Файл: Геополитика номер 13.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1264

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

www.geopolitika.ru

- Альянсы, партнерство и институции: необходима перестройка ос-

нов, которая будет учитывать глобальные изменения;

- Глобальное развитие: выработка унифицированного подхода, начи-

ная с общественного здравоохранения;

- Общественная дипломатия: повышение качества доступа к междуна-

родному знанию и процессу обучения;

- Экономическая интеграция: увеличение выгоды от торговли для всех 

людей;

- Технологии и инновации: они должны быть направлены на вопросы 

изменения климата и энергетической безопасности.
НАТО традиционно используют сочетание soft  и hard power. Hard - 

при развертывании необходимых сил по выполнению коллективных 
обязательств по обороне, а также планировании и учениях, направлен-
ных на развитие структуры, а soft  - чтобы установить соответствующий 
уровень сотрудничества с соседними государствами с целью снижения 
или избегания возможных причин конфликта

15

.

Балто-Черноморско-Каспийский регион

Аналитик Семен Залевский в своем исследовании

16

 утверждает, что 

в Балтийском регионе разворачивается стратегическая группировка во-
йск, и под видом военных учений отрабатывается сценарий крупномас-
штабной войны, где главным противником выступает некое «придуман-
ное государство», которое владеет огромными природными ресурсами 
в условиях проблем с доставкой этих ресурсов в западные страны. Исто-
рия НАТО свидетельствует о том, что за время существования Альянс 
не вел оборонительных войн, а действовал всегда превентивно, что так 
же отложило свой отпечаток и на характер учений. 

В этом же контексте стоит упомянуть американскую систему ПРО, ко-

торую США активно разворачивают в Европе. Констатируя данный факт, 
МИД РФ выражает озабоченность быстротой и планомерностью осущест-
вления этого проекта. При этом наше министерство иностранных дел ждет 
гарантий ненаправленности ПРО США в Европе против стратегических 
ядерных сил России.  Стоит отметить, что подобных гарантий МИД РФ 
ожидал и после подписания договоренностей США с Польшей, с Румы-
нией, а также после заявления Турции о готовности принять у себя амери-
канскую РЛС. К этому добавим дважды высказанную озабоченность МИД 
РФ заходом в Черное Море крейсера ВМФ США «Монтерей», оборудо-
ванного противоракетной системой «Иджис». Как заявили российские 

15

 

Савин Л.В. Сетецентричная и сетевая война. Введение в концепцию. – М.: Евразийское 

движение, 2011.

16

 

Залевский С. Европейская безопасность: зачем НАТО балтийский плацдарм? [Электронный 

ресурс] URL:http://www.belvpo.com/1636.html (дата обращения - 24.11.2011).


background image

72

Геополитика

дипломаты, «Монтерей» был направлен в европейские воды в рамках реа-
лизации «поэтапного адаптивного подхода» администрации США к фор-
мированию европейского сегмента глобальной ПРО. «Первый этап этой 
программы предусматривает размещение в Адриатическом, Эгейском и 
Средиземном морях группы американских кораблей, призванных осущест-
влять защиту стран Южной Европы от гипотетических ракетных угроз. По 
официальной американской версии, они могут также выдвигаться в Черное 
море в случае необходимости, например, при обострении ситуации в реги-
оне», — пояснили в МИД РФ. Какого рода угрозы и ситуации могут воз-
никнуть для США в Восточной Европе?

Рассматривая западные границы России, стоит упомянуть и о старом 

геополитическом проекте, который подразумевает конструирование 
пространства в виде буферных зон в районе  Балто-Черноморской дуги. 

На протяжении последних 500 лет на этом пространстве проводи-

лись попытки по созданию пояса враждебных России образований

17

В XXI веке этот тренд продолжается: прежде всего, это создание в 
1997 г. ГУАМ (аббревиатура по первым буквам стран участниц: Гру-
зия, Украина, Азербайджан, Молдавия, а с 1999 г. еще и Узбекистан). 
Основной целью блока было заявлено максимальное взаимодействие с 
НАТО, создание совместного миротворческого батальона для замеще-
ния российских миротворцев в зоне конфликтов на территории стран 
участниц (принятие решения было заблокировано президентом Мол-
давии В. Ворониным). 

В экономическом плане - обеспечение энергетической независимо-

сти Украины и Молдавии от России благодаря азербайджанской нефти 
и ее транзиту в Европу, а также транспортный коридор в обход России 
Европа—Кавказ—Азия (TRA

 CEKA

 ). 

Политическая составляющая в ГУАМ превалировала над экономиче-

ской и, исходя из взятых ценностных ориентиров на США, НАТО и ЕС, 
можно сделать вывод, что созданная международная наднациональная 
организация на пространстве СНГ, действующая против РФ в эконо-
мическом и военно-политическом плане и направленная на отстаивание 

17

 

В исторической ретроспективе подобного рода проекты создавались и со стороны Ватикана 

(Флорентийская уния: униатская (греко-католическая) церковь внесшая раскол в православных 
землях в XVI в. находящихся под протекторатом Речи Посполитой), со стороны Франции («Великий 
план» герцога М. де Сюлли XVII в., в котором речь идет о том, что в будущей европейской 
конфедерации нет места варварской Московии, ее следует вместе с турецким султаном «отбросить в 
Азию»), к XVIII в. к этим процессам активно подключилась британская дипломатия, со своими идеями 
восточного барьера по ограничению России в европейских делах, в 1919 г. итальянский и французский 
премьер-министры В. Орландо и Ж. Клемансо выдвинули идею «санитарного кардона» против 
распространения большевизма. В конце XX в. вновь стали воспроизводиться апробированные модели 
дуги, это оформилось ускоренным принятием в ЕС и НАТО восточноевропейских стран, бывших 
участников социалистического лагеря, а так же стран прибалтийского региона, на волне русофобской 
риторики и антироссийского курса. (прим. автора)


background image

73

www.geopolitika.ru

интересов третьих стран и организаций носит не только враждебный ха-
рактер по отношению к России, но и действует не в интересах народов 
стран ГУАМ.

К 2003 г., несмотря на выбранный 

курс на сближение с Западом, в чем 

активно содействуют США и их союзники по НАТО, пытаясь укрепить свое 
влияние на постсоветском пространстве, ГУАМ начинает буксовать и фактиче-
ски прекращает свое существование.

В общем-то, ГУАМ это не единственная попытка строительство «санитар-

ного кордона», были и другие геополитические концепты, разработанные аме-
риканскими стратегами, в частности Балтийско-Черноморское Содружество 
или так называемый союз стран Межморья, а так же Сообщество Демократиче-
ского Выбора (СДВ) Балтийско-Черноморско-Каспийского региона, основная 
идея которого - это 

создание своего рода расширенного антироссийского 

ГУАМ путем привлечения к нему стран т.н. «Новой Европы» уже явля-
ющихся членами НАТО, плюс тех государств, которые стремятся войти 
в Североатлантический альянс.

В наши дни на пространстве Балтийско-Черноморско-Каспийского 

региона получил реализацию проект Восточного партнерства, представ-
ленный в 2008 г. на заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним 
связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции, 
рассчитанный на шесть постсоветских государств – Украину, Белорус-
сию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию. Основная цель про-
екта – это интеграция этих государств в евроатлантические структуры, 
но так как перспектива принятия перечисленных  стран в ЕС и НАТО 
весьма туманна, то речь идет об укреплении стратегического сотрудни-
чества. В экспертной среде бытует мнение, что этот проект есть не что 
иное, как попытки «старой» Европы перехватить у США инициативу 
в «освоении» постсоветского пространства путём отрыва от России 
восточноевропейских стран СНГ. Однако, не стоит полагать, что сам 
проект идет в разрез с интересами США, тем более, что основные ини-
циативы по продвижению «Восточного партнерства» принадлежат 
Польше, которая на сегодняшний день является основным проводником 
американских интересов в регионе.   

Из обнародованных сайтом WikiLeaks рассекреченных докумен-

тов переписки американских дипломатов со своими европейскими 
коллегами следует, что разговоры о перезагрузке являются всего лишь 
разговорами, в то время как Запад продолжает воспринимать Россию 
как угрозу, и предпринял ряд шагов по ее сдерживанию

18

. В частности, 

в депеше, составленной временным поверенным посольства США 

18

 

[Электронный ресурс] URL:http://www.kommersant.ru/doc-rm/1763891 (дата обращения - 

24.11.2011).


background image

74

Геополитика

в Стокгольме Робертом Сильверманом, говорится о том, что глубокая 
интеграция постсоветских государств с ЕС ничуть не менее важна, чем 
договор НАТО о коллективной безопасности, добавляя при этом, что 
Москва серьезно недооценивает эффективность «мягкой силы» (soft  
power).

Можно отметить, что политика ЕС не сильно отличается от по-

литики НАТО, так как практически все государства входящие в Евро-
союз являются членами Североатлантического Альянса. При этом су-
ществует некоторое разделение: ЕС сосредоточено на экономическом 
сотрудничестве, а НАТО сконцентрировано на военно-политическом 
и военно-техническом. Обозначим, что все геополитические и военно-
стратегические интересы США и НАТО в регионе стоит рассматривать 
в контексте соперничества с Россией. 

С 1997 г. черноморско-каспийский регион объявлен зоной амери-

канских национальных интересов и рассматривается не только как ис-
точник энергоресурсов, альтернативный Персидскому заливу, но и как 
плацдарм последующего доступа США к перспективным рынкам Китая, 
Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии. Действия Америки усили-
вают напряженность в регионе, что повышает вероятность возникнове-
ния конфронтационных ситуаций и конфликтов. Напомним, что

 

основ-

ной целью США и НАТО является не допущение объединения России, 
Ирана и Китая в единый блок.

К упомянутым угрозам российской безопасности в военной и эко-

номической сфере стоит добавить и угрозы культурологического ха-
рактера. В этой связи релевантным является исследование аспиранта 
ННГУ Максима Медоварова

19

, который, говоря о геополитике букв, в 

контексте информационных войн, показывает, как в эпоху глобализации 
происходит использование графики и орфографии в идеологической 
борьбе. На территориях, где ослабевает влияние России,  вместе с уси-
лением западного влияния запускаются процессы, влекущие за собой за-
мещение графического начертания алфавита, в частности с кириллицы 
на латиницу. 

Все проекты, реализуемые в Балтийско-Черноморско-Каспийском 

регионе, имеют антироссийских характер, влекут за собой и милитари-
зацию региона для сдерживания потенциала России, и преследуют цель 
разрыва многовековых культурно-исторических связей, и вывода из-под 
сферы влияния России территорий, необходимых для ее выживания. 
Наглядным примером тому может послужить Грузия, которая модерни-
зировала свои вооруженные силы при помощи и финансовой поддержке 

19

 

[Электронный ресурс] URL:http://www.rossia3.ru/politics/foreign/kirillitsa (дата обращения - 

24.11.2011).


background image

75

www.geopolitika.ru

США и НАТО: военная база вблизи города Сенаки в 2006 г., военная 
база в Гори в 2008 г., модернизация авиабазы Марнеули, строительство 
аэродромов вблизи Местия, Чихареши, поставка грузинской армии бое-
вых вертолетов «Апач» и «Блекхок», и т.д.

Центральная Азия

Для более полного понимания действий США в азиатском райо-

не постсоветского пространства приведем высказывание помощника 
государственного секретаря США по делам Средней Азии Роберта О. 
Блейка, который в своей речи «Приоритеты администрации Обамы в 
Южной и Центральной Азии», произнесенной 11 января 2011 г., под-
черкнул, что Средняя Азия лежит на стратегически важном перекрестке 
дорог, граничащих с Афганистаном, Китаем, Россией, Индией и Ира-
ном. Это объясняет, почему Соединенные Штаты намерены расширять 
свое присутствие в этом критическом регионе и сотрудничать с находя-
щимися в нём странами. Именно поэтому США, используя как предлог 
борьбу с «международным терроризмом», а так же раздавая различного 
рода финансовые и экономические обещания, небезуспешно склоняют 
страны региона – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан 
и Узбекистан к созданию на их территориях американских военных баз и 
опорных пунктов. Заняв ключевые позиции в Центральной Азии, США 
замыкают кольцо своего господства вокруг Ближнего, Среднего Вос-
тока и Центральной Азии, получая при этом доступ к энергоресурсам 
региона. Заявляя о выводе войск из Афганистана, США и НАТО, скорее 
всего, будут  реализовывать план по переброске военных в страны Цен-
тральной Азии.

В данном контексте нельзя не затронуть проект Большой Централь-

ной Азии Фредерика Старра. Целью проекта является трансформация 
всего региона в зону государств с рыночными экономиками, светскими и 
открытыми системами государственного управления, уважающими права 
человека и поддерживающими позитивные отношения с Вашингтоном. 

В 

рамках осуществления программы «Большой Центральной Азии» США плани-
руют создание энергосистемы, объединяющей Центральную и Южную Азию. 
Суть программы заключается в том, чтобы направить энергоресурсы Централь-
ной Азии (нефть Казахстана, газ Туркменистана, гидроресурсы Кыргызстана и 
Таджикистана) в сторону Афганистана, Пакистана и Индии для удовлетворения 
их растущих потребностей. 

Создание БЦА позволит США не только вы-

вести центрально-азиатские республики бывшего СССР, большинство 
из которых входит в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, из-под 
влияния России и Китая, и объединить их с прозападно ориентированны-
ми странами Центральной Азии, но окончательно закрепиться в регионе.