ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1302
Скачиваний: 1
71
www.geopolitika.ru
- Альянсы, партнерство и институции: необходима перестройка ос-
нов, которая будет учитывать глобальные изменения;
- Глобальное развитие: выработка унифицированного подхода, начи-
ная с общественного здравоохранения;
- Общественная дипломатия: повышение качества доступа к междуна-
родному знанию и процессу обучения;
- Экономическая интеграция: увеличение выгоды от торговли для всех
людей;
- Технологии и инновации: они должны быть направлены на вопросы
изменения климата и энергетической безопасности.
НАТО традиционно используют сочетание soft и hard power. Hard -
при развертывании необходимых сил по выполнению коллективных
обязательств по обороне, а также планировании и учениях, направлен-
ных на развитие структуры, а soft - чтобы установить соответствующий
уровень сотрудничества с соседними государствами с целью снижения
или избегания возможных причин конфликта
15
.
Балто-Черноморско-Каспийский регион
Аналитик Семен Залевский в своем исследовании
16
утверждает, что
в Балтийском регионе разворачивается стратегическая группировка во-
йск, и под видом военных учений отрабатывается сценарий крупномас-
штабной войны, где главным противником выступает некое «придуман-
ное государство», которое владеет огромными природными ресурсами
в условиях проблем с доставкой этих ресурсов в западные страны. Исто-
рия НАТО свидетельствует о том, что за время существования Альянс
не вел оборонительных войн, а действовал всегда превентивно, что так
же отложило свой отпечаток и на характер учений.
В этом же контексте стоит упомянуть американскую систему ПРО, ко-
торую США активно разворачивают в Европе. Констатируя данный факт,
МИД РФ выражает озабоченность быстротой и планомерностью осущест-
вления этого проекта. При этом наше министерство иностранных дел ждет
гарантий ненаправленности ПРО США в Европе против стратегических
ядерных сил России. Стоит отметить, что подобных гарантий МИД РФ
ожидал и после подписания договоренностей США с Польшей, с Румы-
нией, а также после заявления Турции о готовности принять у себя амери-
канскую РЛС. К этому добавим дважды высказанную озабоченность МИД
РФ заходом в Черное Море крейсера ВМФ США «Монтерей», оборудо-
ванного противоракетной системой «Иджис». Как заявили российские
15
Савин Л.В. Сетецентричная и сетевая война. Введение в концепцию. – М.: Евразийское
движение, 2011.
16
Залевский С. Европейская безопасность: зачем НАТО балтийский плацдарм? [Электронный
ресурс] URL:http://www.belvpo.com/1636.html (дата обращения - 24.11.2011).
72
Геополитика
дипломаты, «Монтерей» был направлен в европейские воды в рамках реа-
лизации «поэтапного адаптивного подхода» администрации США к фор-
мированию европейского сегмента глобальной ПРО. «Первый этап этой
программы предусматривает размещение в Адриатическом, Эгейском и
Средиземном морях группы американских кораблей, призванных осущест-
влять защиту стран Южной Европы от гипотетических ракетных угроз. По
официальной американской версии, они могут также выдвигаться в Черное
море в случае необходимости, например, при обострении ситуации в реги-
оне», — пояснили в МИД РФ. Какого рода угрозы и ситуации могут воз-
никнуть для США в Восточной Европе?
Рассматривая западные границы России, стоит упомянуть и о старом
геополитическом проекте, который подразумевает конструирование
пространства в виде буферных зон в районе Балто-Черноморской дуги.
На протяжении последних 500 лет на этом пространстве проводи-
лись попытки по созданию пояса враждебных России образований
17
.
В XXI веке этот тренд продолжается: прежде всего, это создание в
1997 г. ГУАМ (аббревиатура по первым буквам стран участниц: Гру-
зия, Украина, Азербайджан, Молдавия, а с 1999 г. еще и Узбекистан).
Основной целью блока было заявлено максимальное взаимодействие с
НАТО, создание совместного миротворческого батальона для замеще-
ния российских миротворцев в зоне конфликтов на территории стран
участниц (принятие решения было заблокировано президентом Мол-
давии В. Ворониным).
В экономическом плане - обеспечение энергетической независимо-
сти Украины и Молдавии от России благодаря азербайджанской нефти
и ее транзиту в Европу, а также транспортный коридор в обход России
Европа—Кавказ—Азия (TRA
CEKA
).
Политическая составляющая в ГУАМ превалировала над экономиче-
ской и, исходя из взятых ценностных ориентиров на США, НАТО и ЕС,
можно сделать вывод, что созданная международная наднациональная
организация на пространстве СНГ, действующая против РФ в эконо-
мическом и военно-политическом плане и направленная на отстаивание
17
В исторической ретроспективе подобного рода проекты создавались и со стороны Ватикана
(Флорентийская уния: униатская (греко-католическая) церковь внесшая раскол в православных
землях в XVI в. находящихся под протекторатом Речи Посполитой), со стороны Франции («Великий
план» герцога М. де Сюлли XVII в., в котором речь идет о том, что в будущей европейской
конфедерации нет места варварской Московии, ее следует вместе с турецким султаном «отбросить в
Азию»), к XVIII в. к этим процессам активно подключилась британская дипломатия, со своими идеями
восточного барьера по ограничению России в европейских делах, в 1919 г. итальянский и французский
премьер-министры В. Орландо и Ж. Клемансо выдвинули идею «санитарного кардона» против
распространения большевизма. В конце XX в. вновь стали воспроизводиться апробированные модели
дуги, это оформилось ускоренным принятием в ЕС и НАТО восточноевропейских стран, бывших
участников социалистического лагеря, а так же стран прибалтийского региона, на волне русофобской
риторики и антироссийского курса. (прим. автора)
73
www.geopolitika.ru
интересов третьих стран и организаций носит не только враждебный ха-
рактер по отношению к России, но и действует не в интересах народов
стран ГУАМ.
К 2003 г., несмотря на выбранный
курс на сближение с Западом, в чем
активно содействуют США и их союзники по НАТО, пытаясь укрепить свое
влияние на постсоветском пространстве, ГУАМ начинает буксовать и фактиче-
ски прекращает свое существование.
В общем-то, ГУАМ это не единственная попытка строительство «санитар-
ного кордона», были и другие геополитические концепты, разработанные аме-
риканскими стратегами, в частности Балтийско-Черноморское Содружество
или так называемый союз стран Межморья, а так же Сообщество Демократиче-
ского Выбора (СДВ) Балтийско-Черноморско-Каспийского региона, основная
идея которого - это
создание своего рода расширенного антироссийского
ГУАМ путем привлечения к нему стран т.н. «Новой Европы» уже явля-
ющихся членами НАТО, плюс тех государств, которые стремятся войти
в Североатлантический альянс.
В наши дни на пространстве Балтийско-Черноморско-Каспийского
региона получил реализацию проект Восточного партнерства, представ-
ленный в 2008 г. на заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним
связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции,
рассчитанный на шесть постсоветских государств – Украину, Белорус-
сию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию. Основная цель про-
екта – это интеграция этих государств в евроатлантические структуры,
но так как перспектива принятия перечисленных стран в ЕС и НАТО
весьма туманна, то речь идет об укреплении стратегического сотрудни-
чества. В экспертной среде бытует мнение, что этот проект есть не что
иное, как попытки «старой» Европы перехватить у США инициативу
в «освоении» постсоветского пространства путём отрыва от России
восточноевропейских стран СНГ. Однако, не стоит полагать, что сам
проект идет в разрез с интересами США, тем более, что основные ини-
циативы по продвижению «Восточного партнерства» принадлежат
Польше, которая на сегодняшний день является основным проводником
американских интересов в регионе.
Из обнародованных сайтом WikiLeaks рассекреченных докумен-
тов переписки американских дипломатов со своими европейскими
коллегами следует, что разговоры о перезагрузке являются всего лишь
разговорами, в то время как Запад продолжает воспринимать Россию
как угрозу, и предпринял ряд шагов по ее сдерживанию
18
. В частности,
в депеше, составленной временным поверенным посольства США
18
[Электронный ресурс] URL:http://www.kommersant.ru/doc-rm/1763891 (дата обращения -
24.11.2011).
74
Геополитика
в Стокгольме Робертом Сильверманом, говорится о том, что глубокая
интеграция постсоветских государств с ЕС ничуть не менее важна, чем
договор НАТО о коллективной безопасности, добавляя при этом, что
Москва серьезно недооценивает эффективность «мягкой силы» (soft
power).
Можно отметить, что политика ЕС не сильно отличается от по-
литики НАТО, так как практически все государства входящие в Евро-
союз являются членами Североатлантического Альянса. При этом су-
ществует некоторое разделение: ЕС сосредоточено на экономическом
сотрудничестве, а НАТО сконцентрировано на военно-политическом
и военно-техническом. Обозначим, что все геополитические и военно-
стратегические интересы США и НАТО в регионе стоит рассматривать
в контексте соперничества с Россией.
С 1997 г. черноморско-каспийский регион объявлен зоной амери-
канских национальных интересов и рассматривается не только как ис-
точник энергоресурсов, альтернативный Персидскому заливу, но и как
плацдарм последующего доступа США к перспективным рынкам Китая,
Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии. Действия Америки усили-
вают напряженность в регионе, что повышает вероятность возникнове-
ния конфронтационных ситуаций и конфликтов. Напомним, что
основ-
ной целью США и НАТО является не допущение объединения России,
Ирана и Китая в единый блок.
К упомянутым угрозам российской безопасности в военной и эко-
номической сфере стоит добавить и угрозы культурологического ха-
рактера. В этой связи релевантным является исследование аспиранта
ННГУ Максима Медоварова
19
, который, говоря о геополитике букв, в
контексте информационных войн, показывает, как в эпоху глобализации
происходит использование графики и орфографии в идеологической
борьбе. На территориях, где ослабевает влияние России, вместе с уси-
лением западного влияния запускаются процессы, влекущие за собой за-
мещение графического начертания алфавита, в частности с кириллицы
на латиницу.
Все проекты, реализуемые в Балтийско-Черноморско-Каспийском
регионе, имеют антироссийских характер, влекут за собой и милитари-
зацию региона для сдерживания потенциала России, и преследуют цель
разрыва многовековых культурно-исторических связей, и вывода из-под
сферы влияния России территорий, необходимых для ее выживания.
Наглядным примером тому может послужить Грузия, которая модерни-
зировала свои вооруженные силы при помощи и финансовой поддержке
19
[Электронный ресурс] URL:http://www.rossia3.ru/politics/foreign/kirillitsa (дата обращения -
24.11.2011).
75
www.geopolitika.ru
США и НАТО: военная база вблизи города Сенаки в 2006 г., военная
база в Гори в 2008 г., модернизация авиабазы Марнеули, строительство
аэродромов вблизи Местия, Чихареши, поставка грузинской армии бое-
вых вертолетов «Апач» и «Блекхок», и т.д.
Центральная Азия
Для более полного понимания действий США в азиатском райо-
не постсоветского пространства приведем высказывание помощника
государственного секретаря США по делам Средней Азии Роберта О.
Блейка, который в своей речи «Приоритеты администрации Обамы в
Южной и Центральной Азии», произнесенной 11 января 2011 г., под-
черкнул, что Средняя Азия лежит на стратегически важном перекрестке
дорог, граничащих с Афганистаном, Китаем, Россией, Индией и Ира-
ном. Это объясняет, почему Соединенные Штаты намерены расширять
свое присутствие в этом критическом регионе и сотрудничать с находя-
щимися в нём странами. Именно поэтому США, используя как предлог
борьбу с «международным терроризмом», а так же раздавая различного
рода финансовые и экономические обещания, небезуспешно склоняют
страны региона – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан
и Узбекистан к созданию на их территориях американских военных баз и
опорных пунктов. Заняв ключевые позиции в Центральной Азии, США
замыкают кольцо своего господства вокруг Ближнего, Среднего Вос-
тока и Центральной Азии, получая при этом доступ к энергоресурсам
региона. Заявляя о выводе войск из Афганистана, США и НАТО, скорее
всего, будут реализовывать план по переброске военных в страны Цен-
тральной Азии.
В данном контексте нельзя не затронуть проект Большой Централь-
ной Азии Фредерика Старра. Целью проекта является трансформация
всего региона в зону государств с рыночными экономиками, светскими и
открытыми системами государственного управления, уважающими права
человека и поддерживающими позитивные отношения с Вашингтоном.
В
рамках осуществления программы «Большой Центральной Азии» США плани-
руют создание энергосистемы, объединяющей Центральную и Южную Азию.
Суть программы заключается в том, чтобы направить энергоресурсы Централь-
ной Азии (нефть Казахстана, газ Туркменистана, гидроресурсы Кыргызстана и
Таджикистана) в сторону Афганистана, Пакистана и Индии для удовлетворения
их растущих потребностей.
Создание БЦА позволит США не только вы-
вести центрально-азиатские республики бывшего СССР, большинство
из которых входит в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, из-под
влияния России и Китая, и объединить их с прозападно ориентированны-
ми странами Центральной Азии, но окончательно закрепиться в регионе.