Файл: Геополитика номер 13.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1258

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

www.geopolitika.ru

мнение о том, что только расширение иностранного экономического, 
гуманитарного, а в перспективе и политического присутствия в россий-
ской Арктике может спасти регион «от деградации» и экологических 
угроз. При этом задействуются различные международные и россий-
ские экологические организации, создающие общественный резонанс 
о наносимом вреде окружающей среде Арктики со стороны России. 
США уже сегодня требуют прямого доступа своих представителей к 
российским военным объектам и технологиям, настаивая на реализации 
программ по утилизации объектов российских военно-морских сил, в 
частности программы Нанна-Лугара. То есть США помимо чисто эко-
номических задач пытается решить еще одну - установление контроля 
над российским Северным флотом.

Заключение

Начальник Генштаба Минобороны России Николай Макаров, вы-

ступая с докладом в Общественной палате РФ, сказал о том, что воз-
можность локальных вооруженных конфликтов практически по всему 
периметру границы России резко увеличилась.  При определенных ус-
ловиях локальные и региональные вооруженные конфликты могут пере-
расти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного 
оружия. При этом 

Макаров также напомнил о возможных угрозах в Средней 

Азии в случае вывода американских войск из Афганистана. 

Для противодействия развертыванию системы ПРО в Европе Рос-

сия вынуждена принять ряд оборонительных мер. Российские балли-
стические ракеты оснастят перспективными комплексами преодоления 
противоракетной обороны, Вооруженные силы РФ разработают меры 
по разрушению информационных и управляющих средств американ-
ской системы ПРО, а в Калининградской области будет развернут ра-
кетный комплекс «Искандер». С такими словами обратился к гражда-
нам РФ президент Дмитрий Медведев.

Так же стоит обратить внимание на то, что в последнее время во мно-

гих аналитических журналах, издаваемых в США и Европе часто упо-
требляются фразы - распад России на маленькие национальные государ-
ства, война на Кавказе как катализатор процесса распада России, и т.д.

Евразийские интеграционные процессы в данном контексте стоит 

рассматривать как геополитический ответ на глобальные вызовы и соз-
дание одного из полюсов многополярного мира.


background image

82

Геополитика

Стратегическая переорганизация

Токмакова М.В.

Важнейшим геополитическим проектом на постсоветском про-

странстве на сегодняшний день является Евразийский Союз (ЕАС). Ев-
разийский Союз представляет собой проект конфедеративного союза 
постсоветских государств с единым политическим, экономическим, во-
енным, гуманитарным и культурным пространством.

Впервые проект евразийской интеграции был предложен президен-

том Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в марте 1994-го года. Неза-
долго до этого, во время визита в Великобританию Назарбаев, выступая 
в Королевском институте международных проблем «Chatham House», 
отметил необходимость более глубокой интеграции стран СНГ

1

. Пред-

полагалось, что вначале в Союз войдут пять республик бывшего СССР: 
Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем 
к Союзу могут присоединиться другие государства: Армения, Узбеки-
стан, возможно, Украина, а также  так называемые непризнанные респу-
блики Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье.

Выдвижению идеи по созданию Евразийского Союза предшествова-

ла трагическая история политического распада большого постсоветско-
го пространства в результате попыток его реформирования, а возможно 
и умышленной дезинтеграции, либеральными политиками. В ходе ре-
форм Советского Союза выдвигались различные предложения.

Одним из предложенных проектов по реформированию союза ре-

спублик по типу мягкой федерации был Европейско-Азиатский Союз 
1989-го года, автором которого являлся А.Д. Сахаров, представитель 
«демократической» фракции Съезда Народных Депутатов СССР. Про-
ект предполагал наделение суверенитетом и правом выхода из союза 
около пятидесяти равноправных республик, ранее составляющих со-
юзные республики и автономии СССР

2

. Реализация данного проекта 

оказалась бы полным разрушением постсоветского пространства, но 
проект не был принят.

В марте 1991-го года прошел Всесоюзный референдум о сохране-

нии СССР, на основе которого в рамках новоогаревского процесса 
был разработан проект создания мягкой децентрализованной феде-
рации Союза Суверенных Государств (ССГ). Согласно «Договору 
о Союзе суверенных государств», «государства, образующие Союз, 

1

 

Медведев Р.А. Становление евразийского проекта Нурсултана Назарбаева. [Электронный ресурс] 

URL: http://www.2000.net.ua/f/58040 (дата обращения: 11.03.11)

2

 

Сахаров А.Д. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии. [Электронный ресурс] 

URL:  http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Constitution.htm (дата обращения: 11.03.11)


background image

83

www.geopolitika.ru

обладают всей полнотой власти, самостоятельно определяют свое на-
ционально-государственное устройство, систему органов власти и 
управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим 
государствам – участникам Договора»

3

. Но в результате августовского 

путча, нацеленного на срыв подписания данного договора, ССГ не был 
создан. Более того, на территории постсоветского пространства на-
чался «парад суверенитетов». Впоследствии М. Горбачев писал: «ав-
густовский путч сорвал процесс формирования новых союзных от-
ношений между суверенными государствами, усложнил и подстегнул 
дезинтеграцию – уже не только государства, но и общества. Понимая 
всю опасность новой ситуации для демократических преобразований, 
возобновление работы над Союзным договором я рассматривал как 
самый главный приоритет»

4

.

По мере усиления дезинтеграционных процессов работа по проек-

ту ССГ снова была возобновлена. Главным вопросом перед политика-
ми стоял о форме будущего государственного образования, будет ли 
это союзное государство или союз государств. 14-го ноября 1991-го 
г. на Госсовете в Ново-Огарево главы суверенных республик пришли 
к выводу: «должно быть конфедеративное союзное государство»

5

Было решено заключить договор о создании ССГ 9-го декабря 1991-
го года, но 8-го декабря подписанием Беловежского соглашения был 
юридически закреплен развал СССР и создание Содружества Незави-
симых Государств. 

3

 

 Проект: Договор о Союзе Суверенных Государств 27 ноября 1991 года. [Электронный ресурс] 

URL:  http://www.bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/85.htm (дата обращения: 11.03.11)

4

 

Горбачев М.С. Декабрь-91. Моя позиция. [Электронный ресурс] URL:  http://lib.ru/MEMUARY/

GORBACHEV/poziciya91.txt (дата обращения: 11.03.11)

5

 Там 

же


background image

84

Геополитика

Интересно, что 9-го декабря 1991-го г., в день, на который было на-

мечено подписание соглашения о создании конфедеративного Союза 
Суверенных Государств, в Маастрихте было заключено соглашение по 
проекту трансформации Европейского сообщества в конфедерацию – 
Европейский союз

6

.

Таким образом, пал один из полюсов биполярного мира – Со-

ветский Союз. На территории постсоветского пространства не за-
медлили активизироваться множество вооруженных конфликтов. 
Общее гуманитарное, социальное, экономическое, хозяйственное 
пространство оказалось разделено границами суверенных госу-
дарств. Между бывшими советскими республиками был установлен 
визовый режим, распалась зона рубля введением национальных ва-
лют, между странами начались взаимные претензии, в том числе по 
делимитации границ.

В мероприятиях по обсуждению конфедеративного проекта неиз-

менно участвовали Россия, Белоруссия и пять среднеазиатских респу-
блик. И по сегодняшний день именно эти страны сохраняют интерес к 
постсоветским интеграционным процессам. Основным столпом объ-
единения являются: Казахстан, Белоруссия и Россия. 

В

 

прямом

 

эфире

 18-

го

 

октября

 2007-

го

 

г

В

.

В

Путин

 

за

-

явил

:

 «Руководство Казахстана и президент Казахстана, по сути, 

являются движущей силой, лидерами в том, что касается интегра-
ции на постсоветском пространстве. Очень многое из того, что до-
стигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе прези-
дента Назарбаева».

7

 Тем не менее, к сожалению, многостороннего 

согласия по организации Евразийского Союза пока не достигнуто. 
Россия и Белоруссия образовали Союзное государство, с перемен-
ным успехом преобразующееся из конфедеративного союза в буду-
щую мягкую федерацию.

Главные ориентиры Казахстана на интеграцию в пределах постсовет-

ского пространства были четко обозначены Н.А.Назарбаевым в марте 
1994-го г., «Есть присущие только этому пространству, бывшему СССР, 
формы и механизмы связей и управления, менталитет. Сейчас кризис об-
щественной системы усугубляется кризисом разрыва государственного 
единства, все это привносит элементы социальной неустроенности, уси-
ливающие политические кризисы и конфликты. Мы хотим минимизиро-
вать экономические и социальные последствия разрушения Союза..., но 

6

 

 1990-1999 A Europe without frontiers http://europa.eu/abc/history/1990-1999/1991/index_en.htm 

(дата обращения: 11.03.11)

7

 

НИА «КазИнформ» Председательство Казахстана в ОБСЕ свидетельствует о высоком 

международном авторитете Президента РК Н.А. Назарбаева. [Электронный ресурс] URL: http://www.
zakon.kz/61045-predsedatelstvo-kazakhstana-v-obse.html (дата обращения: 11.03.11)


background image

85

www.geopolitika.ru

не нужно возрождать империю, которая денационализировала респу-
блики, на это никто не пойдет»

8

.

Устойчивое конфедеративное образование ЕАС также может пере-

расти в мягкую федерацию, что происходит сейчас, например, с Союз-
ным Государством России и Белоруссии. Впрочем, перед Евразийским 
Союзом еще рано ставить такую задачу, но в нем заложена максимальная 
привлекательность для всех его участников. «Речь идет лишь о добро-
вольной интеграции, опирающейся на очевидные экономические выго-
ды и разумно понятые национальные интересы»

9

. Для этого на пути к 

Евразийскому союзу создается общее экономическое пространство при 
помощи ЕврАзЭС. На сегодня данная организация и создаваемые в ее 
рамках Таможенный союз и ЕЭП являются главным достижением на 
пути к Евразийскому Союзу.

 Многие механизмы взаимодействия в ЕврАзЭС создавались с уче-

том опыта и правил в работе Европейского Союза. Тем не менее, в ев-
разийской интеграции учитывается специфика региона, наличие регио-
нального гегемона. Экономическая интеграция между постсоветскими 
странами относительно схемы, по которой развивался Евросоюз, пред-
ставляет скачкообразное развитие, что также говорит об особенностях 
евразийского региона.

Содружество Независимых Государств, на которое часто возлага-

ют свои надежды по интеграции постсоветских стран, выполнило свои 
дезинтеграционные функции, и теперь служит памятником прошлого 
единства. Учитывая данную особенность, а также отсутствие альтерна-
тивных организаций, объединяющих большую часть постсоветских го-
сударств, стоит считать Содружество полезным. В отличие от СНГ, про-
ект Евразийского Союза предлагает народу общую объединительную 
идею, выступает «прообразом будущего объединения стран и народов 
уже на гораздо более высоком уровне»

10

.

В проекте Евразийского Союза заложена концепция евразийства, 

отражающую специфику постсоветского пространства. В узком смысле 
евразийство понимается как «философия интеграции постсоветского 
пространства на демократической, ненасильственной и добровольной 
основе без доминирования какой бы то ни было этнической или конфес-
сиональной группы»

11

8

 

 Назарбаев Н.А. Союза нет, все свободны, но обречены все решать сообща: [Беседа с 

Президентом РК об отношениях Казахстана с государствами СНГ / Записал О. Лацис.] // Известия. М., 
1994г., 11 марта. С.4

9

 

Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. Сойдутся ли Восток и Запад // 

Экономические стратегии. №03-2008. С.20-24

10

 

Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. [Электронный ресурс] URL: 

http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/korni/42353 (дата обращения: 11.03.11)

11

 

Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М., 2004. С.228