ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1299
Скачиваний: 1
81
www.geopolitika.ru
мнение о том, что только расширение иностранного экономического,
гуманитарного, а в перспективе и политического присутствия в россий-
ской Арктике может спасти регион «от деградации» и экологических
угроз. При этом задействуются различные международные и россий-
ские экологические организации, создающие общественный резонанс
о наносимом вреде окружающей среде Арктики со стороны России.
США уже сегодня требуют прямого доступа своих представителей к
российским военным объектам и технологиям, настаивая на реализации
программ по утилизации объектов российских военно-морских сил, в
частности программы Нанна-Лугара. То есть США помимо чисто эко-
номических задач пытается решить еще одну - установление контроля
над российским Северным флотом.
Заключение
Начальник Генштаба Минобороны России Николай Макаров, вы-
ступая с докладом в Общественной палате РФ, сказал о том, что воз-
можность локальных вооруженных конфликтов практически по всему
периметру границы России резко увеличилась. При определенных ус-
ловиях локальные и региональные вооруженные конфликты могут пере-
расти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного
оружия. При этом
Макаров также напомнил о возможных угрозах в Средней
Азии в случае вывода американских войск из Афганистана.
Для противодействия развертыванию системы ПРО в Европе Рос-
сия вынуждена принять ряд оборонительных мер. Российские балли-
стические ракеты оснастят перспективными комплексами преодоления
противоракетной обороны, Вооруженные силы РФ разработают меры
по разрушению информационных и управляющих средств американ-
ской системы ПРО, а в Калининградской области будет развернут ра-
кетный комплекс «Искандер». С такими словами обратился к гражда-
нам РФ президент Дмитрий Медведев.
Так же стоит обратить внимание на то, что в последнее время во мно-
гих аналитических журналах, издаваемых в США и Европе часто упо-
требляются фразы - распад России на маленькие национальные государ-
ства, война на Кавказе как катализатор процесса распада России, и т.д.
Евразийские интеграционные процессы в данном контексте стоит
рассматривать как геополитический ответ на глобальные вызовы и соз-
дание одного из полюсов многополярного мира.
82
Геополитика
Стратегическая переорганизация
Токмакова М.В.
Важнейшим геополитическим проектом на постсоветском про-
странстве на сегодняшний день является Евразийский Союз (ЕАС). Ев-
разийский Союз представляет собой проект конфедеративного союза
постсоветских государств с единым политическим, экономическим, во-
енным, гуманитарным и культурным пространством.
Впервые проект евразийской интеграции был предложен президен-
том Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в марте 1994-го года. Неза-
долго до этого, во время визита в Великобританию Назарбаев, выступая
в Королевском институте международных проблем «Chatham House»,
отметил необходимость более глубокой интеграции стран СНГ
1
. Пред-
полагалось, что вначале в Союз войдут пять республик бывшего СССР:
Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем
к Союзу могут присоединиться другие государства: Армения, Узбеки-
стан, возможно, Украина, а также так называемые непризнанные респу-
блики Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье.
Выдвижению идеи по созданию Евразийского Союза предшествова-
ла трагическая история политического распада большого постсоветско-
го пространства в результате попыток его реформирования, а возможно
и умышленной дезинтеграции, либеральными политиками. В ходе ре-
форм Советского Союза выдвигались различные предложения.
Одним из предложенных проектов по реформированию союза ре-
спублик по типу мягкой федерации был Европейско-Азиатский Союз
1989-го года, автором которого являлся А.Д. Сахаров, представитель
«демократической» фракции Съезда Народных Депутатов СССР. Про-
ект предполагал наделение суверенитетом и правом выхода из союза
около пятидесяти равноправных республик, ранее составляющих со-
юзные республики и автономии СССР
2
. Реализация данного проекта
оказалась бы полным разрушением постсоветского пространства, но
проект не был принят.
В марте 1991-го года прошел Всесоюзный референдум о сохране-
нии СССР, на основе которого в рамках новоогаревского процесса
был разработан проект создания мягкой децентрализованной феде-
рации Союза Суверенных Государств (ССГ). Согласно «Договору
о Союзе суверенных государств», «государства, образующие Союз,
1
Медведев Р.А. Становление евразийского проекта Нурсултана Назарбаева. [Электронный ресурс]
URL: http://www.2000.net.ua/f/58040 (дата обращения: 11.03.11)
2
Сахаров А.Д. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии. [Электронный ресурс]
URL: http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Constitution.htm (дата обращения: 11.03.11)
83
www.geopolitika.ru
обладают всей полнотой власти, самостоятельно определяют свое на-
ционально-государственное устройство, систему органов власти и
управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим
государствам – участникам Договора»
3
. Но в результате августовского
путча, нацеленного на срыв подписания данного договора, ССГ не был
создан. Более того, на территории постсоветского пространства на-
чался «парад суверенитетов». Впоследствии М. Горбачев писал: «ав-
густовский путч сорвал процесс формирования новых союзных от-
ношений между суверенными государствами, усложнил и подстегнул
дезинтеграцию – уже не только государства, но и общества. Понимая
всю опасность новой ситуации для демократических преобразований,
возобновление работы над Союзным договором я рассматривал как
самый главный приоритет»
4
.
По мере усиления дезинтеграционных процессов работа по проек-
ту ССГ снова была возобновлена. Главным вопросом перед политика-
ми стоял о форме будущего государственного образования, будет ли
это союзное государство или союз государств. 14-го ноября 1991-го
г. на Госсовете в Ново-Огарево главы суверенных республик пришли
к выводу: «должно быть конфедеративное союзное государство»
5
.
Было решено заключить договор о создании ССГ 9-го декабря 1991-
го года, но 8-го декабря подписанием Беловежского соглашения был
юридически закреплен развал СССР и создание Содружества Незави-
симых Государств.
3
Проект: Договор о Союзе Суверенных Государств 27 ноября 1991 года. [Электронный ресурс]
URL: http://www.bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/85.htm (дата обращения: 11.03.11)
4
Горбачев М.С. Декабрь-91. Моя позиция. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/MEMUARY/
GORBACHEV/poziciya91.txt (дата обращения: 11.03.11)
5
Там
же
84
Геополитика
Интересно, что 9-го декабря 1991-го г., в день, на который было на-
мечено подписание соглашения о создании конфедеративного Союза
Суверенных Государств, в Маастрихте было заключено соглашение по
проекту трансформации Европейского сообщества в конфедерацию –
Европейский союз
6
.
Таким образом, пал один из полюсов биполярного мира – Со-
ветский Союз. На территории постсоветского пространства не за-
медлили активизироваться множество вооруженных конфликтов.
Общее гуманитарное, социальное, экономическое, хозяйственное
пространство оказалось разделено границами суверенных госу-
дарств. Между бывшими советскими республиками был установлен
визовый режим, распалась зона рубля введением национальных ва-
лют, между странами начались взаимные претензии, в том числе по
делимитации границ.
В мероприятиях по обсуждению конфедеративного проекта неиз-
менно участвовали Россия, Белоруссия и пять среднеазиатских респу-
блик. И по сегодняшний день именно эти страны сохраняют интерес к
постсоветским интеграционным процессам. Основным столпом объ-
единения являются: Казахстан, Белоруссия и Россия.
В
прямом
эфире
18-
го
октября
2007-
го
г
.
В
.
В
.
Путин
за
-
явил
:
«Руководство Казахстана и президент Казахстана, по сути,
являются движущей силой, лидерами в том, что касается интегра-
ции на постсоветском пространстве. Очень многое из того, что до-
стигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе прези-
дента Назарбаева».
7
Тем не менее, к сожалению, многостороннего
согласия по организации Евразийского Союза пока не достигнуто.
Россия и Белоруссия образовали Союзное государство, с перемен-
ным успехом преобразующееся из конфедеративного союза в буду-
щую мягкую федерацию.
Главные ориентиры Казахстана на интеграцию в пределах постсовет-
ского пространства были четко обозначены Н.А.Назарбаевым в марте
1994-го г., «Есть присущие только этому пространству, бывшему СССР,
формы и механизмы связей и управления, менталитет. Сейчас кризис об-
щественной системы усугубляется кризисом разрыва государственного
единства, все это привносит элементы социальной неустроенности, уси-
ливающие политические кризисы и конфликты. Мы хотим минимизиро-
вать экономические и социальные последствия разрушения Союза..., но
6
1990-1999 A Europe without frontiers http://europa.eu/abc/history/1990-1999/1991/index_en.htm
(дата обращения: 11.03.11)
7
НИА «КазИнформ» Председательство Казахстана в ОБСЕ свидетельствует о высоком
международном авторитете Президента РК Н.А. Назарбаева. [Электронный ресурс] URL: http://www.
zakon.kz/61045-predsedatelstvo-kazakhstana-v-obse.html (дата обращения: 11.03.11)
85
www.geopolitika.ru
не нужно возрождать империю, которая денационализировала респу-
блики, на это никто не пойдет»
8
.
Устойчивое конфедеративное образование ЕАС также может пере-
расти в мягкую федерацию, что происходит сейчас, например, с Союз-
ным Государством России и Белоруссии. Впрочем, перед Евразийским
Союзом еще рано ставить такую задачу, но в нем заложена максимальная
привлекательность для всех его участников. «Речь идет лишь о добро-
вольной интеграции, опирающейся на очевидные экономические выго-
ды и разумно понятые национальные интересы»
9
. Для этого на пути к
Евразийскому союзу создается общее экономическое пространство при
помощи ЕврАзЭС. На сегодня данная организация и создаваемые в ее
рамках Таможенный союз и ЕЭП являются главным достижением на
пути к Евразийскому Союзу.
Многие механизмы взаимодействия в ЕврАзЭС создавались с уче-
том опыта и правил в работе Европейского Союза. Тем не менее, в ев-
разийской интеграции учитывается специфика региона, наличие регио-
нального гегемона. Экономическая интеграция между постсоветскими
странами относительно схемы, по которой развивался Евросоюз, пред-
ставляет скачкообразное развитие, что также говорит об особенностях
евразийского региона.
Содружество Независимых Государств, на которое часто возлага-
ют свои надежды по интеграции постсоветских стран, выполнило свои
дезинтеграционные функции, и теперь служит памятником прошлого
единства. Учитывая данную особенность, а также отсутствие альтерна-
тивных организаций, объединяющих большую часть постсоветских го-
сударств, стоит считать Содружество полезным. В отличие от СНГ, про-
ект Евразийского Союза предлагает народу общую объединительную
идею, выступает «прообразом будущего объединения стран и народов
уже на гораздо более высоком уровне»
10
.
В проекте Евразийского Союза заложена концепция евразийства,
отражающую специфику постсоветского пространства. В узком смысле
евразийство понимается как «философия интеграции постсоветского
пространства на демократической, ненасильственной и добровольной
основе без доминирования какой бы то ни было этнической или конфес-
сиональной группы»
11
.
8
Назарбаев Н.А. Союза нет, все свободны, но обречены все решать сообща: [Беседа с
Президентом РК об отношениях Казахстана с государствами СНГ / Записал О. Лацис.] // Известия. М.,
1994г., 11 марта. С.4
9
Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. Сойдутся ли Восток и Запад //
Экономические стратегии. №03-2008. С.20-24
10
Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. [Электронный ресурс] URL:
http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/korni/42353 (дата обращения: 11.03.11)
11
Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М., 2004. С.228