имеет Азия», и Россия должна сделать упор на активизацию своего участия в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеан­ского региона38, то в Концепции внешней политики России 2008 года АТР отводилось первостепенное значение в контексте многовектор­ной внешней политики Российской Федерации в Азии, как динамично развивающемся районе мира, в возможностях которого Россия должна быть заинтересована при реализации программ экономического подъ­ема Сибири и Дальнего Востока, укрепления регионального сотрудни­чества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями39. Также подразумевалось продолжение активного участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона — форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», механизмах партнер­ства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), вклю­чая региональный форум АСЕАН.40

В отношении развития РДВ с внешним миром федеральная власть сделала ставку на управляемую интеграцию, при которой международ­ные отношения России развиваются сообразно национальным интере­сам и потребностями развития РДВ. Для успешной реализации данной модели государство вынуждено соизмерять управленческие импульсы с достаточным количеством финансовых ресурсов, качеством стратегиче­ских решений и императивом долгосрочного присутствия России в АТР.

Дальнейшие решения показали наличие у руководства нашей страны как минимум планов поднять общий уровень дальневосточных терри­торий, что нашло выражение в очередном программном документе, на реализацию которого был выделен значительный ресурсный потенци­ал. В соответствии с принятой в 2007 г. программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» из федерального бюджета более 400 млрд. рублей было выделено на стро­ительство и модернизацию транспортной, энергетической и других инфраструктурных отраслей, а также создание новых промышленных производств. Таким образом, впервые за долгое время в условиях пост­советской России правительство пошло на масштабные финансовые вливания в экономику и социальную сферу Дальнего Востока, с целью реализации в регионе крупнейших проектов.

Ключевое место среди этих проектов занимает подпрограмма «Раз­витие города Владивостока как центра международного сотрудничества


в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которая, в частности, призвана подготовить столицу Приморского края к проведению саммита АТЭС в 2012 году (через 20 лет с того момента как Владивосток перестал быть закрытым городом). В прошлом году расходы федерального бюджета на указанную подпрограмму выросли на 3,6 миллиарда рублей, а вне­бюджетных источников — на 106,5 миллиарда рублей. Теперь объем ее финансирования составляет свыше 662 миллиардов рублей.41 С 2009 г. ведется строительство объектов саммита в рамках ранее утвержденных правительством России планов, в том числе строительство зданий кам­пусов Дальневосточного федерального университета на острове Рус­ском, мостов во Владивостоке, нефтяного терминала и нефтеперераба­тывающего завода близ Находки, газопровода Сахалин-Приморье и др.

В новую редакцию программы развития были включены такие про­екты, как строительство судостроительных верфей «Восток — Раффлз» и «Звезда — DSME», организация скоростного железнодорожного движения между Владивостоком и аэропортом «Кневичи» (г. Артем) и создание рекреационной зоны на территории «Дальзавода». Также в перечень вошли объекты магистрального газопровода «Сахалин — Ха­баровск — Владивосток», строительство сети высоковольтных линий и электроподстанций, топливно-заправочного комплекса в аэропорту «Кневичи» и инженерного центра на острове Русском.

Решение о проведении во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС стало важнейшим шагом на пути стимулирования развития города и превращения его в один из центров международного сотрудничества в

АТР.42

Ускоренное развитие Владивостока подчинено необходимости кон­курировать с такими центрами АТР как Гонконг, Токио, Сеул, Сан-Франциско, Шанхай. Столица Приморского края является важным центром дипломатического сотрудничества: здесь расположены 8 ге­неральных и 11 почетных консульств иностранных государств. Город имеет побратимские связи с 12 городами и одним автономным округом, а также договоры о дружбе и сотрудничестве заключены с городами Ки­тая, Японии, Кореи, Вьетнама.


Владивосток активно развивает торговые отношения с соседями по региону, является площадкой экономических форумов, программ меж­культурного взаимодействия, туристическим центром Дальнего Вос­тока России. Среди существующих транспортных узлов здесь располо­жены опорная точка Транссибирской железнодорожной магистрали, крупный морской порт, грузооборотом около 10 млн. тонн в год, Меж­дународный аэропорт «Владивосток» расположенный в 44 км к северу от города.

Важно отметить, что утвержденные российским руководством и ре­ализуемые планы по развитию дальневосточного региона уделяют осо­бое внимание инновационной «экономике знаний» и человеческого капитала. В 2010 г. на базе Дальневосточного государственного универ­ситета (ДВГУ) был создан Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), в состав которого в 2011 г. вошли также Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), Тихоокеанский государственный экономический университет (ТГЭУ) и Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ). В распоряжение ДВФУ будут переданы объекты, построенные для проведения саммита АТЭС-2012 на острове Русском.

ДВФУ должен стать передовым научно-образовательным учрежде­нием мирового класса, актором инновационного регионального разви­тия. Выделенные ДВФУ правительством дополнительные полномочия и ресурсы позволяют университету стать открытой площадкой для нала­живания взаимодействия, разработки и реализации совместных проек­тов между образованием, бизнесом и властью не только в Дальневосточ­ном, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, ДВФУ может рассматриваться как некая «точка входа» в российский социум для стран АТР.

Во многом реализация инициированных и финансируемых федераль­ным Центром масштабных проектов становится важнейшим фактором повышение уровня развития РДВ и создания условий для его эффектив­ной международной интеграции. В то же время, участие в международ­ных интеграционных процессах подразумевает как минимум восприя­тие российской политической элитой дальневосточных территорий не просто как проектной зоны, но как объекта стратегических интересов нашего государства, с учетом существующих угроз и возможностей.

К основным угрозам можно отнести относительную слабость геопо­литических позиций России в регионе, низкую конкурентоспособность РДВ по качеству жизни с другими регионами России, Европой, Амери­кой, многими регионами Азии, периферийное положение тихоокеан­ского побережья России в отношении экономических интеграционных